РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (компонент образовательного учреждения) “Введение в робототехнику” для 5-6 классов
рабочая программа по технологии (5 класс)
Авторская программа для школьного компонента на базе 5-6 класса по предмету “Введение в робототехнику”. Написана основываясь на робототехнические наборы Lego EV3 и учебника Копосова, но вместо них можно использовать симулятор TRIK Studio.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernovik_rp_po_robototehnike.docx | 66.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 2»
г. Тарко- СалеПуровского района
_________И.В. Бархатова
Приказ № 715 от «31 » августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (компонент образовательного учреждения)
“Введение в робототехнику”
для 5-6 классов
Учитель: Мартинович Сергей Юрьевич
.
«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения
Зам. директора по учителей физики и информатики
образовательному процессу руководитель МО /Алиева Р.М.
__________ /О.М. Саттарова./ Протокол № 5 от «25 » мая 2023 г
2023-2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые, робототехнические и др. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
Преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно: понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область; алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий; предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области; методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Введение в робототехнику» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:
технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:
уровень представления;
уровень пользователя;
когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе введения в робототехнику;
появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» ДЛЯ 5 КЛАССА
Основной методический принцип современного курса «Введение в робототехнику»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
В рамках изучения робототехники наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Введение в робототехнику" изучается в 5 и 6 классе один час в неделю, общий объем составляет 68 часов (34 в 5 классе и 34 в 6 классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1: РОБОТЫ И РОБОТОТЕХНИКА
Теория:
Суть термина робот. Робот-андроид, области применения роботов.
Конструктор EV3, его основные части и их назначение. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Правила программирования роботов.
Модульный принцип для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка. Достоинства применения модульного принципа. Современные предприятия и культура производства.
Понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники. Современная робототехника: производство и использование роботов.
Программирование, язык программирования. Визуальное программирование в робототехнике. Основные команды. Контекстная справка.
Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса. Ошибки в работе Робота и их исправление. Память робота.
Практика: исследовать основные элементы конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3 и правила подключения основных частей и элементов робота. Исследование структуры окна программы для управления и программирования робота.
РАЗДЕЛ 2: АВТОМОБИЛИ
Теория:
Способы поворота робота. Схема и настройки поворота. Вычисление минимального радиуса поворота тележки или автомобиля. Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки», «Автопробег».
Практика: выполнение исследовательского проекта.
РАЗДЕЛ 3: РОБОТЫ И ЭМОЦИИ
Теория: Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы EV3. Суть конкурентной разведки, цель ее работы. Роботы-саперы, их основные функции, Управление роботами-саперами.
Практика: создание и проверка работоспособности программы для робота по установке контакта с представителем внеземной цивилизации.
РАЗДЕЛ 4: ИМИТАЦИЯ
Теория:
Роботы-тренажеры, виды роботов – имитаторы и симуляторы, назначение и основные возможности.
Понятие алгоритм. Свойства алгоритмов. Особенности линейного алгоритма.
Понятия «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойства системы команд исполнителя.
Практика: проведение исследования по выполненным проектам, построенным по линейным алгоритмам; испытания робота «Рука» и «Робота-сапера».
РАЗДЕЛ 5: ВСЁ ЕСТЬ ЧИСЛО
Теория:
Правильные многоугольники. Пропорция и итерации. Понятие переменных и их применение в коде программы. Оператор “Если”.
Практика: Закрепление материала
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать и уметь применять основные законы робототехники;
конструировать и программировать движущиеся модели;
получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.
