Рабочая программа по курсу:" Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья."
рабочая программа по технологии (9 класс)

Чугайнова Марина Ваентиновна

Программа  основного общего образования по предмету «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Основная цель– развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Программа направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Программа ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._dpi_np_9_klass_2023.docx250.08 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$\титульник ДПИ 9 класс.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Татарстан‌‌

Муниципальное образование "Нижнекамский муниципальный район"

Республика Татарстан‌

МБОУ "Гимназия-интернат № 34" НМР РТ"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей предметов естественно-научного цикла

____________Разинова В.А.

Протокол №1

от г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________Амирханова Н.В.

Протокол №1

от г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________Ляхова Г.А.

Приказ №372

от г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья»

для обучающихся 9 классов

г.Нижнекамск‌, 2023‌​ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа основного общего образования по предмету «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Основная цель– развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Программа направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Программа ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 15 лет.

Целью изучения является освоение народного и декоративно-прикладного искусства.

Задачами являются:

освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;

формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;

приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: декоративно-прикладных и в архитектуре;

формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;

овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;

развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;

воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. класс
  1. Введение.

Истоки, история и основные этапы исторического становления декоративного искусства Поволжья. Виды декоративного искусства, классификация его по обрабатываемым материалам. Эстетическая сущность и специфика восприятия декоративного искусства.

Основные понятия и термины в декоративном искусстве.

Тема 2. Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья

Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья (чуваши, удмурты, марийцы).

Тема 3. Декоративно-прикладное искусство татар.

Декоративно-прикладное искусство Поволжья 20-середины 50-х годов ХХ века. Художественные промыслы и ремесла. Декоративно-прикладное искусство татар (орнамент, вышивка, искусство костюма, керамика, ювелирное искусство, резьба и роспись по дереву и др.).

Орнаментация в искусстве костюма татар 18- начало 20 вв.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.

1)Патриотическое воспитание.

Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

2)Гражданское воспитание.

Программа направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения.

3)Духовно-нравственное воспитание.

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

4)Эстетическое воспитание.

Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5)Ценности познавательной деятельности.

В процессе художественной деятельности на занятиях ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

6)Экологическое воспитание.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

7)Трудовое воспитание.

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы.

8)Воспитывающая предметно-эстетическая среда.

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями

У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий:

  • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
  • характеризовать форму предмета, конструкции;
  • выявлять положение предметной формы в пространстве;
  • обобщать форму составной конструкции;
  • анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
  • структурировать предметно-пространственные явления;
  • сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
  • абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
  • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
  • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
  • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
  • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:

  • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
  • использоватьэлектронныеобразовательныересурсы;
  • уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
  • самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

Овладение универсальными коммуникативными действиями

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
  • вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
  • публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
  • взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:

  • осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
  • планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
  • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных действий:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
  • уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
  • развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
  • признавать своё и чужое право на ошибку;
  • работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы:

знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного промыслов;

понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;

характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;

уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;

распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, другие материалы), уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;

распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, другие техники;

знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;

знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;

владеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;

знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;

уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);

освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора, знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны, уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;

объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;

рассказывать о происхождении народных художественных промыслов, о соотношении ремесла и искусства;

называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;

характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;

различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;

объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;

иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;

уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;

понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;

уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и другое;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Введение.

1

0

1

2.

Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья

12

0

12

3.

Декоративно-прикладное искусство татар.

4

0

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Ведение.

1

Этапы исторического развития декоративного искусства Поволжья.

1

0

1

Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья

2

Декоративно-прикладное искусство чувашей. Приемы применения орнамента в прикладном творчестве чувашей.

1

0

1

3

Искусство костюма чувашей. Вышивка.

1

0

1

4

Ювелирное искусство. Керамика.

1

0

1

5

Резьба и роспись по дереву.

1

0

1

6

Декоративно-прикладное искусство удмуртов. Приемы применения орнамента в прикладном творчестве удмуртов.

1

0

1

7

Искусство костюма удмуртов. Вышивка.

1

0

1

8

Ювелирное искусство удмуртов. Керамика.

1

0

1

9

Резьба и роспись по дереву.

1

0

1

10

Декоративно-прикладное искусство марийцев.

Приемы применения орнамента в прикладном творчестве марийцев.

1

0

1

11

Искусство костюма марийцев.

Вышивка.

1

0

1

12

Ювелирное искусство.

Керамика.

1

0

1

13

Резьба и роспись по дереву.

1

0

1

Декоративно-прикладное искусство татар.

14

Декоративно-прикладное искусство татар.

1

0

1

15

Приемы применения орнамента в прикладном творчестве татар.

1

0

1

16

Искусство костюма татар. Вышивка татарская.

1

0

1

17

Ювелирное искусство татар. Резьба и роспись по дереву.

1

0

1


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. ​ Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2013. - 288 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма: Учебное пособие / И.Г. Минералова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 256 с.
  2. Культура. Религия. Толерантность/Сенюткина О.Н., Шиманская О.К., Паршаков А.С., Самойлова М.П., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение,  тестоластика, извонить)....

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....

Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество и современность»

          Программа межпредметного элективного курса по декоративно-прикладному творчеству  предназначена для учащихся 9 классов. Программа содержит  лекционн...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов

Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...