Развитие функциональной грамотности на уроках технологии
статья по технологии
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности на уроках технологии
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (1957 г. ЮНЕСКО).
Функциональная грамотность — способность человека, общества вступать в отношениях внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.
Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире.
Основные формы функциональной грамотности — это:
- компьютерная грамотность,
- информационная грамотность,
- коммуникативная грамотность,
- общественно-политическая грамотность,
- бытовая грамотность, общая грамотность,
- грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях,
- грамотность при овладении иностранными языками,
- умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии,
- способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения,
- способность учиться на протяжении всей жизни.
Многие думают, что уроки технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.
Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:
– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
– умеющего нести ответственность за принятые решения;
– способного быть ответственным за себя и своих близких;
– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
– обладающего различными компетенциями в разных областях;
– умеющего нестандартно решать задачи;
– легко адаптирующегося в социуме;
– умеющего искать общие решения и компромиссы;
– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющего современными информационными технологиями.
Этапы урока технологии для формирования функциональной грамотности учеников:
Планирование и организация.
На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу. Обсуждаются идеи для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.
Практический
Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность, коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи, умение результативно мыслить и работать с информацией. Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность
Итогово-аналитический
Презентация проекта. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов, на основе имеющихся данных. Умение приобретать необходимую риторическую грамотность, взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность. Оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы); Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы, умение корректировать свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/09/picture-446219-1399631497.jpg)
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-126018-1643490792.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/16/picture-1428156-1665922212.jpg)
Развитие функциональной грамотности на уроках технологии
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном вых...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-971737-1510330879.jpg)
«Развитие функциональной грамотности на уроках технологии»
Статья из опыта работы, посвященная вопросам организации занятий по формированию функциональной грамотности на уроках тенологии. Рассматриваются условия формирования функциональной грамотности на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-755335-1455381783.jpg)
Развитие функциональной грамотности на уроках технологии
Взгляды на различные процессы в обществе устаревают. Научно - технический прогресс связан с развитием различных технологий. Поэтому овладение технологической культурой признаётся во всём мире одной из...
Материалы для развития функциональной грамотности на уроках технологии.
Материалы для развития функциональной грамотностина уроках технологииТема: Народные промыслы России и Татарстана.7 классЧто такое ремесло? (рассуждение, уточнение понятия-фронтально)Что такое промысел...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-1490585-1697611520.jpg)
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе
Урок по развитию функциональной грамотности на уроке математики в 6 классе...