Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl-konspekt-soedineniya_iia.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Конспект урока по теме
«Соединения щелочноземельных металлов»
Цель: Обобщить знания учащихся и сформировать у них полное разностороннее представление
о природных соединениях щелочноземельных металлов, их свойствах, значении в
природе и использовании человеком
Задачи: 1) обучающие: усвоение учащимися представлений о природных соединениях
щелочноземельных металлов, их значении в природе и использовании
человеком;
2) развивающие: развитие умений составлять формулы веществ по их названиям и
давать названия по химическим формулам; записывать уравнения
химических реакций и рассматривать их с точки зрения
ТЭД и ОВР; отработка навыков проведения химического
эксперимента; показать взаимосвязь химии с другими предметами
(биологией, географией, ИЗО) и областями деятельности человека
(медициной, строительством, сельским хозяйством, архитектурой)
3) воспитывающие: патриотическое, эстетическое воспитание, формирование навыков
ЗОЖ (по предупреждению заболеваний опорно-двигательной
системы)
Оборудование:
- Для лабораторных работ: штатив для пробирок, пробирка, растворы гидроксида кальция, сульфата меди(II) и соляной кислоты, фенолфталеин, коллекции природных соединений щелочноземельных металлов в чашках Петри;
- Для демонстраций: штатив для пробирок, пробирка, оксид кальция, вода, фенолфталеин, скелет человека, зубы млекопитающих, яйца, упаковки от зубных паст, кораллы, жемчуг, мел, мрамор, известняк; коллекция химических соединений щелочноземельных металлов
- Для окончания урока: раздаточный материал
- Технические средства: компьютер, колонки, медиапроектор, экран.
Структура урока:
- Организационный момент
- Повторение пройденного материала
- Изучение нового материала: 1) Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция. Оксид и гидроксид кальция. Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)»; 2) Соли щелочноземельных металлов. Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция». Применение солей
- Закрепление полученных знаний
- Домашнее задание
- Окончание урока
7. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос:
Где в ПСХЭ находятся щелочноземельные металлы?
Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам?
Почему они так называются?
Назовите общую особенность в строении атомов элементов II группы главной подгруппы.
Как строение атомов IIА определяет их свойства?
Как меняются металлические свойства элементов IIА группы с увеличением заряда их ядер?
Каково значение кальция в организме человека?
3. Изучение нового материала
Генетические ряды щелочноземельных металлов на примере кальция.
Оксид и гидроксид кальция
Задание. Заполните таблицу:
Название веществ | Формулы соединений |
CaCl2 | |
Карбонат кальция | |
Фосфат кальция | |
CaO | |
Гидроксид кальция | |
BaSO4 | |
Сульфат кальция |
? Каким цветом выделены формулы и названия оксидов, гидроксидов, солей?
Задание. Используя формулы соединений кальция, составьте генетический ряд этого металла (работа у доски)
1 2 3
Ответ: Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3
Рассмотрим данные переходы:
- Ca + O2 → CaO (демонстрация видеоролика) (ОВР у доски)
- CaO + H2O → Ca(OH)2 (демонстрация)
Задание. Из предложенного перечня выберите формулы веществ, с которыми может реагировать оксид кальция. Запишите уравнения возможных реакций (самопроверка).
Na, SO2, MgO, HCl, CaCl2, KOH
Ответ: Как основный оксид CaO реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли:
1. СаO + SO2 = CaSO3
2. CaO + 2HCl = CaCl2 +H2O
Применение оксида кальция: используется в нефтеперерабатывающей, нефтехимической (производство присадок и смазок), химической, кожевенной и других отраслях промышленности, в промышленности строительных материалов как вяжущий материал. В пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E529 (регуляторы рН)
- Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 (демонстрация биологического опыта «Дыхание») (Качественная реакция)
У травянистых растений газообмен происходит через устьица на листьях и стеблях, у деревьев и кустарников - на стволах через чечевички или трещины
Новые слова: гашёная известь, негашёная известь, гашение, известковая вода, известковое молоко
Задание (работа с текстом учебника): используя текст учебника на странице 63, составьте соответствия
| А. Оксид кальция Б. Оксид магния В. Гидроксид кальция Г. Реакция оксида кальция с водой, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты Д. Прозрачный раствор гидроксида кальция Е. Белая взвесь гидроксида кальция в воде |
? С какими веществами ещё может реагировать гидроксид кальция? (с кислотами и солями)
Лабораторная работа «Взаимодействие гидроксида кальция с соляной кислотой и сульфатом меди(II)» ТБ!
