Конспект урока "раскрой швейного изделия. Фартук", 5 класс
план-конспект урока по технологии

Конспект урока по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пронина Раиса Васильевна,

учитель МБОУ СШ №10 г.о. Чехов

План урока (конспект)

Тема: «Раскрой швейного изделия. Фартук».

Рабочая программа – технология (обслуживающий труд), 5 класс.

Номер урока (по календарно-тематическому плану) – 26.

Раздел – технология изготовления фартука.

Цель: организация деятельности учащихся по усвоению теоретического материала об этапах раскроя швейного изделия, формирование навыков по работе с ручными инструментами по раскрою деталей из ткани, умений оценки качества выполненной работы.

Задачи:

  1. Образовательные:

- способствовать закреплению знаний, полученных в ходе изучения правил подготовки ткани к раскрою;

- научить правилам раскроя швейного изделия фартук;

- познакомить с профессией закройщик и историей возникновения ножниц.

  1. Коррекционно-развивающие:

- организовать деятельность учащихся по формированию умений подготовки ткани к раскрою;

- развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля при выкраивании деталей фартука, взаимоподдержки;

- развивать речь, восприятие внешнего мира через органы чувств;

- способствовать развитию чувства красоты, меры.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости, достоинства и патриотизма;

- воспитывать трудолюбие.

Тип занятия – комбинированное.

Формы организации занятия: фронтальная, индивидуальная.

Технология построения урока – проблемно-диалогическая.

Основные термины, понятия: раскрой, припуски на швы, обмеловка, детали кроя.

Оборудование, дидактический материал:

- образцы готовых изделий (фартуки разных фасонов);

- выкройки деталей фартука;

- надписи цели и задач урока;

- ткань с раскладкой выкроек деталей фартука;

- видеопрезантация по теме «История ножниц»;

- видеосюжет о работе закройщицы;

- компьютерные программы;

- инструменты и принадлежности.

Ход занятия.

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Видеофрагмент «Работа закройщицы»

1. Приветствие. 

- Я рада вас видеть, давайте поприветствуем наших гостей. Сегодня мы можем уверенно сказать, что подошли к изготовлению фартука. Вы рады этому?

- Как можно выразить радость при начале какого-то хорошего дела? Продемонстрируйте это.

2. Введение в тему урока.

- В этом году вы уже познакомились на уроках с рядом профессий, таких как повар, ткач, модельер-конструктор. С какой же профессией нам предстоит сегодня соприкоснуться и попробовать себя в ее роли? Чтобы вам легче было найти ответ на поставленный мною вопрос, давайте посмотрим видеофрагмент.

/Включение видеофрагмента работы закройщицы/

- Выскажите свои мысли: «О какой профессии идет речь? Чем же сегодня будем заниматься?» /выслушивание высказываний учащихся, подводка к теме урока/.

3. Выбор темы урока

- Определим  тему урока: «Раскрой швейного изделия. Фартук».

Улыбнулись друг другу.

Обучающиеся смотрят видеофрагмент.

Обучающиеся высказывают свои предположения о теме урока.

Актуализация опорных знаний

Предметные:

- правильно называть этапы пошива юбки;

- правильно снимать мерки с фигуры человека;

- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять этапы технического моделирования, снимать мерки с фигуры человека;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию рисунков, записей;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

4. Выбор задач урока.

- Давайте назовем цель нашего урока, конечный ее результат.

/ прикрепляет на доску цель урока/

- Перед вами напечатанные этапы раскроя швейного изделия. Нужно определить их последовательность.

-  Подумайте и прикрепите их, называя этапы /контролирует процесс/.

- Итак, сегодня мы выполним эти этапы, которые можно назвать задачами урока.

5. Обобщение и закрепление полученных знаний.

- Прежде чем начать выкраивать детали фартука, давайте вспомним их названия

/демонстрирует готовый фартук, выкройки/

- На прошлом уроке вы научились подготавливать ткань к раскрою. Расскажите о правилах.

Обучающиеся высказывают свои предположения о целе урока.

Обучающиеся высказывают свои предположения,

называют этапы и прикрепляют их в правильной последовательности.

Обучающиеся /по желанию/ называют детали, сравнивая их с готовым изделием.

Обучающиеся демонстрируют на образце ткани  ее подготовку к раскрою, называя правил:

- проверка качества ткани;

- декатировка ткани;

- определение нити основы в ткани;

- определение лицевой сторона ткани;

- выбор способа складывания ткани.

Открытие нового знания

Предметные:

- уметь определять

качество изделия;

- учиться выяснять значение новых слов;

- овладевать умением прогнозировать содержание текста - овладевать умением правильного понимания инструкционной карты

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в текстах таблиц;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

1 этап. Выдвижение гипотезы.

- Итак, мы подошли к последнему этапу – раскрой фартука.

- Какие у вас есть предположения, мысли по поводу работы над этим этапом?

- Как вы думаете, чтобы добиться верного результата, надо ли соблюдать план работы?

Почему?

- Какими инструментами вы будете пользоваться в работе?

 - Какой инструмент для закройщика является главным?

- А кто-нибудь знает историю возникновения ножниц?

- Предлагаю кратко ознакомиться с ней

/демонстрирует фото ножниц, рассказывает историю/

- На последнем фото современные ножницы закройщика. Давайте рассмотрим их особенности

/демонстрирует, рассказывая особенности/.

- А кто из вас знает загадку о ножницах?

/загадывает/

2 этап. Формулирование правила.

- Итак, перед работой мы должны соблюдать правила раскроя.

/выдает всем напечатанные правила/

- Читаем первое правило.

- Обратите внимание, как правильно разложены выкройки на ткани.

/демонстрирует образец на доске, объясняет особенности раскладки с соблюдением нити основы и учета припуска на швы

- Читаем второе правило.

- Читаем третье правило.

- Читаем четвертое правило.

3 этап. Первичное закрепление.

- Приступаем к работе, соблюдая правила безопасной работы с иглами и ножницами.

/помогает учащимся правильно начать выполнять работу, сверять данные с образцом, вывешенном на доске/

Обучающие высказывают предположения: наложить выкройки на ткань, начертить контуры деталей, вырезать детали.

Обучающие перечисляют инструменты, называя

булавки, ножницы.

Обучающиеся называют- ножницы.

Обучающие высказывают предположения

Обучающиеся смотрят

Обучающиеся смотрят, сравнивают со своими ножницами.

Обучающиеся отвечают, предлагают свои варианты

Обучающиеся читают первое правило:

разложить выкройки на ткань, соблюдая нить основы и сгиб ткани.

Обучающиеся смотрят, сравнивают со своими тканями и выкройками.

Обучающиеся читают второе правило:

приколоть булавками выкройки к ткани

Обучающиеся читают третье правило:

Обвести контуры выкроек линией, учитывая припуски на швы.

Обучающиеся читают четвертое  правило:

Вырезать детали фартука.

Обучающие переходят к рабочим местам

и приступают к выполнению задания.

Применение нового знания

Предметные:

- выполнять измерения с использованием измерительных инструментов;

-проверять выполненное, сравнивая с образцом;

- находить неточности;

- определять качество

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1.Выполнение заданий. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

- Обратите внимание, как правильно закалывать булавками выкройки на ткань

/демонстрация трудового приема на своем образце/

- При обводке контуров деталей, обратите внимание на толщину линий (1-2 мм)

/демонстрирует трудовой прием по применению картонок для проведения контуров с припусками на швы/

- Продемонстрируем результаты работы перед вырезанием деталей.

- Вспомним русскую пословицу «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Для взаимопроверки попрошу перейти за стол соседа и проверить, верно ли намечены линии контура.

-Мы хорошо потрудились, выполнили ряд правил, и перед раскроем  выполним физкультурную разминку для рук, так как будем работать ножницами закройщика.

 Разминка для кистей рук /проводит разминку/

- Приступаем к вырезанию деталей, соблюдая правила работы с ножницами

/демонстрирует трудовой прием по работе с ножницами закройщика/

Обучающиеся под руководством учителя выполняют  задания.

Обучающиеся под руководством учителя проводят  взаимопроверку по обводке линий.

Обучающиеся под руководством учителя проводят разминку

Обучающиеся под руководством учителя заканчивают выполнять  задания.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

- Достигли ли вы цели?

- Можно ли раскрыть основную деталь фартука и набросить на себя, продемонстрировав результат своей работы?

- Оцените деятельность на уроке. Приклейте на плакат стикеры того цвета, который соответствует уровню приобретенных вами знаний: я понял, я не понял, я понял и могу научить других /выдает стикеры 3 цветов/.

- Урок окончен. Записываем домашнее задание: выучить правила раскроя.

- Выставляем оценки за урок /выставляет оценки/

- Убираем свои рабочие места. До свидания.

Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока, рассказывают о достижении цели.

Обучающиеся демонстрируют результат.

Обучающиеся приклеивают стикеры в таблицу

Обучающиеся записывают д/з.

Обучающиеся убирают свои рабочие места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.

Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...

Метапредметный урок по теме "Моделирование швейных изделий - фартука"

Тип урока: урок когнитивного типа, моделирования.  Методы и формы, используемые на уроке: метод проблемного изложения, частичного поиска, словесно-иллюстративный рассказ, беседа, практическая...

Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).

Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются  следующие умения и навыки: необходимые мерки дл...

Конспект занятия "Моделирования швейных изделий" 5 класс с использованием ЭУМ

Тема  урока Молодой модельер!Тип урока.Комбинированный урок с использованием УЭМАктуальность использования средств ИКТВизуализация изучаемых объектов....