Доклад 2024
материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
«Формирование метапредметных результатов в школьном курсе технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_archdoklad_formirovanie_metapredmetnyh_rezultatov_v_osvoenii_kursa.docx | 12.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Образовательный центр «Успех»
ДОКЛАД
Тема: «Формирование метапредметных результатов в школьном курсе технологии »
Составила: учитель технологии
Гусейнова Э.М.
«Формирование метапредметных результатов в школьном курсе технологии »
Формирование учебных навыков, то есть умение учиться, одна из основных задач современной школы. Без умений обобщать, абстрагировать или классифицировать, основы которых закладываются еще в начальной школе, невозможно обучение как в среднем звене, так и на старшей ступени средней школы, где любое умение усложняется, требует своего применения в новых областях знаний, в новых обстоятельствах.
ФГОС-2 устанавливает требования к результатам обучения. В стандартах второго поколения ставится акцент на формировании результатов обучения не только предметных, но прежде всего личностных и метапредметных. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные действия, обеспечивающие основу умения учиться, и межпреднетные понятия.
Метапредметы-это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлективности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, технологии, биологии, истории и т.д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия.
Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В более узком универсальные учебные действия –это совокупность способов действия учащегося, а также связанны с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Основными индикаторами технологической грамотности, имеющей мета предметный статус, являются:
УУД, позволяющие учащимся приобретать опыт созидательной и творческой деятельности , выявлять противоречия и решения проблем , поиска , анализа и обработки информации , коммуникативных навыков , базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений , навыки сотрудничества , безопасного обращения с веществами в повседневной жизни; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников , применять методы информационного поиска; ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию. Для решения познавательных и коммуникативных задач, различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно- практические, практические работы, выполнение проектов. Все они способствуют формированию метапредметных результатов школьников.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, выдвигать гипотезы, принимать решения в сложных ситуациях.
Применение метода проектов имеет больше преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся .
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
-выявление проблемы исследования;
-постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
-формулировка гипотез исследования;
-определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
-сбор информации;
-аналитическая работа;
-корректировка поставленных задач и хода исследования;
-дальнейший поиск информации;
-анализ новых фактов;
-обобщение-рассуждение-получение новых данных;
-оформление результатов исследования;
-обсуждение и транслирование полученных результатов.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создаёт возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса
Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное
целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует мета предметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования меж предметных связей и применения метапредметных умений.
На уроках "Производства ткани" в 5,6,7 классах мета предметные связи с такими предметами, как : география, история, химия, биология, технология так же используются знания истории, рисования, черчения, дизайна, информатики(разработка выкроек с помощью специализированных программ), математики(расчет мерок для построения выкроек).
( расчет себестоимости блюд, меню, количества ткани, изделия экономии или трата денег при распродажах).
При изучении на уроках по технике безопасности с электроприборами происходит интеграция с предметом физики.
На уроках по сельскохозяйственному труду интеграции с географией (места и условия произрастания различных овощей, фруктов).
На уроках по кулинарии идет интеграции технологии с физкультурой, где учащиеся знакомятся с физиологией питания человека, занимающегося спортом.
На уроках такого типа, как раз и развиваются мета предметные умения и навыки, помогающие учащимся осознать единую связь предметов и явлений целостного представления о мире на основе системы знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году
Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...
Доклад по самообразованию «Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»
Доклад по теме самообразования:«Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год» Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, пл...
Акция: «Блокадная акция». Доклад: « Блокадный хлеб». 29.01.2024 год
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. Почти 900 дней страха, боли, невосполнимых потерь, беспримерного мужества и жажды мирной жизни.Героической победе мы обяза...
Доклад на ШПМ 28.02.2024 "Патриотическое воспитание на уроках истории:сложности и решения (из опыта работы)"
Выступление на Школе Педагогического мастерства. Передача опыта....
Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792126","attributes":{"alt":"","class"...
Доклад Преодоление школьной неуспешности в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Клуб любителей английского языка» и «Юный переводчик» 2024
Выступление на областной методической неделе 2024 г. Представлен опыт реализации программ предметной области "Иностранный язык" по преодолению школьной неуспешности....