Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"
методическая разработка

Валова Анастасия Федоровна

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_masterskaya.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая мастерская

«Современные технологии по формированию и развитию функциональной [a]грамотности при обучении английскому языку»

Добрый день!

“Учитель – это уникальная профессия, когда отдавая- ты приобретаешь, [b]обучая- ты учишься, взрослея- ты становишься моложе.”

Уважаемое жюри (участники конкурса и гости), хочу поделиться с вами и представить эффективные методические практики организации процесса обучения и воспитания обучающихся в соответствии с ценностными ориентирами и современными социокультурными тенденциями развития образования.

Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций.     Поэтому ключевые термины в работе педагогов -  это  самообразование, саморазвитие, ИКТ - компетентность, диагностика профессиональной компетентности и понимание важности изменений и развития. Все это должно помочь учащимся определять их активную роль в обществе и подготавливать  для дальнейшего образования и работы.

Функциональная грамотность является центральным понятием в  [c]образовательном процессе на сегодняшний день и  на современном  этапе  обеспечивается  за  счет  внедрения  ФГОС.  И именно функциональная  грамотность  способна  использовать  все  постоянно приобретаемые  в  течение  жизни  знания,  умения  и  навыки  для  решения максимально  широкого  диапазона  жизненных  задач  в  различных  сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

     Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

       Компоненты функциональной грамотности:

* знания сведений, правил, принципов;

* усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

* умения адаптироваться к изменяющемуся миру: решать конфликты, работать с информацией, вести деловую переписку;

* готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

* повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

      Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются общеучебные умения (ключевые компетенции), которые развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:

организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

интеллектуальные умения (учебно‑познавательные, информационные, ценностно‑смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

оценочные умения (ценностно‑смысловые компетенции или личностные действия);

коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально‑трудовые компетенции или коммуникативные действия).

  Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

    Формирование функциональной грамотности школьников на уроках [d]английского языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения. Для  повышения эффективности образовательного процесса на уроках английского языка использую следующие образовательные технологии:

  1. технология развивающего обучения;
  2. проектная технология;
  3. квест-технология, игры.
  4. информационно-коммуникационных технологий (ИКТ),интернет-ресурсы       Интерактивные  методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
  1. Технология развивающего обучения.[e]

Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование УУД. Одним из эффективных методов технологии развивающего обучения является использование песенного материала. Я использую песни на уроках английского языка с первых дней моей педагогической деятельности, так как сама люблю петь и слушать музыку. На уроке песни я чаще всего использую для:

  • Фонетической зарядки на начальном этапе обучения, в основном используя короткие детские песни типа «ABC song», «Happy birthday», «What is your name»  и т.д.
  • Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала: «Wind of change» (Politics), «Teen numbers» (Numbers from 11 to 19), «I’ ve got two eyes» (Appearance),  «Milk toast and honey»  (food) и другие.

Также введение песни может органически связано с изучением грамматической темы, например: «Yesterday», «Lady in red» (Past Simple),  «I’ m sitting in the morning», «Umbrella» (Present progressive),  «Girl» (оборот there is),  «Eternal flame» (Present Simple).

  • Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.
  • Здоровьесберегающие технологии – физкултьминутки. «Clap your hands»

Проработанные таким образом песни я использую при проведении школьной Недели английского языка и во внеурочной деятельности. Например, на Неделе английского языка в этом году мы с детьми показали мюзикл «Holiday of Winter». [f]Также в нашей школе реализуется ежегодная школьная  научно-практическая конференция проектов, в котором принимают активное участие учащиеся, их родители и учителя.

  1. Проектная деятельность.[g]

Особое место в информационно-образовательной среде современного ОУ занимают сетевые или телекоммуникационные проекты. Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.

Эффективная организация сетевого проекта базируется на основах [h]проектной деятельности, берущих свое начало в реальном образовательном пространстве, в междисциплинарных проектах, имеющих выход в виртуальное пространство образовательного учреждения и в сеть интернет. Таким образом, сетевой образовательный проект понимается нами как продолжение и расширение междисциплинарного проекта, берущего свое начало в урочной деятельности. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого учащегося. Он сам должен определить, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация. На уроках английского языка мои ученики выражают свои мысли с помощью плакатов, коллажей, объявлений и обязательно свои труды презентуют на английском языке. Также выполняют групповые проектные работы.

  1. Квест-технология.[i]

Ни для кого не секрет, что современное поколение детей очень любит играть в компьютерные игры.  Как в этом минусе педагогам отыскать плюс, направить интерес детей в нужное русло и повысить уровень предметных и учебных компетенций?  

В моей педагогической копилке сравнительно недавно появилась квест-технология, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что их использование на уроках английского языка приносит свои результаты. Я вижу неподдельный интерес у учащихся, кроме того, интерактивные формы обучения решают главную задачу современного образования: обучение через  активную деятельность учащихся.

