К НОВЫМ ФОРМАМ ОЦЕНИВАНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
статья по биологии (5 класс) на тему
В свете требований ФГОС совершенно новой для массовой школы является диагностика результатов личностного развития, так как будущий профессионал, обладающий профессиональными знаниями и навыками, в первую очередь должен быть полноценной, нравственной, духовной личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_novym_formam_otsenivaniya_v_svete_trebovaniy_fgos.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
К НОВЫМ ФОРМАМ ОЦЕНИВАНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Из опыта работы
Даниловой Татьяны Николаевны,
учителя биологии ГБОУ СОШ № 76
Выборгского района Санкт-Петербурга.
Современному учителю необходимо понимать, что система оценивания очень важный инструмент, который призван помочь в реализации требований ФГОС. Общеизвестно, что в систему оценивания заложен планируемый результат обучения, а оценка – это обратная связь, позволяющая планировать дальнейшее продвижение учащегося по образовательному маршруту. Что же нового предлагает Стандарт? Раз в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса, то и оценивание должно принципиально измениться: вместо воспроизведения абстрактных, теоретических знаний по изучаемому предмету, как в основном было принято раньше, мы будем оценивать учебную деятельность, её динамику, ее итог. К тому же учебная деятельность школьника не может исчерпываться одним предметом: возрастает метапредметная составляющая, иначе как же учащемуся приобрести практический опыт в обучении, где основным, но далеко не единственным будет профилирующий предмет.
Итоговая оценка определяется по результатам промежуточной (четверти, триместры, полугодия) и итоговой аттестации – что же здесь нового? Однако нужно понимать, что предусмотренная новыми стандартами промежуточная оценка отражает динамику формирования не только универсальных учебных действий, но и предметных и метапредметных действий в процессе решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, проектной деятельности. К тому же оценочная деятельность превращается в совместную, когда педагог и учащийся вырабатывают единую точку зрения на уровень выполненной работы на основе сотрудничества.
Таким образом, в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса и новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Вместо воспроизведения знаний по изучаемому предмету мы теперь будем оценивать направление учебной деятельности, её этапы, получаемый результат на основе его планирования, то есть то, что пригодится учащемуся – будущему специалисту – в жизни в ходе решения различных практических, профессиональных задач. Изменился инструментарий – формы и методы оценки: помимо привычных предметных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий-задач, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий, а главным направлением станет оценивание проектной деятельности.
Важно, что совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития, так как будущий профессионал, обладающий профессиональными знаниями и навыками, в первую очередь должен быть полноценной, нравственной, духовной личностью. Личностная диагностика может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником лучших качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Всё вышесказанное, безусловно, относится ко всем предметам, изучаемым в школе. Если говорить об обучении биологии, то необходимо перечислить планируемые личностные результаты в изучении данного предмета:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- сформированность интеллектуальных умений, то есть умений доказывать, строить рассуждение, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- сформированность эстетического отношения к живым объектам.
Например, при изучении в курсе природоведения темы «Планета Земля как среда обитания живых организмов» мы разбираем десять правил друзей леса:
Восемь правил друзей леса
- Сохраните леса, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.
- Сохраняйте «зеленое равновесие» – новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.
- Приходите в лес с любовью к природе.
- Леса помогают вам обрести внутреннюю гармонию. Слушайте таинственную музыку леса.
- Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима вам, включая микроорганизмы.
- Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
- Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
- Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминая и восхищение его красотой.
Как уже говорилось, метапредметные компетенции необходимы при современном обучении, а биология предполагает теснейшую связь с другими предметами естественно-научного цикла, при обучении необходимо планировать следующие метапредметные результаты:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками;
- умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, защищать свои идеи;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.
Предметные результаты, планируемые при изучении биологии, конечно же, являются приоритетными, но мы перечислим основные аспекты:
знать
- признаки биологических объектов;
- сущность биологических процессов;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
уметь
- объяснять значение биологии как науки и практического знания, необходимого в современном обществе;
- изучать биологические объекты и процессы;
- распознавать и описывать объекты изучения биологической науки;
- выявлять, сравнивать, определять и анализировать биологические объекты и законы;
- оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Таким образом, планируя результаты обучения, мы можем построить оценочную деятельность в соответствии с новыми задачами ФГОС. Как уже говорилось, основной деятельностью обучающихся является проектная деятельность, и мы рассмотрим на примере проекта «Вселенная», выполненного пятиклассниками при изучении раздела «Вселенная», систему промежуточного и итогового оценивания.
