Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов
рабочая программа (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dpi_efremicheva_n_v.docx | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 147
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «ПРИНЯТО» |
На заседании МО | Заместитель директора по УВР | Решение Педагогического Совета №1 от |
Протокол №1 от | Приказ от № | |
Председатель МО |
| Директор Школы № 147 |
Красногвардейского района | ||
| Санкт-Петербурга | |
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ
ЕФРЕМИЧЕВОЙ НАТАЛЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ
на 20__ – 20___ учебный год.
Санкт-Петербург
20__
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество»
Пояснительная записка
Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получению информации об окружающем мире, формирует потребностно – мотивационную сферу и т.д. Для достижения данных задач разработана программа «Декоративно-прикладное творчество», где реализуются разнообразные и разноуровневые потребности ребенка, учитывающие индивидуальные особенности детей.
Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство, которое возникло еще в первобытные времена. Слово «декор» в переводе с латинского означает «украшать». Предметы декоративно- прикладного искусства не только очень красивы и нарядны, они необходимы человеку в его жизни, быту, то есть используются в полезных целях. Поэтому искусство называется прикладным. Декоративно-прикладное искусство огромно и разнообразно. Программа кружка «Декоративно-прикладное творчество» соединяет воедино такие развивающие технологии как: бумагопластика, скрапбукинг, квиллинг, изготовление декоративных изделий из фоамирана, текстиля, полимерной глины.
Важной составляющей данной программы является то, что дети учатся основным техникам сразу нескольких технологий, технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания плоских, рельефных и объемных тематических композиций.
Данная программа предлагает учащимся сделать первые творческие шаги на пути изготовления авторских творческих работ. Авторская работа чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Игрушки, куклы, цветы - одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры - близка и понятна каждому и предназначены скорее для созерцания.
Занятия в кружке имеют и культурно-эстетическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, использовать для оформления интерьера, для участия в конкурсах и выставках.
Актуальность данной программы заключается в том, что в процессе освоения школьниками знаний, умений и навыков в избранной области деятельности, также происходит и развитие их творческих способностей. Для их развития предполагаются те формы организации занятий и педагогические технологии и методы, которые соответствуют актуальным задачам отечественного образования.
Программа курса «Декоративно-прикладное творчество» разработана для обучающихся 5-7 классов. Теоретическая часть элективного курса включает знакомство с историей, композицией, цветоведением, разными техниками изготовления декоративных изделий из различных материалов.
Практическая часть направлена на закрепление теоретического материала и выполнение декоративных изделий с использованием разных технологических приемов и из различных материалов.
Курс обучения рассчитан на один год по 2 часа в неделю. Всего 68 часов в год.
Обучение рекомендуется строить так, чтобы обучающие хорошо усвоили основные приёмы выполнения декоративных изделий в различных техниках.
Новизна данного проекта заключается в применении нетрадиционных техник на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС..
Программа предполагает развитие у ребенка любознательности, интереса к изготовлению предметов интерьера и быта, сувенирной продукции и украшений своими руками.
Цель, задачи и принципы программы:
Основной целью элективного курса является создание последовательно усложняющихся условий, обеспечивающих в своей совокупности оптимальное приобщение растущей личности к художественно-творческой деятельности, которая становится потребностью личности.
Для достижения поставленной цели решается следующий комплекс задач:
- создание эмоционально-комфортных отношений в учебной группе, располагающих к творческому самовыражению;
- содержательное обеспечение логики выстраивания учебно-творческих задач под индивидуальные возможности обучающихся;
- передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, воспитание духовно богатой личности:
- развитие художественно - творческих способностей, фантазии, воображения;
-.развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
- приобщение детей к деятельности в области искусства, обучение их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям:
- развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления):
- развитие воображения, пространственного мышления:
- повышение сенсорной чувствительности, т.е. способствовать тонкому восприятию фактуры, пластики.
- воспитание интереса к изобразительной деятельности и художественного вкуса.
- формирование умения планировать работу по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Наряду с общепринятыми дидактическими принципами: последовательности, научности, доступности, наглядности, связи теории с практикой, результативности, опоры на интерес, мы в ходе поисковой работы пришли к выводу о необходимости приоритетной реализации принципа метапредметности. Этот принцип позволяет связать в единое образовательное пространство урочную и внеурочную деятельность, придать им направленность на повышение результативности занятий в творческом объединении.
Формы реализации программы:
- практическое занятие;
- творческая мастерская;
- экспозиционная деятельность,
- проектная деятельность.
Система проверки результатов усвоения материала:
- наблюдение за детьми;
- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;
- организация и участие в выставках;
- проведение конкурсов;
- анкетирование;
Методы:
- практико-ориентированного обучения;
- наглядный;
- метод проектов;
- проблемного обучения;
- частично поисковый и исследовательский;
- рассказ, беседа, дискуссия.
