«Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»
материал по теме

Куксова Ольга Леонидовна

Доклад к педагогическому совету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_pedsovetu.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

         

Педагогический совет на тему:

«Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность»

Куксова О.Л.,

директор МОУ «Мамоновская ООШ»

Пронского района Рязанской области

Образование – важнейшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг.

Основные вопросы:

  1. Системы оценки качества образования
  2. Развитие учительского потенциала
  3. Условия для формирования успешной личности учащегося

                                                                 

   Приоритетным направлением работы школы стало обеспечение качественного образования, направленного на формирование у учащихся определенных знаний и ценностей, определение его жизненного профессионального пути, сохранение и укрепление здоровья.

Одной из основных задач нашей школы стало: создать условия для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению».

Для решения главной задачи школы, заложенной в образовательной программе, были созданы следующие условия:

  • составлена Программа развития школы на 2010-2015 гг.
  • составлен Проект перспективного развития школы в рамках реализации основных направлений национальной инициативы «Наша новая школа» на 2011-2015 гг.
  • составлена Основная образовательная Программа начального общего образования (ООП НОО)
  • составлен проект  реализации ООП НОО
  • составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень соответствующий государственному стандарту образования, дающий возможность для успешного продолжения образования выпускниками школы;
  • функционирует методическая служба школы;
  • все МО имеют планы работы, вытекающие из общешкольного плана;
  • проводится мониторинг эффективности работы педагогов и школы в целом;
  • проводится работа по  сохранности здоровья всех участников образовательного процесса;
  • улучшается материально – технической база школы.

        Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения ставят перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить школьника такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.  Наше образовательное учреждение с поставленными задачами в прошедшем 2011-2012 учебном году справилось.

  Вместе с тем в 2012-2013 учебном  году есть необходимость в дальнейшем взаимодействии школы, родительской общественностью и социумом деревни по решению важных вопросов жизнедеятельности школы.

Задача сегодняшней школы противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодежи чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Необходимо молодое поколение научить мыслить самостоятельно, и критично, умело творчески использовать полученные знания, решать моральные проблемы межличностного и социального  общения.  

Условиями  качественного образования являются: современно оборудованные учебные классы,  высококвалифицированные педагоги, свободный доступ школьников и учителей к профессиональной литературе и к современным техническим средствам.

        Необходимо определить «зону ближайшего развития» школы – то, что можно сделать сейчас при определенной позиции всех участников образовательного процесса. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчеству.

   Совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элемент новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Педагоги школы, обучая детей, обязаны обучаться сами.

Остается актуальной задача вывести ученическое самоуправление на инициативный уровень. Ученическое самоуправление может успешно функционировать лишь в той школе, где школьники ощущают себя хозяевами, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации. Этому их необходимо научить собственным примером педагогам, классным руководителям.

       Слаженная работа нашего коллектива убеждает в том, что педагогика – не привилегия для избранных, овладеть этим искусством может каждый творчески работающий учитель.

   Поэтому мы у себя в школе должны создать для педагогов благоприятные условия для проявления инициативы, новаторских поисков, развития свежих идей, а у учащихся стремления к учебе, творчеству, поиску.

       Наше учреждение, вы уважаемые коллеги  добились определенных успехов в 2012-2013 учебном году (результаты ГИА, творческие успехи учащихся, повышение квалификации педагогов школы).

          Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главное условие для достижения этой цели – включение каждого ребенка на каждом занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей.

        Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

       Важную роль в оценке качества образования играют мониторинговые исследования, которые осуществляются с учетом основных циклов  функционирования школы (учебная четверть, полугодие, год). В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования.

         (Проверки основных документов: журнала, личных дел, поурочное планирование, календарно-тематическое планирование, воспитательные планы и др.)

          Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений на основе четко спланированной деятельности.

        На современном этапе одной из важных задач школьного образования является обеспечение условий выработки самостоятельности, творческой активности учащихся.

    Главная социальная функция усвоение общественно-исторического опыта не в накоплении, а в преобразовании уже имеющихся знаний, в их активной творческой переработке и в получении на этой основе новых знаний.

