Оценивание сегодня: новые требования и возможности.
статья по технологии (5, 6, 7 класс)
В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kiyatkina_g._a._otsenivanie_segodnya.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценивание сегодня: новые требования и возможности.
Глубочайшим свойством человеческой натуры
является страстное стремление людей
быть оцененными по достоинству.
У. Джеймс
И действительно, потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остаётся, одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности, а процесс оценивания результатов деятельности обучающихся является важной составляющей всего образовательного процесса.
Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и личностные.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими обучающимися.
Исходя из этого, каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся, так как оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения. Так, входя в состав базовых учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.
Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;
- позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Система оценки результатов опирается на следующие принципы:
- Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
- Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
- Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.
В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется, прежде всего, продвижение ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются, как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по профильному труду:
- Минимальный уровень: знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами; подбирать материалы, необходимые для работы; принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: автомобиля, трактора и др.); подбирать инструменты, необходимые для работы; руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы; знать сущность базовых способов воздействия на предметы труда (механических, химических, биологических, энергетических и т. п.); овладеть основами современного сельскохозяйственного производства, сферы обслуживания; читать техническую (технологическую) документацию, применяемую при осуществлении изучаемого технологического процесса; составлять стандартный план работы; представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно - картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.); определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий; понимать значение и ценность труда; понимать красоту труда и его результатов; заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе; использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе; понимать значимость эстетической организации школьного рабочего места как готовность к внутренней дисциплине; умение эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); организовывать под руководством учителя совместную работу в группе; осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы; выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения; принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
- Достаточный уровень: осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности; экономно расходовать материалы; планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента; отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов; создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей; самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения; овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.); понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке; понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Основными критериями оценки знаний, умений и навыков обучающихся по профессионально - трудовому обучению являются:
по теоретическому обучению:
- полнота знаний (количество воспроизведенных существенных признаков изученного);
- системность (осознание связей между элементами знаний, интеллектуальных и практических умений);
- обобщенность (осознание общности связей между элементами знаний, интеллектуальных и практических умений);
- действенность (применение знаний и умений в конкретных условиях);
- прочность (сохранение в памяти приобретенных знаний, интеллектуальных и практических умений);
- осознанность (сознательность, осмысленность, доведение до своего сознания, понимания);
- глубина (совокупность осознанных обучающимся существенных связей между знаниями об изучаемом объекте, процессе, явлении и т.д.).
по производственному обучению:
- овладение приемами работы;
- соблюдение требований к качеству выполнения учебно-производственных работ;
- выполнение установленных норм выработки (в тех случаях, когда работы нормируются);
- соблюдение требований безопасности труда.
Примерные показатели оценки знаний, умений, навыков обучающихся, соответствующие вышеизложенным критериям, содержатся в таблицах 1, 2.
При использовании показателей оценивания следует учитывать вид контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый, которые осуществляются в устной форме, в форме тестирования и практической работе.
Текущий контроль результатов учебной деятельности обучающихся подразделяется на поурочный и тематический.
Текущий поурочный контроль учебной деятельности проводится с целью проверки усвоения обучающимися программного материала в процессе изучения определенной темы. Он имеет корректирующее, воспитательное и стимулирующее значение и осуществляется в соответствии с показателями.
При осуществлении поурочного контроля важным является оценка процесса учебной деятельности обучающихся, их мыслительных операций, познавательных и общеучебных умений, использования ими рациональных способов выполнения задания с учетом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели, волевых усилий и других индивидуальных и личностных качеств.
Текущий тематический контроль (тестирование) проводится для проверки результатов усвоения обучающимися материала определенной темы или раздела учебной программы.
Периодический (промежуточный) контроль осуществляется с целью проверки результатов усвоения обучающимися учебного материала за длительный период времени, в том числе и в конце полугодия, учебного года (обязательные самостоятельные практические работы, тестирование, устный ответ).
Итоговый контроль предполагает определение уровня учебных достижений обучающихся по предмету (итоговая аттестация выпускников) и осуществляется с целью проверки результатов усвоения обучающимися учебного предмета, а также результатов освоения профессии в целом.
Выставление отметки по теории осуществляется на основании поурочных отметок, а также отметок, полученных в процессе тематического и периодического (промежуточного) контроля. При этом по усмотрению учителя и с учетом специфики предмета отметка выставляется как преимущественная из общего числа поурочных отметок, а также отметок, полученных в ходе тематического и периодического (промежуточного) контроля или как среднее арифметическое отметок тематического и периодического (промежуточного) контроля (при наличии не менее трех отметок) с учетом наивысших поурочных отметок.
Выставление отметок за выполнение практического задания тематического, периодического (промежуточного), итогового контроля по усмотрению учителя может осуществляться как по преимущественному баллу, так и как среднее арифметическое отметок, полученных за выполнение нескольких элементов задания. При этом следует учитывать, что выполненное полностью практическое задание на уровне представления, если данный уровень усвоения учебного материала предусмотрен учебной программой как окончательный, также может быть оценено до 5 баллов включительно.
При выставлении четвертной отметки по профессионально - трудовому обучению решающую роль играет отметка, полученная по результатам проверочных работ.
