Каким должен быть современный урок технологии.
презентация к уроку по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В статье рассмотрены требования к современному уроку, освещены вопросы по организации урока технологии в свете новых стандартов образования. Рассмотрены методические аспекты работы на уроках технологии в рамках проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 337

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТЬ-ПЕТЕРБУРГА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РФ Д.В. ДОЛОНСКОГО

192012 Санкт-Петербург, Обуховской обороны пр-кт,

д. 257, литер А ИНН 7811022819

Каким должен быть современный урок технологии

Бойко Марина Геннадьевна

учитель технологии

г. Санкт-Петербург

В условиях современной школы необходим поиск новых, более эффективных педагогических технологий, призванных решить проблему развития творческих способностей школьников в эпоху научно-технического прогресса. Формируя навыки саморазвития и самообразования, творческого мышления, гибкости интеллекта, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, креативному подходу к решению различных задач, необходимо выбирать новые методы работы с обучающимися.

Для воспитания современного человека в полной мере подходит метод проектов.

Основа предмета «Технология» — практическая деятельность учащихся, направленная на получение конкретного результата.

На уроках применяются различные способы получения продукта труда, требующие знания технологические, политехнические, эргономические, социально-экономические, а для усвоения столь широкого спектра знаний необходимо применение наиболее эффективных способов обучения, таких как развивающие, проблемное. Применение на уроках технологии метода проектов даёт большие возможности успешного усвоения материала.

Введение в педагогические технологии метода проектной. Такая деятельность учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Работа над проектов — это своего рода исследовательская деятельность.

Цель проектного обучения - создание психологических и педагогических условий обучения, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения;

-развивают системное мышление;

-проявляют индивидуальные творческие способности.

В результате выполнения проектов у школьников формируются следующие качества:

-трудолюбие;

-способность самостоятельно принимать решение;

-ответственность;

-коммуникабельность;

-изобретательность.

Использование метода проектов на уроках технологии

В примерные программы образовательной области «Технология» введен блок – модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно – технологической цепочке: от идеи до ее реализации (изготовления объекта труда - модели, изделия, продукта).

В результате проектной деятельности осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско – технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму, дизайн объектов труда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют развитию у них творческого потенциала.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимся под руководством учителя. Учитель в данной деятельности выступает в роли консультанта.

Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

  • Поисково – исследовательский (проектировочный).
  • Технологический (этап реализации проекта).
  • Заключительный (презентация и практическое использование изделия).

Для организации работы в рамках проектной деятельности на уроке следует предусматривать следующие этапы работы:

Поисково - исследовательский этап

Поиск проблемы

Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед учащимися проблему, предлагает темы проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.

Осознание проблемной
области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами). Планируют цели проекта, определяют, каков будет продукт.

Первое мини – исследование: выявление конкретной потребности.

Исследуя информационные источники (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, теле-радиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини – маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.

Определение конкретной задачи и ее формулировка

Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, уточняют тему проекта.

Установление основных параметров и ограничений

Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.

Второе мини – исследование: выявление традиций, тенденций, истории.

Учащиеся изучают, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.

Третье мини – исследование: построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, бюджет проекта

Четвертое мини – исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив

Учащиеся работают над материалами проекта: записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.

Пятое мини – исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.

Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.

Выбор инструмента, оборудования

Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.

Разработка технологического проекта

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.

Организация рабочего места

Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.
Учитель оказывает помощь.

Экономическое и экологическое обоснование

Учащиеся проводят экспертизу изготовленного продукта, рассчитывают себестоимость продукта и соотносят ее с заложенным ранее бюджетом.

Контроль качества

Учащиеся проверяют результат работы на предмет соответствия требованиям к проекту.

Технологический этап

Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.

Заключительный этап

Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты, приводят в соответствие с требованиями.

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание.

Реклама

Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий.

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями (паспорт проекта, презентация для защиты)

Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.
Учитель наблюдает, консультирует.

Защита проекта

Учащиеся защищают проект (выступление на 3-5 минут)

На начальном этапе многие школьники испытывают значительные затруднения при выполнении творческих проектов. Поэтому для освоения ими формы проекта на начальном этапе следует предлагать творческие задания или работы по образцу. Объекты проектирования должны быть посильны для учащихся соответствующих возрастных групп.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих учащихся разных классов и возрастов (юбилей школы, организация питания в походе и т.д.). При выполнении групповых и коллективных проектов учителю необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе вклада каждого из исполнителей.

Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, нескольких тем или целого тематического блока. Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 – 4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.

Для выполнения проектов учащимся необходима определенная теоретическая подготовка в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Для этого учителем может быть использована часть времени, отводимого программой для выполнения проектов; другая часть этого времени используется для практической работы над проектом (на выполнение проектов программой «Технология» выделяется около 25% учебного времени; для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеучебного). Соотношение этих двух частей определяется учителем самостоятельно.

Практическая работа над проектом (изготовление изделия) может осуществляться по различным разделам курса «Технология» («Обработка материалов», «Художественная обработка материалов», и др.), а также на кружковых и факультативных занятиях и самостоятельно в домашних условиях. Тем самым закладываются возможности общения и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и восстановятся утраченные духовные ценности

Как оценивать проектную деятельность?

