Материалы для развития функциональной грамотности на уроках технологии.
методическая разработка по технологии (7 класс)

Материалы для развития функциональной грамотностина уроках технологии

Тема: Народные промыслы России и Татарстана.7 класс

  1. Что такое ремесло? (рассуждение, уточнение понятия-фронтально)
  2. Что такое промысел? (рассуждение, уточнение понятия-фронтально)
  3. Какие народные промыслы России вы знаете? (фронтально, показ слайдов)
  4. Какие народные промыслы Татарстана вы знаете? Работа с географической картой Татарстана по группам

Текст для проведения «синквейна» на уроке технологии.

 


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для развития функциональной грамотности

на уроках технологии

          Тема: Народные промыслы  России и Татарстана.  7 класс

Актуализация знаний.

  1. Что такое ремесло? (рассуждение, уточнение понятия-фронтально)
  2. Что такое промысел? (рассуждение, уточнение понятия-фронтально)
  3. Какие народные промыслы России вы знаете? (фронтально, показ слайдов)
  4. Какие народные промыслы Татарстана вы знаете? Работа с картой по группам

C:\Users\user\Pictures\1942010911.jpg

Класс: 7; предмет: технология

Элементы задания

Содержание

Примечания

Ожидаемые результаты

Рефлексия и оценка: размышление и оценка формы текста

Текст задания

На карте отмечены места, где были развиты традиционные  виды промыслов на территории Республики Татарстан. Назовите, какие виды промыслов были развиты в  Республике Татарстан ?

Способ организации деятельности (фронтальный, индивидуальный парный, групповой)

Фронтальный

Оценивание

Ответ принимается полностью. Приведены примеры традиционных  видов промыслов, которые был развиты в Республике Татарстан

Текст задания

Назовите районы на западе Республики Татарстан  в которых был развит золотошвейный промысел.

Способ организации деятельности (фронтальный, индивидуальный парный, групповой)

Фронтальный

Оценивание

Ответ принимается полностью. Названы районы на западе Республики Татарстан в которых был развит золотошвейный промысел

Рефлексия

Карандашом  отметьте районы на западе Республики Татарстан,  в которых был развит золотошвейный промысел

5.Понятие золотое шитьё (показ слайдов)

6. Понятие Казанское полотенце («синквейн» по группам)

Класс: 7; предмет: технология

Элементы задания

Содержание

Примечания

Ожидаемые результаты

Рефлексия и оценка: размышление и оценка смысла текста

Текст задания

Внимательно прочитайте текст «Казанское полотенце» и составьте по нему «синквейн»

Способ организации деятельности (фронтальный, индивидуальный парный, групповой)

Фронтальный

Оценивание

Ответ принимается полностью. Составленн «синквейн» , отображающий общий смысл текста

Рефлексия

Ответы на листах анализируются и вывешиваются на доску

7. Обобщение

8. Татарский народный орнамент (показ слайдов)

9.Практическая работа: Составить эскиз узора для татарского полотенца или казанского сувенира, используя шаблоны и трафареты татарского орнамента

               Текст для проведения «синквейна» на уроке.

      Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства. Различают несколько видов орнамента – цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций.

       Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. Многое тесно связано с бытовыми обрядами – декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарились жениху и его родственникам, полотенца также являлись атрибутом национального праздника Сабантуй.

      Широкую известность имеют казанские полотенца – «Казан солгесе»,    которые вобрали в себя все великолепие красоты татарской вышивки, богатство колорита национального искусства.

     Казанские полотенца имеют широкое ритуальное применение. Расшитые золотом полотенца дарят джигиту-победителю на скачках на традиционном празднике Сабантуй, родители жениха с национальным блюдом «масло-мед» на полотенце встречают невесту. В богатых домах в богато украшенные полотенца заворачивали Коран для бережного хранения.

     Это  визитная карточка Казани и казанских татар, было оно белое, а концы украшались шелковой тканью. Белое – это символ чистоты.

Казанские полотенца шили из натурального шелка, расшивали узорами тамбуром, гладью, в технике золотной вышивки. Вышивка делалась обычно на материале яркого цвета – зеленого, желтого, фиолетового. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребреным шнуром, бисером, жемчугом, использовали канитель – тонкую золоченую или серебряную проволоку, скрученную в виде спирали.

        Традиционные виды народных ремёсел татарские мастера передавали из поколения в поколение. Не все из них сохранились до нашего времени. Многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ю С начала ХХ в., с распространением дешевых фабричных тканей, традиционные полотенца постепенно стали исчезать из татарского быта. В отдельных деревнях полотенца с простейшим тканым узором изготавливались до середины ХХ в.

      Подарочные и сувенирные вышитые полотенца, в том числе золотошвейные по эскизам профессиональных художников, выпускаются мастерскими Фонда Национально-культурного центра «Туран», Казанским комбинатом надомников, тканые полотенца – Алексеевской фабрикой художественного ткачества. Уникальные образцы выставочных полотенец изготовляют казанские мастера С.Кузьминых, Л.Фасхутдинова, Р.Гимранова, А.Кудряшова, А.Липина, О.Марсова, Ф.Калмурзина и др.


C:\Users\ADMIN\Desktop\1My4gzG0N2k.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

траектория индивидуального развития учащихся на уроке технологии

траектория индивидуального развития учащихся...

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках технологии и изобразительного искусства

          Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота...

Развитие функциональной грамотности на уроках технологии

Мотериал для реализации на уроках технологии...

Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...

Развитие ТС на уроках технологии

    Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и ...

Развитие функциональной грамотности через технологию проектной деятельности. ( из опыта работы)

В статье рассказывается о  развитии функциональной грамотности через технологию проектной деятельности из опыта работы учителя английского языка....

Материалы для развития функциональной грамотности на уроках музыки.

Материалы для развития функциональной грамотности на уроках музыки. ...