Рабочая программа по учебному предмету «Физкультура» предметная область «Физическая культура» для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по физкультуре (8 класс)
Содержание | |||
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizra8e9g10b.docx | 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей технологии и физической культуры филиала ОГКОУШ № 39 Протокол №____от________ Руководитель_________ Габерзот И.В. | Согласовано И.о.заместителя директора по УВР филиала ОГКОУШ № 39 _________ Аипова Р.М. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39Протокол №____от____________ Директор _____М.Н.Пономарёва |
Рабочая программа по учебному предмету
«Физкультура»
предметная область «Физическая культура»
для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
Аипов Гильфан Ахметшович
г. Ульяновск, 2020
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа по предмету «Физкультура » для детей с легкой умственной отсталостью.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы: для обучающихся филиала ОГКОУШ № 39. Рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;
Категория обучающихся: 8е/9г/10б класс
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 70часов
Форма обучения: очная
Режим уроков: 2 час в неделю
Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование
Введение
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физкультуре под редакцией В.В.Воронковой, 2010г, и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений работающих с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья.
Цель: содействие всестороннему развитию личности школьника.
Пояснительная записка
Физкультура — неотъемлемая часть комплексной системы учебно- воспитательной работы в школе в которой на ровне с обычными детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, лечебно-оздоровительных задач.
Физкультура осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду. Физкультура способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечно сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди обучающихся VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными
Задачами
Физкультура в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и др.;
- коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на материале физкультуры и спорта;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умения преодолевать трудности;
Общая характеристика учебного предмета
Программа по физкультуре для 8е/9г/10б класса VIII вида структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры.
Такое распределение материала позволяет охватить основные направления физкультуры как учебного предмета в школе с учетом климатических условий. Вместе с тем предлагаемая структура и содержание разделов не ограничивают учителя физкультуры в том, чтобы дополнить или изменить содержание программы в тех или иных ее разделах. При внесении изменений или дополнений в программу учителю следует тщательно продумать весь комплекс учебно-методических задач для каждого этапа обучения, имея в виду прежде всего охрану жизни и здоровья учащихся, коррекционную направленность обучения, а также материально-техническое оснащение школы, в частности уроков физкультуры. Изменения, вносимые в программу, требуют согласования с врачом и администрацией, они должны быть утверждены пед. советом школы.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по адаптивной физкультуре является урок. Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагог
Воспитательные цели и предметные результаты освоения учебного предмета:
Воспитательные цели
- Осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением занятий
- Внимательно относится к собственным переживаниям и переживаниям других людей
- Выполнение правил безопасного поведения на занятиях
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
- Адекватно воспринимать оценку учителя
- Уважительное отношение к иному мнению
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу, точно описать возникшую проблему в области жизнеобеспечения
- Умение понимать, что можно и чего нельзя на уроке физкультуры
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для большинства обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
- представления о физкультуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- представления о правильной осанке; видах ходьбы под музыку; упражнениях в постановке головы, плеч, позвоночного столба, положения тела (стоя, сидя, лёжа), упражнениях для укрепления мышечного корсета;
- представления о двигательных действиях; знание строевых команд; умение вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- представления об организации занятий по физкультуре с целевой направленностью на развитие быстроты, выносливости, силы, координации;
- представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах;
- представления о способах организации и проведения подвижных игр и элементов соревнований со сверстниками, осуществление их объективного судейства;
- понимание особенностей известных видов спорта, показывающих человека в различных эмоциональных состояниях; знакомство с правилами, техникой выполнения двигательных действий;
- представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятия
Достаточный уровень:
- занятия физкультурой как средства укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования человека
- выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств
- знание видов двигательной активности в процессе физического развития; выполнение двигательных действий; умение подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений
- знание организаций занятий по физкультуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знание физических упражнений с различной целевой направленностью, их выполнение с заданной дозировкой нагрузки;
- знание видов двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств в процессе участия в подвижных играх и эстафетах
- знание форм, средств и методов физического совершенствования
- умение оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
- знание некоторых фактов из истории развития физкультуры, понимание её роли и значения в жизнедеятельности человека
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности
- знание правил, техники выполнения двигательных действий
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях
Знания умения навыки
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, формирование умения выполнять задание в период определённого времени
- Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) умение выполнять инструкции педагога
- Формирование дисциплины
Содержание программы
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений обучающихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики дети c ОВЗ должны овладеть навыками лазанья и перелезания.