Способы организации занятий:
По способу организации детей и характеру их деятельности занятия могут быть:
индивидуальными, групповыми и коллективными - в сотворчестве с взрослыми или сверстниками, комплексными (интегрированными), когда они сочетаются с другими видами художественной и познавательной деятельности
Личностные результаты программы «Декоративно-прикладное творчество»:
а) у ребёнка ценностных в области изобразительного
б) воспитание отношения к творчеству, своему, так и людей;
в) самостоятельности в поиске различных изобразительных
г) формирование и эстетических потребностей;
д) различными приёмами и обработки различных материалов;
е) воспитание к отстаиванию своего идеала;
ж) навыков самостоятельной и работы.
Метапредметные освоения курса «Декоративно-прикладное творчество»:
Метапредметные результаты курса обеспечиваются регулятивными и коммуникативными действиями, а также связями с технологией, изобразительным искусством. Поскольку изобразительная деятельность связана с эстетическим действительности, на курса детьми общеэстетический контекст. Это широкий спектр усвоение которых учащимся осознанно в творческий процесс.
Кроме метапредметными результатами курса является перечисленных ниже учебных действий (УУД).
Регулятивные
- проговаривать последовательность на занятии;
- работать по плану;
- учиться с преподавателем и другими давать эмоциональную своей деятельности занятии;
Познавательные
- ориентироваться в своей знаний: отличать от уже с помощью преподавателя;
- предварительный отбор информации из источников (рисунок, видеофрагмент, репродукция);
- новые знания: ответы на используя свой опыт и информацию, на занятии;
- полученную информацию: выводы в результате работы всего
- сравнивать и группировать изобразительного искусства изобразительным средствам, и т.д.);
Коммуникативные УУД.
- пользоваться языком искусства:
а) свою позицию собеседника;
б) свою мысль в форме (на одного предложения небольшого текста).
- слушать и понимать собеседников.
- совместно о правилах общения.
Состав групп: Занятия проводятся в группе по 8-15 детей, в возрасте 10-13 лет. Форма подбора детей в группы свободная, объединение детей производится по интересам, возрасту и объему знаний.
Виды контроля:
Вводный, который проводится для закрепления имеющихся знаний, умений и навыков;
Текущий контроль направлен на усвоение последовательности операций;
Итоговый, проводится по завершению программы для оценки ее результативности и эффективности (выставки работ).
Предполагаемые результаты:
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий из различных материалов.
2. Участие в выставках детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
В результате освоения программы учащиеся должны знать:
- Правила подготовки рабочего места;
- Правила безопасной работы с различными материалами и инструментами;
- Технологию изготовления основ для разного вида поделок;
- Область применения и назначения материалов и инструментов;
Уметь:
- Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
- Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам:
- Изготавливать поделку из доступных материалов по описанной технологии;
- Проектировать собственную поделку и сделать ее по своему замыслу;
- Осуществлять декоративное оформление и отделку готовой поделки;
- Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
Таким образом, этот курс формирует у обучающихся знания, умения и навыки, по декоративно-прикладному искусству, а также обеспечение всестороннего развития личности учащихся.
Режим работы
1 год обучения (5-7 класс) – 2часа в неделю (групповые)
Содержание курса: 34 часа
Тема 1 (1 час)
Вводное занятие. Введение в элективный курс по декоративно - прикладному искусству. Основные требования по технике безопасности. Основные закономерности композиции и цветоведения. Инструменты и приспособления для изготовления декоративных изделий из различных видов материалов.
Тема 2 (15 часов)
Технология работы с бумагой. Приемы оригами. Модульное оригами, Киригами. Объемная бумагопластика.
Тема 3 (12 час) Объемная пластика
Техника выполнения игрушек из фома. Инструменты и приспособления
Практическая работа: Куклы и игрушки из фома.
Тема 4 (6 часов)
Разработка творческого проекта.
Практическая работа по изготовлению проекта в материале.
Защита проекта (выставка творческих работ)
Результативность
- Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
- В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями различных материалов для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с различными материалами;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами декоративных работ (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование).
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в объемах и плоскостных композициях.
- Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из полимерной глины, фоамирана, пластики, холодного фарфора (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, бесед о декоративно прикладном искусстве, интернет ресурсов.
Учебно - материальное обеспечение.
-Учебное помещение:
Занятия кружка проводятся в просторном, светлом помещении, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам. Оно сухое, легко проветривается, с достаточным дневным и вечерним освещением. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем. Правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение.
-Учебное оборудование:
Оборудование включает комплект мебели, инструменты и материалы, приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Столы размещаются так, чтобы свет падал слева и спереди. Рабочее место руководителя оборудуется столом и стулом. К учебном кабинете находятся шкафы с незастекленной верхней частью, которая используется как постоянная выставка, а нижняя часть используется для хранения инструментов, материалов. Комплекты инструментов и материалов хранятся в подписанных папках.
