Конспект урока "Натуральное шёлковое волокно и его свойства".
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Конспект урока для учащихся 8 класса по трудовому обучению (швейное дело) коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_shelk2.docx271.68 КБ
Файл prezentatsiya_poluchenie_naturalnogo_shelka_.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Профильный труд (Швейное дело)

Класс:8

ФИО учителя: Брюхова Наталья Леонидовна
Тема урока: Натуральное шёлковое волокно
и его свойства.

Цели урока: 

Образовательная:    Познакомить учащихся с натуральными

волокнами   животного происхождения, со  свойствами волокон шелка.

Формировать представление учащихся о получении волокон натурального шёлка;

 Развивающая:  способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное;

Воспитательная:   воспитывать внимательность, самостоятельность,  точность в работе.

Коррекционная:  корригировать внимание; коррекция и развитие  связной устной речи; развивать словарный запас, мышления, памяти;

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Волокна натурального происхождения, их классификация.
  • Производство натурального шелка.
  • Свойства волокон натурального шелка.

 

Глоссарий по теме: Текстильные волокна, тутовый шелкопряд, шелковое волокно, свойства шелкового волокна.

 

Цифровой образовательный контент: Banktestov.ru,learningapps.org, видео. 

Оборудование: презентация,  учебники, рабочие тетради, таблица.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока.

Деятельность обучающихся

I.Организационный этап урока.

1-2 мин.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

- (учитель) Очень рада вас видеть. Желаю хорошо поработать и узнать много нового.

Приветствуют учителя.

II.Актуализация опорных знаний.

8-9 мин.

-(учитель) Что служит сырьём для получения пряжи?

- (учитель) На каких фабриках ее изготавливают?

-(учитель)На какие две группы можно разделить волокна.

- (учитель) Перед вами лежат образцы ткани (шерстяная ткань, х/б ткань, шифон, капрон, нейлон) я вам предлагаю разделить их на две группы

Какие?

- (учитель) По каким критериям вы это определили?

*Блеск

*Пропускают воздух или нет

       

      *Сминаемость

-(учитель) Оценивание. Вы правильно поделили ткани по группам – молодцы, сделали выводы вам «+» за работу. Но есть те, которые допустили ошибки. Сможете объяснить, почему вы  допустили ошибки и перепутали образцы?

- (учитель) Сегодня на уроке мы изучим волокна натурального животного происхождения, а вот какое это волокно вы узнаете, разгадав ребус. У вас на столах лежат картинки, они разные, но слово должно получится одинаковое (для слабых - вариант 1, для сильных вариант - 2).

-(учитель) Какое слово у вас получилось?

- Внимательно посмотрите на доску и назовите тему урока. В теме пропущено одно слово, его нужно вставить, используя ответ на ребус.

Устные ответы учащихся.

- Волокна являются сырьём для получения пряжи,

 - из нее на ткацких фабриках вырабатывают ткань.

К доске приглашается  ученик (слабый 2, 3 группа), который при ответах других учеников заполняет таблицу «Текстильные волокна» таблица проецируется на доску) (приложение 1)

- Натуральны и химические (ученик записывает в таблицу)

Дети щупают, смотрят, разделяют образцы

Вывод делает сильный ученик.

  • Блеск. Натуральные ткани матовые, а искусственные с блеском
  • Пропускают воздух или нет. Натуральные ткани хорошо пропускают воздух, а искусственные нет.
  • Сминаемость. Натуральные ткани хорошо мнутся, искусственные практически не мнутся.

(Все волокна делятся на две большие группы: натуральные и химические. Натуральные волокна - это волокна, которые существуют в природе. Химические волокна получают на предприятиях химической промышленности. К натуральным волокнам относят волокна растительного и животного происхождения.

- Дети допустившие ошибки, объясняют почему они это сделали, если не могут, помогают сильные

-шелк.

- читают хором тему урока.

III.Изучение нового материала

18-20 мин.

Сообщение познавательных сведений.

В тетради записываем число на полях и тему сегодняшнего урока.

- (учитель) Смотря презентацию вы узнаете много нового и интересного.

Презентация «Получение шелкового волокна»

Задание: при просмотре презентации обратите внимание на цвет записей, если они выделены красным цветом, то вы эту информацию должны записать в тетрадь. Эти записи помогут вам при ответе на вопросы теста и  заполнение таблицы.

- (учитель) У тех ребят, у которых лежат информационные таблицы, вы заполняете таблицы, вписывая недостающие слова. (приложение 3)

- (учитель) Во время просмотра я могу попросить зачитать учеников информацию со слайда, или задать вопрос по слайд.

Слайд2.

- (учитель) Шёлковое волокно – волокно

натуральное, животного происхождения. Оно представляет собой очень тонкую нить, которую выделяет гусеница бабочки тутового шелкопряда.

