Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
материал по теме
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса
на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической деятельности по организации кружковой работы я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных способностей обучающихся. Достичь этой цели мне позволяет применение новых методов и элементов современных образовательных технологий: проектного обучения, исследовательской направленности, технология поддерживающего обучения (традиционного), здоровьесберегающая, игрового обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, информационно-коммуникационные. В своей работе я также использую творческий метод и системно-деятельностный подход, что позволяет решать поставленные цели и задачи, способствует усвоению содержания и установлению целостности процесса обучения основам работы с проволокой, древесиной, бумагой то есть осуществляются регулятивная, познавательная и коммуникативная функции организации уроков и занятий кружка.
Разработанные мной программы дополнительного образования содержат электронное приложение. Я активно вовлекаю обучающихся в исследовательскую деятельность. Создан личный мини-сайт.
Знания, полученные в процессе обучения, а также использование современных образовательных технологий и наличие разработанных мною программ позволяют добиваться высоких и стабильных результатов обучения, данные мониторинга свидетельствуют о позитивной динамике не только в уровне усвоения обучающимися теоретической части программы, но и личностном развитии.
Учебный год | Технология проектного обучения | Технология поддерживающего обучения (традиционного) | Технология игрового обучения | Здоровьесберегающая технология | Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | Технология исследовательской направленности | ИКТ |
2007-2008 | - | + | + | + | + | - | - |
2008-2009 | + В урочной и во внеурочной деятельности | + | + | + | + | - | + |
2009-2010 | + | + | + | + | + | + | |
2010-2011 | + | + | + | + | + | + | |
2011-2012 | + | + | + | + | + | + | |
2012-2013 | + | + | + | + | + | + |
- Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технология игрового обучения. Основная идея: совмещение игровых приёмов с учебно-дидактическим содержанием. Тематические игры связаны с изучаемым материалом, применимы для учащихся разного возраста и используются при организации занятий по многим направлениям деятельности.
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала строится на основе применения в учебном процессе таблиц, схем, знаковых моделей подачи учебного материала.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов обучения.
Принцип обучения в ходе личностного общения. Общение – ведущий вид деятельности подростков. Поэтому обучение следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, ученики чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги.
Принцип обучения на доступном для ученика уровне и оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путём реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная)
Принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса школьников к изучаемому материалу и процессу обучения.
Эффективность занятий по технологии в коррекционных классах во многом зависит от того, насколько правильно выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Для себя наиболее приемлемой считаю классификацию методов по способам деятельности учащихся и учителя, так как в трудовом обучении наиболее ярко выступают два взаимосвязанных процесса — самостоятельная практическая деятельность учащихся и руководящая деятельность учителя. Соответственно и методы можно разделить на две группы: методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя и методы преподавания (изложение учебного материала, демонстрация изучаемых объектов, процессов выполнения изделий и их изображений, руководство работой учащихся).
Деятельность учащихся на уроках технологии состоит в восприятии, запоминании, обработке и применении поступающей информации. Процесс получения информации учащимися на уроках слесарного и столярного дела сложен. Поступившую информацию учащиеся должны запомнить, понять, осмыслить. Запоминание учебного материала связано с тем, насколько они могут управлять своим вниманием, выявлять смысловые связи информации.
Методы преподавания:
Вербальные методы — это передача и восприятие устной информации: рассказа, беседы, объяснения, лекции, магнитофонной записи. К вербальным методам обучения относятся также книги, учебники, справочники, инструкции, карточки.
Беседа — наиболее распространенный метод. Однако на уроках слесарного дела беседа не может рассматриваться как основной и единственный источник сообщения знаний. Она должна сопровождаться наглядными пособиями. Вопросы ставятся в строго определенной последовательности. Они должны быть краткими и нацеливать ученика на однозначный ответ. Продолжительность беседы в 4 классе не более 10 мин, в старших классах — до 15 мин.
Использую и рассказ как метод сообщения знаний об устройстве и принципах действия инструментов, приборов, станков, механизмов и оборудования, а также о технологических процессах. Рассказ строится в определенной логической последовательности. Он должен быть эмоциональным, предельно ясным, простым и содержать выводы. Темп рассказа спокойный.
Большое внимание на занятиях уделяю работе учащихся с дидактическим материалом. Это обусловлено тем, что задание по слесарному и столярному делу на дом не задается и весь объем теоретического материала усваивается школьниками на занятии. В связи с отсутствием учебников у учащихся, теоретический материал даю в форме карточек. Работа с текстовым материалом различна. Это и чтение текста вслух, и про себя, и чтение учителем. Наиболее распространен способ чтения текста про себя. Однако следует помнить, что любой работе предшествует подготовительный этап. Это может быть беседа или рассказ учителя о содержании материала, предлагаемого для прочтения учащимися, постановка контрольных вопросов. В процессе объяснения обращаю внимание детей на иллюстрации, картины, таблицы, справочные материалы и чертежи, содержащиеся в данном тексте.
Наглядные методы — это наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или их плоскостных, объемных, графических изображений (моделей, макетов, рисунков, таблиц, диафильмов, кинофильмов, телепередач и т. д.). Источник информации — сами натуральные объекты, явления, процессы или их образы.
