Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-2 (7 класс).
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Конспект ук-2 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-2 (7 класс). | 12.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока:
«Угловые шиповые соединения УК-2 (2 ч.).»
(7 класс)
Учитель: Мельников С.В.
г. Магнитогорск МОУ С(К)ОШ №15
Цель: Познакомить учащихся с соединением деталей изделий из древесины шиповым способом УК - 2.
Задачи: Вспомнить понятия «шип», «проушина», «гнездо», «заплечики»; ознакомить с расчетом и технологией выполнения шипового соединения УК -2 (на примере изготовления деталей рамки); развивать умение работать разметочным инструментом; формировать умение последовательного выполнения шипового соединения; воспитывать аккуратность в работе, ответственность, стремление выполнить работу до конца.
Методы обучения: рассказ, устный опрос, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Форма организации труда учащихся: теоретическая часть - фронтальная форма организации, практическая часть – групповая и индивидуальная форма организации труда.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, инструменты, приспособления: верстак, измерительный инструмент (линейка, уголок), ножовка, долото, киянка, подкладная доска, брусок.
Объект труда: деталь рамки.
Наглядность: плакаты, образец шипового соединения УК -2.
Ход урока
1 урок.
Приветствие, справка о наличии учащихся и готовности к уроку, раздача учебников.
Проверка ранее полученных знаний.
Учитель: Тема нашего занятия, на котором мы продолжим изучение неразъемных соединений изделий из древесины «Угловые шиповые соединения». Из пройденного материала вы знаете, что все столярные соединения деталей можно подразделить на разъемные и неразъемные. Какие соединения относятся к неразъемным, а какие к разъемным соединениям?
Ответы учащихся: К разъемным соединениям относится соединение на болтах с помощью специальной фурнитуры. Неразъемные соединения выполняются на гвоздях или шурупах, на клею.
Учитель: В столярно- мебельном производстве используются и те, и другие соединения в зависимости от назначения изделий и вида эксплуатации. Некоторые виды соединений вы уже выполняли. Какие именно?
Ответы учащихся: Соединения на гвоздях, шурупах, соединения в полдерева, УК-1.
Изучение нового материала.
Учитель: На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности. Ранее мы познакомились с более прочным шиповым угловым соединением УК-1. Сегодня продолжим изучение угловых соединений. Для этого откроем учебник на странице 54 и рассмотрим таблицу № 1. В шиповых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др. (Наглядное пособие). Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный (УК-1) имеет один шип. Угловое концевое на шип открытый сквозной двойной (УК-2) – два шипа. Также применяю такие угловые концевые соединения на шип, как УК-4 (одинарный несквозной с полупотемком), УК-6 (на шип одинарный несквозной с потемком), УК- 8 (на шип круглый вставной несквозной), УК -11 (на ус со вставным плоским сквозным шипом). Подробно они будут рассмотрены нами на последующих уроках. Приступая к изготовлению какого-либо изделия, нужно выбрать из многих вариантов соединений наилучший. Необходимо прежде всего, чтобы соединение обладало достаточной прочностью и было просто в выполнении. Кроме того, следует учитывать наличие необходимого инструмента, стремиться к наиболее экономному расходованию материалов, а также, чтобы последующую отделку изделия можно было вести без дополнительной обработки. Рассмотрим эти требования по порядку на примере изготовления рамки. (Показать готовую рамку учащимся). Какое соединение применено в выполнении данного изделия? В чем его отличие от других видов соединения?
Ответ учащихся: Угловое концевое на шип открытый сквозной двойной, имеет два шипа и две проушины.