Годовая оценка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется на основании четвертных отметок.
Итоговая оценка знаний, умений, навыков обучающихся осуществляется на основании годовых отметок после завершения изучения предмета. При этом предпочтение, как правило, отдается отметке, полученной в последний учебный год.
При наличии экзамена по предмету при выставлении итоговой отметки (период изучения предмета) предпочтение отдается экзаменационной отметке.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно - развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка отражала качество усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» /«неверно» свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Таким образом, оценка достижений результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью должна иметь комплексный характер, что может быть обеспечено двумя путями:
во-первых, за счет количественного и качественного анализа отдельно личностных и предметных результатов и последующего их обобщения;
во-вторых, за счет определения компетенций, выступающих в качестве интегративных показателей, обеспечивающих возможность одновременной оценки и личностных, и предметных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акименко, И. П. Темп работы учащихся вспомогательной школы в трудовых процессах и педагогические пути его повышения: автореф. дис. … канд. пед. наук: / И.П. Акименко; Мос. гос. пед. ун-т,- Москва, 1946.- 23с.
- Бондарь, В. И. Совершенствование подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду/ В.И.Бондарь // Дефектология.- 1996. - №3. – С.36-42.
- Васенков, Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся / Г.В. Васенков // Дефектология.- 1998. - №4. – С.40-45.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994. - 416с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: 5т. - М.: Педагогика, 1983. - 368с.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: 6т. - М.: Педагогика, 1984. - 400с.
- Основы трудового обучения во вспомогательной школе. / Под ред. Г.М. Дульнева.— М.: Педагогика, 1969. - 215с.
- Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе./ Под ред. Г.М. Дульнева. -М.: Просвещение, 1965. - 135с.
- Коркунов, В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации /В.В.Коркунов// -Екатеринбург, 1998. - 124с.
Приложение.
Критерии оценки знаний и умений, обучающихся на уроках профессионально - трудового обучения.
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
- Качество изготовленного обучающимся объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
- Прилежание обучающегося во время работы.
- Дифференцированный подход по возможностям обучения.
- Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
- Уровень физического развития ученика.
Таблица 1
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучающиеся должны использовать, правильно применять и произносить специальные термины.
Отметка «5» ставится, если ученик: | Отметка «4» ставится, если ученик: | Отметка «3» ставится, если ученик: | Отметка «2» ставится, если ученик: |
- полностью усвоил учебный материал; - умеет изложить его своими словами; - самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя | - в основном усвоил учебный материал; - допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; - подтверждает ответ конкретными примерами; - правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. | - не усвоил существенную часть учебного материала; - допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; - затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; - не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя. | - практически не усвоил учебный материал; - не может изложить его своими словами; - не может подтвердить ответ конкретными примерами; - не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя. |
Таблица 2
Нормы оценок практических работ.
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения и затратами рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником: | Отметка «4» ставится, если учеником: | Отметка «3» ставится, если учеником: | Отметка «2» ставится, если учеником: |
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; - правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески; - работа выполнялась с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. | - допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - в основном правильно выполнялись приемы труда; - работа выполнялась самостоятельно; - норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%; - работа выполнена с незначительными отклонениями; - полностью соблюдались правила техники безопасности. | - допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - отдельные приемы труда выполнялись неправильно; - была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе; - норма времени не выполнена не более чем на 25%; - работа выполнялась с нарушением отдельных требований; - не полностью соблюдались правила техники безопасности | - допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; - неправильно выполнялись многие приемы труда; - самостоятельность в работе практически не проявлена; - норма времени не выполнена свыше 25%; - работа выполнялась со значительными нарушениями требований; - не соблюдались многие правила техники безопасности. |
Контрольный тест: Задания 1- 10 оцениваются по одному баллу. Задания 11-12 оцениваются по два балла. В заданиях с 13 по14 каждый элемент ответа оценивается в 1 балл. Все полученные баллы суммируются. Рассчитывается максимально возможное количество баллов, полученное каждым обучающимся. Баллы переводятся в оценку согласно рекомендуемой шкале:
"5"- от 18 до 20 баллов
"4" - от 13 до 17 баллов
"3" - от 8 до 12 баллов.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий и итоговый контроль. Знания и умения, обучающихся по профессионально-трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты: правильность приемов работы; степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта); качество готового изделия; организацию рабочего места, а также степень умственной отсталости, уровень физического развития обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изучения нового материала в свете новых требований
Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...
«Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»
Доклад к педагогическому совету...
К НОВЫМ ФОРМАМ ОЦЕНИВАНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
В свете требований ФГОС совершенно новой для массовой школы является диагностика результатов личностного развития, так как будущий профессионал, обладающий профессиональными знаниями и навыками,...
Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность
Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...
Новые стандарты – новые требования к системе оценивания
Основные особенности стандарта второго поколения - подход к стандарту как к общественному договору. Нацеленность учебного предмета на достижение результата требует внесения изменений во все компоненты...
Новые задания и новые требования к ОГЭ
Презентация содержит ознакомительный материал, какие новые задания и новые требования основного государственного экзамена по русскому языку ждут выпускников с 2020 года...