Ca(OH)2 + 2HCl→ CaCl2 + 2H2O (ТЭД у доски)
Ca(OH)2 + СuCl2→ CaCl2 + Cu(OH)2 (ТЭД – дома)
Применение гидроксида кальция:
- при побелке помещений;
- для приготовления известкового строительного раствора и силикатного бетона;
- для умягчение воды;
- для производства известковых удобрений;
- дубление кож;
- получение других соединений кальция, нейтрализация кислых растворов (в том числе сточных вод производств), получение органических кислот;
- в пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавки E526 (регуляторы рН)
- Известковое молоко применяют в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока
Задание на дом (дополнительное): Составьте генетический ряд бария
Физкультминутка
Соли щелочноземельных металлов
На демонстрационном столе – склянки с солями (хлорид, нитрат, карбонат, фосфат, сульфат кальция)
? Опишите физические свойства представленных солей
Данные соединение встречаются и в природе в виде минералов
Лабораторная работа «Ознакомление с образцами природных соединений кальция»
Задание. Рассмотрите образцы и запишите в тетрадь названия природных соединений кальция
Применение солей:
На наш урок приглашены специалисты разных областей знаний. В своей работе они не могут обойтись без соединений щелочноземельных металлов.
Задание. По ходу выступлений заполните таблицу:
Соли | Применение солей |
Выступление строителя:
Самый важный из минералов – известняк (карбонат кальция), без которого не обходится ни одно строительство. Во-первых, он сам является прекрасным строительным камнем. Во-вторых, это сырьё для получения цемента, гашёной и негашёной извести, стекла и др. Известковой щебёнкой укрепляют дороги. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Мел применяют для побелки, а также и в школе – школьный мел.
Выступление агронома:
Среднего содержания кальция в почвах (1,37%) вполне достаточно для обеспечения физиологических потребностей растений. Тем не менее, соединения кальция вносят в почвы для химической мелиорации: известковым порошком уменьшают кислотность почв, гипсованием устраняют избыточную щёлочность. Нитрат и фосфаты кальция используются как азотные удобрения.
Выступление скульптора:
Минерал скульпторов – мрамор (карбонат кальция). Из него создавал свои прекрасные творения Микеланджело.
Сульфат кальция встречается в природе в виде минерала гипса. Его используют для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс – алебастр.
Выступление хирурга:
Гипс используем и мы, медики, для наложения фиксирующих гипсовых повязок. Сульфат магния, известный под названием горькая или английская соль, используют в качестве слабительного средства. Он содержится в морской воде и придаёт ей горький вкус. Сульфат бария благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяют в рентгенодиагностике («баритовая каша») для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта. Остальные соединения бария токсичны.
Из всех заболеваний подростков на первом месте стоят нарушения опорно-двигательного аппарата. Одна из причин – недостаточное содержание кальция в пище. Замедление поступления кальция в костную ткань вызывает деформацию костей у взрослых и рахит у детей. Человек должен получать в день 1,5г кальция. Наибольшее его количество содержится в сыре, твороге, петрушке, салате. Другой хороший источник пищевого кальция, часто не берущийся в расчет - мягкие кости лосося и сардин, которые мы съедаем при потреблении этой пищи.
Выступление стоматолога:
А сколько соединений кальция в составе любой зубной пасты! Из зубной пасты доставляются кальций, фосфор и магний. Кальций и фосфор являются основными строительными элементами эмали зуба. На протяжении всей жизни человека они участвуют в обменных процессах. Необходимость такой добавки обусловлена потребностью зубов в этих элементах при кариесе, и в еще большей степени при некариозных поражениях зубов. Некариозные поражения зубов чаще всего связаны с нарушениями функции щитовидной, поджелудочной, половых желез, заболевания ЖКТ и др., а так же с влиянием внешних неблагоприятных воздействий (ежедневная длительная - более 6 часов - работа с компьютером, экологические влияния) вызывающих заметную убыль минеральных компонентов в тканях зуба, ведущих в начале к повышенной чувствительности зубов, а затем к повреждению в виде кариеса. В связи с этим местное применение паст, содержащих фосфорно-кальциевые добавки, позволяет не только предупредить, но и в известной степени компенсировать потери при наличии заболевания.
Проверка работы некоторых учащихся по заполнению таблицы
Выступление биолога (учитель):
Соединения кальция входят в состав скелетов и зубов позвоночных животных. Такие скелеты называются внутренними, и образованы они фосфатом кальция. На долю кальция приходится более 1,5% массы тела человека, 98% кальция содержится в костях.
? Перечислите функции скелета
! Опорная, защитная, двигательная, кроветворная
А какой ещё тип скелета встречается в природе?
! Наружный
? Какое соединение кальция входит в состав наружного скелета?
! Карбонат кальция
? У каких животных наружный скелет образован карбонатом кальция?
! Раковинные корненожки, кораллы, моллюски (раковина, жемчуг)
? Как образуется жемчуг?
! Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Далее вокруг предмета -"затравки" происходит отложение перламутровых слоёв. Добыча морского жемчуга ведётся главным образом в Красном море и Персидском заливе, а также у берегов Шри-Ланки и Японии. Пресноводный жемчуг добывается в Германии, России, Китае и странах Северной Америки. В настоящее время ведётся не только поиск природного жемчуга, но и выращивание его в промышленных масштабах (особенно в Японии). Внутрь устрицы помещаются бусинки из прессованных раковин, после чего устрицы возвращаются в воду. Через определённое время бусины, покрытые слоями перламутра, извлекаются из устриц. Искусственный жемчуг в последнее время широко используется как популярный компонент для создания бижутерии и украшений своими руками. Современные технологии позволяют создать искусственные жемчужины любых размеров, форм и цветов, при этом стоимость такого жемчуга существенно ниже натурального. История знает много примеров поистине гигантских жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не живут больше 150—200 лет, после этого срока камень, увы, рассыпается.
Выступление географа:
У нас в Карелии есть город, на гербе которого изображён жемчужный венок на голубом поле. Это Кемь. Именно кемский жемчуг из рек Керети, Кеми и Куземки очень хвалили специалисты, считали его образцом пресноводного русского жемчуга «по цвету, блеску и форме». Карельский жемчуг цвет имел серебристый, чуть-чуть голубоватый. Конечно же, самые крупные жемчужные зерна превращали в бусы. Кроме того, им расшивали одежду и головные уборы поморских девушек. В них каждая поморка по праздникам выглядела настоящей царевной. Такими нарядами очень дорожили, берегли их и передавали из поколения в поколение. Мелким жемчугом украшали оклады икон в монастырях, расшивали праздничную одежду священников. Во времена его былой популярности много драгоценных зерен продавалось и за границу. Хитрые иностранные купцы охотно скупали поморский жемчуг, а иногда ввозили его снова в Россию под видом более дорогого «восточного». Поморский жемчуг практически перестали добывать в кемских реках почти 100 лет назад: мало стало перловиц, упали цены на эти прекрасные дары кемских рек. Но времена меняются: сегодня по подсчетам специалистов, в одной из рек северной Карелии обитает около 5 миллионов жемчужниц. Значит, старинный герб Кеми имеет не только историческое значение. Современная Кемь украшена по-настоящему богатым жемчужным венком!
Выступление биолога (учитель):
Мы практически ежедневно встречаемся с ещё одним объектом природы, который на 90% образован карбонатом кальция. Отгадайте загадку:
Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птенчика
Может превратиться (Яйцо).
Более десяти лет исследований показали, что яичная скорлупа идеальный источник кальция, который легко усваивается организмом.
Готовят скорлупу так. Яйца моют в теплой воде с мылом, хорошо ополаскивают. Белок и желток выливают из яйца, а скорлупу еще раз прополаскивают и на 5 минут помещают в кипящую воду. Скорлупа яиц, сваренных вкрутую чуть менее активна, но зато готова к использованию. Дозировка от 1,5 до 3 г. в зависимости от возраста. Растереть скорлупу в порошок лучше в ступке. Принимать с утренней едой - с творогами или кашей (раздаточный материал).
- Закрепление полученных знаний
Тест с взаимопроверкой
Задание: Какие утверждения верны?
- Все элементы II группы главной подгруппы относятся к щелочноземельным металлам
- Оксид кальция реагирует с кислотными оксидами и кислотами, образуя соли
- Негашёная известь – это гидроксид кальция
- Помутнение известковой воды вызывает угарный газ
- Карбонат и фосфат кальция - это нерастворимые соли
- Алебастр – это полуводный гипс
- Внутренний скелет характерен для позвоночных животных
- В организме человека 98% кальция содержится в костях
- Яичная скорлупа образована фосфатом кальция
- Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных
- Домашнее задание
Обязательное: § 12 стр. 62-67, ? 1 на стр. 67, закончите конспект урока
Дополнительное: Составьте генетический ряд бария, запишите уравнения химических
реакций переходов
Творческое: Придумайте сказку или задачу с привлечением знаний о щелочноземельных
металлах и их соединений
6. Окончание урока
7. Рефлексия
Источники информации:
1. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - соединения кальция и их применение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс
Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ». 9 КЛАСС.
Данный урок позволяет учащимся закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравн...
конспект урока по теме: "Щелочные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства"
конспект урока по химии в 9 классе...
Конспект урока «Электрический ток в металлах и электролитах. Действие электрического тока». 8 класс.
Цели урока. Познакомить учащимся с особенностями электрического тока в металлах и электролитах; ознакомить учащихся с превращениями энергии электрического тока в другие виды энергии.Демонстрации: нагр...
План-конспект урока по теме "Щелочные металлы".
Цель составления данной методической разработки: раскрытие опыта проведения урока по изучению темы «Щелочные металлы» с применением современных технических и ин...
Конспект урока по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс
Урок-путешествие по теме "Коррозия металлов" химия 9 класс (конспект урока, презентация к уроку)...
Урок на тему:"Щелочноземельные металлы" 9 класс.
Урок "Щелочноземельные металлы" Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный урокЗадачи урока:Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельны...