Рабочая программа по курсу:" Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья."
рабочая программа по технологии (9 класс)
Программа основного общего образования по предмету «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель– развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Программа направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._dpi_np_9_klass_2023.docx | 250.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное образование "Нижнекамский муниципальный район"
Республика Татарстан
МБОУ "Гимназия-интернат № 34" НМР РТ"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей предметов естественно-научного цикла ____________Разинова В.А. Протокол №1 от г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _________Амирханова Н.В. Протокол №1 от г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _____________Ляхова Г.А. Приказ №372 от г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья»
для обучающихся 9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по предмету «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья» составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель– развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Программа направлена на развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа ориентирована на психовозрастные особенности развития обучающихся 15 лет.
Целью изучения является освоение народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачами являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: декоративно-прикладных и в архитектуре;
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение отечественной художественной культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
- класс
- Введение.
Истоки, история и основные этапы исторического становления декоративного искусства Поволжья. Виды декоративного искусства, классификация его по обрабатываемым материалам. Эстетическая сущность и специфика восприятия декоративного искусства.
Основные понятия и термины в декоративном искусстве.
Тема 2. Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья
Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья (чуваши, удмурты, марийцы).
Тема 3. Декоративно-прикладное искусство татар.
Декоративно-прикладное искусство Поволжья 20-середины 50-х годов ХХ века. Художественные промыслы и ремесла. Декоративно-прикладное искусство татар (орнамент, вышивка, искусство костюма, керамика, ювелирное искусство, резьба и роспись по дереву и др.).
Орнаментация в искусстве костюма татар 18- начало 20 вв.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1)Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2)Гражданское воспитание.
Программа направлена на активное приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения.
3)Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4)Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5)Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6)Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7)Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы.
8)Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве;
- обобщать форму составной конструкции;
- анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
- структурировать предметно-пространственные явления;
- сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
- абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
- классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;
- самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;
- использоватьэлектронныеобразовательныересурсы;
- уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
- самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
- публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как часть универсальных регулятивных учебных действий:
- осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть универсальных регулятивных учебных действий:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:
- развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
- развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы:
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного промыслов;
понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, другие материалы), уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, другие техники;
знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
владеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора, знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны, уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов, о соотношении ремесла и искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и другое;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1. | Введение. | 1 | 0 | 1 | |
2. | Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья | 12 | 0 | 12 | |
3. | Декоративно-прикладное искусство татар. | 4 | 0 | 4 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Ведение. | ||||||
1 | Этапы исторического развития декоративного искусства Поволжья. | 1 | 0 | 1 | ||
Декоративное искусство и ремесла народов Поволжья | ||||||
2 | Декоративно-прикладное искусство чувашей. Приемы применения орнамента в прикладном творчестве чувашей. | 1 | 0 | 1 | ||
3 | Искусство костюма чувашей. Вышивка. | 1 | 0 | 1 | ||
4 | Ювелирное искусство. Керамика. | 1 | 0 | 1 | ||
5 | Резьба и роспись по дереву. | 1 | 0 | 1 | ||
6 | Декоративно-прикладное искусство удмуртов. Приемы применения орнамента в прикладном творчестве удмуртов. | 1 | 0 | 1 | ||
7 | Искусство костюма удмуртов. Вышивка. | 1 | 0 | 1 | ||
8 | Ювелирное искусство удмуртов. Керамика. | 1 | 0 | 1 | ||
9 | Резьба и роспись по дереву. | 1 | 0 | 1 | ||
10 | Декоративно-прикладное искусство марийцев. Приемы применения орнамента в прикладном творчестве марийцев. | 1 | 0 | 1 | ||
11 | Искусство костюма марийцев. Вышивка. | 1 | 0 | 1 | ||
12 | Ювелирное искусство. Керамика. | 1 | 0 | 1 | ||
13 | Резьба и роспись по дереву. | 1 | 0 | 1 | ||
Декоративно-прикладное искусство татар. | ||||||
14 | Декоративно-прикладное искусство татар. | 1 | 0 | 1 | ||
15 | Приемы применения орнамента в прикладном творчестве татар. | 1 | 0 | 1 | ||
16 | Искусство костюма татар. Вышивка татарская. | 1 | 0 | 1 | ||
17 | Ювелирное искусство татар. Резьба и роспись по дереву. | 1 | 0 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие / В.Н. Молотова. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2013. - 288 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма: Учебное пособие / И.Г. Минералова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 256 с.
- Культура. Религия. Толерантность/Сенюткина О.Н., Шиманская О.К., Паршаков А.С., Самойлова М.П., 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»
Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение, тестоластика, извонить)....
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....
Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество и современность»
Программа межпредметного элективного курса по декоративно-прикладному творчеству предназначена для учащихся 9 классов. Программа содержит лекционн...
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.
Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов
Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...