Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).
учебно-методический материал по технологии (5 класс) по теме
Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются следующие умения и навыки: необходимые мерки для изготовления изделия, припуски по линиям и срезам, конструирование и моделирование изделия, основные цвета; термины и определения, встречающие при прохождении темы, присутствует и практическая часть, выполнение основных стежков и строчек. Урок - путешествие предусматривает использование разных технологий для достижения желаемого результата: игровые технологии, групповые, а также информационные.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «Куровская средняя общеобразовательная школа №6»
Открытый урок - путешествие по технологии
в 5 классе
По теме: «Технология изготовления швейного изделия»
(фартука)
Учитель: Арсентьева О.Л.
2011 – 2012 уч. год
Урок повторения и закрепления материала.
Тема: «Технология изготовления швейного изделия» (фартука).
(урок – путешествие)
Цели:
- закрепить понятия о процессе изготовления одежды;
- закрепить навыки моделирования;
- вспомнить об основных и составных цветах в одежде;
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность и внимательность в работе.
Оборудование: ватман, цветная бумага, клей, ножницы , презентация, картон, нитки, иголки, ткань, бумажные «ромашки», экран, компьютер, кроссворд.
Ход урока
- Организационный момент.
Подготовка к игровому уроку.
- Повторение материала.
Игра «Наше путешествие».
Учитель. У нас сегодня необычный урок, мы с вами не просто будем говорить о цветах, об измерениях фигуры человека, о конструировании, моделировании, а будем путешествовать по определенному маршруту. Его необходимо успешно пройти.
- Вступительная часть.
Учитель. На предыдущих уроках мы знакомились с технологией изготовления фартука.
Назначение фартука – предохранять одежду от загрязнения. Хозяйственные фартуки бывают весьма разнообразными. Ведь есть же у нас одежда для спорта, одежда для праздника, одежда для работы, одежда для туризма. Так и фартуки нужны разные: для уборки, для мытья посуды, для приготовления пищи, для приема гостей.
Для того, чтобы узнать, что вы помните из прошлых уроков, мы отправимся на станцию «Кроссвордную».
Слайд №3
- На этой станции нам предстоит разгадать понятия, с которыми вы встречались при конструировании и моделировании фартука.
По горизонтали:
- Построение чертежа выкройки изделия (конструирование)
- Одно из самых выразительных средств в швейном изделии (цвет)
По вертикали:
- Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами (модель)
- Основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения (мерки)
- Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью (моделирование)
- Молодцы! Эту станцию мы прошли.
В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах – цветоведение. Мы вспомним лишь самые общие закономерности.
Отправляемся на станцию «Цветик – семицветик». Слайд №4
Мы должны вспомнить , какие цвета у нас являются основными, а какие – составными.
(мы разделимся на две группы)
Группа № 1 должна собрать ромашку из основных цветов, группа № 2 – из составных, и объяснить свой выбор.
Ответ: основные цвета – красный, зеленый, желтый, синий.
(Работа с основными и составными цветами). Слайд № 5
- Молодцы! Справились с заданием.
Следующая станция «Измерений».
Слайд №6 - №7
Игра «Что вы знаете об измерениях фигуры человека?».
Вопросы:
- Для чего снимают мерки с фигуры человека? (для построения чертежа)
- С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)
- Какие линии фигуры относятся к основным? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен)
- Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)
- По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)
- Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)
- Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? (не натягивать, не ослаблять)
- Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? (прямо, без напряжения)
- Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)
10)Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)
11)Какие мерки записывают в половинном размере? (мерки ширины и обхватов)
12)Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия? (Ст, Пб, Ди)
- Молодцы, прекрасно справились с заданием!
- Мы успешно прошли эту станцию, но следующая будет еще интереснее.
Отправимся на станцию «Детали фартука» .
Слайд №8 (разделимся на группы)
Задание: подпишите названия деталей фартука, укажите стрелкой направление долевой нити, напишите величины припусков на швы (цифрами в кружочке)
Ответ: Детали фартука
Бретель
Нагрудник
Карман
Нижняя часть фартука
Пояс
Припуски на швы:
Слайд № 10
Нижний, боковой срез – 1,5 см (основная деталь фартука)
Верхний срез – 1 см
Карман:
Нижний, боковой -1,5 см
Верхний – 4 см
Пояс – 1 см
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
- Мы с вами отправляемся на станцию «Моделирование»
Слайд №11
(разделимся на две группы)
Каждая группа получает: цветную бумагу, клей, ножницы, линейку.
Группы должны составить модель фартука из предложенных элементов и объяснить свой выбор, написать припуски на швы. Время пошло.
Какие получились красивые модели фартуков и они совершенно разные.
- Вот мы с вами дошли до станции «Последовательность».
Слайд №12
Задание:
Расположите правильно технологическую последовательность изготовления фартука на поясе.
- обработка пояса;
- обработка накладного кармана;
- обработка нижних и боковых срезов фартука;
- подготовка деталей к сметыванию;
- соединение кармана с нижней частью фартука;
- обработка верхнего среза фартука;
- обработка верхнего среза фартука притачным поясом.
Ответ:
Слайд №13
- подготовка деталей к сметыванию;
- обработка накладного кармана;
- соединение кармана с нижней частью фартука;
- обработка нижних и боковых срезов фартука;
- обработка верхнего среза фартука;
- обработка пояса;
- обработка верхнего среза фартука притачным поясом.
3. Практическое задание.
