Конспект урока ": Шерстяное волокно, его свойства".
план-конспект урока по технологии
Конспект урока для учащихся 10 классов коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.7 КБ |
![]() | 425.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска
ПЛАН - КОНСПЕКТ
урока в 10 классе
Тема урока: «Шерстяное волокно, его свойства».
Подготовила:
учитель технологии
Брюхова Наталья Леонидовна
Конспект урока
Предмет: Профильный труд (Швейное дело)
Класс:10
ФИО учителя: Брюхова Наталья Леонидовна
Тема урока: Шерстяное волокно, его свойства.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: Расширить знания учащихся о натуральных волокнах животного происхождения и свойствах волокон шерсти, научить определять опытным путем основные параметры шерстяных волокон.
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное; развитие связной устной речи, расширение словарного запаса.
Воспитательная: воспитывать внимательность, самостоятельность, точность в работе, умение работать в группе.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Волокна натурального происхождения, их классификация.
- Производство шерстяных волокон.
- Свойства волокон шерсти.
Глоссарий по теме: Текстильные волокна, волокна животного происхождения, шерстяное волокно.
Оборудование: презентация, рабочие тетради, таблица, карточки, материалы для опытов.
Ход урока:
Этап урока/ время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Организационный этап. 1-2 мин. Цель: организовать рабочую обстановку на уроке, воспитание привычки к быстрому переходу от отдыха во время перемены к рабочему состоянию во время урока. | -Здравствуйте, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза слушайте меня и повторяйте за мной: - «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. - Настроились на работу. Приступаем к работе. | Содержание деятельности: Проверяют свою готовность. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу |
II.Актуализация опорных знаний. 7-8 мин. | (Проецируется на доску) Сегодня на уроке мы с вами Вспомним: 1.классификацию текстильных волокон; 2. Процесс получения шерстяного волокна; 3. Свойства текстильных волокон. Узнаем: Основные свойства шерстяных волокон. Будем учиться: Определять значения, параметры, свойства шерстяных волокон. С давних времен, как только челочек научился обрабатывать землю, выращивать скот и научился производить ткань. Он шил из нее различную одежду, использовал в быту. Из чего производят ткань? Из чего получают нити? Давайте вспомним, что нам известно про волокна. Я попрошу вас помочь заполнить таблицу(ученики по очереди работают у доски) На доске высвечивается таблица1. Как называются волокна, которые встречаются в природе? На какие группы делятся волокна по своему происхождению? Какие волокна относят к волокнам растительного происхождения: А к волокнам животного происхождения: На прошлом уроке мы изучили шерсть, шерстяные волокна. Давайте вспомним, что нам известно о шерсти! Проведем блиц-опрос. У вас на столах лежат зеленые карточки, ознакомьтесь с их содержанием. Это ответы на вопросы, которые я буду задавать вам. Вы поднимаете карточку и проговариваете, что в ней написано. У кого –то вместо текста картинки, если вы посчитаете нужным, что картинка подходит к ответу, то поднимаете ее и называете, то что там изображено. 1 Что такое шерсть? 2 От каких животных человек получает шерсть? 3. Как называют шерстный покров, снятый с овцы? 4. Какие операции входят в первичную обработку шерсти? Прошу вас выйти с карточками к доске и встать в правильной очередности, от первой операции до пятой. А проконтролировать и помочь с ответом на этот вопрос я попрошу помочь …….(сильный ученик). Твоя задача посмотреть и если нужно расставить операции от первой до пятой в правильном порядке. На доске проецируется порядок операций, ученики проверяют правильность Я попрошу ……(сильный ученик) зачитать очередность операций в правильном порядке. А теперь давайте вернемся к нашей схеме «Текстильные волокна» Попрошу ……..( 1 сильный и 1 слабый ученик) к каждому названию волокна прикрепит образец ткани. Как вы догадались, что это именно хлопок, лен, шерсть и шелк? Вы смотрели и проверяли что? Мы сейчас обратили внимание на свойства Какие свойства нам уже известны, перечислите. А что эти свойства обозначают, давайте с вами вспомним. У вас на столах (сильные ученики) лежат задания 1. Свойства: Усадка, Прочность. Гладкость поверхности, Воздухопроницаемость, Сминаемость. Вам необходимо соединить свойство с его значением. А к доске я приглашаю ………(слабые ученики). Они используя карточки с названиями свойств подберут к ним значения. На доске высвечиваются значения трех свойств: Усадка, Гладкость поверхности, Прочность. Молодцы! А теперь те ребята, которые работали на местах добавят к этим свойствам еще два. Заканчиваем выполнение задания, те кто работал на местах, проверьте правильно ли выполнили первую часть задания? Высвечивается Таблица (прописаны предыдущие три свойства и значения свойств Воздухопроницаемость, Сминаемость). У всех все верно? Молодцы! Как вы думаете от чего зависят свойства ткани? Из чего делают, ткут ткань? А нитки получают из ? Сегодня на уроке мы рассмотрим основные свойства волокон шерсти | Ученики по очереди зачитывают с доски.
