РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (компонент образовательного учреждения) “Введение в робототехнику” для 5-6 классов
рабочая программа по технологии (5 класс)

Мартинович Сергей Юрьевич

Авторская программа для школьного компонента на базе 5-6 класса по предмету “Введение в робототехнику”. Написана основываясь на робототехнические наборы Lego EV3 и учебника Копосова, но вместо них можно использовать симулятор TRIK Studio. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik_rp_po_robototehnike.docx66.02 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

629850   Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,                                            

   тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 2»

г. Тарко- СалеПуровского района

                                                                                                                                                                                           _________И.В. Бархатова

Приказ № 715     от «31  »   августа 2023 г.

                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (компонент образовательного учреждения)

“Введение в робототехнику”

для     5-6   классов

Учитель: Мартинович Сергей Юрьевич

 

 .

«Согласовано»                                                                                    Рассмотрено на заседании методического объединения

Зам. директора по                                                                                             учителей физики и информатики

образовательному процессу                                                                             руководитель МО                               /Алиева Р.М.

 __________ /О.М. Саттарова./                                                                             Протокол № 5   от «25 » мая 2023 г

2023-2024 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые, робототехнические и др. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).

 Преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.

Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно: понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область; алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий; предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области; методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.

Как и всякий общеобразовательный предмет, «Введение в робототехнику» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:

технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:

уровень представления;

уровень пользователя;

когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);

практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе введения в робототехнику;

появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» ДЛЯ 5 КЛАССА

Основной методический принцип современного курса «Введение в робототехнику»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.

В рамках изучения робототехники наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет "Введение в робототехнику" изучается в 5 и 6 классе один час в неделю, общий объем составляет 68 часов (34 в 5 классе и 34 в 6 классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

РАЗДЕЛ 1: РОБОТЫ И РОБОТОТЕХНИКА          

Теория: 

Суть термина робот. Робот-андроид, области применения роботов.

Конструктор EV3, его основные части и их назначение. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Правила программирования роботов.

Модульный принцип для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка. Достоинства применения модульного принципа. Современные предприятия и культура производства.

Понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники. Современная робототехника: производство и использование роботов.

Программирование, язык программирования. Визуальное программирование в робототехнике. Основные команды. Контекстная справка.

Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса. Ошибки в работе Робота и их исправление. Память робота.

Практика: исследовать основные элементы конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3 и правила подключения основных частей и элементов робота. Исследование структуры окна программы для управления и программирования робота.

 РАЗДЕЛ 2: АВТОМОБИЛИ

Теория: 

Способы поворота робота. Схема и настройки поворота. Вычисление минимального радиуса поворота тележки или автомобиля.  Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки», «Автопробег».

 Практика: выполнение исследовательского проекта.

РАЗДЕЛ 3: РОБОТЫ И ЭМОЦИИ

Теория: Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы EV3. Суть конкурентной разведки, цель ее работы. Роботы-саперы, их основные функции, Управление роботами-саперами.

 Практика: создание и проверка работоспособности программы для робота по установке контакта с представителем внеземной цивилизации.

РАЗДЕЛ 4: ИМИТАЦИЯ

Теория: 

Роботы-тренажеры, виды роботов – имитаторы и симуляторы, назначение и основные возможности.

Понятие алгоритм. Свойства алгоритмов. Особенности линейного алгоритма.

Понятия «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойства системы команд исполнителя.

 Практика: проведение исследования по выполненным проектам, построенным по линейным алгоритмам; испытания робота «Рука» и «Робота-сапера».

РАЗДЕЛ 5: ВСЁ ЕСТЬ ЧИСЛО

Теория: 

Правильные многоугольники. Пропорция и итерации. Понятие переменных и их применение в коде программы. Оператор “Если”.

Практика: Закрепление материала

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Эстетическое воспитание:

восприятие эстетических качеств предметов труда;

умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.

Ценности научного познания и практической деятельности:

осознание ценности науки как фундамента технологий;

развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.

Трудовое воспитание:

активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;

умение ориентироваться в мире современных профессий.

Экологическое воспитание:

воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

Ценности научного познания:

наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;

 овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формирование культуры здоровья:

установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве  

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;

устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

опытным путём изучать свойства различных материалов;

овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;

строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.

Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

Принятие себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;

характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;

выявлять причины и последствия развития техники и технологий;

характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;

уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;

научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

соблюдать правила безопасности;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;

получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;

соблюдать правила безопасности;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;

знать и уметь применять основные законы робототехники;

конструировать и программировать движущиеся модели;

получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;

владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;

владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.

№ п\п

Наименование разделов или тем учебной программы

Всего

количество часов

количество часов

Виды

деятельности

Формы

контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Контрольная работа

Практическая

 работа

Проекто-исследователь

ская работа

Раздел 1. Роботы и робототехника – 7 часов

1

Безопасность превыше всего!

