Урок технологии по теме "Лоскутные техники".
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Лазарева Елена Владимировна

Цель урока:

Образовательная: создание условий для знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем, получившего

распространение у многих народов мира и нашего Севера. Знакомство обучающихся с основными техниками и приемами лоскутного шитья.

Воспитательная: формирование уважительного отношения к народным обычаям и традициям. Воспитание толерантности, дружеского и делового общения обучающихся в совместной работе.

Развивающая: развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике.

 

Задачи урока:

  1. Изучить историю возникновения и значения лоскутного шитья, как одно из видов северного традиционного народного творчества.
  2. Познакомить с различными узорами лоскутного шитья: «спираль»,

«изба», «шахматка», «соты», «пашня» и приемами лоскутной работы.

  1. Овладеть навыками выполнения эскизов для создания лоскутного изделия.
  2. Расширить кругозор в области декоративно-прикладного творчества.
  3. Приучить к аккуратности выполнения работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastichno_poiskovyy_metod.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока технологии по теме "Лоскутные техники".

УМК: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. Т. Тищенко, Н.В. Синица, - Вентана Граф, 2021 г.

Урок № 1 в изучаемой теме « Лоскутные техники». Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цель урока:

Образовательная: создание условий для знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем, получившего

распространение у многих народов мира и нашего Севера. Знакомство обучающихся с основными техниками и приемами лоскутного шитья.

Воспитательная: формирование уважительного отношения к народным обычаям и традициям. Воспитание толерантности, дружеского и делового общения обучающихся в совместной работе.

Развивающая: развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

  1. Изучить историю возникновения и значения лоскутного шитья, как одно из видов северного традиционного народного творчества.
  2. Познакомить с различными узорами лоскутного шитья: «спираль»,

«изба», «шахматка», «соты», «пашня» и приемами лоскутной работы.

  1. Овладеть навыками выполнения эскизов для создания лоскутного изделия.
  2. Расширить кругозор в области декоративно-прикладного творчества.
  3. Приучить к аккуратности выполнения работы.

Планируемые результаты урока:

предметные - должны знать историю зарождения лоскутного искусства на нашем севере; виды техник лоскутного шитья; какие инструменты, материалы и оборудование необходимы для работы при изготовлении эскиза прихватки в технике лоскутной пластики.

метапредметные - должны уметь составить эскиз в соответствии с цветовой гармонией и технической особенностью вида лоскутного шитья, изготовить шаблоны, соблюдая правила безопасности.

личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, проба профессиональных навыков мастера и дизайнера.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения: частично – поисковый, словесно-иллюстративные, эвристический.

Основные понятия: лоскутное шитье, печворк, квилт, текстильный коллаж,

текстильная    мозаика,    эскиз,    техники    «спираль»,    «изба»,    «соты»,

«шахматка», «карусель», «лабиринт», гармоничное сочетание цветов.

Применяемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, технология проблемного обучения, технология системно- деятельностного подхода.

Межпредметные связи: история, ИЗО, математика, информатика.

Необходимое оборудование: инструменты (линейки, карандаши простые и цветные, ластик, ножницы); раздаточный материал (кусочки тканей различных цветов и размеров); таблица цветового шестисекторного круга; образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства на стенде (салфетка, прихватка, панно, одеяло), компьютер, мультимедийный проектор.

СТРУКТУРА И ХОД  УРОКА.

№ этап урока

Деятельность учителя

Обучающиеся

Организационная часть.

Доброе утро, дорогие ребята!

Начинается урок!

Подготовка        к уроку.

Приветствуют учителя.

Постановка                цели и        задач        урока.

Мотивация учебной

деятельности обучающихся.

(Приём "Телеграмма")

Девочки, сегодня нам написал письмо ведущий модельер Валентин Юдашкин:

«Дорогие        друзья,        будущие дизайнеры! Недавно, я побывал в прекрасном музее и представил себе  коллекцию с этническими мотивами. Я сам увлекаюсь особенными узорами для украшения коллекций,  я надеюсь, вы поможете мне    решить    эту проблему».