Из нитей. Из волокна. Ученика работают у доски. Расставляют карточки в таблицу Натуральные Растительного и животного Хлопок, Лен Шелк, Шерсть Знакомятся с содержанием карточек. Ответ: волосяной покров животных. Ответ: картинки – овцы, козы, верблюды. Ответ: показывают картинку с руном и ученик у которого написано «руно» Встают дети с карточками: 1дезинфицируют, 2 сортируют по качеству, 3 треплют для разрыхления и удаления примесей, 4 промывают для удаления грязи и жира, 5 сушат горячим воздухом. Сильный ученик исправляет, если кто то встал не верно. Ученики проверяют правильность Сильный ученик зачитывает правильную очередность операций. Прикрепляют ткани растительного происхождения -Льняные и х/б Животного происхождения - Шелковые и шерстяные Один прикрепляет ткани, сильный контролирует правильность выбор и дает пояснения. Ощупывали, смотрели на нити, ….. Перечисляют свойства ткани. Сильные ученики работают на местах. Слабые ученики работают у доски. Кто-то из сильных учеников расставляет карточки. Оценивают себя и других учеников. От свойств волокна Нитки Волокон |
III.Изучение нового материала. 20 мин. IV.Первичное закрепление пройденного материала. 7 мин V.Рефлексия. Оценивание. 3 мин. | Обратите внимание на доску, тема сегодняшнего урока …….зачитает нам тему. Шерстяное волокно, его свойства. Записываем тему урока в тетрадь. Ответьте, пожалуйста на такие вопросы: почему я должен интересоваться этой темой? как она пригодиться мне в будущем? Вопросы проецируются на доске Сегодня на уроке мы более подробно изучим свойства шерстяного волокна. Для этого мы выполним Лабораторную работу. В тетради записали подзаголовок «Лабораторная работа» Результаты вы заполните в карточки (2 шт) и вклеить себе в тетради. Вспомним, кто из всех животных больше всего дает человеку шерсти? Верно – овцы. У вас на столах в коробочках лежит овечья шерсть Наша работа с ней будет заключаться в том, чтобы к концу урока мы выяснили какими свойствами обладает шерстяное волокно. Предлагаю работать в парах. Старший в паре будет записывать показатели в таблицу и помогать, контролировать ход опыта, а младший будет проводить опыты и озвучивать результаты. У вас на столах лежит таблица, волокна овечьей шерсти, шерстяная пряжа, волокна х/б ткани и необходимый инструмент (линейка, блюдце с водой) для того, чтобы заполнить графы таблицы. Список предметов проецируется на доске. С какими показателями мы с вами будем работать? Зачитайте. Первый показатель «длина». Ассистенты берут линейку, немного волокна шерсти. Один край совмещают с нулем и смотрят длину своего волокна, старшие записывают. Второй показатель «цвет», записываем цвет вашего волокна и оставляем место, для того чтобы сделать дополнения. Третий показатель «тонина» или «толщина». Берем один волосок и смотрим тонкий он или толстый, можете сравнить с толщиной своего волоса. Тоньше человеческого волоса? – так и запишем, тоньше человеческого волоса. Четвертый показатель «мягкость», берем весь пучок шерсти и прикладываем к щеке. Мягко, приятно? Значит пишем – мягкие. Пятый показатель «извитость». Как вы думаете, что обозначает этот показатель? - Под извитостью понимают непрямолинейность, волнистость волокон и нитей. Наши волокна какие? – сильно извитые. Шестой показатель «упругость». Чтобы проверить упругость волокна шерсти, нужно сжать в руке небольшой клочок шерсти. После разжимания руки упругая шерсть должна восстановить первоначальную форму. Форма восстановлена? Значит волокно – упругое, записали. Седьмой показатель «прочность» Для определения прочности возьмите 3-4 волокна вместе и попытайтесь их разорвать, а для сравнения возьмите 3-4 волокна хлопка. Запишем, шерсть