Инновационные методы и приемы работы с учащимися на уроках профильного труда (швейное дело)
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного труда

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.
Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

В своей работе сочетаю коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и коррекции недостатков развития, с инновационными технологиями, которые стимулируют развитие творческих способностей учеников, помогают обогатить их воображение.

Среди таких технологий можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках для обучения детей с нарушением интеллекта:

·         технология проблемного обучения;

·         метод проектов;

·         игровые технологии;

·         информационно-коммуникационные технологии;

·         технология развития критического мышления.

Для активизации познавательных процессов и развития творческого потенциала обучающихся с ОВЗ использую технологию проблемного обучения. Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

На занятиях по швейному делу имеются широкие возможности для использования различных противоречий, которые способны при соответствующих условиях вызвать проблемные ситуации.

Например, в 5 классе изучается тема «Сумка хозяйственная». После того, как ученики рассмотрели изделие, которое им предстоит изготовить, отвечают на поставленные вопросы и после этого я  предлагаю самостоятельно  используя учебное пособие заполнить лист «сумка хозяйственная. Вот здесь  возникают трудности, не запомнили,  а в учебнике не могут найти и прочесть.  Особенно в этом учебном году, дети которые пришли в пятый класс очень слабо читают,  а если читают очень медленно и как правило не понимают смысл прочитанного.

Вот здесь я использую метод коллажей. Известно.  что  многие дети визуально лучше ориентируются в задании. Для этого я приготовила такие карты коллажи на которых изображены те сведения,  которые они могут внести в свои листы.

Еще одна проблемная ситуация самостоятельно  составить план работы по пошиву сумки. Похожее изделие, «Мешочек для хранения работ», они уже шили. Такая работа заставляет их думать, анализировать, сопоставлять. Кто-то догадывается, что похожее изделие уже шили и можно позаимствовать оттуда план работы, а кто-то, глядя на сумку, может составить план сам. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решить проблему. 

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов для создания ситуаций интеллектуальных затруднений на уроках швейного дела:

- Почему мерки полуобхватов записываются в половинном размере, а мерки длин полностью?

- В чем разница праздничной и повседневной одеждой?

- От чего зависит долгосрочность ношения одежды?

Технология решения проблемных ситуаций лежит и в основе проектной деятельности, так как каждый проект решает ту или иную проблему.

Мною разработан раздел программы по швейному делу проектная деятельность. Так как ранее в каждом разделе программы в конце предлагались часы на практическое повторение. Учащиеся не хотят выполнять пошив тех изделий,  что они шили ранее.  И в связи с этим мы включили в свои программы раздел проектная деятельность. Проектная деятельность наиболее эффективна для развития школьников с ОВЗ, так как позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать свои познавательные и творческие способности.  На сегодняшний день все учителя профессионально трудового обучения выполняют проекты с учащимися как правило их количество составляет 2-3 проекта за год. В марте в нашей школе проходит конкурс проектов. Где педагоги со своими учениками представляют творческие проекты. Глядя на нас в эту работу включились и учителя по таким предметам как русский, математика, биология, история, осж,  даже учащиеся начальных классов пытаются выполнять мини проекты по окружающему миру и другие.

Особо стоит отметить ещё одну технологию, которая имеет творческое направление - технологию развития критического мышления. Данная технология представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Казалось бы, пытаться развивать у школьников с проблемами в умственном развитии критическое мышление не нужно – нет соответствующей базы для приема проводимой работы. Однако данная технология как раз и направлена на коррекцию и развитие познавательной активности  во время учебного процесса.

Приёмы, используемые в ТРКМ, способствуют концентрации внимания школьников, облегчают ученикам усвоение знаний, выполнение трудных для них мыслительных операций, конкретизируют и делают более доступным учебный материал, развивая способность к обобщениям. ТРКМ рассчитана на то, чтобы каждый ученик смог принять участие в работе, цель которой - проявление собственного опыта. Дети стимулируются к свободному высказыванию своих мнений, приучаются не бояться того, что их мнение окажется неправильным.

Опять же хочу сказать о том, что в связи с кап ремонтом основного здания школы в этом году нам сделали расписание уроков погружение в предметную область технология. Что это значит тоесть ко мне привозят например в понедельник 6 классы на 6 уроков подряд. Сначала учащимся было трудно особенно 5 классам. А потом они привыкли и с удовольствием занимаются. Но конечно есть и минусы так как учащиеся за неделю забывают что они проходили на прошлом уроке. Так при изучении машинных швом я предлагаю из разбросанных названий  машинных швов составить вот такой кластер.

Учащиеся по очереди выходят и составляют  такую схему на доске

Прием «Корзина идей»

можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

 Прием «Верные и неверные утверждения»

Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.

Например, верные и неверные утверждения по теме «Накладные карманы»:

Так же этот прием можно использовать перед изучением новой темы.  Например при изучении темы моделирование кокеток. Можно при помощи слайдовых презентаций узнать мнение учащихся и как правило некоторые из них они говорят не правильно. Я не разубеждаю их в этом,  а после объяснения и выполнения похожих заданий мы возвращаемся и  ученицы уже сами видят как будет правильно.

Прием « Толстые и тонкие вопросы»

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.

Например, “Толстые и тонкие вопросы” по теме «Влажно-тепловая обработка швейных изделий» (9 класс) могут быть оформлены в виде таблицы.

Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

Еще хотелось бы рассказать об использовании  ИКТ на уроках. У нас у каждого учителя в кабинете установлен большой экран и современный компьтер с доступом в интернет. Я думаю не нужно говорить как   это здорово. Сейчас в сети интернет можно ознакомиться  с любой информацией к уроку. Учащиеся лучше усваивают новый материал после того как они просмотрят видео фильм или презентацию. В этом году я даже нашла  программу по которой можно выполнять построение чертежей учащиеся быстро легко и доступно выполняют эту работу.

Использование современных инновационно-образовательных технологий, методов и приёмов на уроках швейного дела ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, развивать его творческий потенциал. Каждый учитель может выбрать те, которые соответствуют решаемым педагогическим задачам. Все зависит от профессионализма, мотивации, желания разрабатывать, применять инновации и совершенствовать своё мастерство.

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет – это стремление стать лучше для своих учеников.

Мне очень хочется, чтобы вы нашли для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_innovatsionnye_tehnologii.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные методы и приемы работы на уроках профильного труда Учитель высшей категории Назарова Светлана Викторовна

Слайд 2

Инновационные технологии технология проблемного обучения; метод проектов; игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология развития критического мышления .

Слайд 3

Детали сумки отделка Машинные швы Форма сумки ткани Сумка хозяйственная

Слайд 6

Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации . Примеры проблемных вопросов для создания ситуаций интеллектуальных затруднений на уроках швейного дела: Почему мерки полуобхватов записываются в половинном размере, а мерки длин полностью? - В чем разница праздничной и повседневной одеждой? От чего зависит долгосрочность ношения одежды?

Слайд 7

Проектная деятельность

Слайд 8

Проектная деятельность

Слайд 9

технология развития критического мышления Кластер машинные швы Машинные швы краевые соединительные Шво вподгибку с закрытым срезом Шов вподгибку с открытым срезом Обтачной шов Стачной шов вразутюжку Стачной шов взаутюжку Запошивочный шов Двойной шов

Слайд 10

Прием корзина идей

Слайд 11

Прием «Верные и неверные утверждения Карман служит только для украшения изделия. Карман это предмет одежды. Карман это деталь изделия. Карман служит для хранения мелких предметов и отделки одежды. Карманы бывают накладными и разрезными. Карманы бывают разными по форме. Карманы бывают гладкими и с отворотом. Карман это деталь изделия. Для отделки карманов можно применить кружево, тесьму, пуговицы. Все карманы выполняют только из отделочной ткани. Соединить карман с изделием можно разными способами.

Слайд 12

Прием « Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Толстые вопросы - Какое оборудование применяют для влажно-тепловой обработки на швейной фабрике? Почему необходимо подбирать режим влажно-тепловой обработки готового изделия? Что обеспечивает увлажнение изделия с помощью пара? Объясни, в чем различие ВТО изделия с помощью утюга и паровоздушного манекена? Назови дефекты, которые возникают при превышении температуры и сильного увлажнения при ВТО? Объясни, почему неправильно подобранные режимы ВТО приводят к браку? Когда на изделии при проведении ВТО могут образоваться ласы (блеск)? Докажи преимущество использования пара по сравнению с увлажнением водой при влажно-тепловой обработке? Перечисли виды влажно- тепловых операций. Как вы думаете, зависит ли форма и внешний вид готового изделия от влажно – тепловой обработки?

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 7 кл. ТЕМА УРОКА: Обработка складок (на образцах).

Ознакрмление  учащихся с процессом обработки складок разных видов в швейных изделиях....

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 10класс. Тема урока: «Инструменты и приспособления для ручных работ».

Ознакомление  учащихся с швейными инструментами и приспособлениями для ручных работ....

План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.

Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и  носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...

План-конспект урока профильного труда (швейное дело) по теме: "Обработка вытачек в цельнокроеном платье", 9 класс.

Урок разработан с учетом современных требований ФГОС к уроку для детей с ОВЗ и  носит развивающий характер обучения. В ходе урока использовался проблемный метод обучения, дифференцированный подхо...