Внимательно слушают.

Ребята, давайте из представленных образцов выберем для модельера узор. Может подумаем, какой? Внимательно посмотрите на этот стенд (образцы изделий):

Что видите перед собой?

Из чего они сделаны?

Из одного вида материала?

Следовательно,        какую                тему        мы будем изучать сегодня на уроке? Итак,        тема                сегодняшнего        урока “Лоскутное        шитьё                –        неиссякаемый источник        творчества”.                Исходя                из темы урока, какие цели мы будем ставить и какие задачи предстоит решить?

Учитель корректирует, одновременно выстраивает план действий на уроке: Сегодня                вы        познакомитесь        с историей                        лоскутного        творчества, видами        художественной                        обработки текстильных материалов, с техниками лоскутной                        пластики,                правилами организации рабочего места.

Ответы учениц: ковроткачество, роспись по ткани,

кружевоплетен ие,        вышивка, узорное ткачество, вязание.

Примерные ответы:

-салфетки.

-из ткани.

-нет,        из

нескольких.

-лоскутное шитье. (записать тему  на доске и в тетради).

Мы        должны узнать                все        о лоскутном шитье:

историю, виды, приемы,

понятия…

Актуализация

Какие        изделия        из        лоскута актуальны на сегодняшний день?

Разные,        для интерьера дома.

Это ковры, панно,

Пододеяльники, пледы        из лоскутков. На слайде.

знаний.

Хотели бы вы иметь у себя дома такие изделия?

Традиции        лоскутной        техники не

потеряли своего значения и сегодня.

На их основе создаются современные

Первичное усвоение знаний.

новых

Если мы родились и живем в Сибири, то нам нужно знать, любить, понимать культуру своей малой родины, уголка необъятной России. Богата Русь народными умельцами, но таким разнообразием лоскутного творчества, как у нас в Сибири, вряд ли где можно найти. Мал лоскуток, да нужен! Тех, кто работает с лоскутиками можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуту. Давайте, послушаем сообщения учениц «О зарождении лоскутного шитья в Архангельской области».

В    мире     существует     большое

Сообщение учениц.

Лоскутное шитье – самый молодой        из видов традиционного народного

искусства Русского

Севера. В конце XIX – начале XX века в северных

деревнях вошли

разнообразие        приёмов        работы с

в        крестьянский

лоскутками. (Знакомство с новыми

обиход

словами на слайдах презентации).

фабричные

К        наиболее распространённым

хлопчатобумаж

относятся: печворк, квилт,

ные        ткани.        До

текстильный коллаж, текстильная мозаика.

«Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.

«Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой) сшивать.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

3. Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету (демонстрация коллекции тканей).

По раздаточному материалу вам нужно выбрать из какой ткани можно изготавливать салфетки и пододеяльники (объяснить свой выбор - гармоничное цветовое сочетание было изучено на прошлом уроке,        таблица        цветового

этого        времени только

торжественные праздничные наряды

девушек        и молодых

женщин шили из фабричных тканей: шелка, штофа, парчи, бархата, кисеи, миткаля.

В

Архангельском государственно м        музее

деревянного зодчества        и народного

искусства

«Малые Карелы»

представлены произведения всех        наиболее известных

северных лоскутниц,

работавших        в 1970        –        1990

годах;        к

сожалению,

многих из них уже нет в живых. Это то поколение

мастериц,

шестисекторного круга).

прожив трудную жизнь и тяжело работая         в колхозах, вспомнили, как учили        их в детстве        и юности        их

мамы        и прясть, и ткать, и шить. И они своим

творчеством вернули        нам традиционные композиции и колорит старых лоскутных предметов        их детства,

которые к тому времени уже не сохранились.