Собственно понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет учителю английского языка одновременно решает многие вопросы на предметном уровне (развитие  чтения, письма, аудирования и говорения) и также успешно формирует универсальные учебные действия.

В педагогике термин квест-технология впервые был упомянут в 1995 году. Профессор университета Сан-Диего (США) Берни Додж предложил использовать данный прием как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе. 

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

  • линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
  • штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
  • кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.

В данное время я работаю над созданием комплекса уроков-квестов по определенным темам для учащихся разных возрастных групп.

Для создания квеста я использую следующий алгоритм:

  1. Определение цели и задач урока.
  2. Выбор целевой аудитории и количества участников.
  3. Определение сюжета и формы квеста.
  4. Написание сценария. (Интересный сценарий с головоломками, викторинами, кроссвордами, ролевыми играми, песенными заданиями и т.д.)
  5. Определение необходимого пространства, ресурсов, времени
  6. Система оценивания (технология квест  позволяет выбирать подходящие способы оценивания: от нахождения в поиске фразы-похвалы « Ты молодец!» до набора в процессе поиска определенного количества баллов с переводом в конкретную оценку)
  7. Подведение итогов. (После урока или внеурочного занятия важно обсудить с ребятами, что у них получилось, с какими трудностями они встретились, какое задание было наиболее интересным и т.д.)

Я, как учитель английского языка, вижу ряд преимуществ использования квест-технологии на уроках и во внеурочной деятельности:[j]

  • Я имею возможность включить в урок все четыре вида деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения: аудирование, чтение, говорение и письмо.
  • Такой урок является весьма показательным с точки зрения здоровьесберегающих технологий, так как учащиеся находят задания в разных уголках классной комнаты, школы или на улице в зависимости от масштаба проведения квеста, и для этого им приходится много двигаться.
  • Данная технология имеет огромный воспитательный потенциал. Учащиеся учатся взаимодействовать, им приходится работать не столько индивидуально, сколько в парах и группах.
  • Говоря языком ФГОС, квест-технология позволяет динамично развивать универсальные и предметные учебные действия школьников,  повышает их коммуникативные способности.

Говоря о преимуществах технологии, необходимо указать и на ее недостатки: квест-технология неуместна при изучении сложного грамматического материала, а также имеет место риск перенасыщением уроков игровой деятельностью. Несмотря на внешнюю «легкость и «несерьезность» квестовых форм проведения уроков, за данной

Как учитель, который недавно начала применять на своих уроках технологию квестов, могу с уверенностью сказать, что изменилась деятельность ребят на уроке - они научились договариваться, учитывать мнения друг друга и согласовывать свои действия при решении учебной задачи. Все это  приносит положительные метапредметные результаты и в конечном итоге успешно формирует личностные и коммуникативные УУД.

Практическое применение квест – технологии на уроках и внеурочной деятельности.  (на слайде)

Также во внеурочной деятельности я активно внедряю использование этой образовательной технологии. В кружке «Welcome to Great Britain»  я использую квест – игры приключенческого характера.

В рамках работы лагеря дневного пребывания при школе каждый год у нас формируется профильная языковая группа учащихся 5-8 классов, на занятиях которой дети совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении иностранного языка в организации общения, с пользой проводят время. В этом году планируется посвятить работу языковой группы году театра – квест-игры «По театральным подмосткам России», проекты «Пьесы Шекспира в оригинале» и т.д.  

  1. Информационно-коммуникативные технологии, интернет-ресурсы.[k]

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. 

Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет мне вести преподавание в разноуровневых классах: общеобразовательных, лицейских, с углубленным изучением английского языка – и достигать хорошего результата. 

На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта. 

В заключении я хотела бы подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. А использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Таким образом, использование этих педагогических технологий в преподавании английского языка является неотъемлемой  частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Функциональная  грамотность выступает  показателем  способности  [l]человека  адаптироваться  к  изменениям социума.  Для  ее  формирования  необходимо  создавать  на  уроке  особую образовательную  среду.  Ведь  мы,  педагоги,  обязаны  развивать  ее  в  любом ученике, способном и не очень. Должны суметь найти подходы и методы, чтобы развивать  человека,  который  сможет  ориентироваться  в  современном  мире, способного найти пути решения своих проблем.

      Интерактивные методы обучения позволяют  нормировать  функциональную  грамотность обучающихся, развивать основные навыки и умения, мотивировать обучающихся, воспитывать их внутреннюю самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...

Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания

Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...

«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».

Протокол №5 заседания МОформа проведения заседания МО :круглый столВопросы формирования функциональной грамотности на уроках МИФДоклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспит...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры»

ПЛАНСАМООБРАЗОВАНИЯ по теме«Формирование и развитие функциональной грамотностина уроках физической культуры»...

Методы формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с ...

презентация на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ "

В данной презентации находится подбор задач на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках информатики....

Приёмы формирования и развития функциональной грамотности учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку

Всероссийские проверочные работы – это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Мониторинг призван увидеть и ско...