№ п\п | Наименование разделов или тем учебной программы | Всего количество часов | количество часов | Виды деятельности | Формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Контрольная работа | Практическая работа | Проекто-исследователь ская работа | ||||||
Раздел 1. Роботы и робототехника – 7 часов | ||||||||
1 | Безопасность превыше всего! | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |||
2 | Из истории роботов | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |||
3 | Искусственный интеллект | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |||
4 | Справочные системы | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |||
5 | Робот EV3 | 2 | 0 | 0 | Устный опрос | |||
6 | Программа для управления роботом | 1 | 0 | 0 | Устный опрос | |||
Раздел 2. Автомобили - 5 часов | ||||||||
7 | Сервомотор | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
8 | Как может поворачивать робот | 3 | 0 | 2 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
Раздел 3. Роботы и эмоции - 5 часов | ||||||||
9 | Эмоциональный робот | 3 | 0 | 2 | Практическая работа | |||
10 | Как выполнять несколько дел одновременно | 2 | 0 | 2 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
Раздел 4. Имитация – 4 часа | ||||||||
11 | Алгоритм и композиция. Свойства алгоритмов | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
12 | Роботы симуляторы | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | |||
Раздел 5. Всё есть число – 13 часов | ||||||||
13 | Правильные многоугольники | 1 | 0 | 1 | Практическая работа | |||
14 | Пропорция и итерации | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | |||
15 | Переменные | 5 | 0 | 4 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
16 | Оператор “Если” | 2 | 0 | 2 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
17 | Закрепление материала | 3 | 0 | 0 | 3 | Практическая работа | ||
№ п\п | № урока в разделе\ теме | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание | ||
По плану | По факту | Корретировка часов | ||||
1 | 1.1 | Техника безопасности превыше всего! | ||||
2 | 1.2 | Из истории роботов | ||||
3 | 1.3 | Искусственный интеллект | ||||
4 | 1.4 | Справочные системы | ||||
5 | 1.5 | Робот EV3 | ||||
6 | 1.5 | Робот EV3 | ||||
7 | 1.6 | Программа для управления роботом | ||||
8 | 2.1 | Сервомотор | ||||
9 | 2.1 | Сервомотор | ||||
10 | 2.2 | Как может поворачивать робот | ||||
11 | 2.2 | Как может поворачивать робот | ||||
12 | 2.2 | Как может поворачивать робот | ||||
13 | 3.1 | Эмоциональный робот | ||||
14 | 3.1 | Эмоциональный робот | ||||
15 | 3.1 | Эмоциональный робот | ||||
16 | 3.2 | Как выполнять несколько дел одновременно | ||||
17 | 3.2 | Как выполнять несколько дел одновременно | ||||
18 | 4.1 | Алгоритм и композиция. Свойства алгоритмов | ||||
19 | 4.1 | Алгоритм и композиция. Свойства алгоритмов | ||||
20 | 4.2 | Роботы симуляторы | ||||
21 | 4.2 | Роботы симуляторы | ||||
22 | 5.1 | Правильные многоугольники | ||||
23 | 5.2 | Пропорция и итерации | ||||
24 | 5.2 | Пропорция и итерации | ||||
25 | 5.3 | Переменные | ||||
26 | 5.3 | Переменные | ||||
27 | 5.3 | Переменные | ||||
28 | 5.3 | Переменные | ||||
29 | 5.3 | Переменные | ||||
30 | 5.4 | Оператор “Если” | ||||
31 | 5.4 | Оператор “Если” | ||||
32 | 5.5 | Закрепление материала | ||||
33 | 5.5 | Закрепление материала | ||||
34 | 5.5 | Закрепление материала |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» ДЛЯ 6 КЛАССА
Основной методический принцип современного курса «Введение в робототехнику»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
В рамках изучения робототехники наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Введение в робототехнику" изучается в 6 классе один час в неделю, общий объем составляет 35 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1: КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теория:
Космонавтика. Исследования Луны. Цели исследования, космические программы разных стран. Самые известные современные роботы в космосе.
Первый конструктор ЭВМ БЭСМ-1.
Практика: выполнение проектов по материалам учебника.
РАЗДЕЛ 2: “ОРГАНЫ ЧУВСТВ” РОБОТА
Теория:
Способы познания мира человеком: ощущение, восприятие, представление.
Робот – модель человека. Электронные датчики – способы получения информации.
Датчик-сенсор, датчик звука. Настройка датчиков. Визуализации звука. Рендеринг.
Практика: составление программы для роботов, анализ и проверка еѐ работоспособности. Выполнение проектов.
РАЗДЕЛ 3: БЕЗОПАСТНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Теория:
Безопасности дорожного движения. Назначение датчика цвета и яркости, три режима датчика, настройка режимов.
Потребительские свойства автомобиля, где они проявляются. Условный выбор, реализация условного выбора с помощью алгоритма ветвления. Блок переключатель, его особенности. Основные настройки блока Переключатель.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 4: НАЖМИ НА КНОПКУ!
Теория:
Датчики касания. Как работает датчик касания. Назначение и способы их использования.
Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.
РАЗДЕЛ 5: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Теория:
Подведение итогов.
Практика: Итоговый проект.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
знать и уметь применять основные законы робототехники;
конструировать и программировать движущиеся модели;
получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.