- Вот мы с вами вспомнили технологическую последовательность изготовления фартука. Но сейчас мы отправляемся на станцию «Сметочная»
Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.
Слайд №14
(Разделимся на две группы) Проверим насколько вы усвоили технологию выполнения ручных операций.
Слайд №15
Группа №1 выполняет копировальные стежки, группа №2- прямые сметочные стежки. Объяснить для чего они нужны? Ответ: копировальные - перенос линии выкройки, прямые сметочные – для сметывания, заметывания, наметывания деталей.
Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.
Молодцы! Все справились с заданием.
- А сейчас мы немного с вами отдохнем.
4. Отгадайте загадки:
Слайд №16
1) Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю,
Что - нибудь без меня
Начертить сумей-ка,
Угадайте – ка, друзья,
Кто же я?... (линейка)
Слайд №17
- Тонка, длинна,
Одноуха и остра,
Всему свету нужна. (иголка)
Слайд №18
3)Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Прячусь под комод. (клубок)
Слайд №19
4) Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает,
Что сошьет- не надевает. (иголка)
Слайд №20
5) В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать! (утюг)
5.Итог урока.
Слайд №21
Беседа о путешествии, впечатлении детей.
Учитель:
- На какой станции вы бы хотели еще побывать?
- Какое задание вам показалось трудным, а какое – легким?
- Довольны ли вы своей практической работой?
Домашнее задание: подготовить 5-6 рисунков фасонов фартука.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Закрепить понятия о процессе изготовления одежды; Закрепить навыки моделирования; Вспомнить об основных и составных цветах в одежде; Умение определять технологическую последовательность изготовления изделия; Развивать эстетический вкус; Воспитывать аккуратность и внимательность к работе.
Станция «Кроссвордная» По горизонтали: 1) Построение чертежа выкройки изделия. 2) Одно из самых выразительных средств в швейном изделии. По вертикали: 3) Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. 4) Основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения. 5) Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Станция «Цветик - семицветик» В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах-цветоведение.
Основные цвета
Станция «Измерений» Вопросы: 1) Для чего снимают мерки с фигуры человека? 2) С помощью чего снимают мерки? 3) Какие линии фигуры относятся к основным? 4) Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? 5) По какой стороне фигуры снимают мерки? 6) Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин?
Вопросы: 7) Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? 8) Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? 9) Чем опоясывают талию перед измерением? 10) Какие мерки записывают полностью? 11) Какие мерки записывают в половинном размере? 12) Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия?
Станция «Детали фартука» Задание: Подпишите названия деталей фартука. Напишите величины припусков на швы.
Детали фартука
Припуски на швы: Основная деталь фартука (нижний, боковой срез–1,5 см, верхний срез-1 см); Карман (нижний, боковой-1,5 см, верхний-4 см); Пояс (по всем срезам-1 см); Нагрудник (по всем срезам-1 см); Бретель (по всем срезам-1 см)
Станция «Моделирование»
Станция «Последовательность» Обработка пояса; Обработка накладного кармана; Обработка нижних и боковых срезов фартука; Подготовка деталей к сметыванию; Соединение кармана с нижней частью фартука; Обработка верхнего среза фартука; Обработка верхнего среза фартука притачным поясом;
Ответ: 1)Подготовка деталей к сметыванию; 2)Обработка накладного кармана; 3)Соединение кармана с нижней частью фартука; 4)Обработка нижних и боковых срезов фартука; 5)Обработка верхнего среза фартука; 6)Обработка пояса; 7)Обработка верхнего среза фартука притачным поясом.
Техника безопасности при работе с ручными инструментами.
Станция «Сметочная» Группа №1 Копировальные стежки; Группа №2 Прямые сметочные стежки
Отгадайте загадки: Я люблю прямоту, Я сама прямая, Сделать ровную черту Всем я помогаю, Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка, Угадайте-ка, друзья, Кто же я?...
Отгадайте загадки: 2) Тонка, длинна, Одноуха и остра, Всему свету нужна.
Отгадайте загадки: 3) Я пушистый, мягкий, круглый, Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго, Прячусь под комод.
Отгадайте загадки: 4) Одноглазая старушка Узоры вышивает, Весь мир одевает, Что сошьешь – не надевает.
Отгадайте загадки: 5) В полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь- Ни морщинки не видать!
Подведение итогов: На какой станции вы бы хотели еще побывать? Какое задание вам показалось трудным, а какое – легким? Довольны ли вы своей практической работой?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие в королевство игр"(3 класс)УМК Биболетова
буду рада, если вам понравились разработки и вы нашли что-то для себя полезное в них....
Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.
Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...
Открытый урок-путешествия по математике в 1 классе
Открытый урок-путешествия по математике в 1 классе...
Тест по разделу "Технология изготовления швейного изделия (фартук)". 5 класс
Тест состоит из 18 заданий различной сложности...
Открытый урок "Путешествие в страну АВС".2 класс
Урок составлен в соответствии с программой по английскому языку для 2 класса на основе линии УМК «Мир английского языка» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др., (издательства «Просв...
Конспект открытого урока "Путешествие. Из истории путешествия" 9 класс
Открытый урок в 9 классе по теме "Путешествие"...
Презентация по технологии 6 класс на тему "Технологии получения животноводческой продукции и их основные элементы"
Презентация по технологии 6 класс на тему "Технологии получения животноводческой продукции и их основные элементы" содержит видеофрагменты...