-Материалы и инструменты:
- бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый, бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), нож макетный, ножницы, фоамиран, полимерная глина, пенополистерол, для эскизов - альбомы, пастель сухая, карандаши, акриловые и гуашевые краски, кисти, а также клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш, английские булавки, утюг, мультимедиа для просмотра презентаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Занятия кружка «Декоративно-прикладное творчество» превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из различных материалов.
Новизна и отличительная особенность программы заключается в интеграции различных видов бумагопластики. (оригами, киригами, квиллинга, , аппликации, мозаики, и т.д.) с другими видами декоративной деятельности макетированием, конструированием, объемной пластикой.
Разнообразие техник позволяет разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приёмам работы. На занятиях используется разнообразный наглядный материал, дидактические и занимательные игры, упражнения, групповые и коллективные методы работы.
Программа «Декоративно-прикладное творчество»
Календарно – тематический план:
№ занятия | Дата план. | Дата факт. | Название темы | Форма проведения занятия | Инструменты | |
Тема 1 (1 час) Введение | ||||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | беседа | - | |||
Тема 2. Бумагопластика (12 часов) | ||||||
2 | История изготовления бумаги | беседа | ||||
3 | Основы композиции | практика | Художественные материалы | |||
4 | Основы цвеетоведения | практика | Художественные материалы | |||
5 | Основные приемы работы с бумагой (сгибание, сминание, гофрирование, скручивание, надрезание, разрывание, разрезание) | практика | Бумага, ножницы | |||
6 | Приемы оригами «Бабочка» | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
7 | Приемы оригами «Тюльпан» | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
8 | Модульное оригами «Цветок» | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
9 | Модульное оригами «Шар» | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
10 | Приемы оригами «Туфелька» | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
11 | Объемно-пространственная композиция «Букетик роз» | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
12 | Объемно-пространственная композиция «Радужный шар» | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
13 | Объемно-пространственная композиция «Фоторамка» или «Открытка» по выбору учащихся | практика | Бумага, ножницы, клей | |||
14 | Приемы киригами | практика | Бумага, нож макетный, клей | |||
15 | Киригами «Замок» | практика | Бумага, нож макетный, клей | |||
16 | Киригами «Цветы» | практика | Бумага, нож макетный, клей | |||
Тема 3 (12 час) Объемная пластика | ||||||
17 | Папье маше «Мышка» | практика | папье маше, ножницы, клей, джут | |||
18 | Папье маше «Мышка» | практика | папье маше, ножницы, клей, джут | |||
19 | Магнит «Смайлик» | практика | Фом, ножницы, клей, пенополистерол | |||
20 | Магнит «Смайлик» | практика | Фом, ножницы, клей, пенополистерол | |||
21 | Магнит «Собачка» | практика | Фом, ножницы, клей, пенополистерол | |||
22 | Магнит «Собачка» | практика | Фом, ножницы, клей, | |||
23 | Топиария «Елочка» | практика | Фом, ножницы, клей, | |||
24 | Топиария «Елочка» | практика | Фом, ножницы, клей, гипс | |||
25 | Топиария «Елочка» | практика | Фом, ножницы, клей, гипс | |||
26 | Карзиночка «Весенний букет» | практика | Фом, бумага, ножницы, клей, | |||
27 | Карзиночка «Весенний букет» | практика | Фом, бумага, ножницы, клей, | |||
28 | Карзиночка «Весенний букет» | практика | Фом, бумага, ножницы, клей, | |||
29 | Творческий проект | практика | По выбору учащихся | |||
30 | Творческий проект | практика | По выбору учащихся | |||
31 | Творческий проект | практика | По выбору учащихся | |||
32 | Творческий проект | практика | По выбору учащихся | |||
33 | Творческий проект | практика | По выбору учащихся | |||
34 | Защита проекта | Выставка работ |
Литература
- Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- «Просвещение» ,Москва 1991.
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».- Просвещение, Москва 1982.
- Ляховская Надежда, Кукла из фоамирана. –М.:Феникс, 2016 год
- Семенова Анна Цветы из фоамирана .- М.:, Феникс, 2016 год.
- Соколова С . Аппликация и мозаика. – М.: Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с
- Соколова С. Игрушки из бумаги. М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- http://stranamasterov.ru/gallery,
- http :// stranamasterov . ru / taxonomy / term /587? page =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству "Калейдоскоп увлечений"
Программа разработана в соответствии с новыми требованиями к общеразвивающим программам дополнительного образования. Хотелось бы получить ваши отзывы....
Рабочая программа курса "Декоративно-прикладное творчество. Декупаж"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса по выбору для обучающихся 7 класса....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"...
АДАПТИРОВАННАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия»
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко...
Дополнительная общеразвивающая программа. Кружок декоративно - прикладного творчества "Сундучок"
Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей с нарушением слуха в развитии их творческих способностей, развития их жизненных и социальных ком...