Урок по технологии для 5 класса «Урок-проект по технологии».
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Федор Сергеевич Крицкий

Технология 5 класс «Урок-проект по технологии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изготовление кормушки для птиц»

Цель: Формировать представления о лесе, значении древесины и деревообработки в жизни человека.

Учить учащихся работать с ручным столярным инструментом.

Цели урока:



1) обучающая

Формировать знания учащихся о значении и видах древесины, развития древнерусского деревянного зодчества, значение графической документации, с правилами выполнения и чтения чертежей, с операциями сборки изделий с помощью гвоздей. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы. 


2) развивающая


Развитие познавательного интереса, воли, терпения, трудолюбия. Развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности. Эмоциональное развитие (ситуации радости, удивления.) Воспитание любви к природе.


3)воспитательная


Внимательное и аккуратное отношение к работе, нравственное воспитание (коллективизм). Эстетическое воспитание (красивое изделие, удобное в обращении.) Воспитание любви к природе (подкормка птиц).



Профориентация — сборщик изделий, мастер столярного и мебельного производства, плотник. 


 Объект работы - кормушка для птиц.


Материально-техническое обеспечение.
Компьютеры, мультимедийный проектор, экран,
фильма «Лес богатство России». Таблицы и инструкции по безопасному выполнению работ. Образцы готовых изделий. Молотки, клещи, гвозди, карандаши, линейки, угольники. Эскизы, технические рисунки, чертежи изделий, технологические карты. Заготовки фанеры, бруски, рейки. (с использованием презентации)

Предмет: технология.
Ход урока

  1. Организационный момент.

 Проверка готовности рабочих мест.

  1. Сообщение темы и цели урока

- Россия- страна лесов.

Издревле славилась Россия – матушка мастерами деревянного дела. Плотники строили дома и храмы, резчики по дереву их украшали на том, и стояла наша Родина.

Мы -  тоже мастера, но пока еще - маленькие, и смастерим мы сегодня кормушки – столовую для птиц.

- Сейчас я вас приглашаем в лесную сказку.

/Просмотр фильма «Лес богатство России» /

- Лес и наша Родина неразделимы. В их судьбе много общего. В глубокой древности наши предки жили в лесах.

Дерево было постоянным спутником наших предков. Лес был лучшим и верным другом людей, их кормильцем, надежной защитой от многочисленных врагов.  

Позднее, когда Русь укрылась деревянными избами, теремами, да хоромами на нее стали зариться полчища восточных кочевников. Тогда густые леса надежно укрыли стариков, женщин и детей.

Половину территории нашей страны в течение долгих веков занимал лес.  Он со всех сторон обнимал русского человека. Не зря люди говорили: «Рощи да леса - всему свету краса».

/Учитель обращает внимание на выставку картин русских художников/

- Русские художники посвящали изысканной красоте леса свои великие творения. Обратите внимание, с какой любовью передают обаяние, настроение, богатство нашей Родины эти полотна.

России - страна бескрайних лесов.

-Что такое лес – это дерево.

- Дерево состоит из (ствола, корня, сучьев, листьев или хвои.

 Деревья бывают лиственные и хвойные).

- Сторона богатая лесом – богата и древесиной.

- Что такое древесина?

(Древесина – природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при их распиливании на части.)

Опережающее задание.

- Проживающий в лесном краю человек не мог не быть плотником. Плотницкое дело пришло вместе с земледелием из глубокой старины.  Все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и “двора”, делали из древесины: ложки и туеса, ведра, корзины и прочую утварь, мебель, прялки и ткацкий стан, лодку, сани и телегу, охотничьи и рыболовные приспособления, - даже дымоход и печная труба были деревянными. В деревянную колыбельку укладывали новорожденного человечка, в деревянной домовине провожали старого человека в последний путь. И, конечно, прежде всего, прочего строил человек себе Дом. Крыша над головой - самое главное в жизни. Ощущение бездомности подобно сиротству.

 Топор - главное орудие плотницкого труда. Недаром говорят пословицы - “Плотник топором думает”. Топором да пилой выполняли все строительные работы.

Бытует поговорка: “Плотник - первый на селе работник”.

 

“Строительство жилья можно сравнить с писанием икон. Искусство живописца и плотника с древних времен питало истоки русской культуры. Нет совершенно одинаковых икон на один и тот же сюжет, хотя в каждой из них должно быть нечто обязательное для всех. То же с домами”

- А потом строил человек себе Храм.  А в храме человек поклонялся дереву, молился на дерево: иконы писаны на досках, иконостасы, “царские врата”, скульптуры резаны из древесины.

- Знайте, ребята, что в деревянных постройках особый микроклимат: в них сухо, летом прохладно, а зимой тепло. А сколько в этих уютных домах пелось песен о родных человеку деревьях!

-Какие русские народные песни о деревьях вы знаете?

(«Рябинушка», «Береза»)

- Жаль, что до наших дней мало дошло старинных деревянных сооружений. Отчасти они погибли от пожаров, а многие уничтожены временем. Но над некоторыми время оказалось невластным. Это деревянные храмы в Кижах.

/Показывает и рассказывает о них/

Построено это деревянное чудо при помощи одного инструмента? Конечно, это топор. И еще в этом сооружении нет ни одного гвоздя. Знаете, ли вы почему? Гвоздь от влаги ржавеет, а вместе с ним и портится дерево. Кроме того, наши предки считали дерево живым, а в живое можно ли гвозди вбивать?

- А как вы думаете, чем покрыты купола этого храма?

(Ответы детей)

- Это пластины осины. Об этом дереве говорят: «Осина не горит без керосина». А значит строение, покрытое осиновыми пластинами – лемехами, не сразу загорится. И еще одно свойство осины использовали наши предки: после высыхания осина приобретала механический блеск, а на солнце переливается золотыми оттенками.

- Украшали плотницкое строение мастера резьбы по дереву.

Опережающее задание.

Художественная обработка древесины, а именно резьба, является одним из самых древних человеческих ремесел. Издавна художественной резьбой украшали жилища и культовые постройки, а также элементы мебели. Резьбой по дереву создавались огромные картины, украшавшие стены богатых домов и храмов. Из дерева вырезали игрушки, фигурки людей, животных, насекомых, причем как маленького размера, так и огромные, в натуральную величину.

Датой зарождения искусства резьбы по дереву можно считать древние времена, когда человек всего лишь при помощи нехитрых инструментов смог сделать первую насечку на дереве.  Со временем это стало ремеслом человека, настоящим искусством.

Древняя Русь, где дерево стало основным строительным материалом, дома, украшенные резьбой, имели неповторимый по красоте вид, предметы быта, расчески и гребни, рамки и подставки для зеркал, всевозможные украшения для волос. К большому сожалению, до нашего времени сохранилось совсем немного образцов работ древних мастеров по дереву. Причиной тому во многом стала естественная недолговечность древесины как природного материала. Но все-таки шедевры художественной резьбы по дереву можно встретить и сегодня.

- Мы современные люди, знаем много различных материалов пластмасс, органическое стекло, но древесина для нас остается самым родным, теплым материалом, и сохранение лесов, значит культуры плотницкого дела и резчика по дереву это дело чести для каждого из нас.

- Как сохраняют природу при, заготовки леса?

(Возраст древесины 80 или 120 лет. Ее называют спелой. Высаживают новые саженцы.)

- Назовите основные пиломатериалы?

(Доски, брусья)

-  Какие изделия из древесины окружают нас?

/Мебель, игрушки, музыкальные инструменты)

-Изучив основы обработки древесины, вы сможете сделать простейшие изделие для школы и своего дома, да как наши прадеды.

У Ильи дедушка тоже мастер деревянного дела, он – плотник. Сам рубит дома, бани и о нем Илья прочтет стихотворение.

Опережающее задание.

В грубые передники одеты –
У кого в деревне не спроси –
Вечно мои прадеды и деды –
Плотниками были на Руси.

Не на них ли с малолетства глядя.
В руки брали сыновья топор.
Потому и мастерами дяди
значится в округе до сих пор.

– О какой профессии идёт речь? (Плотник)
– О каких инструментах говорится в отрывке?

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения мы с вами узнали от языка техники – чертежа.

Изделия из древесины состоят из отдельных деталей, которые различным способом соединяются друг с другом. Прежде чем изготовить какую- либо деталь, выполняют ее технический рисунок, эскиз или чертеж. Такие изделия будущего называют графической документаций.  

- Что такое технический рисунок?

(Технический рисунок – это наглядное объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала.)

-Что такое эскиз?

(Эскиз изображение детали от руки с указанием размеров и сохранением соотношений между ее частями.)

- Что такое чертеж?

(Чертежом называют изображение изделия, вычерченное с помощью чертежных инструментов по определенным правилам).

