Организация образовательного процесса по технологии на основе выявления познавательных потребностей обучающихся
статья по технологии (5 класс)
Данная статья отталкивается от основной задачи современного образования - формирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к обучению. Мотивацию же можно формировать после выявления индивидуальных познавательных потребностей. Как способ диагностики потребностей и способ повышения мотивации рассмотрена игра. Приведены игры для уроков технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra_kak_sposob.docx | 11.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет не эффективной. К сожалению, сейчас у многих учащихся пропадает желание учиться в школе, стремиться к достижению наивысших результатов в учебе. Такая деятельность не приносит морального и духовного удовлетворения, является не интересной и не продуктивной. Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной российской школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования определены основные цели обучения, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные потребности школьников. Значительный вклад в решение указанной проблемы внесли психологи и педагоги А.Г. Асмолов,П.Я. Гальперина, П.Г. Морозова, К.Д.Ушинский, Г. И.Щукина, Н. Е.Щуркова, Д. Б.Эльконин, В. С. Юркевич и другие. Несмотря на то, что проблема познавательных потребностей у школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления противоречий между требованиями социума к основному образованию и общепринятым опытом обучения, между педагогической теорией и практикой.
Затруднение в деятельности учителей по формированию познавательной потребности в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной потребности учащихся. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
Энциклопедический словарь дает следующее определение потребности: «Потребность – это внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий активности личности»
В педагогическом словаре дается следующее определение потребности: «Потребности – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
критерий 4.2 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе .rar
Приложение к критерию 4.2...
Современные требования к организации образовательного процесса по технологии.
Выступление и презентация были подготовлены к педагогическому совету ; тема "Современные требования к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС....
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...