Учителю следует оценивать работу ученика поэтапно, т. е. При завершении работы над каждым этапом проекта. Контроль дисциплинирует учащихся, дает понять, если что-то «пошло не так». Окончательная, итоговая оценка должна ставится с учетом текущих оценок, уровня защиты проекта, качества готового проекта (его описательной части – пояснительной записки, и изделия). С этой целью можно использовать контрольный лист проекта (оценочный лист), в котором за выполненную часть ставится оценка.

Критерии оценки творческого проекта.

Оценка пояснительной записки проекта (до 20 баллов)

Рекомендованные шкалы

Баллы учащегося

Общее оформление

2

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта

1

Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов.

2

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идей

1

Выбор технологии изготовления изделия

4

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

2

Разработка конструкторской документации, качество графики

4

Описание изготовления изделия

1

Эстетическая оценка выбранного варианта

1

Экономическая и экологическая оценка готового изделия

1

Реклама изделия

1

Оценка изделия (до 50 баллов)

Оригинальность конструкции

10

Качество изделия

20

Соответствие изделия проекту

10

Практическая значимость

10

Оценка защиты проекта (до 30 баллов)

Формулировка проблемы и темы проекта

6

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

4

Описание технологии изготовления изделия

8

Четкость и ясность изложения

2

Глубина знаний и эрудиций

4

Время изложения

2

Самооценка

2

Ответы на вопросы

4

ИТОГО (до 100 баллов)

Заключение.

Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  1. повысить познавательную активность учащихся;
  2. поднять имидж не только учащихся (изготовление проектного изделия самостоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), но и учителя (обучение школьников по самой передовой технологии);
  3. включить в процесс обучения учащихся их родных и близких

(обсуждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в
поиске материалов и инструментов и т.д.);

  1. усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для дома, школы, предприятия или реализации);
  2. активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества
    (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность,
    предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. В процессе проектирования школьники изучают предмет, средства и условия труда таких профессий, как дизайнер, кондитер, столяр, плотник, токарь, сантехник, станочник, и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и креативные способности школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практико-ориентированный проект по технологии «Платье - тюльпан» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Февральская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Проблемная ситуация В настоящее время очень многие заказывают себе одежду из интернет -магазинов. Я не исключение. В интернет-магазине мне очень понравилось одно платье. Я захотела его себе заказать, однако данный сайт временно не работал. В прошлом году на уроках технологии у меня получилось сшить себе юбку, которой я довольна и ношу до сих пор. Я решила попробовать сшить себе это платье, тем более у меня начинались уроки шитья.

Слайд 3

Платье должно отвечать моде Готовое платье должно соответствовать выбранной модели. Платье должно хорошо сидеть на фигуре. Изделие должно быть качественно и аккуратно изготовленным. Требования к изделию

Слайд 4

Выяснить, является ли выбранное мною платье модным Выполнить чертеж платья в натуральную величину на кальке. Сшить платье. Получить достойную оценку за готовое изделие. Задачи Цель Изготовить платье, соответствующее требованиям.

Слайд 5

Риски Так как уровень моих навыков по шитью не очень большой, у меня может не получиться сшить именно такое платье. Может придется заменить некоторые детали платья или упростить его. Сроки Сроки изготовления платья в школе: февраль – апрель (учитывая требования программы по предмету технология). Ожидаемый результат Приобретение новых знаний по изготовлению платья платья

Слайд 6

Содержание работы Проблема, потребность Повседневное платье Платье - тюльпан Инструменты, приспособления Конструирование, моделирование Оборудование Технология изготовления Безопасность труда Стоимость материалов Для облегчения работы, я изложила свои действия в виде схемы. Самооценка Платье Принт ткани

Слайд 7

Исследование. Функции платья: Для работы в офисе Для носки в любое время Вечерние наряды Клубные и коктейльные платья

Слайд 8

История платья насчитывает целые века, на протяжении которых менялся не только его силуэт и фасон, но и ткани, драпировка, украшения. Платья никогда не выйдут из моды. Любая женщина в платье, подобранном по фигуре, выглядит женственно, элегантно. Платье может быть любого силуэта, с рукавами или без, свободное, приталенное – главное, чтобы оно было удобным и комфортным. Ассортимент платьев разнообразен и позволяет каждой женщине выглядеть неотразимой каждый день.

Слайд 9

Название данный фасон получил благодаря своей форме, которая напоминает едва распустившийся бутон тюльпана, перевёрнутый вниз – узкая в талии юбка расширяется на уровне бёдер, а по подолу собирается на ленту или резинку. Платье - тюльпан

Слайд 10

Самая знаменитая клетка - Клетка Burberry. Красота в простоте и изяществе - именно этой истины придерживается многолетняя история клетки Burberry. Рисунок, представляющий собой клетку из четырех основных цветов: черного, красного, белого и песочного. Эффектное сочетание цветов, отсутствие лишних деталей, красивая легенда – слагаемые, неизменно приводящие к успеху. Этот рисунок символизирует Англию наряду с овсянкой, пятичасовым чаем, Биг Беном и королевской семьей, среди которых, между прочим, немало поклонников бренда.