Учитель: Это довольно прочное соединение, для его выполнения у вас уже имеются первоначальные знания, которые вы получили при изготовлении соединения УК - 1. Внимательно рассмотрите эскиз на странице 54, готовое изделие и заготовки. Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей, бруски толщиной 40 – 80 мм соединяют двойным или тройным шипом. Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На той части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х), сначала ведут поперечную разметку (демонстрация размеченной заготовки). Для этого длину шипов (проушин) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав ширину шипов (проушин), размечают их рейсмусом или с помощью линейки и карандаша по торцу и кромкам продольными линиями. После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 – 60 градусов и делают запил. Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление (демонстрация запиленной заготовки). Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки, не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины. Щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой (демонстрация выпиленной заготовки). Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. (демонстрация сборки) Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют. Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. Шиповые соединения после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках. Какие инструменты и приспособления понадобятся для выполнения данного изделия?
Ответ учащихся: Верстак, измерительный инструмент (линейка, уголок), ножовка, долото, киянка, подкладная доска, брусок.
Учитель: Вы правильно перечислили все приспособления и инструменты. Но чтобы ими воспользоваться вспомним технику безопасности при практической работе в мастерской. Общие правила при практической работе в мастерской? Как работать за верстаком? Работа с ножовкой, долотом, киянкой?
Ответы учащихся: Работать в мастерской необходимо в спецодежде, работать за своим рабочим местом, инструмент хранить в лотке верстака, выполнять только ту работу, которую поручил учитель, не отвлекаться и не отвлекать других. Работать можно только исправным инструментом. Ножовку переносить в опущенной руке зубьями вниз, при пилении пользоваться направителем. При работе нельзя держать руку у зубьев полотна пилы и лезвия инструмента, не оставлять пилу в пропиле. Выдалбливать гнездо только острым инструментом. Долото должно иметь предохранительное кольцо. При работе долотом пользоваться киянкой.
Учитель: Урок подошел к концу, прибираем учебники, идем на перемену.
Перемена между уроками 15 мин.
2 урок.
Организационный момент, вводный инструктаж:
- Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
- Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
- Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
- Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
- Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
- Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
- По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака.
Практическая работа
Учитель: Мы рассмотрели порядок выполнения соединения УК -2. Сейчас каждый из вас получит заготовку – брусок, на котором практически будет выполнять данное соединение.
Текущий инструктаж: Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Заключительный инструктаж: Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно -полезном труде.
Учитель выставляет оценки за урок, комментируя каждую.
Уборка рабочего места, укладывание рабочего инструмента на место.
Закрепление материала Ролевая игра «Учитель-ученик»
Вопрос:
1.Какие новые виды соединений мы изучили ?
2.Каким из инструментов легче и точнее работать?
3.Какие измерительные инструменты использовали и каким образом?
4. Какие приспособления использовали?
5.Какие правила при разметке и работе нужно соблюдать что бы изделие получилось качественным?
6.Какие правила при работе нужно соблюдать что бы не травмироваться?
Ученики поочередно меняясь ролями, проводят опрос друг друга в соответствующем порядке начинают отвечать на вопрос, тем самым закрепляя знания по данной теме.
Подведение итогов урока
Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок
Список литературы:
- Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
2. Мирский С.Л. «Методика профессионально- трудового обучения» во вспомогательной школе
- Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12
- Казакевич М.Л. «Технологический труд. 6 класс» -М.: Дрофа.2013.
- Мельников И.В. «Столяр. Плотник»: Учебное пособие. Издательство Феникс. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс
Урок изучения нового материала с использованием презентации....
Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
конспект урока обощения и систематизации знаний в 9 классе по теме: "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"
Цели урокаОбразовательные: - обеспечить в ходе урока повторение...
Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"
Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...
Конспект урока "Угловое концевое соединение брусков в полдерева"
Подробный консрект урока для коррекционной школы VIII вида....
Урок технологии "Шиповые соединения и их применение" 7 класс
Урок по теме "Шиповые соединения и их применение" знакомит учащихся с особенностями этого типа столярного соединения, а также основными ошибками при работе с ним....
Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-1 (7 класс).
конспект урока УК-1 ( 7класс)...