Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии

Сапоненко Раиса Леонидовна

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присутствовать деятельность учеников, направленная на развитие функциональной грамотности. Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих.  Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в своей деятельности в первую очередь я стараюсь сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. На своих уроках работу планирую так, чтобы в каждом занятии присутствовали идеи семи модулей: новые подходы в преподавании, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения (суммативное оценивание), использование ИКТ в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.

Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения.

Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст к презентации15.84 КБ
Файл Материал для кейса19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Образование – то, что остается       после того,

когда забывается все, чему учили.

Слайд 1                                                           А. Энштейн

Учебно-практическая деятельность на уроках технологии   должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присутствовать деятельность учеников, направленная на развитие функциональной грамотности.

Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих.  Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям. Содержание заданий должно увлекать ученика.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому в своей деятельности в первую очередь я стараюсь сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. На своих уроках работу планирую так, чтобы в каждом занятии присутствовали идеи семи модулей: новые подходы в преподавании, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения (суммативное оценивание), использование ИКТ в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении.

Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения.

Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие навыки потребуются для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?

Слайд 2

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность- есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Пример: оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленной бытовой техники и т.д.

Слайд 3

Отличительные черты функциональной грамотности:

- направленность на решение бытовых проблем;

- является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

- связь с решением стандартных, стереотипных задач;

- это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

- используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Слайд 4

Формы функциональной грамотности:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественно-научная грамотность;

- компьютерная грамотность;

- юридическая грамотность;

- экономическая грамотность;

- экологическая грамотность;

- грамотность в вопросах здоровья;

- грамотность в вопросах семейной жизни.

Слайд 5

Мы должны создать условия для формирования функциональной грамотности на наших уроках. Это прежде всего:

 1. Профессиональная компетентность учителя

2. Системно-деятельностный подход

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке

4. Межпредметная интеграция

5. Образовательные технологии

6. Исследовательские и проблемные стратегии

7. Работа с технической документацией

8. Учебно-практические задания

Слайд 6-15

Пример урока с применением заданий по формированию функциональной грамотности.

Подготовить материал для кейса:

1.Что такое этичная или веганская одежда?

2.СТОП-10 материалов.

3.Этичные материалы для одежды.

4.Этичная мода: чек лист для тех, кто за осознанное потребление.

5.Короткий чек лист о том, как более этично подходить к одежде.

Основной текс, с которым работают обучающиеся.

Этичная одежда.

Алла пишет доклад об этических проблемах, связанных с производством и ношением одежды. В ходе своего исследования она нашла следующую информацию в блоге, посвящённом «Быстрой моде»:

«Быстрая мода» – это производство такой одежды, которая отвечает стремительным сменам направлений в моде. Одежда такого рода, как правило, недорогая и недолговечная, поскольку покупатели обычно стараются быстро от неё избавиться, чтобы заменить более новой стильной одеждой. «Быстрая мода» означает, что производство одежды должно ежегодно увеличиваться и что одежда должна становиться дешевле. Такое производство часто приводит к ухудшению условий труда и росту негативных воздействий на окружающую среду.

Долговечная одежда – альтернатива «Быстрой моде». Её производство и она сама стоят дороже, но, поскольку она предназначена для более длительного ношения, производить её требуется меньше. Мы, как потребители, должны противостоять тренду «Быстрой моды» и покупать долговечную одежду, созданную с соблюдением требований этики.

Алла также обнаружила, что производство этичной одежды должно следовать трём важным принципам:

Принципы производства этичной одежды

1.        Гарантированная справедливая оплата труда и хорошие условия труда для рабочих.

2.        Минимизация отходов и загрязнения окружающей среды.

3.        Минимизация потребления воды.

Задания два. Первое задание - ответы на вопросы. Второй задание – изобразить эмблему. Защита своей эмблемы.



Предварительный просмотр:

Что такое этичная или веганская одежда?

Ответ на этот вопрос очень легкий: этичная одежда не должна содержать никаких компонентов животного происхождения.

В основу этичного гардероба входят наряды исключительно из растительного сырья, также допускаются синтетические материалы, полученные путем химических изысков.

К сожалению, пока нет обозначения, который с легкостью поможет отличить веганскую одежду от обычной, поэтому если хочешь купить себе cruelty-free наряд, стоит внимательно изучать состав на этикетке, а также – обращаться к продавцам или производителям за помощью.

Как выбрать веганскую одежду

Мы расскажем о том, как выбрать этичную одежду и почему это стоит сделать.

СТОП-10 материалов

Одежда, сделанная из этих материалов, не может называться веганской или этичной, так как при ее создании использовали сырье животного происхождения.

Кожа

Вопреки всеобщему заблуждению, кожа очень редко является побочным продуктом мясной промышленности. Более того: почти половина убоев по всему миру происходит для того, чтобы получить кожу.

Мех

Для получения натурального меха животных не содержат до старости лет под пристальным вниманием парикмахеров, что следят за их шерсткой. Производство меха очень часто крайне негуманно из-за ужасных условий, в которых содержат зверьков. Более того – на некоторых производствах звери еще живы, когда с них снимают шкуру.

Шерсть

Стрижка животных очень редко проходит в нормальных условиях, ведь о комфорте зверей на крупных производствах не задумываются вовсе. Животные часто пугаются и получают травмы при стрижке.

Кашемир

Это подшерсток кашемировых коз, к качеству которого предъявляют огромные требования. При этом до 80% новорожденных кашемировых козлят убивают, ведь их мех не всегда соответствует этим требованиям.

Ангорские кролики довольно милые и очаровательные, но так не думают в Китае, где производят 90% ангоры. Пух ангорских кроликов добывают во время пугающей зверьков процедуры стрижки острым ножом, часто они ранятся и получают психологические травмы из-за того, что боятся и пытаются вырваться. Стрижка происходит раз в три месяца.

Перья

Утиные и гусиные перья птички отдают явно не по приколу или в качестве благотворительности.

Шелк

Для того чтобы шелк был пригоден для использования в промышленности, живых шелкопрядов отваривают в кипятке. Одна шелковая блузочка равна 2,5 тысячам жизней шелкопрядов.

Рог

Копыта и рога, а также – клювы, очень нужны их обладателям. А вот ты без них прекрасно проживешь. Из рога обычно делают пуговицы.

Перламутр

Пуговки из перламутра – это тоже не очень по-доброму, если вспомнить о моллюсках, из раковин которых получают этот самый перламутр.

Некоторые другие материалы

Краситель кармин (из насекомого кошенили), животный уголь.

Клей для обуви или сумок (глютиновый) состоит из костей или кожи животных.

Этичные материалы для одежды

Выбирать можно все растительные материалы, которые вспомнишь. Например, хлопок и лен – это самые популярные материалы для производства одежды. А еще есть конопляная ткань, от которой многие сейчас в абсолютном восторге, ведь для ее производства не нужны сельскохозяйственные яды, а сама ткань отталкивает грязь, удерживает тепло и изнашивается спустя очень долгое время.

Шелк можно получить, не убивая шелкопрядов. Например – соевый шелк, который визуально от обычного не отличить.

Вискоза – это натуральная целлюлоза (древесина бамбука, эвкалипта и бука), а также биологически разлагаема. Сюда же относится лиоцелл, который также поддается вторичной переработке.

Синтетика сюда тоже подходит: акрил, полиэстер, искусственные мех и эко- кожа. Но их обычно не любят из-за микрочастичек пластика и ищут им замену.

Этичная мода: чек лист для тех, кто за осознанное потребление

Пока Грета Тунберг не дает спать и отовсюду доносятся призывы к веганству и экологичности, давайте разберемся, что же все это значит. Климат меняется, количество мусора возрастает, и мир стоит на грани экологической катастрофы. А наши с вами любимые платья самым прямым образом на это влияют. После нефтяной промышленности модная индустрия стоит на втором месте по загрязнению окружающей среды.

