Инновационные методы и приемы работы с учащимися на уроках профильного труда (швейное дело)
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного труда
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.
Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
В своей работе сочетаю коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и коррекции недостатков развития, с инновационными технологиями, которые стимулируют развитие творческих способностей учеников, помогают обогатить их воображение.
Среди таких технологий можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках для обучения детей с нарушением интеллекта:
· технология проблемного обучения;
· метод проектов;
· игровые технологии;
· информационно-коммуникационные технологии;
· технология развития критического мышления.
Для активизации познавательных процессов и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ использую технологию проблемного обучения. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
На занятиях по швейному делу имеются широкие возможности для использования различных противоречий, которые способны при соответствующих условиях вызвать проблемные ситуации.
Например, в 5 классе изучается тема «Сумка хозяйственная». После того, как ученики рассмотрели изделие, которое им предстоит изготовить, отвечают на поставленные вопросы и после этого я предлагаю самостоятельно используя учебное пособие заполнить лист «сумка хозяйственная. Вот здесь возникают трудности, не запомнили, а в учебнике не могут найти и прочесть. Особенно в этом учебном году, дети которые пришли в пятый класс очень слабо читают, а если читают очень медленно и как правило не понимают смысл прочитанного.
Вот здесь я использую метод коллажей. Известно. что многие дети визуально лучше ориентируются в задании. Для этого я приготовила такие карты коллажи на которых изображены те сведения, которые они могут внести в свои листы.
Еще одна проблемная ситуация самостоятельно составить план работы по пошиву сумки. Похожее изделие, «Мешочек для хранения работ», они уже шили. Такая работа заставляет их думать, анализировать, сопоставлять. Кто-то догадывается, что похожее изделие уже шили и можно позаимствовать оттуда план работы, а кто-то, глядя на сумку, может составить план сам. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему.
Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации.
Примеры проблемных вопросов для создания ситуаций интеллектуальных затруднений на уроках швейного дела:
- Почему мерки полуобхватов записываются в половинном размере, а мерки длин полностью?
- В чем разница праздничной и повседневной одеждой?
- От чего зависит долгосрочность ношения одежды?
Технология решения проблемных ситуаций лежит и в основе проектной деятельности, так как каждый проект решает ту или иную проблему.
Мною разработан раздел программы по швейному делу проектная деятельность. Так как ранее в каждом разделе программы в конце предлагались часы на практическое повторение. Учащиеся не хотят выполнять пошив тех изделий, что они шили ранее. И в связи с этим мы включили в свои программы раздел проектная деятельность. Проектная деятельность наиболее эффективна для развития школьников с ОВЗ, так как позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать свои познавательные и творческие способности. На сегодняшний день все учителя профессионально трудового обучения выполняют проекты с учащимися как правило их количество составляет 2-3 проекта за год. В марте в нашей школе проходит конкурс проектов. Где педагоги со своими учениками представляют творческие проекты. Глядя на нас в эту работу включились и учителя по таким предметам как русский, математика, биология, история, осж, даже учащиеся начальных классов пытаются выполнять мини проекты по окружающему миру и другие.
Особо стоит отметить ещё одну технологию, которая имеет творческое направление - технологию развития критического мышления. Данная технология представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Казалось бы, пытаться развивать у школьников с проблемами в умственном развитии критическое мышление не нужно – нет соответствующей базы для приема проводимой работы. Однако данная технология как раз и направлена на коррекцию и развитие познавательной активности во время учебного процесса.
Приёмы, используемые в ТРКМ, способствуют концентрации внимания школьников, облегчают ученикам усвоение знаний, выполнение трудных для них мыслительных операций, конкретизируют и делают более доступным учебный материал, развивая способность к обобщениям. ТРКМ рассчитана на то, чтобы каждый ученик смог принять участие в работе, цель которой - проявление собственного опыта. Дети стимулируются к свободному высказыванию своих мнений, приучаются не бояться того, что их мнение окажется неправильным.
Опять же хочу сказать о том, что в связи с кап ремонтом основного здания школы в этом году нам сделали расписание уроков погружение в предметную область технология. Что это значит тоесть ко мне привозят например в понедельник 6 классы на 6 уроков подряд. Сначала учащимся было трудно особенно 5 классам. А потом они привыкли и с удовольствием занимаются. Но конечно есть и минусы так как учащиеся за неделю забывают что они проходили на прошлом уроке. Так при изучении машинных швом я предлагаю из разбросанных названий машинных швов составить вот такой кластер.
