Урок технологии по теме "Лоскутные техники".
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Цель урока:
Образовательная: создание условий для знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем, получившего
распространение у многих народов мира и нашего Севера. Знакомство обучающихся с основными техниками и приемами лоскутного шитья.
Воспитательная: формирование уважительного отношения к народным обычаям и традициям. Воспитание толерантности, дружеского и делового общения обучающихся в совместной работе.
Развивающая: развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
- Изучить историю возникновения и значения лоскутного шитья, как одно из видов северного традиционного народного творчества.
- Познакомить с различными узорами лоскутного шитья: «спираль»,
«изба», «шахматка», «соты», «пашня» и приемами лоскутной работы.
- Овладеть навыками выполнения эскизов для создания лоскутного изделия.
- Расширить кругозор в области декоративно-прикладного творчества.
- Приучить к аккуратности выполнения работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chastichno_poiskovyy_metod.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока технологии по теме "Лоскутные техники".
УМК: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. Т. Тищенко, Н.В. Синица, - Вентана Граф, 2021 г.
Урок № 1 в изучаемой теме « Лоскутные техники». Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цель урока:
Образовательная: создание условий для знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества – лоскутным шитьем, получившего
распространение у многих народов мира и нашего Севера. Знакомство обучающихся с основными техниками и приемами лоскутного шитья.
Воспитательная: формирование уважительного отношения к народным обычаям и традициям. Воспитание толерантности, дружеского и делового общения обучающихся в совместной работе.
Развивающая: развитие сенсорных навыков (умение определять признаки и свойства материалов по их цвету, свойствам, фактуре), моторных навыков, воображения, умения применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
- Изучить историю возникновения и значения лоскутного шитья, как одно из видов северного традиционного народного творчества.
- Познакомить с различными узорами лоскутного шитья: «спираль»,
«изба», «шахматка», «соты», «пашня» и приемами лоскутной работы.
- Овладеть навыками выполнения эскизов для создания лоскутного изделия.
- Расширить кругозор в области декоративно-прикладного творчества.
- Приучить к аккуратности выполнения работы.
Планируемые результаты урока:
предметные - должны знать историю зарождения лоскутного искусства на нашем севере; виды техник лоскутного шитья; какие инструменты, материалы и оборудование необходимы для работы при изготовлении эскиза прихватки в технике лоскутной пластики.
метапредметные - должны уметь составить эскиз в соответствии с цветовой гармонией и технической особенностью вида лоскутного шитья, изготовить шаблоны, соблюдая правила безопасности.
личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, проба профессиональных навыков мастера и дизайнера.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения: частично – поисковый, словесно-иллюстративные, эвристический.
Основные понятия: лоскутное шитье, печворк, квилт, текстильный коллаж,
текстильная мозаика, эскиз, техники «спираль», «изба», «соты»,
«шахматка», «карусель», «лабиринт», гармоничное сочетание цветов.
Применяемые технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, технология проблемного обучения, технология системно- деятельностного подхода.
Межпредметные связи: история, ИЗО, математика, информатика.
Необходимое оборудование: инструменты (линейки, карандаши простые и цветные, ластик, ножницы); раздаточный материал (кусочки тканей различных цветов и размеров); таблица цветового шестисекторного круга; образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства на стенде (салфетка, прихватка, панно, одеяло), компьютер, мультимедийный проектор.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
№ этап урока | Деятельность учителя | Обучающиеся |
Организационная часть. | Доброе утро, дорогие ребята! Начинается урок! | Подготовка к уроку. Приветствуют учителя. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | (Приём "Телеграмма") Девочки, сегодня нам написал письмо ведущий модельер Валентин Юдашкин: «Дорогие друзья, будущие дизайнеры! Недавно, я побывал в прекрасном музее и представил себе коллекцию с этническими мотивами. Я сам увлекаюсь особенными узорами для украшения коллекций, я надеюсь, вы поможете мне решить эту проблему». | Внимательно слушают. |
Ребята, давайте из представленных образцов выберем для модельера узор. Может подумаем, какой? Внимательно посмотрите на этот стенд (образцы изделий): Что видите перед собой? Из чего они сделаны? Из одного вида материала? Следовательно, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества”. Исходя из темы урока, какие цели мы будем ставить и какие задачи предстоит решить? Учитель корректирует, одновременно выстраивает план действий на уроке: Сегодня вы познакомитесь с историей лоскутного творчества, видами художественной обработки текстильных материалов, с техниками лоскутной пластики, правилами организации рабочего места. | Ответы учениц: ковроткачество, роспись по ткани, кружевоплетен ие, вышивка, узорное ткачество, вязание. Примерные ответы: -салфетки. -из ткани. -нет, из нескольких. -лоскутное шитье. (записать тему на доске и в тетради). Мы должны узнать все о лоскутном шитье: историю, виды, приемы, понятия… | |
Актуализация | Какие изделия из лоскута актуальны на сегодняшний день? | Разные, для интерьера дома. Это ковры, панно, Пододеяльники, пледы из лоскутков. На слайде. |
знаний. | Хотели бы вы иметь у себя дома такие изделия? | |
Традиции лоскутной техники не | ||
потеряли своего значения и сегодня. | ||
На их основе создаются современные |