Проект «Вселенная» групповой, многоэтапный и предполагает, в первую очередь, формирование и развитие навыка коллективной проектно-исследовательской работы, поэтому, начиная с первого этапа – постановки проблемы – учащиеся приобретают баллы, которые потом переводятся учителем в оценки. Причём оценивание с самого начала предполагает сотрудничество и определение критериев, по которым и ребята в группах, и учитель оценивают в баллах ответы выступающих. Затем ребята в группах составляют план будущей исследовательской работы и сами присуждают себе баллы после корректировки учителя, который, привлекая другие группы к обсуждению, наводящими вопросами подсказывает пропущенные пункты плана.
Предполагаемый план проектной деятельности в результате обсуждения обязательно будет включать оценивание групповой работы школьников на различных этапах:
- Первый этап: постановка проблемы: Что мы знаем о планетах Солнечной системы?
Определение темы проблемы: «Планеты Солнечной системы».
Определение цели работы: «Представим, что вы являетесь сотрудниками Обсерватории и занимаетесь изучением небесных тел, планет Солнечной системы. Цель работы – составить представление о планетах Солнечной системы, углубить знания, систематизировать их.
- Второй этап: организация деятельности. «Почему изначально я вас попросила разбиться на восемь команд? Можете ли вы ответить, зная, сколько планет в нашей Солнечной системе? Каждой команде будет соответствовать одна из планет Солнечной системы, и как мы будем распределять планеты? Дети выбирают определённую планету либо жеребьёвкой, либо добровольно соглашаясь на предложение учителя.
Так как, эта работа рассчитана на урок, в конце учитель предлагает ребятам оценить в баллах собственную деятельность и сравнивает со своими оценками; в результате участники проекта и педагог приходят к соглашению, настраиваясь на отношения сотрудничества и уважения друг к другу.
- Третий этап: работа в командах, когда учащиеся выполняют свою часть поисковой и исследовательской работы, подбирая материалы по своим планетам, готовя презентации, выступления, по желанию инсценированные сценки, представления команд, изготавливая костюмы, макеты планет, рисунки и другие творческие работы. По мере выполнения работы ребята обращаются с вопросами, с промежуточными отчётами к педагогу.
В процессе работы на третьем этапе ребята оценивают свою деятельность, вырабатывая и корректируя критерии выставления баллов, составляют таблицу критериев, в которую вносят промежуточные оценки, советуясь с учителем.
- Четвёртый этап. Защита проекта: на уроках обобщения и повторения учащиеся выступают с защитой своего проекта, последним пунктом которого является оценивание (анализ) своей деятельности как пути от незнания к знанию. Проведение рефлексии предполагает высказывания школьников о представленных проектах и выбор лучшей презентации.
На данном этапе учащиеся заполняют таблицу, оценивают содержание, оформление и подачу материала. К тому же, они письменно оформляют рефлексию, заполняя предложенные анкеты (учащимся предлагается на выбор анкета с письменными, достаточно полными ответами и анкета «+ –»).
АНКЕТА Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что… Наиболее непонятным, трудным, интересным мне показалось…, потому что … Сколько оценок Вы получили?.. Справедливы ли были оценки?.. Зачем я всё это делал?.. | АНКЕТА Оцените СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе Я с уважением относился к мнению участников группы, даже если я был не согласен с ними | |
Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком «+» или знаком « - « насколько ты согласен с данным утверждением. | ||
Я в полной мере участвовал в выполнении всех заданий группы | ||
Я внимательно выслушивал то, что говорят члены моей группы | ||
Если я не согласен с чем-то, я не спорил, а предлагал другое решение | ||
Я помогал участникам группы, когда они нуждались во мне |
Подводя итоги сказанному выше, следует ещё раз отметить, что при внедрении нового подхода к обучению в соответствии с ФГОС оценивание как таковое превращается в дополнительный, необходимый элемент формирования личностных, метапредметных и предметных умений и навыков, наряду с формированием универсальных учебных действий. Процесс оценивания превращается в творческий процесс, в котором непосредственно участвуют учащиеся – и это, бесспорно, необходимо для развития всесторонне развитой, зрелой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения
Выпускная квалификационная работа краткосрочных курсов повышения кавлификации по проблеме "Актульные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете треб...
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи : 1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...
Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории в свете требований ФГОС нового поколения.
В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи : 1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность школьников. 2. Проанализировать формы познавательной деятельности такие, как ...
Система оценивания ученика в свете требований ФГОС ООО
Данный материал представляет собой выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы. Может быть полезен всем, кто начинает работать по новым стандартам. Раскрывает проблему оценив...
Мастер-класс "Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личн...
Новые формы оценивания в условиях введения ФГОС в основной школе
Статья, где рассказывается , что с ведением Федерального государственного стандарта основного общего образования требуется переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики ...
Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС
Система оценивания образовательных достижений по предмету «Бурятский язык, как второй» в свете требований ФГОС В своей педагогической деятельности использую современные оценочные сред...