Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
статья
Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах и ВУЗах. А между тем кружки и центры обладают всем необходимым потенциалом для развития проектного образа мышления у подрастающего поколения, что в будущем положительно скажется на уровне организаторских способностей молодых людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_dopolnitelnom_obrazovanii.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №461
Колпинского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность в дополнительном образовании детей
Выполнила:
педагог дополнительного образования
Баранова Н.А.
Санкт-Петербург
2022
Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах и ВУЗах. А между тем кружки и центры обладают всем необходимым потенциалом для развития проектного образа мышления у подрастающего поколения, что в будущем положительно скажется на уровне организаторских способностей молодых людей.
Проектная деятельность является одним из средств выявления и развития творческих способностей учащихся. Творческое мышление всегда возникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем, которые, ставя ребенка в ситуацию затруднения, предполагают возникновение таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и создание продуктов мышления в форме суждения, понятия, умозаключения.
Цели использования метода проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность учащемуся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Роль педагога при использовании проектной деятельности в дополнительном образовании сводится к консультированию и организации познавательной работы, а всю необходимую информацию учащиеся добывают самостоятельно: как отдельные участники образовательного процесса или работая в парах, группе.
Привлечь внимание к своей области – это не легкая задача для наставника , поэтому приходится применять различные методики преподавания, чтобы достичь своей цели.
Традиционными методами развития познавательной активности учащихся являются:
- демонстрация;
- решение интересных, занимательных задач;
- работа с ребусами и кроссвордами;
- игровые приемы на занятиях;
- выполнение лабораторных работ
- посещение экспозиций и выставок
В настоящее время широко используются различные интерактивные методы обучения:. использование информационно-коммуникационных (показ видеофильмов, интерактивные лаборатории, использование презентаций на уроках, тренинговые игры, интерактивные опыты)
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет формировать у учащихся умения и навыки информационно-поисковой деятельности: уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем.
На своих занятиях я часто использую данный метод и наблюдаю, как из года в год мои учащиеся решают новые проблемы и добиваются высоких результатов. В качестве примера могу привести наиболее значимые социальные проекты: «Подари тепло детям», «Совиная история». Выполняя данные проекты, обучающиеся не только показали навыки в качественно изготовленном изделии, но и проявили свои личные качества в решении социальных проблем. Интересными являются коллективные проекты , созданные при сотрудничестве с музеями. Например, в рамках музейного проекта «Создание виртуальной выставки» появился проект «По страницам истории Мариинского театра» , «Ленинградская Золушка» или проект «Литературный багаж» при сотрудничестве с Музеем станционного смотрителя. Актуален проект «Как заработать на рукоделии».
Заключение
Педагог должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Ребята с большим интересом относятся к занятиям с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и предлагают по тем или иным темам разработать проекты и изготовить соответствующие конструкции. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания.
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Учебно-практическая деятельность на уроках технологии должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)
Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...