    Задача школы в нынешних условиях – добиться  существенного повышения эффективности в формировании и развитии творческой активности школьников.

       Видеть будущее учебного учреждения – важнейшая творческая задача педагогического коллектива, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способности и возможности изменить структуру, статус и назначение школы.  В этом сложном процессе важную роль играет «Программа развития школы», ибо она определяет не только работу сегодняшней школы, но и помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления работы.

        Основным  принципом   организации     содержания      образования

является  принцип  единства  обучения  и  воспитания.  Это   означает, что  образцы  воспитания  не  задаются  извне:  воспитательная функция реализуется   через   такие   формы   сотрудничества   в   учебной   и других  видах  деятельности,  в  которых  ребенок  сохраняет  себя как целостность.

        Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке,  оказывается нормальным лишь для определенной части учеников,  для других он слишком быстрый, для третьих  - очень медленный.

    Одна и та же учебная   задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных  возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти,  мыслительной деятельности и физическим развитием.

     Следовательно, перед каждым учителем постоянно стоит задача создать такие условия, при которых  стало возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

           Цель работы методической службы школы: непрерывное совершенствование квалификации педагога, содействие его эрудиции и компетентности.

    Продолжится работа по подготовке педагогических кадров, способных работать в инновационном режиме с использованием современных педагогических  технологий. 

          Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система.

     Общее совместное (учителя, родители, учащиеся)  улучшение жизни – есть и средство и метод воспитания. Ребенка воспитывает все, что окружает.    

    Поэтому, в первую очередь, главное имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяет совокупность многих ценностей, главенствующую  среди которых стиль взаимоотношений взрослых и детей.

Мы с вами находимся на первом этапе ВВЕДЕНИЯ Федерального государственного стандарта, который одновременно является одним из пяти направления национальной инициативы «Наша новая школа».

Стандарт — общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований. С принятием стандарта не только государство может требовать от обучающегося соответствующей подготовленности. Важно то, что обучающийся, его родители (законные представители), общественность вправе требовать от государства и школы выполнения взятых ими обязательств.

Деятельностный подход в образовательных стандартах второго поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования:

Личностное развитие — развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств.

Социальное развитие — воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.

Общекультурное развитие — освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры.

Интеллектуальное развитие — развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.

Коммуникативное развитие — формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

     Педагог,   стремящийся  воспитывать   в  каждом учащемся    индивидуальность должен уметь намеренно организовывать такие педагогические ситуации,  которые требуют  от  воспитанника  ума  и  потому его воспитывают, отсекая при этом  все  мешающие  этому  факторы  и  условия. В этом, собственно, и состоит весь секрет педагогического искусства…

        И закончить хотелось бы следующими словами о процессе обучения из нового романа Бориса Акунина «Сокол и Ласточка» (рассуждение попугая, постигшего смысл жизни):

«….всякую новую науку нужно постигать не наскоком, а постепенно. Не станет же понимающий человек залпом вливать в  глотку драгоценное старое вино? Нет, он будет смаковать каждый глоток, наслаждаться вкусом,  цветом, букетом. Учение – одно из приятнейших занятий на свете. Правильно прожитая жизнь вся должна состоять из учения, я глубоко в этом убежден. Даже  если в зрелости ты сам стал Учителем, все равно продолжай учиться».  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...

Современное образование и использование новых технологий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение ш...

Проект "Современному образованию - новый учитель"

Сегодня вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что...

«Современное образование: новые возможности улучшения эффективности работы учителей английского языка»

В 2015 году учителям английского языка Республики Татарстан посчастливилось посетить один из самых известных в мире городов, столицу Великобритании - Лондон совершенно бесплатно, благодаря гранту "Алг...

Сборник "Современное образование – новые возможности для каждого: теоретические и прикладные аспекты"

Аннотация. Данная статья посвящена теме здоровья школьников. Впоследнее время данная тема очень актуальна. Важнейшим показателемотношения молодежи к здоровому образу жизни является активная формапрове...

Оценивание сегодня: новые требования и возможности.

В  прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью остав...