Мордовское национальное нагрудное украшение (сюлгамо)
план-конспект по краеведению на тему
Конспект НОД «Мордовское национальное нагрудное украшение»
Цель:
- Приобщать к истокам мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства; развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.
Задачи:
- Познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;
- Продолжать развивать творческие способности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к мордовской народной культуре.
Демонстрационный материал:
- Куклы в мордовских костюмах.
- Мордовский национальный костюм.
- Красочные иллюстрации и репродукции, картинки.
- Материал для продуктивной изобразительной деятельности.
Словарная работа: сорока, пулай, панар, сюлгамо, каркс.
Ход занятия.
В: Шумбратадо, эйкакшт! (Здравствуйте дети)
Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)
В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?
Д: Ответы детей (на мордовском)
В: Правильно ребята, мы с вами поздоровались на мордовском языке, а как вы думаете, почему мы с Вами так поздоровались?
Д: Ответы детей (Мы живем в Мордовии)
В: Мы живем с вами в Республике Мордовия и поздоровались на родном языке коренных жителей нашей Республики. Мордва один из древнейших народов – России.
Давным-давно жил был народ мордовский. Жили они дружно. Мужчины землю возделывали, на охоту и рыбалку ходили. А женщины в поле помогали, кушать готовили, холсты ткали и одежду шили. И вот в один из дней, когда мужчины были на охоте, пришел в деревню человек злой да жадный, пришел не один, а с войском своим большим. А в деревне только дети, старики да женщины. И ограбил он деревню, забрал все, что было ценного, и когда уходил, сказал, что скоро вернется. Погоревали жители деревни, да стали думать, что делать. Думали, думали да придумали. Женщины соткали холст. Сшили из него рубахи себе длинные, назвали на мордовском языке «панар» (Дети повторяют). Несколько дней и ночей вышивали они узор замысловатый на «панаре» из ниток шерстяных, черного цвета как земля мордовская, красного, как кровь, которая соединяет народ мордовский, а еще в вышивке были нити желтого цвета как солнышко ясное и зеленого, как лес дремучий. Нарядились они в эти «панары» белые, вышитые, сверху надели красный «пулай» (Дети повторяют, расшитый и украшенный лентами разноцветными, ещё повязали пояс – «каркс». Шею украсили нарядным «сюлгамо». На головы одели разноцветные головные уборы – «сорока» (Дети повторяют). И вышли встречать злодея. Удивился он, когда увидал женщин в нарядах диковинных и вдруг засмотрелся на вышивку на костюмах. Да так засмотрелся, что забыл, зачем пришёл. А люди не стали ему напоминать об этом. Выбрал он себе девушку в жёны, большую мастерицу по вышивке и остался жить в этой деревне. Так и жили они себе, поживали. Дружно работали, так же дружно и веселились. Давайте ребята и мы повеселимся.
(Физкультминутка под мордовскую песню «Минь листяно улицяв»)
В: Молодцы ребята. Хорошо повеселились, а сейчас давайте рассмотрим нашу выставку национального мордовского костюма. Вам нравятся наряды на куклах? Почему они вам нравятся? Да, они украшены узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай. Украшался вышивкой, бусинками и бисером.
Нагрудное украшение – сюлгамо. Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго, сорока. Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
- Ребята, а из ниток какого цвета выполнена вышивка? (Красный, черный, желтый, зеленый)
В: Правильно. Ребята вы внимательно слушали сказку
языке.)
В: Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами начали делать кукол-мордовочек для выставки мордовского национального костюма, но не успели украсить сюлгамо. Я предлагаю сейчас закончить работу и доделать наших мордовочек. Но прежде чем, вы начнёте работать, мы проведем гимнастику для пальчиков, чтобы они не уставали во время работы.
Пальчиковая гимнастика.
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
Вставай, Крошка-Митрошка!
Привет,ладошка!
-Теперь начинаем украшать нашу мордовочку.
(самостоятельная деятельность детей)
В: Кто уже украсил свое «сюлгамо», одевает его на куколку, а затем приводит своё рабочее место в порядок.
В: Посмотрите, какие у нас куклы получились нарядные. Чья работа вам больше понравилась? А мне понравились все ваши работы. Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили?
(Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке)
Все вы молодцы, правильно отвечали и выполняли работу. На этом наше занятие заканчивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fevral.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Мордовское национальное нагрудное украшение»
Цель:
- Приобщать к истокам мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства; развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.
Задачи:
- Познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;
- Продолжать развивать творческие способности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к мордовской народной культуре.
Демонстрационный материал:
- Куклы в мордовских костюмах.
- Мордовский национальный костюм.
- Красочные иллюстрации и репродукции, картинки.
- Материал для продуктивной изобразительной деятельности.
Словарная работа: сорока, пулай, панар, сюлгамо, каркс.
Ход занятия.