Учащиеся по очереди выходят и составляют такую схему на доске
Прием «Корзина идей»
можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
Например, верные и неверные утверждения по теме «Накладные карманы»:
Так же этот прием можно использовать перед изучением новой темы. Например при изучении темы моделирование кокеток. Можно при помощи слайдовых презентаций узнать мнение учащихся и как правило некоторые из них они говорят не правильно. Я не разубеждаю их в этом, а после объяснения и выполнения похожих заданий мы возвращаемся и ученицы уже сами видят как будет правильно.
Прием « Толстые и тонкие вопросы»
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Например, “Толстые и тонкие вопросы” по теме «Влажно-тепловая обработка швейных изделий» (9 класс) могут быть оформлены в виде таблицы.
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Еще хотелось бы рассказать об использовании ИКТ на уроках. У нас у каждого учителя в кабинете установлен большой экран и современный компьтер с доступом в интернет. Я думаю не нужно говорить как это здорово. Сейчас в сети интернет можно ознакомиться с любой информацией к уроку. Учащиеся лучше усваивают новый материал после того как они просмотрят видео фильм или презентацию. В этом году я даже нашла программу по которой можно выполнять построение чертежей учащиеся быстро легко и доступно выполняют эту работу.
Использование современных инновационно-образовательных технологий, методов и приёмов на уроках швейного дела ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, развивать его творческий потенциал. Каждый учитель может выбрать те, которые соответствуют решаемым педагогическим задачам. Все зависит от профессионализма, мотивации, желания разрабатывать, применять инновации и совершенствовать своё мастерство.
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.
Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_innovatsionnye_tehnologii.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инновационные технологии технология проблемного обучения; метод проектов; игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология развития критического мышления .
Детали сумки отделка Машинные швы Форма сумки ткани Сумка хозяйственная
Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации . Примеры проблемных вопросов для создания ситуаций интеллектуальных затруднений на уроках швейного дела: Почему мерки полуобхватов записываются в половинном размере, а мерки длин полностью? - В чем разница праздничной и повседневной одеждой? От чего зависит долгосрочность ношения одежды?
Проектная деятельность
Проектная деятельность
технология развития критического мышления Кластер машинные швы Машинные швы краевые соединительные Шво вподгибку с закрытым срезом Шов вподгибку с открытым срезом Обтачной шов Стачной шов вразутюжку Стачной шов взаутюжку Запошивочный шов Двойной шов
Прием корзина идей
Прием «Верные и неверные утверждения Карман служит только для украшения изделия. Карман это предмет одежды. Карман это деталь изделия. Карман служит для хранения мелких предметов и отделки одежды. Карманы бывают накладными и разрезными. Карманы бывают разными по форме. Карманы бывают гладкими и с отворотом. Карман это деталь изделия. Для отделки карманов можно применить кружево, тесьму, пуговицы. Все карманы выполняют только из отделочной ткани. Соединить карман с изделием можно разными способами.
Прием « Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Толстые вопросы - Какое оборудование применяют для влажно-тепловой обработки на швейной фабрике? Почему необходимо подбирать режим влажно-тепловой обработки готового изделия? Что обеспечивает увлажнение изделия с помощью пара? Объясни, в чем различие ВТО изделия с помощью утюга и паровоздушного манекена? Назови дефекты, которые возникают при превышении температуры и сильного увлажнения при ВТО? Объясни, почему неправильно подобранные режимы ВТО приводят к браку? Когда на изделии при проведении ВТО могут образоваться ласы (блеск)? Докажи преимущество использования пара по сравнению с увлажнением водой при влажно-тепловой обработке? Перечисли виды влажно- тепловых операций. Как вы думаете, зависит ли форма и внешний вид готового изделия от влажно – тепловой обработки?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 кл. ТЕМА УРОКА: Обработка складок (на образцах).
Ознакрмление учащихся с процессом обработки складок разных видов в швейных изделиях....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой блузы в М1:4 .
Формирование умений по построению чертежа основы прямой блузы в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 класс. Тема урока: Построение чертежа основы прямой юбки в М1:4.
Формирование умений по построению чертежа основы прямой юбки в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 9класс. Тема урока: Построение чертежа основы брюк в М1:4 .
Формирование умений по построению чертежа основы брюк в М1:4....
План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 10класс. Тема урока: «Инструменты и приспособления для ручных работ».
Ознакомление учащихся с швейными инструментами и приспособлениями для ручных работ....
План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.
Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...
План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.
Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...