Каким должен быть современный урок английского языка
статья по английскому языку
Сегодня школа стала не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Статья расскажет о том, как изменился урок английского языка с появлением новых ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kakim_dolzhen_byt_sovrem.urok_aya.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким должен быть современный урок английского языка
С появлением новых ФГОС перед учителями английского языка были поставлены новые задачи: теперь основная задача образовательного процесса – это предоставление ученикам возможностей ставить самим учебные цели, двигаться вперед для их достижения (учитель при этом выполняет роль некоего супервайзера, умело направляя детей), а также самостоятельная оценка детьми своих достижений.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
2. Развитие личности учащихся.
3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1. Предметные результаты.
2. Личностные результаты, такие как:
- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.
3. Метапредметные результаты включают в себя:
- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.
ФГОС второго поколения наряду с результатами учебного процесса предполагают также:
- социализацию;
- расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.
Если рассмотреть урок с точки зрения этих требований, то и станет понятно, каким должен быть современный урок английского языка.
Есть хорошие цитаты, авторы которых жили много лет тому назад, но сейчас они актуальны как никогда. «Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребенка и его самодеятельности» (Ж.Ж. Руссо) – как будто сегодня сказаны слова! А вот еще: «Если мы будем сегодня учить так, как учили вчера, то мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи).
Итак, современный урок – это такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на компетентностном уровне, позволяет каждому ученику проявить и познать самого себя.
Сегодня школа стала не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин..
В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения английскому языку следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: “Зачем я учу иностранный язык?”, “Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?”, “Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?”, “Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?”. Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как учить.
Каковы же методические требования к современного уроку английского языка?
Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
В связи с этим, можно определить следующие требования к современному уроку:
- четкое формулирование цели;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
- выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- создание условий успешного учения учащихся.
Чтобы нагляднее показать, чем нынешний урок отличается от предыдущего, можно провести сравнение по таким параметрам:
Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | |
-Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока - При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | - Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения - При подготовке к уроку учитель использует учебники методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Основная цель учителя на уроке | |
Успеть выполнить все, что запланировано | - Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи. |
Формулирование заданий для обучающихся | |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените,придумайте и т.д. |
Форма урока | |
Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая, парная или индивидуальная |
Результаты обучения | |
- Предметные результаты - Нет портфолио обучающегося - Основная оценка – оценка учителя - Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | - Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные - Создание портфолио - Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки - Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Итак, разрабатывая урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:
1)Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
2)Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.
3)Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
4)Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета (“зеленый” - у меня все получилось; “желтый” - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; “красный” - SOS, я не смог выполнить задание). Показ листочка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
5)Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
6)Продумать форму подведения итогов урока.
7) Важно провести рефлексию в конце урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каким должен быть современный урок иностранного языка?
Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....
Педсовет: "Каким должен быть современный урок?"
Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя. ...
Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения
статья по теме Каким должен быть современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?...
Статья "Каким должен быть современный урок немецкого языка?"
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в б...
Каким должен быть современный урок ?
Современный урок математики должен выполнять задачи сурдопедагогики и научить ребёнка учиться, обобщать и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицо...
Каким должен быть современный учитель иностранного языка?
В связи с введением ФГОС к учителю предъявляются новые требования. Так каким же должен быть современный учитель иностранного языка в меняющейся образовательной среде?...
Статья "Каким должен быть современный урок русского языка и литературы?"
В статье представлены требования к современному уроку, типы современных уроков, методические приёмы работы на уроке...