Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
материал по теме
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sot.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса
на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической деятельности по организации кружковой работы я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных способностей обучающихся. Достичь этой цели мне позволяет применение новых методов и элементов современных образовательных технологий: проектного обучения, исследовательской направленности, технология поддерживающего обучения (традиционного), здоровьесберегающая, игрового обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, информационно-коммуникационные. В своей работе я также использую творческий метод и системно-деятельностный подход, что позволяет решать поставленные цели и задачи, способствует усвоению содержания и установлению целостности процесса обучения основам работы с проволокой, древесиной, бумагой то есть осуществляются регулятивная, познавательная и коммуникативная функции организации уроков и занятий кружка.
Разработанные мной программы дополнительного образования содержат электронное приложение. Я активно вовлекаю обучающихся в исследовательскую деятельность. Создан личный мини-сайт.
Знания, полученные в процессе обучения, а также использование современных образовательных технологий и наличие разработанных мною программ позволяют добиваться высоких и стабильных результатов обучения, данные мониторинга свидетельствуют о позитивной динамике не только в уровне усвоения обучающимися теоретической части программы, но и личностном развитии.
Учебный год | Технология проектного обучения | Технология поддерживающего обучения (традиционного) | Технология игрового обучения | Здоровьесберегающая технология | Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | Технология исследовательской направленности | ИКТ |
2007-2008 | - | + | + | + | + | - | - |
2008-2009 | + В урочной и во внеурочной деятельности | + | + | + | + | - | + |
2009-2010 | + | + | + | + | + | + | |
2010-2011 | + | + | + | + | + | + | |
2011-2012 | + | + | + | + | + | + | |
2012-2013 | + | + | + | + | + | + |
- Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технология игрового обучения. Основная идея: совмещение игровых приёмов с учебно-дидактическим содержанием. Тематические игры связаны с изучаемым материалом, применимы для учащихся разного возраста и используются при организации занятий по многим направлениям деятельности.
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала строится на основе применения в учебном процессе таблиц, схем, знаковых моделей подачи учебного материала.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов обучения.
Принцип обучения в ходе личностного общения. Общение – ведущий вид деятельности подростков. Поэтому обучение следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, ученики чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги.
Принцип обучения на доступном для ученика уровне и оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путём реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная)
Принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса школьников к изучаемому материалу и процессу обучения.
Эффективность занятий по технологии в коррекционных классах во многом зависит от того, насколько правильно выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Для себя наиболее приемлемой считаю классификацию методов по способам деятельности учащихся и учителя, так как в трудовом обучении наиболее ярко выступают два взаимосвязанных процесса — самостоятельная практическая деятельность учащихся и руководящая деятельность учителя. Соответственно и методы можно разделить на две группы: методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя и методы преподавания (изложение учебного материала, демонстрация изучаемых объектов, процессов выполнения изделий и их изображений, руководство работой учащихся).
Деятельность учащихся на уроках технологии состоит в восприятии, запоминании, обработке и применении поступающей информации. Процесс получения информации учащимися на уроках слесарного и столярного дела сложен. Поступившую информацию учащиеся должны запомнить, понять, осмыслить. Запоминание учебного материала связано с тем, насколько они могут управлять своим вниманием, выявлять смысловые связи информации.
Методы преподавания:
Вербальные методы — это передача и восприятие устной информации: рассказа, беседы, объяснения, лекции, магнитофонной записи. К вербальным методам обучения относятся также книги, учебники, справочники, инструкции, карточки.
Беседа — наиболее распространенный метод. Однако на уроках слесарного дела беседа не может рассматриваться как основной и единственный источник сообщения знаний. Она должна сопровождаться наглядными пособиями. Вопросы ставятся в строго определенной последовательности. Они должны быть краткими и нацеливать ученика на однозначный ответ. Продолжительность беседы в 4 классе не более 10 мин, в старших классах — до 15 мин.
Использую и рассказ как метод сообщения знаний об устройстве и принципах действия инструментов, приборов, станков, механизмов и оборудования, а также о технологических процессах. Рассказ строится в определенной логической последовательности. Он должен быть эмоциональным, предельно ясным, простым и содержать выводы. Темп рассказа спокойный.
Большое внимание на занятиях уделяю работе учащихся с дидактическим материалом. Это обусловлено тем, что задание по слесарному и столярному делу на дом не задается и весь объем теоретического материала усваивается школьниками на занятии. В связи с отсутствием учебников у учащихся, теоретический материал даю в форме карточек. Работа с текстовым материалом различна. Это и чтение текста вслух, и про себя, и чтение учителем. Наиболее распространен способ чтения текста про себя. Однако следует помнить, что любой работе предшествует подготовительный этап. Это может быть беседа или рассказ учителя о содержании материала, предлагаемого для прочтения учащимися, постановка контрольных вопросов. В процессе объяснения обращаю внимание детей на иллюстрации, картины, таблицы, справочные материалы и чертежи, содержащиеся в данном тексте.
Наглядные методы — это наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или их плоскостных, объемных, графических изображений (моделей, макетов, рисунков, таблиц, диафильмов, кинофильмов, телепередач и т. д.). Источник информации — сами натуральные объекты, явления, процессы или их образы.