менее прочная чем хлопок. Следующий показатель «намокаемость», Для определения этого свойства окуните волокна в воду на несколько секунд. Затем рассмотрите их. Они хорошо впитали влагу? – да. Вывод намокаемость – хорошая. Показатель «усадка». Для этого берем шерстяную нить, замеряем ее длину линейкой, запомнили, а лучше карандашом запишите длину сухой нити, а теперь намочите ее и проутюжте, а теперь снова замерьте ее . Длина уменьшилась? Делаем вывод – дает усадку. Последний показатель «горение». Теперь и я поучаствую в опытах. Приглашаю всех подойти к столу, я подожгу волокно. Ваша задача, наблюдать как оно горит и какой запах вы почувствуете при горении. Опишите как горит шерстяное волокно. Шерстяное волокно горит слабо, на конце образуется шарик – спек черного цвета, при горении образуется запах жженого пера. Вывод записываем – горит слабо, образуется спек и запах жженого пера. Замечательно. Мы заполнили все графы, все наши показатели проверены опытным путем. Повторим, какими же свойствами обладают волокна шерсти? Я предлагаю поработать с очень интересной схемой «Шерсть». Проецируется на доску интеллектуальная карта «Шерсть» К доске приглашаю ….. ( один слабый, один сильный ученик). Они будут заполнять схему, а вы им помогать. И помните, мы оставили место в графе «цвет» ваша задача дописать все цвета, которые будут называться. Спасибо тем, кто работал у доски. У всех все правильно заполнено? Молодцы! Подведем итог. Мы справились с поставленной задачей нашей лабораторной работы. Мы узнали и проверили свойства шерстяных волокон? Давайте подумаем, а для чего мы с вами изучили все эти свойства, что мы будем изучать на следующих уроках? Из волокон что производят? – пряжу, нити. А что из них делают на ткацких фабриках? – ткань. Так значит на следующем уроке мы изучим «Свойства шерстяных тканей» Слово «тканей» ребус Мы знаем, что свойства ткани зависят от свойств волокна , из которого она изготовлена. Познакомившись со свойствами шерстяного волокна, мы знаем свойства шерстяных тканей: достоинства и недостатки Это поможет вам в дальнейшем избежать ошибок при обращении с одеждой из шерстяных тканей. Молодцы, сегодня продуктивно поработали! Спасибо всем за урок. Каждому из вас предлагаю поставить себе оценку за те знания и умения которые вы показали сегодня на уроке. У вас лежат карточки с лесенками. С одной стороны прописаны знания, которыми вы сегодня делились с другими ребятами, а с другой стороны умения, которые вы сегодня применяли в работе на уроке. Поставьте галочку на лесенке с той оценкой, на которую вы оцениваете свои знания и умения. Озвучивание и согласование оценок. Кто поставил себе «5» или за знания или за умения? Все согласны? Кто «4» ……… Кто «3» …….. Спасибо вам за вашу работу! До новых встреч. | Один ученик зачитывает тему Записывают тему в тетрадь. Это нам будет необходимо, чтобы знать, какими качествами обладают шерстяные ткани и как с ними обращаться. Ведь свойства ткани зависит от свойств волокон, из которых они изготовлены. Записывают в тетрадь «Лабораторная работа». Овцы Рассаживаются парами. Знакомятся с материалами и предметами для опытов. Один ученик зачитывает показатели из таблицы. Выполняют инструкции учителя, записывают показатели. Озвучивают варианты, что означает «извитость» Выполняют указания учителя. Наблюдают за опытом Озвучивают результат опыта. Шерстяное волокно горит слабо, на конце образуется шарик – спек черного цвета, при горении образуется запах жженого пера. Работают с интеллектуальной картой. чтобы использовать эти характеристики в производстве различных изделий, таких как одежда, пледы, одеяла, аксессуары и другие Озвучивают варианты темы следующего урока. Разгадывая ребус. Выставляют себе оценки и аргументируют их. |