Первичное усвоение знаний. | новых | Если мы родились и живем в Сибири, то нам нужно знать, любить, понимать культуру своей малой родины, уголка необъятной России. Богата Русь народными умельцами, но таким разнообразием лоскутного творчества, как у нас в Сибири, вряд ли где можно найти. Мал лоскуток, да нужен! Тех, кто работает с лоскутиками можно назвать художниками, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскуту. Давайте, послушаем сообщения учениц «О зарождении лоскутного шитья в Архангельской области». В мире существует большое | Сообщение учениц. Лоскутное шитье – самый молодой из видов традиционного народного искусства Русского Севера. В конце XIX – начале XX века в северных деревнях вошли |
разнообразие приёмов работы с | в крестьянский | ||
лоскутками. (Знакомство с новыми | обиход | ||
словами на слайдах презентации). | фабричные | ||
К наиболее распространённым | хлопчатобумаж | ||
относятся: печворк, квилт, | ные ткани. До |
текстильный коллаж, текстильная мозаика. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой) сшивать. Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок. Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”. 3. Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым, эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету (демонстрация коллекции тканей). По раздаточному материалу вам нужно выбрать из какой ткани можно изготавливать салфетки и пододеяльники (объяснить свой выбор - гармоничное цветовое сочетание было изучено на прошлом уроке, таблица цветового | этого времени только торжественные праздничные наряды девушек и молодых женщин шили из фабричных тканей: шелка, штофа, парчи, бархата, кисеи, миткаля. В Архангельском государственно м музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы» представлены произведения всех наиболее известных северных лоскутниц, работавших в 1970 – 1990 годах; к сожалению, многих из них уже нет в живых. Это то поколение мастериц, |
шестисекторного круга). | прожив трудную жизнь и тяжело работая в колхозах, вспомнили, как учили их в детстве и юности их мамы и прясть, и ткать, и шить. И они своим творчеством вернули нам традиционные композиции и колорит старых лоскутных предметов их детства, которые к тому времени уже не сохранились. Но ведь главное - не то, где раньше зародилось, а то, что оно живет сейчас, и с каждым годом интерес к этому старинному виду рукоделия только возрастает |
Физкультминутка. | ||
4. Художественная работа с лоскутом - это богатая возможность для изготовления проекта в технике лоскутной мозаики [5, абз.6]. Рассмотрим работы, выполненные в лоскутной технике ребятами нашей школы: перед вами панно выполненное в классической технике «Спираль» и состоит из множества соединенных между собой блоков, посмотрите как удачно подобраны цвета, бордовый теплый объединяет все цвета и является яркой рамкой для всех блоков. А вот панно, выполненные в технике «Изба», состоящее из нескольких блоков и частей, различное цветовое и конструктивное их расположение дает возможность найти оригинальные идеи в изготовлении изделия. Существует также мелкая лоскутная пластика - прихватки, салфетки. Мы рассмотрим еще узоры, которые очень похожи на шахматную доску и называется "шахматка", узоры похожие на «пашню» и «соты», «лабиринт», «карусель». | Рассматривают и выделяют особенности. Обучающиеся изучают материал слайда, обсуждают в парах и дают ответы. |
Первичная проверка понимания. | (Приём «Вершина») На слайде нарисована скала с извилистой горной дорогой, ведущей от глубокой пропасти (где размещены рисунки техник по лоскутному шитью и приемы работы) к вершине - (лоскутное изделие). Назвать техники и приемы работы лоскутного шитья, обсудите в парах, вставьте слова - названия рисунков, продвигаясь снизу вверх. | |
Первичное закрепление. | Практическая часть. Сегодня нам с вами предстоит разработать эскиз, используя понравившийся узор. Что значит разработать? А как иначе называется этот процесс? Зачем выполняют творческие проекты? Понравившийся узор необходимо зарисовать в тетрадь. Размер схемы 10*10 см по клеточкам, подобрать цветовую гамму и технику, используя цветные карандаши, линейку, простой карандаш, ластик. | Рассмотреть части узора, рассчитать их математическое соотношение. Творческий проект. Чтобы решить какую- либо проблему. Один из выбранных узоров зарисовывают в тетрадь. |
Информация о домашнем задании. | Выбрать технику лоскутного шитья для выполнения прихватки. Подготовить х\б ткань: 2 цветов по 30*30см, синтепон 20*20, нитки. | Запись домашнего задания. |
Рефлексия. Подведение итогов. | (Приём "Реклама") Учитель предлагает прорекламировать получившийся эскиз изделия и лоскутного шитья в целом для использования их в коллекции Валентина Юдашкина. Учитель: «Сейчас каждая из вас расскажет о своих впечатлениях о уроке». Комментирует отметки обучающихся. Спасибо всем за урок! | Работа в парах (с одинаковыми эскизами). Я познакомилась: ….. Мне понравилось:…. Хочется попробовать:… ……. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок технологии в 5 классе "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья"
Урок технологии для девочек 5 класса по теме "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья" с презентацией...
Урок – игра «Баскетбол. Совершенствование техники ведения и броска мяча». Разработка традиционного урока по баскетболу с вводом игровых технологий
Ход урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания I. Подготовительная часть(14-15 мин) 1. Организационный момент: Построение в одну шеренг...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Тема урока Технология изготовления прихватки в лоскутной технике.
Технологическая карта урока. С применением ИД....
Технологическая карта урока . Информация. Компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места на уроках технологии.
Цель занятия: Познакомить учащихся с основными правилами техники безопасности при работе в кабинете технологии. Систематизироватьпонятие – информация, виды информации....
Технологическая карта урока технологии "Понятие «техника». Классификация техники"
Технологическая карта урока технологии в 5 классе на тему "Понятие «техника». Классификация техники"...
Урок по технологии "Связь технологий с наукой, техникой и производством"
Дан план урока "Связь технологий с наукой, техникой и производством" с тестом...