Но ведь главное

-        не то, где раньше зародилось, а то,        что оно живет сейчас, и с каждым годом интерес к этому старинному виду рукоделия только

возрастает

Физкультминутка.

4. Художественная работа с лоскутом

-        это        богатая        возможность                для изготовления        проекта        в        технике лоскутной мозаики [5, абз.6]. Рассмотрим работы, выполненные в лоскутной технике ребятами нашей школы:                перед                вами                панно выполненное в классической технике

«Спираль» и состоит из множества соединенных между собой блоков, посмотрите как удачно подобраны цвета, бордовый теплый объединяет все цвета и является яркой рамкой для

всех блоков.

А вот панно, выполненные в технике

«Изба», состоящее из нескольких блоков и частей, различное цветовое и конструктивное их расположение дает возможность найти оригинальные идеи в изготовлении изделия.

Существует также мелкая лоскутная пластика - прихватки, салфетки. Мы рассмотрим еще узоры, которые очень похожи на шахматную доску и называется "шахматка", узоры

похожие   на     «пашню»   и   «соты»,

«лабиринт», «карусель».

Рассматривают и выделяют особенности.

Обучающиеся изучают

материал слайда,

обсуждают в парах и дают ответы.

Первичная проверка понимания.

(Приём «Вершина»)

На слайде нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти (где размещены рисунки техник по лоскутному шитью и приемы работы) к вершине - (лоскутное изделие). Назвать техники и приемы работы лоскутного шитья, обсудите в парах, вставьте слова - названия рисунков, продвигаясь снизу вверх.

Первичное закрепление.

Практическая часть. Сегодня нам с вами предстоит разработать эскиз, используя понравившийся узор. Что значит разработать?

А как иначе называется этот процесс? Зачем        выполняют                творческие проекты?                Понравившийся                узор необходимо                зарисовать        в        тетрадь. Размер схемы 10*10 см по клеточкам, подобрать цветовую гамму и технику, используя                                цветные        карандаши, линейку, простой карандаш, ластик.

Рассмотреть части узора, рассчитать их

математическое соотношение.

Творческий проект.                Чтобы решить        какую- либо проблему. Один                        из

выбранных узоров зарисовывают в тетрадь.

Информация        о домашнем задании.

Выбрать технику лоскутного шитья для выполнения прихватки. Подготовить х\б ткань: 2 цветов по 30*30см, синтепон 20*20, нитки.

Запись

домашнего задания.

Рефлексия. Подведение итогов.

(Приём "Реклама") Учитель предлагает прорекламировать получившийся эскиз изделия и лоскутного шитья в целом для использования их в коллекции Валентина Юдашкина.

Учитель: «Сейчас каждая из вас расскажет о своих впечатлениях о уроке».

Комментирует отметки обучающихся.

Спасибо всем за урок!

Работа в парах (с одинаковыми эскизами).

Я

познакомилась:

…..

Мне

понравилось:…. Хочется попробовать:…

…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок технологии в 5 классе "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья"

Урок технологии для девочек 5 класса  по теме "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья" с презентацией...

Урок – игра «Баскетбол. Совершенствование техники ведения и броска мяча». Разработка традиционного урока по баскетболу с вводом игровых технологий

Ход урока     Содержание Дозировка Организационно-методические указания I. Подготовительная часть(14-15 мин) 1. Организационный момент: Построение в одну шеренг...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока . Информация. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места на уроках технологии.

Цель занятия: Познакомить учащихся с основными правилами техники безопасности при работе в кабинете технологии. Систематизироватьпонятие – информация, виды информации....

Технологическая карта урока технологии "Понятие «техника». Классификация техники"

Технологическая карта урока технологии в 5 классе на тему "Понятие «техника». Классификация техники"...

Урок по технологии "Связь технологий с наукой, техникой и производством"

Дан план урока "Связь технологий с наукой, техникой и производством" с тестом...