-(учитель)  Гусеница, какой бабочки выделяет тонкую нить, которая является волокном шелка?

Слайд 3.

-(учитель) Гусеницы, которые появляются из яиц, питаются молодыми листьями тутового дерева – это любимая и единственно полноценная пища тутового шелкопряда.

- (учитель) Зачитайте, какую информацию вы записали в тетрадь.

- (учитель) Предлагаю поближе познакомиться с этой удивительной бабочкой – тутовый шелкопряд.


https://www.youtube.com/watch?v=RL_UoyTuetM

(просмотр видео с 0.28 по 2.25 мин.)

- (учитель) в какой стране первыми стали производить шелк?

- (учитель) Какая длина одной шелковой нити?

Слайд 4.

- (учитель) Через 15-17 дней куколка превращается в бабочку. Бабочка отложит600 -700 яичек, из которых появятся гусеницы. Яичко, гусеница, куколка, бабочка – четыре стадии развития шелкопряда.

- (учитель) Сколько стадий развития у шелкопряда?

Слайд 5.

-(учитель) Получение пряжи из волокон шёлка. Собирают коконы через 7-8 дней сначала завивки и передают на первичную обработку на шелкомотальные фабрики.

- На каких фабриках производят размотку коконов?

Слайд 6.

- (учитель) На прядильных фабриках из шёлка-сырца получают пряжу.

- (учитель) Что получают на прядильных фабриках из шелка-сырца?

Слайд 7. 

- (учитель) Из пряжи на ткацких фабриках вырабатывают шёлковые нити и ткут ткани.

- (учитель) Зачитайте, что вырабатывают на ткацких фабриках?

Слайд 8.

-(учитель) Перед вами слайд «Свойства волокон шелка». Некоторые свойства указаны, а некоторые нет. Я предлагаю эти свойства вписать, но после того как мы проведем опыты.

У вас лежат на столе волокна натурального шелка. Давайте проверим:

-(учитель) Какие они тонкие или толстые?

- (учитель) Попытайтесь порвать эту нить. Какая она прочная или нет?

- (учитель) Сложите нить шелка и поднесите к щеке. Мягкая она или жесткая?

- (учитель) Возьмите нить между пальцами и протяните ее. Вы ощутили какие -нибудь зацепки? Нить гладкая или шершавая?

Слайд 9

Волокна шёлка светлые, очень тонкие, прочные, упругие. прямые, мягкие, гладкие, с не резким блеском.

- (учитель) …….. зачитывает свойства волокон шелка, весь класс записывает под его диктовку.

- (учитель) А где в нашей жизни мы можем встретить шелковое волокно?

Предлагаю посмотреть видео
https://www.youtube.com/watch?v=RL_UoyTuetM

(с 2.40 по 3.04 мин)

- (учитель) а у вас или ваших близких  есть одежда из шелка?

- (учитель) Давайте подведем итог нашего сегодняшнего исследования. Не уступая льну и хлопку по механическим и гигиеническим свойствам, шёлк какой?  

  • Тяжелее или легче хлопка или льна?
  • Мягче или жестче?
  • И главное нарядней, чем лен или хлопок?

Учащиеся записывают число и тему урока.

Учащиеся смотрят презентацию и делают записи. Отвечают на вопросы, зачитывают информацию со слайда (по просьбе учителя). Учащиеся 3 группы работают с информационной таблицей.

- тутового шелкопряда.

- Гусеницы, которые появляются из яиц, питаются молодыми листьями тутового дерева

- Смотрят видеосюжет.

- В Китае.

- 900 метров.

- 4 стадии.

-На шелкомотальных фабриках

- Получают пряжу.

- Из пряжи на ткацких фабриках вырабатывают шёлковые нити.

- Учащиеся опытным путем доказывают свойства волокон шелка. (учащиеся 1 и 2 группы записывают эти свойства в таблицу слайда.)

- (смотрят на свет и на глаз определяют толщину) очень тонкие.

- (пытаются порвать нить шелка) прочная.

-(складывают нить и проводят по своей щеке) нить шелка мягкая

- (пропускают нить между пальцами) нить гладкая.

- Записывают под диктовку.

-смотрят видео

-отвечают на вопрос, где используют шелк (одежда: платья, галстуки и др.)

- приводят примеры одежды из шелка, которая есть у них или близких.

- он гораздо легче

- он мягче

-наряднее льна и хлопка

IY. Первичное закрепление

Оценивание.

7 мин.

- Для закрепления полученных знаний предлагаю ответить на вопросы из учебника на стр. 17.

- Зачитываете вопрос и отвечаете

Более высокую оценку получит, то кто сам без записей и учебника ответит на вопрос.

- Ученики,  у которых лежат таблицы, заполняют их. (Слабые ученики заполняют таблицу «Свойства шелкового волокна» (приложение 4).

