Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-1 (7 класс).
план-конспект занятия по технологии (7 класс)
конспект урока УК-1 ( 7класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-1 (7 класс). | 12.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока:
«Угловые шиповые соединения УК-1 (2 ч.).»
(7 класс)
Учитель: Мельников С.В.
г. Магнитогорск МОУ С(К)ОШ №15
Цель: Познакомить учащихся с соединением деталей изделий из древесины шиповым способом УК - 1.
Задачи: Вспомнить понятия «шип», «проушина», «гнездо», «заплечики»; ознакомить с расчетом и технологией выполнения шипового соединения УК -1 (на примере изготовления деталей рамки); развивать умение работать разметочным инструментом; формировать умение последовательного выполнения шипового соединения; воспитывать аккуратность в работе, ответственность, стремление выполнить работу до конца.
Методы обучения: рассказ, устный опрос, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Форма организации труда учащихся: теоретическая часть - фронтальная форма организации, практическая часть – групповая и индивидуальная форма организации труда.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, инструменты, приспособления: верстак, измерительный инструмент (линейка, уголок), ножовка, долото, киянка, подкладная доска, брусок.
Объект труда: деталь рамки.
Наглядность: плакаты, образец шипового соединения УК -1
.Ход занятия
1 урок.
Приветствие, справка о наличии учащихся и готовности к уроку.
Учитель: Тема нашего занятия, на котором мы начнем изучение неразъемных соединений изделий из древесины «Угловые шиповые соединения». Из пройденного материала вы знаете, что все столярные соединения деталей можно подразделить на разъемные и неразъемные. Какие соединения относятся к неразъемным, а какие к разъемным соединениям?
Ответы учащихся: К разъемным соединениям относится соединение на болтах с помощью специальной фурнитуры. Неразъемные соединения выполняются на гвоздях или шурупах, на клею.
Учитель: В столярно- мебельном производстве используются и те, и другие соединения в зависимости от назначения изделий и вида эксплуатации. Некоторые виды соединений вы уже выполняли. Какие именно?
Ответы учащихся: соединения в паз как на крестовине для новогодней ёлки.
Учитель: На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности. Ранее мы познакомились в паз , или как ещё говорят в четверть.
Сегодня начнем изучение угловых соединений. В шиповых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др. (Наглядное пособие).
Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный (УК-1) имеет один шип.
Приступая к изготовлению какого-либо изделия, нужно выбрать из многих вариантов соединений наилучший. Необходимо прежде всего, чтобы соединение обладало достаточной прочностью и было просто в выполнении. Кроме того, следует учитывать наличие необходимого инструмента, стремиться к наиболее экономному расходованию материалов, а также, чтобы последующую отделку изделия можно было вести без дополнительной обработки.
Рассмотрим эти требования по порядку на примере изготовления Соединения УК-1. (Показать готовое соединение учащимся). В чем его отличие от других видов соединения?
Ответ учащихся: Угловое концевое на шип одинарный, имеет один шип и одну проушину.
Учитель: Это довольно прочное соединение, для его выполнения у вас уже имеются первоначальные знания, которые вы получили при изготовлении соединения в паз.
1---- Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей.
2---- Для получения шипа и проушины заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шип и проушину с обеих сторон заготовки. На той части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х), сначала ведут поперечную разметку (демонстрация размеченной заготовки).
3---- Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер.
4---- С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам.
5---- Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают их с помощью линейки и карандаша по торцу и кромкам продольными линиями.
6---- После разметки проушины и шип запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в зажиме верстака с и делают запил.
7---- Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление (демонстрация запиленной заготовки). Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки, не заходя за линию поперечной разметки.
8---- Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины. Щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой (демонстрация выпиленной заготовки).
9---- Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской .
10---- Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. (демонстрация сборки) Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем. Собрав и склеив изделие его сжимают в углах струбцинами. Какие инструменты и приспособления понадобятся для выполнения данного изделия?
Ответ учащихся: Верстак, линейка, угольник, ножовка, долото, киянка, подкладная доска, брусок-направитель.
Учитель: Вы правильно перечислили все приспособления и инструменты. Но чтобы ими воспользоваться вспомним технику безопасности при практической работе в мастерской. Общие правила при практической работе в мастерской? Как работать за верстаком? Работа с ножовкой, долотом, киянкой?
Ответы учащихся: Работать в мастерской необходимо в спецодежде, работать за своим рабочим местом, инструмент хранить в лотке верстака, выполнять только ту работу, которую поручил учитель, не отвлекаться и не отвлекать других. Работать можно только исправным инструментом. Ножовку переносить в опущенной руке зубьями вниз, при пилении пользоваться направителем. При работе нельзя держать руку у зубьев полотна пилы и лезвия инструмента, не оставлять пилу в пропиле. Выдалбливать гнездо только острым инструментом. Долото должно иметь предохранительное кольцо. При работе долотом пользоваться киянкой.
Учитель: Урок подошел к концу, закрываем тетради, идем на перемену.
Перемена.
2 урок.
Организационный момент, вводный инструктаж:
- Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
- Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
- Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
- Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
- Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
- Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
- По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака.
Практическая работа
Учитель: Мы рассмотрели порядок выполнения соединения УК -1. Сейчас каждый из вас получит заготовку – брусок, на котором практически будет выполнять данное соединение.
Текущий инструктаж: Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Заключительный инструктаж: Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно -полезном труде. Учитель выставляет оценки за урок, комментируя каждую.
Уборка рабочего места, укладывание рабочего инструмента на место.
Закрепление материала Ролевая игра «Учитель-ученик»
Вопрос:
1.Какие новые виды соединений мы изучили ?
2.Каким из инструментов легче и точнее работать?
3.Какие измерительные инструменты использовали и каким образом?
4. Какие приспособления использовали?
5.Какие правила при разметке и работе нужно соблюдать что бы изделие получилось качественным?
6.Какие правила при работе нужно соблюдать что бы не травмироваться?
Ученики поочередно меняясь ролями, проводят опрос друг друга в соответствующем порядке начинают отвечать на вопрос, тем самым закрепляя знания по данной теме.
Подведение итогов урока
Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок
Список литературы:
- Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
2. Мирский С.Л. «Методика профессионально- трудового обучения» во вспомогательной школе
- Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12
- Казакевич М.Л. «Технологический труд. 6 класс» -М.: Дрофа.2013.
- Мельников И.В. «Столяр. Плотник»: Учебное пособие. Издательство Феникс. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс
Урок изучения нового материала с использованием презентации....
Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
конспект урока обощения и систематизации знаний в 9 классе по теме: "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"
Цели урокаОбразовательные: - обеспечить в ходе урока повторение...
Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"
Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...
Конспект урока "Угловое концевое соединение брусков в полдерева"
Подробный консрект урока для коррекционной школы VIII вида....
Урок технологии "Шиповые соединения и их применение" 7 класс
Урок по теме "Шиповые соединения и их применение" знакомит учащихся с особенностями этого типа столярного соединения, а также основными ошибками при работе с ним....
Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-2 (7 класс).
Конспект ук-2 7 класс...