№ п\п | Наименование разделов или тем учебной программы | Всего количество часов | количество часов | Виды деятельности | Формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Контрольная работа | Практическая работа | Проекто-исследователь ская работа | ||||||
РАЗДЕЛ 1: КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – 3 часа | ||||||||
1 | Космонавтика | 3 | 0 | 0 | Устный опрос | https://www.youtube.com/c/prorobotov | ||
РАЗДЕЛ 2: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ – 4 часа | ||||||||
2 | Вспомогательные алгоритмы | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
3 | Вложенные циклы | 2 | 0 | 1 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
РАЗДЕЛ 3: “ОРГАНЫ ЧУВСТВ” РОБОТА - 4 часа | ||||||||
4 | Робот познаёт мир | 4 | 0 | 3 | Практическая работа | |||
РАЗДЕЛ 4: БЕЗОПАСТНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ- 12 часов | ||||||||
5 | Датчик цвета и яркости | 4 | 0 | 3 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
6 | Правильный тахометр | 4 | 0 | 3 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
7 | Датчик расстояния | 4 | 0 | 3 | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | |||
РАЗДЕЛ 5: НАЖМИ НА КНОПКУ! – 8 часов | ||||||||
8 | Тактильные ощущения | 4 | 0 | 3 | Практическая работа | https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html | ||
9 | Способы использования датчиков | 4 | 0 | 3 | Практическая работа | |||
РАЗДЕЛ 6: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – 3 часа | ||||||||
10 | Итоговый проект | 3 | 0 | 3 | Практическая работа |
№ п\п | № урока в разделе\теме | Тема урока | Дата проведения урока | Примечание | ||
По плану | По факту | Корретировка часов | ||||
1 | 1.1 | Космонавтика | ||||
2 | 1.2 | Космонавтика | ||||
3 | 1.3 | Космонавтика | ||||
4 | 2.1 | Вспомогательные алгоритмы | ||||
5 | 2.2 | Вспомогательные алгоритмы | ||||
6 | 2.3 | Вложенные циклы | ||||
7 | 2.4 | Вложенные циклы | ||||
8 | 3.1 | Робот познаёт мир | ||||
9 | 3.2 | Робот познаёт мир | ||||
10 | 3.3 | Робот познаёт мир | ||||
11 | 3.4 | Робот познаёт мир | ||||
12 | 4.1 | Датчик цвета и яркости | ||||
13 | 4.2 | Датчик цвета и яркости | ||||
14 | 4.3 | Датчик цвета и яркости | ||||
15 | 4.4 | Датчик цвета и яркости | ||||
16 | 4.5 | Правильный тахометр | ||||
17 | 4.6 | Правильный тахометр | ||||
18 | 4.7 | Правильный тахометр | ||||
19 | 4.8 | Правильный тахометр | ||||
20 | 4.9 | Датчик расстояния | ||||
21 | 4.10 | Датчик расстояния | ||||
22 | 4.11 | Датчик расстояния | ||||
23 | 4.12 | Датчик расстояния | ||||
24 | 5.1 | Тактильные ощущения | ||||
25 | 5.2 | Тактильные ощущения | ||||
26 | 5.3 | Тактильные ощущения | ||||
27 | 5.4 | Тактильные ощущения | ||||
28 | 5.5 | Способы использования датчиков | ||||
29 | 5.6 | Способы использования датчиков | ||||
30 | 5.7 | Способы использования датчиков | ||||
31 | 5.8 | Способы использования датчиков | ||||
32 | 6.1 | Итоговый проект | ||||
33 | 6.2 | Итоговый проект | ||||
34 | 6.3 | Итоговый проект |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Материально-техническое
Для организации занятий по робототехнике с использованием учебных пособий для 5–8 классов необходимо наличие в учебном кабинете следующего оборудования и программного обеспечения (из расчѐта на одно учебное место):
- Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
- Лицензионное программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3.
- Зарядное устройство (EV3).
- Ресурсный набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
- Датчик цвета EV3 (дополнительно 3 шт.).
- Четыре поля для занятий (Кегельринг, Траектория, Квадраты и Биатлон). Дополнительно необходимо скачать (бесплатно) и установить следующее программное обеспечение:
- программа трѐхмерного моделирования LEGO Digital Designer;
- звуковой редактор Audacity;
- конвертер звуковых файлов wav2rso.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Конспекты занятий по предмету «Технология. Робототехника»;
Инструкции и презентации;
Проектные задания, проекты и рекомендации к выполнению проектов;
Диагностические работы с образцами выполнения и оцениванием;
Раздаточные материалы (к каждому занятию);
Положения о конкурсах и соревнованиях.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://www.youtube.com/c/prorobotov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год
В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса «Вы и ваши гены»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы графических знаний» ( факультатив) для второй ступени обучения 8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Основы графических знаний»( факультатив)для второй ступени обучения8 класс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» для учащихся с умственной отсталостью 7-9 классы.
Рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» Уровень образования основное общее образование 5-9 классы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» Уровень образования основное общее образование 5-9 классы...
Рабочая программа по учебному предмету «Физкультура» предметная область «Физическая культура» для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год
Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8. ...