Доклад 2024
материал по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Гусейнова Эсмеральда Мазахировна

«Формирование метапредметных результатов в школьном курсе технологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МАОУ «Образовательный центр «Успех»            

ДОКЛАД

Тема: «Формирование метапредметных результатов в школьном курсе технологии »

Составила: учитель технологии

Гусейнова Э.М.

 «Формирование метапредметных результатов в школьном курсе технологии »

Формирование учебных навыков, то есть умение учиться, одна из основных задач современной школы. Без умений обобщать, абстрагировать или классифицировать, основы которых закладываются еще в начальной школе, невозможно обучение как в среднем звене, так и на старшей ступени средней школы, где любое умение усложняется, требует своего применения в новых областях знаний, в новых обстоятельствах.

ФГОС-2 устанавливает требования к результатам обучения. В стандартах второго поколения ставится акцент на формировании результатов обучения не только предметных, но прежде всего личностных и метапредметных. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные действия, обеспечивающие основу умения учиться, и межпреднетные понятия.

Метапредметы-это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлективности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, технологии, биологии, истории и т.д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия.

Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В более узком универсальные учебные действия –это совокупность способов действия учащегося, а также связанны с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

  Основными индикаторами  технологической  грамотности, имеющей мета предметный статус, являются:

УУД,  позволяющие  учащимся  приобретать  опыт   созидательной  и  творческой  деятельности , выявлять  противоречия  и  решения проблем , поиска , анализа и  обработки информации , коммуникативных навыков , базовых трудовых  навыков ручного и умственного труда; навыки измерений ,  навыки сотрудничества , безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;  формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников , применять методы информационного поиска; ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию. Для решения познавательных и коммуникативных задач,  различных  источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных.  

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно- практические, практические работы, выполнение проектов. Все они способствуют формированию метапредметных результатов школьников.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но  и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, выдвигать гипотезы, принимать решения в сложных ситуациях.

Применение метода проектов имеет больше преимущества.

  Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания,  поддерживающий деятельностный подход к  обучению на всех  его  этапах. Развиваются творческие способности обучающихся .

   В-третьих, обучающиеся  осваивают технологию  проведения  исследования, которая включает в себя следующие этапы:

             -выявление проблемы исследования;

             -постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

             -формулировка гипотез исследования;

             -определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;

             -сбор информации;

             -аналитическая работа;

             -корректировка поставленных задач и хода исследования;

             -дальнейший поиск информации;

             -анализ новых фактов;

             -обобщение-рассуждение-получение новых данных;

             -оформление результатов исследования;

             -обсуждение и транслирование полученных результатов.

   В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создаёт возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную  траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса

   Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное

целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.

   Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует мета предметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым  повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования меж предметных связей и применения метапредметных умений.

   На уроках "Производства ткани" в 5,6,7 классах мета предметные связи с такими предметами, как : география, история, химия, биология, технология так же используются знания истории, рисования, черчения, дизайна, информатики(разработка выкроек с помощью специализированных программ), математики(расчет мерок для  построения выкроек).

( расчет себестоимости блюд, меню, количества ткани, изделия экономии или трата денег при распродажах).

При изучении на уроках по технике безопасности с электроприборами происходит интеграция с предметом физики.

   На уроках по сельскохозяйственному труду интеграции с географией (места и условия произрастания различных овощей, фруктов).

   На уроках по кулинарии идет интеграции технологии с физкультурой, где учащиеся знакомятся с физиологией питания человека, занимающегося спортом.

На уроках такого типа, как раз и развиваются мета предметные  умения и навыки, помогающие  учащимся осознать единую связь предметов  и явлений целостного представления о мире на основе  системы знаний.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...

Доклад по самообразованию «Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»

Доклад по теме самообразования:«Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»   Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, пл...

Акция: «Блокадная акция». Доклад: « Блокадный хлеб». 29.01.2024 год

27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. Почти 900 дней страха, боли, невосполнимых потерь, беспримерного мужества и жажды мирной жизни.Героической победе мы обяза...

Методическая разработка доклада «Сетевое взаимодействие как условие социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», 2024

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30792126","attributes":{"alt":"","class"...

Доклад Преодоление школьной неуспешности в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ «Клуб любителей английского языка» и «Юный переводчик» 2024

Выступление на областной методической неделе 2024 г. Представлен опыт реализации программ предметной области "Иностранный язык" по преодолению школьной неуспешности....