Усадка | Сокращение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно-тепловой обработке. |
Прочность | Способность ткани противостоять разрыву |
Гладкость поверхности | Структура лицевой стороны ткани. |
Воздухопроницаемость, | Свойство ткани пропускать воздух и обеспечивать вентилируемость одежды. |
Сминаемость | это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие морщины и складки. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня на уроке: ВСПОМНИМ : 1 Классификацию текстильных волокон; 2 Процесс получения шерстяного волокна; 3 Свойства текстильных волокон . УЗНАЕМ : Основные свойства шерстяных волокон. БУДЕМ УЧИТЬСЯ : Определять значения, параметры, свойства шерстяных волокон.
Первичная обработка шерсти 1 . Дезинфицируют 2 . Сортируют по качеству 3 . Треплют для разрыхления и удаления примесей 4 . Промывают для удаления грязи и жира 5. Сушат горячим воздухом
Свойства ткани Сокращение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно-тепловой обработке. Способность ткани противостоять разрыву Структура лицевой стороны ткани.
Свойства ткани Усадка Сокращение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно-тепловой обработке. Прочность Способность ткани противостоять разрыву Гладкость поверхности Структура лицевой стороны ткани. Свойство ткани пропускать воздух и обеспечивать вентилируемость одежды. Это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать мелкие морщины и складки.
28.01.2025 Тема урока Шерстяное волокно, его свойства.
П очему я должен интересоваться этой темой? к ак она пригодится мне в будущем?
Лабораторная работа длина цвет тонина (толщина) мягкость извитость упругость прочность намокаемость усадка горение Свойства шерстяных волокон
Лабораторная работа Инвентарь: Таблица Волокна овечьей шерсти Шерстяная пряжа Волокна х/б ткани Инструмент: линейка, блюдце с водой
Проверим себя!
Свойства шерстяных тканей
Я молодец! Я оцениваю себя.
Спасибо за вашу работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Логарифм. Свойства логарифмов"
Урок обобщения и систематизации знаний. Основной целью является: повторить определение логарифма, свойства логарифмов и применять их при решении заданий. В данной разработке представлены материалы для...

Конспект урока «Алгоритм и его свойства»
Раздел «Алгоритмизация и программирование»;Учебная тема «Алгоритм и его свойства»...

Конспект урока "Натуральные волокна животного происхождения"
Сценарий урока составлен с учетом деятельностного подхода. Учащиеся максимально вовлечены в учебный процесс: участвуют в постановке целей и задач, выполняют лабораторную работу, проводят само- и взаим...

Конспект урока по живому миру "Свойства воды", 2 класс
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.Расширить кругозор, пассивный словарь.Воспитывать бережное отношение к природе....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФГОС "Треугольник. Свойство углов треугольника"
Урок с использованием технологии модульного обучения...

Конспект урока по окружающему миру "Свойства воды"
Данный конспект предназначен для 3 -го класса. Учитель использует ТСО, групповую, парную работу, что актуально в современном мире. Дети самостоятельно формулируют учебную задачу, соотрудничают, ...

Урок швейного дела. 7 класс. Тема: Шерстяное волокно: вид, свойства (толщина, извитость, прочность). Получение пряжи из шерстяного волокна
Цели: Познакомить учащихся с происхождением шерстяного волокна и его свойствами, процессом получения шерстяной пряжи.Создать условия для развитие внимания, памяти, речи, умений обосновывать свои ...