Их реализация зависит от вида демонстрации наглядных пособий. На занятиях слесарного и столярного дела часто использую графические наглядные пособия (чертежи, технологические карты, плакаты) и натуральные предметы (образцы изделий, инструменты, оборудование, станки и приспособления, находящиеся в мастерской). Демонстрируя тот или иной изучаемый объект, я предлагаю не только его рассмотреть, но и потрогать руками. При этом объясняю функциональное назначение данного предмета, более подробно останавливаюсь на рассмотрении внешнего вида, формы, цвета, величины, материала и устройства. Предметы, выбранные для демонстрации, должны отвечать следующим требованиям:
— отражать учебную цель, которую ставит учитель на данном занятии;
— быть доступными для понимания учащихся, т. е. соответствовать уровню их трудовой и образовательной подготовки;
— быть производственно типовыми и соответствовать современному уровню развития техники;
— выглядеть эстетично;
— быть технически исправными.
К наглядным методам обучения относятся также и технические средства обучения. На занятиях слесарного и столярного дела использую учебное кино, тематические слайды. Учебное кино используется в том случае, если нет возможности непосредственно наблюдать изучаемый предмет. При подборе фильмов учитываю особенности умственного развития и уровень знаний данной группы учащихся. Специальных учебных фильмов по слесарному и столярному делу для коррекционных классов нет, поэтому показываю лишь отдельные фрагменты кинофильма, при этом выключаю звук и сопровождаю показ своим рассказом. Показ учебного кино целесообразно проводить с целью закрепления и повторения изучаемого материала, а также при знакомстве с новым объектом. До начала показа фильма кратко рассказываю его содержание и даю указания, на что следует обратить внимание. После просмотра фильма проводится обобщающая беседа.
К практическим методам относятся упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий. На занятиях по технологии особо следует выделить упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с приемами выполнения той или иной работы. Источник информации — практическая деятельность учителя и учащихся.
На занятиях по слесарному и столярному делу большое значение имеет правильно организованный инструктаж учащихся. Документами письменного инструктажа являются рабочие чертежи, эскизы, карточки-задания, инструкционные и технологические карты, которые учащиеся используют для упражнений по овладению различными приемами и операциями, при выполнении производственных заданий по изготовлению изделий. Инструктаж как совокупность различных методов представляет собой объяснение цели, задач и техники выполнения задания и отдельных операций, сопровождающееся показом действий и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся на занятии.
Учитываю в своей работе и принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои, действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия.
Также для активизации деятельности учащихся при запоминания технических терминов я использую кроссворды, что повышает интерес учащихся к учебе. Усвоение материала осуществляется в форме игры и способствует развитию памяти у детей, эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания технических терминов, развивает пространственную ориентировку при заполнении кроссвордов, воспитывает усидчивость.
Вывод: организованный мною учебно-воспитательный процесс – достаточно эффективен, так как он не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания.
Информационные технологии - это применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную позицию в современном информатизированном обществе.
В настоящее время в рамках урочной и внеурочной работы по преподаваемым предметам активно внедряю два направления компьютеризации обучения.
Первое направление включает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую теперь нередко называют «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни — неотъемлемая часть багажа современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.
Второе направление - компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.
В зависимости от дидактических целей, специфики темы и формы занятия можно выделить такие виды компьютерных программ (схема 1).
Начиная с 2007-2008 учебного года, применяю элементы информационно-коммуникационных технологий, позволяющих выйти за рамки учебника и разнообразить учебную и внеурочную деятельность по предмету.
1.Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, приближенному к программированному обучению с разветвленной программой.
2. Программы - тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал учащимися уже усвоен.
3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Это тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и тестовыми.
4. Демонстрационные программы — это материалы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу также можно отнести и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и использования для творческой работы учащихся.
5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.
6. Информационно-справочные материалы необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
7. Мультимедиа-учебники - это комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе ряд новых функций, среди которых:
* информационная (обеспечение усвоения учебного материала);
* мотивационная (ярко, необычно представленный материал способствует повышению интереса к предмету);
* контролирующая (в разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок);
* корректирующая (я как педагог имею возможность отслеживать результаты учащихся, осуществлять «Обратную связь», корректировать свою деятельность с учеником, учитывая его индивидуальные особенности).
Применение современных электронных учебников позволяет учащимся мобильно работать на уроках русского языка и литературы, лучше запоминать материал. В своей работе я использую образовательные компакт-диски, в каждый из которых входят иллюстрированные учебные материалы, учебно-справочный текст, практические упражнения, закрепление теоретический знаний, тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля и оценки полученных знаний, имеются ссылки на сайты сети Интернет, краткий справочник.
Активизировал работу по использованию на уроках компьютерных программ: Power Point, Publisher.
Используемые ресурсы:
- Серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
- Серия «Семейный наставник»
- Серия «Радионяня. Веселая грамматика»
- Серия «1 С: Репетитор»
- Серия «Говорящая книга»
Таким образом, благодаря разнообразию функций, выполняемых мультимедиа учебником, на практике их можно применять по нескольким направлениям.
Опыт работы по применению информационных технологий.
1 этап. Овладение компьютерной грамотностью.
Результат: умею пользоваться текстовым и графическим редактором, составлять презентации.
2 этап. Внедрение информационной технологии в образовательный процесс.
Результат: приобретение учащимися навыков работы с компьютером и мультимедийным оборудованием.
3 этап. Выход за рамки образовательных программ - участие в творческих конкурсах, Интернет-проектах, олимпиадах.
Результат: высокая результативность участия учащихся в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, Интернет-проектах, олимпиадах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
критерий 4.2 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе .rar
Приложение к критерию 4.2...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий.
Использование различных технологий...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...