Доклад по самообразованию «Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»
статья по биологии

Куценкова Ольга Михайловна

Доклад по теме самообразования:

«Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»   Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Саратовской области‌‌

Управление образования администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области‌

Филиал МБОУ « СОШ № 23 Села Первомайское в  селе Нижняя Банновка Красноармейского района Саратовской области»

Доклад по теме самообразования:

«Подготовка учащихся к итоговой аттестации на уроках биологии 2023-2024 учебный год»

Учитель биологии-Куценкова О.М.

Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к Государственной итоговой аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).     Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса.

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий   по биологии   предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии рекомендованными Министерством образования РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения сравнивать  объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий , проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к итоговой аттестации. С самых первых уроков биологии в 5 классе в  структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения.

Подготовкой  необходимо  заниматься постоянно, то есть из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.

Также нужно обращать внимание на практическую направленность курса.

Все таблицы, рисунки, схемы должны быть рассмотрены и изучены (целенаправленная работа с учебником), так как многие школьники не могут работать по рисункам.

На уроках, при прохождении любой темы, в любом классе материалы для закрепления беру из сборника типовых экзаменационных вариантов  ОГЭ.

           С учащимися 9- х  классов работа по подготовке была начата с начала учебного года (с сентября месяца). Ребятам было рекомендовано приобрести необходимые пособия «Подготовка к ОГЭ» ; «Тренировочные задания по биологии в форме ОГЭ»,

При организации и подготовки, обучающихся к ОГЭ выделяю следующие направления деятельности:

1.      Ознакомление обучающихся со структурой и содержанием КИМа.

2.      Планирование индивидуальной подготовки обучающихся, устранение пробелов в знаниях.

3.      Диагностика уровня предметных результатов, готовности к выполнению экзаменационной работы

  А также знакомлю с распределением заданий экзаменационной работы по содержательным блокам и заданиями по видам проверяемых умений и способам действий. То есть объясняю, что они должны знать, уметь, понимать, называть, характеризовать, планировать.

Подробно  объясняю систему оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

Говорю о продолжительности экзамена по биологии, выделяю при этом, что на выполнение каждой части экзаменационной работы обучающийся должен спланировать свое время таким образом, чтобы вовремя закончить свою работу.

Планирование индивидуальной подготовки обучающихся,  устранение пробелов в знаниях реализую путем:

- проведения тематических консультаций

- подбора дидактических материалов

Планирование индивидуальной подготовки с обучающимися позволяет продиагностировать знания и навыки через:

1.      Использование типовых контрольных работ

2.      Использование КИМ

Провожу инструктажи с обучающимися:

          -напоминаю о правилах поведения в аудитории;

- объясняю ход работы с КИМ (главное, напоминаю о том, что необходимо   внимательно читать задания!);

- знакомлю с основными правилами заполнения бланков ЕГЭ (для тренировки заполнения можно использовать черновики бланков).

Для успешной сдачи ОГЭ учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование, например, умение по усвоенному алгоритму составлять простой план рассказа;

 Свою работу по подготовке учащихся чётко планирую по времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;

При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ОГЭ предпочитаю составление схемы, таблиц, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы, но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме.

Усвоение теории и сформированности навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя

Практика показывает, что круг проблем, возникших при подготовке к экзаменам, следующий:

  Во-первых, это откровенный саботаж части учащихся – нежелание работать как на уроке, так и дома.

Во-вторых, недопонимание учащимися и их родителями серьёзности проблемы.

В-третьих, лень мыслить, примитивность мышления, узость кругозора большинства учащихся в связи с низким уровнем начитанности.

В-четвёртых, невнимательное чтение тестовых заданий, излишняя спешка при их выполнении.

  Я считаю, что решить проблему с подготовкой к ОГЭ можно только всем миром: в союзе с родителями. Кроме того, развивать коммуникативные умения нужно и необходимо всем учителям-предметникам включиться в работу по совершенствованию навыков работы, учащихся с текстом – особенно учебным и справочным.

С учениками постоянно проводятся беседы о необходимости дополнительных занятий, о серьезном отношении к экзаменам, о пропусках уроков, об успеваемости. Существуют проблемы с некоторыми учащимися, слабо усваивающие материал, недостаточно серьёзно готовящиеся к экзаменам. В 9-х классах опасения вызывают Шакиров Марат, Бадирова Фатима, Матвеева Ирина.

 Гарантией успеха для сдачи экзаменов в 2024 году является уверенность в собственных силах. Для этого необходимо чтобы старшее поколение обеспечило своим детям здоровый сон, нормальное питание и достаточное количество свободного времени для изучения необходимого материала

 Заканчивая свой доклад, хочу обратиться к словам          

  Р. Рождественского:

                                   Вы знаете, мне по-прежнему верится,

                       Что если останется жить Земля,

                                    Высшим достоинством Человечества

                              Станут когда-нибудь учителя".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Оснащенность кабинета биологии как условие подготовки учащихся к итоговой аттестации

В данной статье рассматривается вопрос об использовании возможностей кабинета при подготовке учащихся к итоговой аттестации....

Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики

Выступление на МО с темой: «Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики»....

Приемы работы с текстом на уроках биологии с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации

Современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информаци...