1

0

0

Устный опрос

https://vk.com/robot42

2

Из истории роботов

1

0

0

Устный опрос

https://vk.com/robot42

3

Искусственный интеллект

1

0

0

Устный опрос

https://vk.com/robot42

4

Справочные системы

1

0

0

Устный опрос

https://vk.com/robot42

5

Робот EV3

2

0

0

Устный опрос

https://vk.com/robot42

6

Программа для управления роботом

1

0

0

Устный опрос

https://vk.com/robot42

Раздел 2. Автомобили - 5 часов

7

Сервомотор

2

0

1

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

8

Как может поворачивать робот

3

0

2

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

Раздел 3. Роботы и эмоции - 5 часов

9

Эмоциональный робот

3

0

2

Практическая работа

https://vk.com/robot42

10

Как выполнять несколько дел одновременно

2

0

2

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

Раздел 4. Имитация – 4 часа

11

Алгоритм и композиция. Свойства алгоритмов

2

0

1

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

12

Роботы симуляторы

2

0

1

Практическая работа

https://vk.com/robot42

Раздел 5. Всё есть число – 13 часов

13

Правильные многоугольники

1

0

1

Практическая работа

https://vk.com/robot42

14

Пропорция и итерации

2

0

1

Практическая работа

https://vk.com/robot42

15

Переменные

5

0

4

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

16

Оператор “Если”

2

0

2

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

17

Закрепление материала

3

0

0

3

Практическая работа

https://vk.com/robot42

п\п

урока

в разделе\

теме

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание

По плану

По факту

Корретировка часов

1

1.1

Техника безопасности превыше всего!

2

1.2

Из истории роботов

3

1.3

Искусственный интеллект

4

1.4

Справочные системы

5

1.5

Робот EV3

6

1.5

Робот EV3

7

1.6

Программа для управления роботом

8

2.1

Сервомотор

9

2.1

Сервомотор

10

2.2

Как может поворачивать робот

11

2.2

Как может поворачивать робот

12

2.2

Как может поворачивать робот

13

3.1

Эмоциональный робот

14

3.1

Эмоциональный робот

15

3.1

Эмоциональный робот

16

3.2

Как выполнять несколько дел одновременно

17

3.2

Как выполнять несколько дел одновременно

18

4.1

Алгоритм и композиция. Свойства алгоритмов

19

4.1

Алгоритм и композиция. Свойства алгоритмов

20

4.2

Роботы симуляторы

21

4.2

Роботы симуляторы

22

5.1

Правильные многоугольники

23

5.2

Пропорция и итерации

24

5.2

Пропорция и итерации

25

5.3

Переменные

26

5.3

Переменные

27

5.3

Переменные

28

5.3

Переменные

29

5.3

Переменные

30

5.4

Оператор “Если”

31

5.4

Оператор “Если”

32

5.5

Закрепление материала

33

5.5

Закрепление материала

34

5.5

Закрепление материала

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» ДЛЯ 6 КЛАССА

Основной методический принцип современного курса «Введение в робототехнику»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.

В рамках изучения робототехники наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет "Введение в робототехнику" изучается в 6 классе один час в неделю, общий объем составляет 35 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

РАЗДЕЛ 1: КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ        

Теория:

Космонавтика. Исследования Луны. Цели исследования, космические программы разных стран. Самые известные современные роботы в космосе.

Первый конструктор ЭВМ БЭСМ-1.

Практика: выполнение проектов по материалам учебника.

РАЗДЕЛ 2: “ОРГАНЫ ЧУВСТВ” РОБОТА

Теория:

Способы познания мира человеком: ощущение, восприятие, представление.

Робот – модель человека. Электронные датчики – способы получения  информации.

Датчик-сенсор, датчик звука. Настройка датчиков. Визуализации звука. Рендеринг.

Практика: составление программы для роботов, анализ и проверка еѐ работоспособности.  Выполнение проектов.

РАЗДЕЛ 3: БЕЗОПАСТНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Теория:

Безопасности дорожного движения. Назначение датчика цвета и яркости, три режима датчика, настройка режимов.

Потребительские свойства автомобиля, где они проявляются. Условный выбор, реализация условного выбора с помощью алгоритма ветвления. Блок переключатель, его особенности. Основные настройки блока Переключатель.

Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.

РАЗДЕЛ 4: НАЖМИ НА КНОПКУ!

Теория:

Датчики касания. Как работает датчик касания. Назначение и способы их использования.

 Практика: выполнение проекта, анализ и проверка на работоспособность.

РАЗДЕЛ 5: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Теория: 

Подведение итогов.

Практика: Итоговый проект.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Патриотическое воспитание:

проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;

ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;

осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;

освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Эстетическое воспитание:

восприятие эстетических качеств предметов труда;

умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.

Ценности научного познания и практической деятельности:

осознание ценности науки как фундамента технологий;

развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.

Трудовое воспитание:

активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;

умение ориентироваться в мире современных профессий.

Экологическое воспитание:

воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;

осознание пределов преобразовательной деятельности человека.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;

устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;

выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;

самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;

оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;

опытным путём изучать свойства различных материалов;

овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;

строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.

Работа с информацией:

выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;

понимать различие между данными, информацией и знаниями;

владеть начальными навыками работы с «большими данными»;

владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;

вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;

оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.

Принятие себя и других:

признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.

Овладение универсальными коммуникативными действиями.

Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;

в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;

в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;

в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;

понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;

владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;

уметь распознавать некорректную аргументацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;

характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;

выявлять причины и последствия развития техники и технологий;

характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;

уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;

научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

соблюдать правила безопасности;

уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;

получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;

соблюдать правила безопасности;

организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;

классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;

знать и уметь применять основные законы робототехники;

конструировать и программировать движущиеся модели;

получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;

владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;

владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.

№ п\п

Наименование разделов или тем учебной программы

Всего

количество часов

количество часов

Виды

деятельности

Формы

контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Контрольная работа

Практическая

 работа

Проекто-исследователь

ская работа

РАЗДЕЛ 1: КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ        – 3 часа

1

Космонавтика

3

0

0

Устный опрос

https://www.youtube.com/c/prorobotov

РАЗДЕЛ 2: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ        – 4 часа

2

Вспомогательные алгоритмы

2

0

1

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

3

Вложенные циклы

2

0

1

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

РАЗДЕЛ 3: “ОРГАНЫ ЧУВСТВ” РОБОТА - 4 часа

4

Робот познаёт мир

4

0

3

Практическая работа

https://vk.com/robot42

РАЗДЕЛ 4: БЕЗОПАСТНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ- 12 часов

5

Датчик цвета и яркости

4

0

3

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

6

Правильный тахометр

4

0

3

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

7

Датчик расстояния

4

0

3

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

РАЗДЕЛ 5: НАЖМИ НА КНОПКУ! – 8 часов

8

Тактильные ощущения

4

0

3

Практическая работа

https://ev3-help-online.api.education.lego.com/Education/ru-ru/index.html

9

Способы использования датчиков

4

0

3

Практическая работа

https://vk.com/robot42

РАЗДЕЛ 6: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ – 3 часа

10

Итоговый проект

3

0

3

Практическая работа

https://vk.com/robot42

п\п

№ урока

в разделе\теме

Тема урока

Дата проведения урока

Примечание

По плану

По факту

Корретировка часов

1

1.1

Космонавтика

2

1.2

Космонавтика

3

1.3

Космонавтика

4

2.1

Вспомогательные алгоритмы

5

2.2

Вспомогательные алгоритмы

6

2.3

Вложенные циклы

7

2.4

Вложенные циклы

8

3.1

Робот познаёт мир

9

3.2

Робот познаёт мир

10

3.3

Робот познаёт мир

11

3.4

Робот познаёт мир

12

4.1

Датчик цвета и яркости

13

4.2

Датчик цвета и яркости

14

4.3

Датчик цвета и яркости

15

4.4

Датчик цвета и яркости

16

4.5

Правильный тахометр

17

4.6

Правильный тахометр

18

4.7

Правильный тахометр

19

4.8

Правильный тахометр

20

4.9

Датчик расстояния

21

4.10

Датчик расстояния

22

4.11

Датчик расстояния

23

4.12

Датчик расстояния

24

5.1

Тактильные ощущения

25

5.2

Тактильные ощущения

26

5.3

Тактильные ощущения

27

5.4

Тактильные ощущения

28

5.5

Способы использования датчиков

29

5.6

Способы использования датчиков

30

5.7

Способы использования датчиков

31

5.8

Способы использования датчиков

32

6.1

Итоговый проект

33

6.2

Итоговый проект

34

6.3

Итоговый проект

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Материально-техническое

Для организации занятий по робототехнике с использованием учебных пособий для 5–8 классов необходимо наличие в учебном кабинете следующего оборудования и программного обеспечения (из расчѐта на одно учебное место):

  1. Базовый набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
  2. Лицензионное программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3.
  3. Зарядное устройство (EV3).
  4. Ресурсный набор LEGO MINDSTORMS Education EV3.
  5. Датчик цвета EV3 (дополнительно 3 шт.).
  6. Четыре поля для занятий (Кегельринг, Траектория, Квадраты и Биатлон). Дополнительно необходимо скачать (бесплатно) и установить следующее программное обеспечение:
  7. программа трѐхмерного моделирования LEGO Digital Designer;
  8. звуковой редактор Audacity;
  9. конвертер звуковых файлов wav2rso.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Конспекты занятий по предмету «Технология. Робототехника»;

Инструкции и презентации;

Проектные задания, проекты и рекомендации к выполнению проектов;

Диагностические работы с образцами выполнения и оцениванием;

Раздаточные материалы (к каждому занятию);

Положения о конкурсах и соревнованиях.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://vk.com/robot42

http://edurobots.ru/

https://robogeek.ru/#

https://myrobot.ru/ 

http://robocuprussiaopen.ru/ 

https://www.robofest.ru/ 

https://www.youtube.com/c/prorobotov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы графических знаний» ( факультатив) для второй ступени обучения 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Основы графических знаний»( факультатив)для второй ступени обучения8 класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету МАТЕМАТИКА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 КЛАСС

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы дл...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10 классов

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» Уровень образования основное общее образование 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному предмету  «Физическая культура» Уровень образования  основное общее образование  5-9 классы...

Рабочая программа по учебному предмету «Физкультура» предметная область «Физическая культура» для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8. ...