Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках технологии и изобразительного искусства
статья на тему

Калашников Андрей Константинович

            Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни  и продолжают нарастать  негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

ДОКЛАД

 

«Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках  технологии и изобразительного искусства»

                                                                                Подготовил: Калашников А.К.,

                                                                                                учитель технологии

             

            Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни  и продолжают нарастать  негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.

        Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.

           Новые требования ФГОС к духовно-нравственному  воспитанию проявляются:

  • в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
  • духовно- нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства);
  • Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума

Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:

  урочная деятельность;

  внеурочная деятельность  

  внешкольная деятельность  

  семейное воспитание;

  изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического, целью и объектом которого являются чувства и т.д.

Совершенно очевидно, что, для того чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков.

Коммуникативное обучение развивает способности и воспитывает такие качества как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память.

Таким образом, видно, что процесс воспитания – это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.

    Наукой доказано, что дети, выросшие в окружении хороших интересных качественных вещей успешны в жизни, имеют отличное здоровье: обладают хорошей памятью и высоким уровнем интеллекта. Такие дети любят и ценят своих родителей. А становясь взрослыми - делают успешную карьеру и создают прочные семьи.

             Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. А также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

            Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

        Предметы «Технология» и «Изобразительное искусство» играют огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Эти предметы в школе становятся качественно другими.  Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии и изобразительного искусства решать проблемы, включая его в  творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.

            В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процессаВ процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха

           Использование проектной технологии является необходимым, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования

     Духовно – нравственное воспитание  и развитие через проектную деятельность на уроках технологии  и во внеклассных мероприятиях включает в себя аспекты:

-   гражданский – формирование творческой личности с активной жизненной позицией:

политехнический – предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, а также воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профессиональному самоопределению учащихся;

здоровьесберегающий – предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

патриотический – региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, изучение народных промыслов, что способствует любви к своему городу, воспитывает гражданина своей Родины;

                   Приведу примеры творческих исследовательских проектов учащихся, которые были представлены на конкурсах различного уровня и заняли призовые места: «Новогодняя поделка», «Разделочная доска», «Чудо- велосипед» и т.д.

             С 5 класса на уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют разножанровые работы: натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции, иллюстрации. Прежде чем выполнить задание, я организую предварительную работу – наблюдение натуры. Заранее, перед уроком, даю ребятам определенный план наблюдения. Тем самым я организую глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивая зрительную память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитываю эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе.

              Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

             Также на уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников – как поразительно те передают огромное пространство яркого, солнечного неба от зенита до горизонта! А вблизи это пространство состоит из мазков: зелено-голубых, розово-голубых, сине-фиолетовых. И, правда, чистого небесного цвета среди красок не найти. Здесь можно наблюдать массу неожиданных, разнообразных авторских приемов, которые помогают художнику передать свое отношение к окружающему миру и проявить свою индивидуальность.

             Одной из основ, на уроках ИЗО и технологии, является воспитание гражданственности на исторических ценностях нашей малой родины. Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других поделок из различных  материалов.

             Обязательно и своевременно проходит показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд). Очень важно, когда ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.

            Устраиваем ярмарки, благотворительные акции, где дарим подарки, изготовленные своими руками: ветеранам на 9 мая, гостям школы. В работу по изготовлению игрушек, сувениров, картин с радостью включаются и

камешке. Только через красоту дети видят мир во всех его разнообразных красках. И только она может спасти мир от хаоса, злобы и террора.

              Главная миссия учителя - бросить зерно прекрасного в юную душу ребенка, научить видеть прекрасное, совершать добрые поступки, отвлечь его от соблазнов современного мира.

            Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово! Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

            И в заключение необходимо отметить, что в процессе урочной и внеурочной  деятельности по предметам «Технология» и «Изобразительное искусство»  успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.  Эти предметы, имеющие обширные межпредметные  связи, оказывают помощь ребёнку в процессе социализации и создают условия для его самореализации.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната

1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств

В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в старшем звене

Духовно-нравственное воспитание - один из важных компонентов в образовательном и воспитательном процессе в школе и в семье....