Урок по технологии 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Урок по технологии 6 класс.Тема: Инструменты и материалы для вязания крючком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tehnologii_6_klass.docx | 815.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа».
Боханского района, Иркутской области.
Середкина Марина Валериевна, учитель технологии
Методическая разработка по технологии «Инструменты и материалы для вязания трикотажа»» 6 класс.
Класс: 6 класс
Тема: «Инструменты и материалы для вязания трикотажа»
Раздел: Рукоделие
Время работы: 40 минут
Дидактическое обоснование урока:
Цели урока:
Образовательная: Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки.
Воспитательная: Воспитывать любовь к рукоделию.
Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.
Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
- по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.
- по основному способу их проведения: виртуальная экскурсия
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база :
- кабинет трудового обучения;
- инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)
- материал (пряжа)
- мультимедийный проектор, компьютер
Дидактическое обеспечение
- образцы вязания крючком, технологические карты
- Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте. Я, рада видеть вас на уроке, и очень хочу начать работу с вами.
2. Изучение нового материала.
Слово учителя.
(слайд 1) Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в музей. Не удивляйтесь. Именно в музей. Назвала его я “Музеем красоты”.
Нам предстоит посетить четыре зала.
Прошу пройти вас в выставочный зал. Слайд 2
1. Обратите внимание на первый экспонат. Перед вами набор салфеток. Незаменимый предмет интерьера.
2. Ваше внимание не может не привлечь чудесный вязаный цветок, который вырос в горшочке. Такой цветочек точно не завянет.
3.Прихватки – ягодки. Они украсят интерьер любой кухни. Мечта любой хозяйки.
4.Перед вами следующий экспонат – вязаная игольница « Грибная полянка», она пригодится для хранения иголок и булавок.
5.Мы подходим к следующему экспонату. Игрушки и сувениры для вас и ваших друзей.
Учитель: Мы закончили экскурсию по выставочному залу.
- Скажите, что объединяет все работы представленные здесь?
(Ответ: Они все связаны крючком.
Учитель: правильно, они все связаны крючком.
- А как выдумаете, какая тема нашего урока?
(слайд3) Инструменты и материалы для вязания крючком
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Исходя из темы, какую цель вы можете поставить перед собой на уроке.
Ответы:
- Узнать историю вязания крючком;
- Познакомиться с инструментами, материалами и приспособлениями;
- Научиться приемам работы крючком , вязать .
- Все ваши ответы верны.
-А кто-нибудь может ответить на вопрос:
« Когда появилось вязание крючком?» ( ответы детей)
( слайд 4) Предлагаю вам заглянуть в «зал истории». И ответить на этот вопрос
( слайд 5)
Во время раскопок в одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причем большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии – подобие теперешних пляжных шлепанцев. Возраст носка – около 5 тысяч лет.
Самыми искусными вязальщиками считаются кочевники-бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодными, что без теплой одежды не обойтись. В начале, бедуины вязали лишь простую одежду, вещи. Причем занимались этим мужчины. Женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.
Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века.
-Итак, мы познакомились с историей возникновения вязания, а сейчас ответьте на вопрос :
Слайд 6 Что нужно для вязания крючком? ( крючок и нитки)
Предлагаю вам посетить третий зал.
Слайд 7 «Мастерская инструментов»
Крючки бывают разные, разных размеров, сделаны из разных материалов.
Слайд 8. Сейчас вам придется поработать в парах и заполнить таблицу:
«Виды крючков»
( работа с учебником стр. 140.
Слайд 9. Проверим, как вы справились с этим заданием.
№ крючка | материал, из которого сделан крючок |
0.6-1.75 | никелированный алюминий |
2,0-7,0 | алюминий |
2,5-15 | пластмасса |
1.Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов.
( демонстрация крючков)
Самые тонкие сделаны из стали, более толстые - из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы - номера от 2,5 до 15.
(слайд 10)
2. Важным является пряжа.
Какая бывает пряжа для вязания крючком? (из натуральных волокон и искусственных)
( ответы детей)
Ответьте на этот вопрос самостоятельно заполонив таблицу, слайд 11
пользуясь материалом учебника, стр 141. Работайте в парах.
Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу.
Слайд 12
Материалами для вязания являются нитки или пряжа из натуральных или химических волокон.
(ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЯЖИ)
Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком - хлопок. Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа - натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Акриловые нити –химические волокна, добавляют в основную пряжу, для предания ей блестящего эффекта. . Очень прочные их применяют для разных изделий.
Ответьте на вопрос: номер крючка должен соответствовать толщине пряжи?
(да)
А это главное правило!
Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи
3.Важным является и подготовка рабочего места.
Назовите требования к подготовке рабочего места.
( ответы детей)
Слайд 13 Оборудование рабочего места.
1.Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено.
2. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
3.Кроме крючка могут понадобиться: штопальная игла, ножницы.
4.На рабочем месте должен быть порядок.
5.Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.
А сейчас я предлагаю вам немного расслабиться, физминутка для глаз
Слайд 14
Сейчас мы посетим последний наш зал « Производственная мастерская»
Слайд 15
Слайд 16 Я вам раздаю крючки, покажите, как правильно нужно держать крючок?
Крючок держат в правой руке, как карандаш или НОЖ.
-А теперь давайте разберем основные приемы вязания.
Слайд 17 Воздушная петля. Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому.
Слайд 18 Цепочка воздушных петель. Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
Слайд 19 Столбик без накида. Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда
Слайд 20 Столбик с накидом. Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
3.Практическая работа Слайд 21
Вам предстоит дифференцированная работа в группах.
У вас на столах лежат инструкционные карты выполнения основных видов петель.
- цепочка воздушных петель;
- столбик без накида;
- столбик с накидом;
- Не забываем про технику безопасности. ( крючок держим правильно, сидим : спинка прямая, крючком не размахиваем)
Работаем вместе со мной
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Слайд 22 4. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1. Как нужно держать крючок?
2. Какие нитки для вязания крючком бывают?
3. Для чего нужно знать номер крючка?
5. Итог урока.
Проверка выполненной работы учащимися. Выявление ошибок, допущенных в процессе вязания. Выставление оценок.
Слайд23 6. Домашнее задание. Отработать дома навыки по вязанию основных видов петель с использованием инструкционных карт.
Если есть желание: можете посетить сельскую библиотеку, и подобрать схемы для вязания квадратных, круглых и шестиугольных изделий вязаных крючком,
Слайд 24 7. Рефлексия Экскурсия по нашему музею подошла к концу. Оставьте ваши впечатления в книге «Отзывов»
Приложения к уроку:
Применение кластера имеет следующие достоинства: он позволяет
- стимулировать познавательную деятельность школьников,
- мотивацию к размышлению;
- структурировать учебный материал;
- охватить большой объем информации;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- сравнивать, анализировать и систематизировать;
- проводить аналогии, выделять главное;
- .вовлекать всех участников коллектива в обучающий процесс.
Самоанализ урока
При проведении данного урока использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС – элементы технологии критического мышления. В основе технологии критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Использовала приемы критического мышления на следующих этапах урока: Открытие нового знания на стадии вызова, она направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Учащиеся по заданным картинкам должны были определить основное слово в теме урока.
На следующем этапе – осмысление содержания шел непосредственный контакт с новой информацией, и она была направлена на сохранение интереса к теме урока, и было постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
На стадии рефлексии осуществлялся анализ, творческая переработка изученной информации.
В течении урока дети заполнили интеллект- карту по теме урока.
Применение интеллект - карты имеет следующие достоинства: она позволяет
-стимулировать познавательную деятельность школьников,
-мотивацию к размышлению;
-структурировать учебный материал;
-охватить большой объем информации;
-проводить аналогии, выделять главное;
-вовлекать всех участников коллектива в обучающий процесс.
На уроке использовала разные формы организации познавательной деятельности: фронтальная (коллективная познавательная деятельность); индивидуальная (работа с учебником), работа в парах (используют знания, полученные на стадии осмысления).
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Этапы урока выдержаны. Материал урока соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную, а затем практическую деятельность. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.
Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...
Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Интегрированный урок английский язык-технология 5 класс
Объединение уроков в школах стало интересной темой для обсуждения и экспериментов в образовательной деятельности. Межпредметные связи существуют во всех дисциплинах школьной программы. Английский язык...
Конспект урока по технологии 6 класс. Тема урока: Мясо. Пищевая ценность, технология первичной и тепловой кулинарной обработки мяса.
Технологическая карта урока...
Урок по технологии для 5 класса «Урок-проект по технологии».
Технология 5 класс «Урок-проект по технологии»....