Их реализация зависит от вида демонстрации наглядных пособий. На занятиях слесарного и столярного дела часто использую графические наглядные пособия (чертежи, технологические карты, плакаты) и натуральные предметы (образцы изделий, инструменты, оборудование, станки и приспособления, находящиеся в мастерской). Демонстрируя тот или иной изучаемый объект, я предлагаю не только его рассмотреть, но и потрогать руками. При этом объясняю функциональное назначение данного предмета, более подробно останавливаюсь на рассмотрении внешнего вида, формы, цвета, величины, материала и устройства. Предметы, выбранные для демонстрации, должны отвечать следующим требованиям:
— отражать учебную цель, которую ставит учитель на данном занятии;
— быть доступными для понимания учащихся, т. е. соответствовать уровню их трудовой и образовательной подготовки;
— быть производственно типовыми и соответствовать современному уровню развития техники;
— выглядеть эстетично;
— быть технически исправными.
К наглядным методам обучения относятся также и технические средства обучения. На занятиях слесарного и столярного дела использую учебное кино, тематические слайды. Учебное кино используется в том случае, если нет возможности непосредственно наблюдать изучаемый предмет. При подборе фильмов учитываю особенности умственного развития и уровень знаний данной группы учащихся. Специальных учебных фильмов по слесарному и столярному делу для коррекционных классов нет, поэтому показываю лишь отдельные фрагменты кинофильма, при этом выключаю звук и сопровождаю показ своим рассказом. Показ учебного кино целесообразно проводить с целью закрепления и повторения изучаемого материала, а также при знакомстве с новым объектом. До начала показа фильма кратко рассказываю его содержание и даю указания, на что следует обратить внимание. После просмотра фильма проводится обобщающая беседа.
К практическим методам относятся упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий. На занятиях по технологии особо следует выделить упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с приемами выполнения той или иной работы. Источник информации — практическая деятельность учителя и учащихся.
На занятиях по слесарному и столярному делу большое значение имеет правильно организованный инструктаж учащихся. Документами письменного инструктажа являются рабочие чертежи, эскизы, карточки-задания, инструкционные и технологические карты, которые учащиеся используют для упражнений по овладению различными приемами и операциями, при выполнении производственных заданий по изготовлению изделий. Инструктаж как совокупность различных методов представляет собой объяснение цели, задач и техники выполнения задания и отдельных операций, сопровождающееся показом действий и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся на занятии.
Учитываю в своей работе и принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои, действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия.
Также для активизации деятельности учащихся при запоминания технических терминов я использую кроссворды, что повышает интерес учащихся к учебе. Усвоение материала осуществляется в форме игры и способствует развитию памяти у детей, эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания технических терминов, развивает пространственную ориентировку при заполнении кроссвордов, воспитывает усидчивость.
Вывод: организованный мною учебно-воспитательный процесс – достаточно эффективен, так как он не только сообщение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания.
Информационные технологии - это применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами. В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную позицию в современном информатизированном обществе.
В настоящее время в рамках урочной и внеурочной работы по преподаваемым предметам активно внедряю два направления компьютеризации обучения.
Первое направление включает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую теперь нередко называют «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни — неотъемлемая часть багажа современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.
Второе направление - компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.
В зависимости от дидактических целей, специфики темы и формы занятия можно выделить такие виды компьютерных программ (схема 1).
Начиная с 2007-2008 учебного года, применяю элементы информационно-коммуникационных технологий, позволяющих выйти за рамки учебника и разнообразить учебную и внеурочную деятельность по предмету.
1.Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, приближенному к программированному обучению с разветвленной программой.
2. Программы - тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал учащимися уже усвоен.
3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Это тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и тестовыми.
4. Демонстрационные программы — это материалы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу также можно отнести и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и использования для творческой работы учащихся.
5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.
6. Информационно-справочные материалы необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
7. Мультимедиа-учебники - это комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе ряд новых функций, среди которых:
* информационная (обеспечение усвоения учебного материала);
* мотивационная (ярко, необычно представленный материал способствует повышению интереса к предмету);
* контролирующая (в разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок);
* корректирующая (я как педагог имею возможность отслеживать результаты учащихся, осуществлять «Обратную связь», корректировать свою деятельность с учеником, учитывая его индивидуальные особенности).
Применение современных электронных учебников позволяет учащимся мобильно работать на уроках русского языка и литературы, лучше запоминать материал. В своей работе я использую образовательные компакт-диски, в каждый из которых входят иллюстрированные учебные материалы, учебно-справочный текст, практические упражнения, закрепление теоретический знаний, тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля и оценки полученных знаний, имеются ссылки на сайты сети Интернет, краткий справочник.
Активизировал работу по использованию на уроках компьютерных программ: Power Point, Publisher.
Используемые ресурсы:
- Серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
- Серия «Семейный наставник»
- Серия «Радионяня. Веселая грамматика»
- Серия «1 С: Репетитор»
- Серия «Говорящая книга»
Таким образом, благодаря разнообразию функций, выполняемых мультимедиа учебником, на практике их можно применять по нескольким направлениям.
Опыт работы по применению информационных технологий.
1 этап. Овладение компьютерной грамотностью.
Результат: умею пользоваться текстовым и графическим редактором, составлять презентации.
2 этап. Внедрение информационной технологии в образовательный процесс.
Результат: приобретение учащимися навыков работы с компьютером и мультимедийным оборудованием.
3 этап. Выход за рамки образовательных программ - участие в творческих конкурсах, Интернет-проектах, олимпиадах.
Результат: высокая результативность участия учащихся в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, Интернет-проектах, олимпиадах различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-67840-1360333984.jpg)
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-225636-1363867305.jpg)
критерий 4.2 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе .rar
Приложение к критерию 4.2...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-245873-1520961819.jpg)
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий.
Использование различных технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/29/picture-1140820-1556518945.jpg)
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/05/picture-718624-1641403550.jpg)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...