Конспект урока: «Угловые шиповые соединения УК-1 (7 класс).
план-конспект занятия по технологии (7 класс)

Мельников Сергей Владимирович

конспект урока УК-1 ( 7класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока:  

                                   «Угловые шиповые соединения УК-1 (2 ч.).»

                                                             (7 класс)

Учитель: Мельников С.В.

г. Магнитогорск  МОУ С(К)ОШ №15

Цель: Познакомить учащихся с соединением деталей изделий из древесины шиповым способом УК - 1.

Задачи: Вспомнить понятия «шип», «проушина», «гнездо», «заплечики»; ознакомить с расчетом и технологией выполнения шипового соединения УК -1 (на примере изготовления деталей рамки); развивать умение работать разметочным инструментом; формировать умение последовательного выполнения шипового соединения; воспитывать аккуратность в работе, ответственность, стремление выполнить работу до конца.

Методы обучения: рассказ, устный опрос, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Форма организации труда учащихся: теоретическая часть - фронтальная форма организации, практическая часть – групповая и индивидуальная форма организации труда.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование, инструменты, приспособления: верстак, измерительный инструмент (линейка, уголок), ножовка, долото, киянка, подкладная доска, брусок.

Объект труда: деталь рамки.

Наглядность: плакаты, образец шипового соединения УК -1

.Ход занятия

1 урок.

Приветствие, справка о наличии учащихся и готовности к уроку.

Учитель: Тема нашего занятия, на котором мы начнем изучение неразъемных соединений изделий из древесины «Угловые шиповые соединения». Из пройденного материала вы знаете, что все столярные соединения деталей можно подразделить на разъемные и неразъемные. Какие соединения относятся к неразъемным, а какие к разъемным соединениям?

Ответы учащихся: К разъемным соединениям относится соединение на болтах с помощью специальной фурнитуры. Неразъемные соединения выполняются на гвоздях или шурупах, на клею.

Учитель: В столярно- мебельном производстве используются и те, и другие соединения в зависимости от назначения изделий и вида эксплуатации. Некоторые виды соединений вы уже выполняли. Какие именно?

Ответы учащихся: соединения в паз как на крестовине для новогодней ёлки.

Учитель: На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности. Ранее мы познакомились  в паз , или как ещё говорят в четверть.

       Сегодня начнем изучение угловых соединений. В шиповых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др. (Наглядное пособие).

        Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный (УК-1) имеет один шип.

        Приступая к изготовлению какого-либо изделия, нужно выбрать из многих вариантов соединений наилучший. Необходимо прежде всего, чтобы соединение обладало достаточной прочностью и было просто в выполнении. Кроме того, следует учитывать наличие необходимого инструмента, стремиться к наиболее экономному расходованию материалов, а также, чтобы последующую отделку изделия можно было вести без дополнительной обработки.

        Рассмотрим эти требования по порядку на примере изготовления Соединения УК-1. (Показать готовое соединение учащимся). В чем его отличие от других видов соединения?

Ответ учащихся: Угловое концевое на шип  одинарный, имеет один шип и одну проушину.

Учитель: Это довольно прочное соединение, для его выполнения у вас уже имеются первоначальные знания, которые вы получили при изготовлении соединения в паз.

   1----    Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей.

    2----    Для получения шипа и проушины заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шип и проушину с обеих сторон заготовки. На той части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х), сначала ведут поперечную разметку (демонстрация размеченной заготовки).

    3----    Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер.

    4----    С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам.

     5----   Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают их с помощью линейки и карандаша по торцу и кромкам продольными линиями.

     6----   После разметки проушины и шип запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в  зажиме верстака с и делают запил.  

     7----   Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление (демонстрация запиленной заготовки). Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки, не заходя за линию поперечной разметки.

    8----    Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины. Щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой (демонстрация выпиленной заготовки).

     9----  Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской .

      10----  Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. (демонстрация сборки) Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем. Собрав и склеив изделие его сжимают в углах струбцинами. Какие инструменты и приспособления понадобятся для выполнения данного изделия?

Ответ учащихся: Верстак, линейка, угольник, ножовка, долото, киянка, подкладная доска, брусок-направитель.

Учитель: Вы правильно перечислили все приспособления и инструменты. Но чтобы ими воспользоваться вспомним технику безопасности при практической работе в мастерской. Общие правила при практической работе в мастерской? Как работать за верстаком? Работа с ножовкой, долотом, киянкой?

Ответы учащихся: Работать в мастерской необходимо в спецодежде, работать за своим рабочим местом, инструмент хранить в лотке верстака, выполнять только ту работу, которую поручил учитель, не отвлекаться и не отвлекать других. Работать можно только исправным инструментом. Ножовку переносить в опущенной руке зубьями вниз, при пилении пользоваться направителем. При работе нельзя держать руку у зубьев полотна пилы и лезвия инструмента, не оставлять пилу в пропиле. Выдалбливать гнездо только острым инструментом. Долото должно иметь предохранительное кольцо. При работе долотом пользоваться киянкой.

Учитель: Урок подошел к концу, закрываем тетради, идем на перемену.

Перемена.

2 урок.

             Организационный момент, вводный инструктаж:

  • Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
  • Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
  • Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
  • Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
  • Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
  • Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
  • По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака.

                                      Практическая работа

Учитель: Мы рассмотрели порядок выполнения соединения УК -1. Сейчас каждый из вас получит заготовку – брусок, на котором практически будет выполнять данное соединение.

Текущий инструктаж: Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж: Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно -полезном труде. Учитель выставляет оценки за урок, комментируя каждую.

Уборка рабочего места, укладывание рабочего инструмента на место.

Закрепление материала Ролевая игра «Учитель-ученик»

Вопрос: 

1.Какие новые виды соединений мы изучили ?

2.Каким из инструментов легче и точнее работать?

3.Какие  измерительные инструменты использовали и каким образом?

4. Какие приспособления использовали?

5.Какие правила при разметке и работе  нужно соблюдать что бы изделие получилось качественным?

6.Какие правила при работе нужно соблюдать что бы не травмироваться?

       

Ученики поочередно меняясь ролями, проводят опрос друг друга в соответствующем порядке начинают отвечать на вопрос, тем самым закрепляя знания по данной теме.

                                     Подведение итогов урока

Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок

Список литературы:

  1. Мирский С.Л.  Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.

      2. Мирский С.Л. «Методика профессионально- трудового обучения» во вспомогательной школе

  1. Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.
  2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12
  3. Казакевич М.Л. «Технологический труд. 6 класс» -М.: Дрофа.2013.
  4. Мельников И.В. «Столяр. Плотник»: Учебное пособие. Издательство Феникс. 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Соединения алюминия", 9 класс

Урок изучения нового материала с использованием презентации....

Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"

Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...

Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"

Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян...

Конспект урока "Угловое концевое соединение брусков в полдерева"

Подробный консрект урока для коррекционной школы VIII вида....

Урок технологии "Шиповые соединения и их применение" 7 класс

Урок по теме "Шиповые соединения и их применение" знакомит учащихся с особенностями этого типа столярного соединения, а также основными ошибками при работе с ним....