Упражнения в лазанье и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Лыжная подготовка» позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по адаптивной физкультуре является урок. Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога.
Учебно-тематическое планирование
раздел | № | Тема урока | Количество часов | Практика | ||
Легкая атлетика | 1 | Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках | 2 | |||
2 | Разминочный легкий бег | 2 | ||||
3 | Медленный бег с сохранением осанки | 2 | ||||
4 | Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба) | 2 | ||||
5 | Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков) | 2 | ||||
6 | Метание теннисного мяча | 2 | ||||
ИграПионербол | 7 | Игра «Пионербол», ознакомление с правилами игры | 2 | |||
Гимнастика | 8 | Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук | 2 | |||
9 | Прыжки через скакалку | 2 | ||||
10 | Перелезание через препятствия | 2 | ||||
11 | Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке | 2 | ||||
12 | Кувырок назад | 2 | ||||
13 | Кувырок вперед | 2 | ||||
14 | Комбинация из кувырков | 2 | ||||
15 | Маховые прыжки с колен на ноги и обратно на матах | 2 | ||||
Лыжная подготподготовка | 16 | Ознакомление с лыжами. Устройство и правильность одевания | 2 | |||
17 | Ходьба на месте с подниманием носков лыж | 2 | ||||
18 | Ходьба приставным шагом | 2 | ||||
19 | Ходьба ступающим шагом | 2 | ||||
20 | Ступающий шаг без палок и с палками | 2 | ||||
21 | Скользящий шаг | 2 | ||||
22 | Выполнение распоряжений в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи взять!» | 2 | ||||
23 | Повороты на месте «переступанием» | 2 | ||||
24 | Передвижение на лыжах на дальность до 500 метров за урок | 2 | ||||
25 | Передвижение на лыжах на дальность до 600 метров за урок | 2 | ||||
Подвижные игры | Подвижные игры | 2 | ||||
26 | «Догони мяч» | |||||
27 | «Быстро по местам!» | |||||
28 | «Найди предмет» | |||||
Легкая атлетика | 29 | Разминочный легкий бег | 2 | |||
30 | Медленный бег с сохранением осанки | 2 | ||||
31 | Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба) | 2 | ||||
32 | Челночный бег 5 по 10м | 2 | ||||
33 | Бег с ускорениями | 2 | ||||
34 | Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков) | 2 | ||||
35 | Повторение пройденного | 2 | ||||
Итого | 70 | |||||
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Оценка «5»выставляется, за качественное выполнение упражнений ,допускается наличие мелких ошибок.
Оценка«4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка«3» выставляется ,если допущена две значительных ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка«2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Перечень материально-технического обеспечения.
1.Велотренажёры;
2.Беговая дорожка
3.Гимнастические маты;
4.Мячи разного диаметра;
5.Эспандеры;
6.Набивные мячи;
7.Обручи;
8.Скакалки;
9.Гимнастические палки;
10.Мешочки с песком;
11.Мягкие развивающие модули;
12. Тренажёрный зал;
13. Спортивный зал;
14. Шведская стенка;
15.Гимнастическая скамья;
Лист изменений в рабочей программе учебной дисциплины
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование интегрированного курса "Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 7 класса
Рабочая программа "Физическая культура, ОБЖ" разработана на основе авторской Комплексной прораммы Физическая культура В.И. Лях, А.А. Зданевич и программы по ОБЖ А.С. Смирнова. В рабо...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование интегрированного курса " Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 5 класса
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование интегрированного курса " Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметная область «Физическая культура» для 9б класса на 2020-2021 учебный год
Содержание: 1.Паспорт рабочей программы 2.Введение3.Пояснительная записка4.Планируемые предметные и личностные результаты5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы7.Учеб...
Рабочая программа по факультативному занятию «Общее физическое развитие» для обучающихся 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год
Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8.Л...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...
Рабочая программа По учебному предмету «Физическая культура» Предметной области «Физическая культура» 2 класс
рабочая программа по физической культуре 2 класс...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).
Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...