В прошлом одежда была роскошью. Лишь богатые аристократы могли позволить себе изредка отшивать новые вещи. Материалы использовались натуральные, биоразлагаемые, а ткани производились в небольших объемах. С развитием промышленности, ростом населения и приходом fast fashion брендов, люди получили возможность покупать новые вещи каждый день, а на следующий — их выбрасывать.

В контексте дешевой рабочей силы и тонн текстильного мусора появилось понятие этичности. Этичная мода звучит как оксюморон, ведь сама идея этой индустрии в том, чтобы постоянно производить и продавать новое. Но все же существуют различные способы, которые могут уменьшить негативное влияние текстильной промышленности на мир.

Все начинается с выбора материалов. Некоторое сырье наносит вред еще в процессе производства, а другое накапливается в природе и не исчезает. Все больше и больше брендов отдают предпочтение органическому хлопку и безопасному тэнселу. Кожа животных заменяется на экологичные альтернативы, вроде ананасовой или яблочной кожи. Stella McCartney, например, экспериментирует с синтетическим паучьим шелком. Важно понимать, что чистые материалы — это не только о растительности происхождения. Это еще и об отсутствии жестокости в обращении с животными, которые дают драгоценные шерсть и шелк.

            Бережное отношение к текстилю также подразумевает многоразовую переработку сырья. Adidas — один из пионеров по использованию переработанного из пластиковых бутылок полиэстера. К слову, дизайнеры не видят ничего зазорного в апсайклинге (вторичное использование) винтажных вещей в новые творения — обратите внимание на Ksenia Schneider и Marine Serre.

Существуют два типа сырья, которые могут впоследствии отправиться на переработку. До потребления — то, что остается при производстве (обрезки тканей, непроданная одежда). После потребления — то, что выбросили после покупки. Проблема переработки заключается в том, что ее крайне сложно осуществить, если материалы смешаны с другими. Например, не 100% шерсть, а шерсть + акрил или хлопок + полиэстер. К тому же еще нужно отделить металлическую молнию или пластиковую пуговицу от изделия. В таком случае одежду измельчают, дабы использовать в качестве наполнителя для мебели и даже насадок на швабры.

Огромное значение имеет и чистота производства: количество используемой воды и токсичность химикатов, экономное использование энергоресурсов и углеродный след. Сегодня этичные фабрики ищут решение, способное уменьшить использование невозобновляемых природных ресурсов.

             Не менее важно заботиться и о благосостоянии рабочих на фабрике. Низкие цены на вещи зачастую являются результатом эксплуатации работников и минимальных зарплат в странах третьего мира.

Но это еще не все, ведь от фабрики до ваших дверей одежда проходит длинный путь. Авиаперевозки, например, оставляют гораздо больший углеродный след, чем наземные. Также не забывайте и про упаковку. Лучше заменить одноразовый пластик на переработанный картон или другие альтернативы. 

Но, конечно, самый большой вклад в этичность модной индустрии оказывают потребители. Обращаете ли вы внимание на состав? Сколько лет одежде в вашем гардеробе? Как часто вы покупаете или выбрасываете вещи? Невероятно важно воспитывать в себе осознанность при покупке!

Короткий чек лист о том, как более этично подходить к одежде:

 

1. Старайтесь увеличить срок службы ваших вещей и делать ставку не на количество, а качество.
2. Грамотно составляйте гардероб, в которым каждая вещь будет иметь место и легко сочетаться с остальными.
3. Обращайте внимание на многофункциональные дизайны, с помощью которых можно составить несколько образов.
4. Не покупайте новое без веской причины. Существует много альтернатив, как, например, покупка винтажа и даже аренда. Всегда есть вариант починить и перешить.
5. Отдавайте предпочтение 100% составам. В этом случае хлопок и лен смогут раствориться в природе. Синтетику можно будет переплавить, а шерсть переработать!
6. Передавайте вещи тем, кто в этом нуждается, а не выбрасывайте их без нужды.
7. И наконец — создавайте спрос на этичную моду. Чем меньше вы покупаете одежду у fast fashion брендов, тем больше появляется достойных альтернатив. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)

Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...