«Использование регионального содержания и сохранения традиционных семейных ценностей на уроках технологии и внеучебной деятельности»
статья по технологии
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует современное образование на дальнейшую модернизацию и усиление развивающего потенциала, способствующего воспитанию человека-гражданина, его самоценности.
Основной целью освоения предмета «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях, учитель технологии в 5-8 классах должен расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях и традициях своей малой Родины. Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение может по–новому окрасить взаимоотношения людей.
Использование регионального содержания на уроках технологии и внеучебной деятельности является одним из факторов гармонического развития личности, развития познавательных способностей, обогащения души ученика, привития интереса к изучению родного края и сохранения семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование регионального содержания и сохранения традиционных семейных ценностей на уроках технологии и внеучебной деятельности»
Ефимова Елена Вениаминовна,
учитель технологии,
высшая квалификационная категория,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа "Город Архангельск" "Средняя школа №17".
Г. Архангельск-2024
«Использование регионального содержания и сохранения традиционных семейных ценностей на уроках технологии и внеучебной деятельности»
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует современное образование на дальнейшую модернизацию и усиление развивающего потенциала, способствующего воспитанию человека-гражданина, его самоценности.
Учебный предмет «Технология» в современной школе интегрирует знания по разным предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания.
Основной целью освоения предмета «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях, учитель технологии в 5-8 классах должен расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, о национальных обычаях и традициях своей малой Родины. Многие из этих обычаев уходят корнями в далекое прошлое, но они являются частью человеческой культуры, их возрождение может по–новому окрасить взаимоотношения людей.
Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.
В Программу учебного предмета «Технология» учителя уже более 20 лет включают краеведческий материал регионального содержания. Народные культурные традиции обладают большими воспитательными возможностями. В народной педагогике особое значение придавалось трудовому воспитанию. Когда педагог рассказывает о народных традициях и ремеслах, у детей появляется желание попробовать сделать что-либо своими руками, познать глубину этого вида творчества, историческую ценность.
ФГОС и ПООП дают возможность привлечения регионального содержания для достижения планируемых результатов обучения.
Рабочая программа по технологии содержит модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов». Особый интерес у детей вызывает изучение подраздела «Технологии обработки пищевых продуктов», в котором предусмотрено приготовление холодных и горячих блюд. Региональное содержание этой темы может включать историю северной кухни, посуду, которая использовалась в северной кухне, традиционные для Севера продукты, технологию приготовления блюд из овощей, рыбы, грибов, мяса и т. д., правила хранения пищевых продуктов, правила работы с инструментом и оборудованием. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для приготовления блюд северной кухни, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий, традиционных для Архангельской области.
В 5-ом классе я знакомлю учащихся с особенностями заваривания чая, с русскими традициями и чайными церемониями. В 6-ом классе, когда изучается пищевая ценность молочных продуктов, рассказываю о светлом празднике Пасхе. Знакомлю с различными рецептами творожной пасхи, подчёркивая полезность творога. В 7-8 классах на уроках по кулинарии ученицы готовят сообщения, мультимедийные презентации о блюдах северной кухни, о роли пирогов, о северных козулях и их обрядовом значении. Выполняют практические работы. Работают индивидуально, парами или группами. Приветствуется творчество. Придумывают название салата и продумывают оформление. Команды выполняют и готовятся к защите блюда (название, сервировка, подача, защита, дегустация, самооценка и оценка независимая- мальчики). Проводится конкурс на рецепт из овощей и фруктов, которые растут на нашем огороде. Традиции русского гостеприимства, правила этикета разбираем на уроках по теме «Сервировка стола». В 5 –ом классе после изучения модуля «Технология обработки пищевых продуктов» учащиеся на каникулах еще раз дома отрабатывают свои умения. Им дается задание выполнить проект «Воскресный завтрак». Отчет представляют в форме презентации, отчета, фото, зарисовок. Обязательным условием является самооценка и оценка родителей или близких. Подходят все творчески и индивидуально. В последнее время использую отчет в виде создания лэпбука, как вариативная форма развития познавательной активности школьника. Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. Это заключительный этап самостоятельной работы, индивидуальный творческий проект, который дети выполнили в ходе изучения модуля «Технологии обработки пищевых продуктов».
При изучении блоков «Лоскутное шитье», «Счетная вышивка», «Орнаментальное вязание», «Вязание крючком» я всегда демонстрирую работы, выполненные своими руками и руками моих родных людей: мамы, бабушки, тети, сопровождая рассказом о связи поколений, о том, как раньше почитали старших; что вещь, сделанная с любовью, несет тепло в дом и положительную энергию. Что вещи ручной работы в 21 веке очень ценятся. Эти работы мне очень близки. Мы исследуем старинные предметы быта, одежду, фотографии, ставшие семейной реликвией. Дети ищут информацию об этом предмете, сопровождая рассказом или историей.
В 5 классе на уроках технологии при изучении натуральных тканей растительного происхождения в качестве оберега мы мастерим куклу «Северная Берегиня». А в своем классе при проведении праздника «День Матери» мы выполняли их вместе с мамами, чтобы в семье был мир и покой, ведь в этом её главное предназначение.
Ученики проявляют себя не только на уроках, но и во внеурочной деятельности: исследовательской работе, конкурсах, выставках, олимпиадах. Акцент в творческих работах ставится на региональное содержание: «Северные блюда», «Лоскутное шитье», «Северная вышивка», «Вязание».
Для успешной подготовки школьников к конкурсам и чемпионатам необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. Работа с одаренными учащимися интересна тем, что побуждает педагога создавать особые психолого-педагогические условия, необходимые для полного раскрытия их творческого потенциала, развивать такие личностные качества, как любознательность, инициативность, целеустремлённость и настойчивость.
В период пандемиии дистанционные образовательные технологии тоже дали свои плюсы. На стене ученика 9 класса Ильи Белова «Вконтакте» стали появляться фотографии красивых десертных блюд с комментариями. В ходе обсуждения блюд и убеждения его заниматься этим не ради удовольствия, а развития таланта, нам посчастливилось принять участие в VI Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Архангельской области, который проходил в февраля 2022 года. Илья стал победителем в компетенции "Кондитерское дело 32J Юниоры". И, как победитель от региона, достойно выступил на отборочных соревнованиях в городе Сургуч.
Для успешной подготовки школьников к конкурсам и чемпионатам необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. Работа с одаренными учащимися интересна тем, что побуждает педагога создавать особые психолого-педагогические условия, необходимые для полного раскрытия их творческого потенциала, развивать такие личностные качества, как любознательность, инициативность, целеустремлённость и настойчивость.
Выбору дальнейшей траектории профессионального и личностного развития призван помочь федеральный проект «Билет в будущее», куратором и наставником которого в нашей школе я являюсь. Проект вызвал интерес у многих родителей и учеников. Ребята имеют возможность пройти профтестирования, профессиональные пробы, ближе познакомиться с профессиональными учебными заведениями города и области, посетить мастер-классы. Это не только облегчит для них выбор дальнейшего обучения, получение востребованной профессии, но и найти свое призвание и работу в нашем регионе.
Роль региональной составляющей содержания образования сложно переоценить. Оно позволяет не только формировать у ребёнка определённый запас представлений о семье, родном крае, но и даёт возможность почувствовать себя гражданином, участником происходящих в нём событий, заложить фундамент для развития самосознания растущего человека как россиянина, личности с активной жизненной позицией, ощущающей чувство сопричастности, ответственности и гордости за свой город, край и его жителей.
Президент РФ Владимир Путин объявил 2024 год в России - Годом семьи. Цель: популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. «Семья – это основа основ. Именно дома в семейной обстановке во многом формируется личность и мировоззрение человека, его духовно-нравственные политические идеалы и ценности», – сказал глава государства.
«Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» (В. Сухомлинский).
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Семейные ценности — это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов.
Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, верность, доверие, связь с предками, дом… Словом, все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно. Более того — сама семья, как собирательный элемент этих факторов, тоже ценность!
На уроках технологии, в рамках тематики «Разговоры о важном», классных часах и дополнительных занятиях провожу беседы на тему семьи: о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях и традициях и даю понять какую большую роль в семье играет каждый человек, особенно ребенок. Во время беседы мы раскрываем функции семьи посредством анализа жизненных ситуаций, представленных в народных притчах, пословицах. Я подвожу обучающихся к необходимости делать самостоятельные выводы, ответственно оценивать свою роль в семье. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. У каждого из нас есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в ней мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению, учимся чтить традиции семьи. И где бы мы ни были, мы всегда помним о близких нам людях: о родителях, сестрах и братьях, бабушках и дедушках. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.
В настоящее время молодое поколение все дальше отходит от понимания смысла слов: семья, семейные традиции, семейные ценности. Данная проблема связана с необходимостью выбора для родителей между духовным воспитанием ребенка и обеспечением его благополучной жизни. Результатом служит наличие у подростка высокого понимания материальных ценностей и почти отсутствие ценностей семейных. В связи с этим высокую актуальность носит вопрос необходимости развития у подростков семейных ценностей, сохранения памяти поколений своей семьи.
Использование регионального содержания на уроках технологии и внеучебной деятельности является одним из факторов гармонического развития личности, развития познавательных способностей, обогащения души ученика, привития интереса к изучению родного края и сохранения семейных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческих технологий во внеучебной деятельности учащихся
Реферат на тему "Использование краеведческих технологий во внеучебной деятельности учащихся". Внеклассная работа по историческому краеведению способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, нр...

«Русские традиционные семейные ценности и нравственное здоровье» - конспект занятия.
Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духов...

Формирование традиционных семейных ценностей у учащихся в свете социокультурного подхода
Аннотация:К элементам или объектам социального и культурного наследия можно отнести материальные и духовные ценности. В данном исследовании рассматриваются духовные ценности, связанные с семейны...

Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"
Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....

Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....
Разговоры о важном. Разработка по теме "Традиционные семейные ценности"
Разговоры о важном. Разработка по теме "Традиционные семейные ценности"...

Сценарий внеурочного мероприятия: "Традиционные семейные ценности"
Мероприятие направлено на формирование и развитие ценностей, способствующих укреплению Российской национальной идентичности, развитию взаимодействия педагогического сообщества ПСВУ и родителей суворов...