Формирование заданий по функциональной грамотности на уроках технологии
статья по технологии

Маркина Ирина Петровна

Функциональная грамотность, виды функциональной грамотности, структура задания, советы по созданию заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование заданий по функциональной грамотности на уроках технологии  

Функциональная грамотность — способность учащихся применять в жизненных ситуациях знания и умения, полученные в школе.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году и применялось

 к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. (множественная грамотность)

Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность.

От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.

Функциональная грамотность включает в себя следующие виды функциональной грамотности: математическую, финансовую, естественнонаучную, глобальную, читательскую, креативное мышление.

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. 

Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Функциональная грамотность формируется по средством вовлечения обучающихся в творческие, поисковые, коллективные и индивидуальные формы работы. Содержание заданий должно увлекать ученика, а это значит, что данные должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого ребёнка.

Функционально-грамотную личность ребенка мы сможем сформировать в том случае, если подобные задания будут присутствовать уроке как можно чаще.

Умения функционально грамотного человека

способность получать информацию из разнообразных источников,

способность критически осмысливать информацию,

способность систематизировать, анализировать полученные данные

Зачем нужна функциональная грамотность?

  • Развивает способность максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать (глобальная цель)
  • Позволяет понять важность знаний, получаемых на разных школьных предметах (ответ на вопрос: А как мне это пригодится?)
  • Установить связи школьных знаний с жизнью (практикоориентированность),
  • Позволяет показать связи многих наук и школьных предметов (межпредметная интеграция).

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих.

Функциональная грамотность формируется по средством вовлечения обучающихся в творческие, поисковые, коллективные и индивидуальные формы работы.

Как создавать задания по функциональной грамотности

Структура задания

Название задания

Отражает либо основное содержание ситуации, либо проблему

Фабула (сюжет)

Описывает совокупность взаимосвязанных событий, факторов и явлений, задающих контекст задания

Стимул (проблемная ситуация)

Ориентирует учащегося в контексте задания и мотивирует на его выполнение

Формулировка

Указывает глаголом на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания

Оценка

Содержит предполагаемый ответ и указывает на количество баллов оценки ответа

Признаки качественного задания по функциональной грамотности

Метапредметность – задания не имеют предметный характер

Проблемность и жизненность ситуаций – предлагается решить близкую ученикам проблему

Единая сюжетная линия – все задачи связаны логикой сюжета

Многоступенчатость – задание состоит из нескольких задач

Содержательные иллюстрации – иллюстрации помогают в выполнении задания

Избыточность информации – для проверки умения понимать материал и выделять главную мысль

Советы по созданию заданий:

1.        Исследовать интересы школьников разных возрастов.

2.        Составить рейтинг самых интересных тем связанных с повседневной жизнью школьников.

3.        Проанализировать потенциал темы для конструирования задания по одному или нескольким видам ФГ.

4.        Продумать логику изложения информации в задании.

5.        Зафиксировать минимум 3 этапа развития события в рамках выбранной темы.

6.        Подобрать или создать информативные иллюстрации (фото, картосхемы, схемы, графики, диаграммы, таблицы).

7.        Учесть основные признаки качественного задания по ФГ.

8.        Продумать критерии оценивания задания.

9.        Получить обратную связь от учеников, выполнивших задания.

С материалами для формирования и проверки функциональной грамотности у учащихся можно ознакомиться на сайтах:

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-  gramotnost/

Открытые задания PISA:        https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionaln

Образовательный портал https://uchi.ru/teachers/lk/main

Подведем итоги

●        В современном образовании важной целью является воспитание функционально грамотного человека,

●        достижению функциональной грамотности учеников помогает система заданий (способствующих, формирующих),

●        существует три варианта, как формировать функциональную грамотность школьников,

●        задания по функциональной грамотности имеют особую структуру и признаки.

В итоге, ребёнок будет обладать:

•        готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром,

•        возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи,

•        способностью строить социальные отношения и стремлением к дальнейшему образованию.

 Как говорил К.Д. Ушинский «Ребёнок - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

Составитель

учитель технологии МБОУ «СОШ №45»

г. Кемерово

Маркина Ирина Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...

Учебное задание для формирования функциональной грамотности на уроках технологии

Данное задание можно использовать при изучении модуля "Черчение. Компьютерная графика" в 5 классе....