- Теперь ребята, которые заполняли таблицу, сделают вывод-  какими свойствами обладают волокна шелка.

Вы в течение урока оценивали себя и своих товарищей. Теперь давайте подведем итог.

Сейчас каждый из вас прослушает критерии оценки и поставит себе оценку за работу на уроке.

  1. Я был активен, пытался отвечать на вопросы и выполнять задания.
  2. На большую часть вопросов я ответил правильно.
  3. Я верно разгадал ребус – 5, не верно – 2.
  4. Моя оценка за тест.
  5. Моя итоговая оценка (сложите первые четыре и разделите на 4)

 Мы все молодцы!

- Учащиеся зачитывают вопросы и отвечают на них.

- Слабые учащиеся заполняют таблицу «Свойства шелкового волокна»

- Слабые ученики, по очереди, перечисляют свойства волокон шелка.

Учащиеся оценивают свою работу.

Домашнее задание

3 мин.

Давайте с вами проверим, что мы узнали о шелковом волокне. Предлагаю дома пройти тест

«Натуральные шелковые волокна» .  

https://learningapps.org/watch?v=prtgt2hdt24 (для слабых учащихся)

https://banktestov.ru/test/103943  (для сильных учащихся)

Тест оценивается (ответил на 6 вопросов верно -5, на 5,4 вопроса верно -4, на 3,2 вопроса верно – 3, на 1,0 – не зачет)

Получают ссылку на выполнение теста. Скриншот выполненного теста высылают в группу.

Приложение 1.

C:\Users\мама\Desktop\slide-3 - Копировать.jpg

C:\Users\мама\Desktop\slide-3.jpg

Приложение 2.

Ребус

Вариант 1

Вариант 2

C:\Users\мама\Desktop\урок шелк\шелк.png

C:\Users\мама\Desktop\урок шелк\загруженное.png

Приложение 3.

Информационная таблица по теме «Волокно шелка»

*Шелковое волокно - волокно  ___________________, _______________________происхождения, представляет собой очень _____________________ нить, которую выделяет гусеница бабочки __________________     _______________________.

*Гусеницы, которые появляются из ___________, питаются молодыми листьями _____________ дерева.

*Яичко – ___________ – _____________ – _________________.

Это _____________ стадии развития шелкопряда.

*Собирают коконы через __________  дней и передают на _____________ _____    ________________ на ______________________________   фабрику.

*На ____________________ фабриках  из шелка-____________ получают _____________.

*На _____________________ фабриках и з пряжи вырабатывают _____________и ткут _______________.

*Шелк обладает _________________   ___________________:

Нить очень ________________и достигает _______-_________метров.

Очень _______________________.

*Волокна шелка

  • ______________________
  • Очень _________________
  • __________________
  • Упругие
  • _________________
  • _________________
  • Гладкие
  • С нерезким _________________.

Приложение 4.

Свойства шелкового волокна.

Длина

Цвет

Прочность

Мягкость

Гладкость

Блеск

Упругость


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Получение шелкового волокна Подготовила: Учитель технологии Брюхова Наталья Леонидовна Магнитогорск 2024

Слайд 2

Шелковое волокно - волокно натуральное, животного происхождения, представляет собой очень тонкую нить, которую выделяет гусеница бабочки тутового шелкопряда.

Слайд 3

Гусеницы, которые появляются из яиц, питаются молодыми листьями тутового дерева – это любимая и единственно полноценная пища тутового шелкопряда.

Слайд 4

Через 15-17 дней куколка превращается в бабочку. Бабочка отложит 600-700 яичек, из которых появятся гусеницы. Яичко – гусеница – куколка – бабочка. Это четыре стадии развития шелкопряда.

Слайд 5

Получение пряжи из волокон шелка. Собирают коконы через 7-8 дней сначала завивки и передают на первичную обработку на шёлкомотальную фабрику .

Слайд 6

На прядильных фабриках Из шелка-сырца получают пряжу.

Слайд 7

На ткацких фабриках Из пряжи вырабатывают нити и ткут ткани.

Слайд 8

Свойства волокон шелка Светлые Упругие Прямые С не резким блеском _____________________ _____________________ _____________________ _____________________

Слайд 9

Свойства волокон шелка Светлые Упругие Прямые С не резким блеском Очень тонкие Прочные Мягкие Гладкие Упругие Прямые С не резким блеском


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...

Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"

Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»

Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.

План-конспект урока по технологии. Раздел "Элементы материаловедения". Класс 6. Тема "Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей." Содержит презентацию к уроку и приложения с инструк...

"Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей"

Цели урока:Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить...

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.

Конспект урока технологии для девочек 6 класса...

"Шерстяное волокно и его свойства. Процесс получения ткани"

План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению "Швейное дело". 7 класс коррекционной школы....