В: Шумбратадо, эйкакшт! (Здравствуйте дети)
Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)
В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?
Д: Ответы детей (на мордовском)
В: Правильно ребята, мы с вами поздоровались на мордовском языке, а как вы думаете, почему мы с Вами так поздоровались?
Д: Ответы детей (Мы живем в Мордовии)
В: Мы живем с вами в Республике Мордовия и поздоровались на родном языке коренных жителей нашей Республики. Мордва один из древнейших народов – России.
Давным-давно жил был народ мордовский. Жили они дружно. Мужчины землю возделывали, на охоту и рыбалку ходили. А женщины в поле помогали, кушать готовили, холсты ткали и одежду шили. И вот в один из дней, когда мужчины были на охоте, пришел в деревню человек злой да жадный, пришел не один, а с войском своим большим. А в деревне только дети, старики да женщины. И ограбил он деревню, забрал все, что было ценного, и когда уходил, сказал, что скоро вернется. Погоревали жители деревни, да стали думать, что делать. Думали, думали да придумали. Женщины соткали холст. Сшили из него рубахи себе длинные, назвали на мордовском языке «панар» (Дети повторяют). Несколько дней и ночей вышивали они узор замысловатый на «панаре» из ниток шерстяных, черного цвета как земля мордовская, красного, как кровь, которая соединяет народ мордовский, а еще в вышивке были нити желтого цвета как солнышко ясное и зеленого, как лес дремучий. Нарядились они в эти «панары» белые, вышитые, сверху надели красный «пулай» (Дети повторяют, расшитый и украшенный лентами разноцветными, ещё повязали пояс – «каркс». Шею украсили нарядным «сюлгамо». На головы одели разноцветные головные уборы – «сорока» (Дети повторяют). И вышли встречать злодея. Удивился он, когда увидал женщин в нарядах диковинных и вдруг засмотрелся на вышивку на костюмах. Да так засмотрелся, что забыл, зачем пришёл. А люди не стали ему напоминать об этом. Выбрал он себе девушку в жёны, большую мастерицу по вышивке и остался жить в этой деревне. Так и жили они себе, поживали. Дружно работали, так же дружно и веселились. Давайте ребята и мы повеселимся.
(Физкультминутка под мордовскую песню «Минь листяно улицяв»)
В: Молодцы ребята. Хорошо повеселились, а сейчас давайте рассмотрим нашу выставку национального мордовского костюма. Вам нравятся наряды на куклах? Почему они вам нравятся? Да, они украшены узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай. Украшался вышивкой, бусинками и бисером.
Нагрудное украшение – сюлгамо. Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго, сорока. Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
- Ребята, а из ниток какого цвета выполнена вышивка? (Красный, черный, желтый, зеленый)
В: Правильно. Ребята вы внимательно слушали сказку
языке.)
В: Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами начали делать кукол-мордовочек для выставки мордовского национального костюма, но не успели украсить сюлгамо. Я предлагаю сейчас закончить работу и доделать наших мордовочек. Но прежде чем, вы начнёте работать, мы проведем гимнастику для пальчиков, чтобы они не уставали во время работы.
Пальчиковая гимнастика.
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
Вставай, Крошка-Митрошка!
Привет,ладошка!
-Теперь начинаем украшать нашу мордовочку.
(самостоятельная деятельность детей)
В: Кто уже украсил свое «сюлгамо», одевает его на куколку, а затем приводит своё рабочее место в порядок.
В: Посмотрите, какие у нас куклы получились нарядные. Чья работа вам больше понравилась? А мне понравились все ваши работы. Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили?
(Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке)
Все вы молодцы, правильно отвечали и выполняли работу. На этом наше занятие заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа «Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.»
«Мордовский национальный костюм. Изготовление куклы в мордовском наряде.»...
Конспект занятия по ДПИ, ИЗО, МХК "Хакасское нагрудное украшение- Пого"
Занятие "Хакасское нагрудное украшение - Пого", проводилось в рамках факультета хакасских наук. на занятии дети знакомятся с особенностью украшения и выполняют практическое задание - создают пого по с...
Урок по теме "Пого - нагрудное украшение хакасов"
Цель урока: формирование умений и навыков исследовательской деятельности; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; умение анализировать разговорный стиль.Задачи: совершенствовать...
Конспект урока "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"
Конспект урока по теме "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"...
ПРезентация урока "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"
Презентация к уроку "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"...
Технологическая карта к уроку "Выполнение нагрудного украшения к 9 мая из атласных лент"
Технологическая карта к уроку...
Тема проекта: «Нагрудные украшения верховых и низовых чуваш и их реконструкция»
Поволжье издавна было многонациональным регионом. Здесь бок о бок жили русские, составляющие большую часть населения, чуваши, мордва, татары, немцы и др. Несмотря на близкие контакты, все эти эт...