- Часто изделие имеет большие размеры, что ее изображение в натуральную величину не помещается на листе бумаги. Трудно также изобразить очень маленькую деталь. Для этого используют уменьшенное или увеличенное изображение детали. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом.

- Какие установлены масштабы?

(Для уменьшения – 1:2; 1:2,5; 1:4; а для увеличения – 2:1; 2,5:1; 4:1.)

- Для полного представления о форме и размерах предмета достаточно 3 вида изображения. Какие?

(Вид спереди (главный вид), вид сверху, и вид слева (сбоку)

- Прочитать графическую документацию (чертеж, технический рисунок или эскиз) - значит определить название изделия, масштаб его изображения, количество видов, размеры и форму, материал, из которого оно изготовлено.

  1. Что изображают на сборочном чертеже?

 (Только те виды, по которым можно определить конструкцию изделия)
2. Как следует читать сборочный чертёж? 

(Сначала изучают содержание основной надписи, название изделия, масштаб изображения, назначение и принцип действия изделия)
3. Что записывают в маршрутной карте?

 (Последовательность выполнения работы при изготовлении изделия)
4. Что содержит спецификация?

 (Перечень особенностей изделия)
5. Для чего изготавливают модели?
 

(Чтобы понять устройство изделия и принцип действия).

- Прежде чем приступить к изготовлению изделия, чтобы не превратить его в – брак.

Нужно помнить поговорку: «Семь раз отмерь один раз отрежь».

 - Наступила зима птицы из лесов стали прилетать к нашим домам. Почему? 

(Выпал снег, стало холодно, нет пищи.)

- Чтобы помочь птицам пережить суровую зиму мы сегодня будем изготавливать кормушки.

1. Из каких материалов изготовлена кормушка? (показ образца).

2. Из каких деталей состоит кормушка?

3. Какие виды соединений вы знаете?

4. Чем соединены детали кормушки?

5. Как узнать габариты нашего изделия? (длина, ширина и высота).

(Показ чертежа кормушки.)

- Перед вами на столах лежат чертежи. Прочтите чертеж и в соответствии чертежа маршрутной карты приступим к изготовлению изделия.

Задание: Снимите размеры изделия и перенесите на свой чертёж.

  1. Подготовка к практической работе:

Составление плана работы.

1. Что нужно сделать сначала работы?

(Опилить заготовки по размерам).

2. Каким способом нужно соединить борта кормушки?

(Соединить борта кормушки при помощи гвоздей).

3. Что нужно сделать с дном кормушки?

(Дно прибить к ботам кормушки).

4. При помощи чего крепить кормушку на ветки деревьев?

(Прикрепить подвеску из ниток).

Выбор инструментов и приспособлений.

-  Какие инструменты нам понадобятся для работы?

Молоток, ножовка, угольник.

-  Повторить Т.Б

IV. Практическая работа "Изготовление кормушки для птиц".

1. Повторить план работы.

3. Выполнение практической работы.

VI. Анализ выполненной работы. Самоанализ, самооценка.

VII. Домашнее задание:

VI. Итог урока. Выставление оценок.

- Из каких деталей состоит кормушка?

- Как найти габариты кормушки?

- Какое соединение использовали для изготовления изделия?

-  Для чего нужны кормушки для птиц?

- Кормушки мы с вами развешаем на территории школы. Пусть птицы не забывают дорогу к нашим кормушкам.

-Мы сегодня очень хорошо работали на уроке, повторили ранее изученное, узнали много нового, смастерили кормушку для птиц.

- Как говориться: «Дело мастера боится», а для мастерства нужны не только навыки, но и ум. Ум надо питать, в народе есть такая пословица «Сахар- это пища для ума». Подкрепим наши умы сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

Урок литературы в 7 классе с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии кооперативного обучения по теме "Образ Тараса Бульбы в повести Н.Гоголя"

Цель:  раскрыть образ Тараса Бульбы как олицетворение сильного русского характера Задачи:Образовательные:Ø подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба"Воспитате...

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс

Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала....

тематическое планирование уроков по технологии 5 класс по ФГОС технологии ведения дома

Расписаны разделы и темы уроков по рабочей программе по технологии по ФГОС. Указывается деятельность учащихся....

Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Интегрированный урок английский язык-технология 5 класс

Объединение уроков в школах стало интересной темой для обсуждения и экспериментов в образовательной деятельности. Межпредметные связи существуют во всех дисциплинах школьной программы. Английский язык...

Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.

В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....