Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей. Цель: - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон. -развить пространственное представление, логическое мышление, исполнительские умения. - воспитывать эстетический вкус и внимательность, дисциплинированность; прививать навыки аккуратности. Задачи: - научить различать волокна по своему составу; - способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи; Тип урока: комбинированный Методическое оснащение урока: 1.Материально-техническая база: кабинет трудового обучения, образцы тканей, карандаш, линейка. 2.Дидактическое обеспечение: учебник; тетрадь, карточки-задания. 3.Наглядные пособия: коллекция тканей. 4.Техническое оснащение: Ноутбук учителя, мультимедийный проектор, презентация. 5. Методы обучения: объяснительно – иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация); - репродуктивный , частично – поисковый (самостоятельная работа ) 6. Опорные понятия: руно, шерсть, шелк, гигроскопичность, теплозащитность, воздухопроницаемость, драпируемость. Ход урока 1. Организационный момент. - Здравствуйте, девочки. Как ваше настроение? Начинаем сегодняшний урок технологии. 2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу. - Давайте вспомним, какие волокна растительного происхождения мы изучали с вами в 5 классе? Ответ: Волокна хлопка и льна. Что такое пряжа и что из нее получают на ткацкой фабрике? Ответ: Скрученные между собой волокна. Из пряжи на ткацкой фабрике получают ткань. - А сегодня мы изучим другие натуральные волокна, подумайте откуда мы еще можем брать натуральные волокна? Ответ: из животных - Молодцы! Итак, какую цель мы поставим сегодняшнему уроку? Ответ: познакомиться волокнами животного происхождения. - Да, мы познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения. Открываем тетради, пишем число и тему урока. (на экране) 3. Изучение нового учебного материала. 1.) С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяла красивой капроновой лентой. В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья или костюма. Но вам необходимо научиться правильно выбирать способы и средства ухода за одеждой, необходимо знать свойства волокон и ткани. - Девочки, скажите, пожалуйста, а что такое шерсть? Ответ: Шерсть – это волосяной покров животных. А какие животные дают нам шерсть? Ответ: овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама. (показ презентации) А какое из этих животных дает основную массу шерсти? Ответ: Овцы. Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 - 97%. Что такое руно? Кто может сказать? Ответ: Руно – неразрывный пласт шерсти. (показ презентации) 2). А теперь Эльвина расскажет нам немного об истории шерсти. До сих пор никто не знает точно, почему древнее руно называлось золотым. Возможно, шерсть древних колхидских баранов действительно имела золотистый оттенок, а, может быть, жители древней Колхиды с помощью овечьей шкуры добывали золото: расстилали шкуру на дне ручья, и шерстинки задерживали золотые песчинки, приносимые водой. Конечно, тогда еще не было известно, что руно само по себе содержит золото... А недавно в Британском центре ядерных исследований решили определить химический состав овечьей шерсти. Особо чувствительные приборы обнаружили в волокнах золото. Нашли его в составе белковой структуры волос и других животных. Причем содержание золота у разных животных приблизительно одинаковое. К сожалению, пока никто из ученых не смог ответить на вопрос: откуда золото в шерсти и для чего оно? Еще 5 - 6 тысяч лет назад горожанки Египта и Вавилона считали самой модной одеждой костюм из тонкой шерсти. Это очень стимулировало развитие тонкосуконной промышленности, а пастухам пришлось незамедлительно приступить к выведению новых пород тонкорунных овец с длинным и очень тонким подшерстком. Ко временам Гомера красивые шерстяные костюмы стали очень популярны, и, может быть, поэтому была организована специальная экспедиция к берегам Кавказа, где будто водились бараны с золотым руном. В конце концов овцы с развитым шерстяным покровом сумели обогатить многие страны, в том числе и Англию. Открывающий заседание английского парламента спикер, как известно, до сих пор по традиции восседает на мешке с шерстью. 3) - А что такое шелк? Ответ: Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда. Немного истории Производство шелковых тканей стало известно еще с третьего тысячелетия до нашей эры в Китае, история знает Великий Китайский шелковый путь. Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством. Шелководство развито в Японии, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане.
4). Первичная обработка шелкового волокна. (презентация). - А кто знает последовательность обработки шерстяного волокна? Ответы. - Давайте подробнее рассмотрим обработку шерсти по презентации. 5.) Давайте рассмотрим ткани (раздаю) и определим свойства натуральных волокон. Заполняем таблицу в тетрадях (на экране). А для этого вспомним понятия: Что такое гигроскопичность? Ответ: Гигроскопичность – способность волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать. Что такое теплозащитные свойства? Ответ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохранять тепло человеческого тела; зависит от состава, толщины и вида отделки ткани. Как натуральное волокно шерсти и шелка пропускает воздух? Ответ: Натуральное волокно шерсти и шелка могут хорошо пропускать воздух. Классификация тканей по виду волокон. Характеристика | натуральные | Применение | шерстяные | шелковые | Применение | Пальто, костюмы, платья | Нарядная одежда, платья, блузки, шарфы, платки | Положительные качества | теплозащитность | легкость, драпируемость | Отрицательные качества | Сминаемость, усадка | осыпаемость |
6). Физкульминутка. Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз И учитель учит нас. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем А потом, наоборот, Будет вправо поворот, Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз- два-три- четыре, Плечи выше, руки шире! Опускаем руки вниз И за парту вновь садись! 4.Закрепление учебного материала. Проверка усвоения знаний на уроке (каждому ученику раздаются карточки). Отвечаем на вопросы: «Да» или «Нет» - Для шелковых тканей сырьем являются стебли растений?
- Лен получают из шерсти животных?
- Шелкопряд – это бабочка?
- Свойство ткани впитывать влагу – гигроскопичность?
- Шерсть – волосяной покров животных?
- Шерсть – волокно растительного происхождения?
- Способность пропускать влагу – воздухопроницаемость?
- Натуральный шелк хорошо впитывает влагу?
- Зимнюю одежду лучше всего шить из шелка?
Поменяемся тетрадями, проверяем ответы. Выставляем оценки: «5» – нет ошибок; «4» – одна ошибка; «3» – две ошибки; Подведение итогов урока: -Мы узнали все о натуральных волокнах животного происхождения , теперь вы легко справитесь с подбором ткани для юбки, блузки или платья. Выставление оценок за урок. Уборка рабочих мест. 5.Задание на дом. Создать коллекцию «Разновидности тканей по волокну» из шерстяных и шелковых тканей. Выполняя домашнюю работу, задумайтесь: какую бы вы ткань выбрали, чтобы сшить зимнюю юбку? |