Слайд 11

Клетка Барбери

Слайд 12

Чтобы построить чертеж платья мне нужно снять необходимые мерки: Длина изделия (Ди) = 54 см Обхват бедер (Об) = 99 см Обхват талии (От) = 70 см Длина от спины до талии (Дтс) = 36 см Конструирование моделирование

Слайд 13

1. Швейная машинка 2. Утюжная доска, утюг, проутюжильник. 3. Ручная игла № 3, английские булавки, ножницы. 4. Нитки для машинных работ и для ручных работ. 5. Сантиметровая лента, линейка закройщика, мелок. 6. Доп. материалы: калька для построения чертежа, учебник, журнал Burda . Инструменты приспособления

Слайд 14

Определиться с моделью, принтом. Снять мерки, построить чертеж платья в натуральную величину и вырезать. Подготовить ткань к раскрою, выполнить раскрой плат ья.(для юбки и верхней части ). Технология изготовления юбки. На переднем полотнище сначала заложить и заметать складки, накладывая Х на О, затем сложить правую половину переднего полотнища юбки по намеченной линии сгиба и, совмещая линии соединения, приколоть на левую половину переднего полотнища юбки. Стачать вытачки и задний средний шов между метками разрезов. Вшить молнию. Стачать боковые срезы на юбке и обтачках низа. Низ юбки чисто вытачать обтачкой и отстрочит с лицевой стороны по размеченной линии, притачивая обтачку. Припуски разреза заутюжить на изнаночную сторону и пришить вручную к обтачке низа юбке. Стачать вытачки и срезы подкладки юбки. Соединить прокладку с юбкой, сложив их изнаночными сторонами, и сметать верхние срезы. Пришить подкладку, подвернув припуски к тесьме застежки-молнии. Выше подгибки низа подкладку заколот складной глубиной ок. 1 см. Затем, подвернув срез, подкладку пришить вручную к обтачке низа юбки. Булавки удалит, образовавшуюся избыточную длину подкладки заутюжить вниз. Технология изготовления

Слайд 15

Верхняя часть платья . Стачать выточки на груди, глубины вытачек заутюжить вниз. Выполнить левый плечевой шов. Припуски шва разутюжить. Окантовать горловину. Срезать припуск по резу горловины. Косую бейку (а) сложить вдоль пополам, лицевой стороной наружу, и проутюжить. Бейку снова разложить плоско. Продольные срезы поочередно отвернуть к приутюженному сгибу и приутюжить. Затем сложить бейку вдоль пополам по первому приутюженному сгибу. Срез горловины вложить между половинками бейки, совместив срез со сгибом бейки. Бейку настрочить в край. Выполнить правый плечевой шов. Пропуски шва разутюжить. Концы припусков шва пришить у горловины. Выполнить боковые швы. Припуск на подгибку низа отвернуть на изнаночную сторону и с лицевой стороны пуловера настрочить двойной иглой на 3 см выше нижнего края изделия. Выполнить швы рукавов. Припуски на подгибки низа отвернуть на изнаночную сторону и с лицевой стороны рукавов настрочить по разметке двойной иглой. Рукава втачать. Сшить верхнюю часть платья и саму юбку. Технология изготовления

Слайд 17

Для построения чертежа мне понадобилось: Калька , мягкий карандаш, выкройка В журнале , линейка закройщика, сантиметровая лента и ножницы. При раскрое мне понадобились: ножницы, мелок, сантиметр, английские булавки, линейка закройщика. При смётывании мне понадобились: мелок, английские булавки, игла для смётывания, ножницы, нитки контрастные. Во время стачивания мне понадобились: швейная машинка, ножницы, нитки в цвет ткани. Оборудование Безопасность 1. Требования безопасности перед началом работы : - проверить отсутствие ржавых иголок и булавок; - подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее; 2 . Требования безопасности во время работы: - ножницы хранить в определенном месте; - перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва; 3. Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом: - включать и выключать электрический утюг в сеть только сухими руками; - во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга.

Слайд 18

Самооценка Наконец-то в моем гардеробе появилось платье, которое я очень хотела! Я доказала самой себе, что из любой ситуации есть выход. Когда я показала готовое платье родителям, они сказали, что они во мне не сомневались и очень любят меня. Друзья еще не видели меня в этом платье, и я очень волнуюсь, но я думаю, что им тоже понравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок иностранного языка?

Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....

Педсовет: "Каким должен быть современный урок?"

Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя.                                        ...

Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения

статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...

Статья "Каким должен быть современный урок немецкого языка?"

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в б...

Каким должен быть современный урок ?

Современный урок математики должен выполнять задачи сурдопедагогики и научить ребёнка учиться, обобщать и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицо...

Статья "Каким должен быть современный урок русского языка и литературы?"

В статье представлены требования к современному уроку, типы современных уроков, методические  приёмы работы на уроке...

Каким должен быть современный урок английского языка

Сегодня школа стала не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельн...