Конспект урока с ИКТ "Соединения алюминия"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок химии 9 класс по программе О.С.Габриелян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_na_temu_soedineniya_alyuminiya.doc | 111.5 КБ |
soedineiya_alyuminiya.ppt | 512.5 КБ |
pril1.doc | 25.5 КБ |
pril2.doc | 31.5 КБ |
pril3.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
с углубленным изучением отдельных предметов
Центрального района г.Волгограда
Городской форум «КОТ. Коммуникации. Образование. Технологии»
Номинация " Проекты уроков педагогов,
разработанных с использованием существующих электронных образовательных ресурсов ":
Урок химии на тему "Соединения алюминия"
Работу выполнила: Василенко Инна Владимировна,
учитель химии и биологии МОУ СОШ №44
Центрального района Волгограда.
Первая квалификационная категория, стаж работы -18 лет.
Цель. Познакомить учащихся с природными соединениями алюминия, с амфотерными свойствами оксида алюминия, гидроксида алюминия.
Тип урока:
- по основной дидактической цели: изучение нового материала.
- по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Методы урока:
- по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-
тивный, проблемно – поисковые.
2. по виду источника знаний: словесно – наглядные
3. по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа
Средства обучения:
локальная компьютерная сеть, мультимедиа.
Контроль результатов обучения:
а) по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР
Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет
Оборудование: коллекция руд алюминия, хлорид алюминия, гидроксид натрия,соляная кислота Ресурсы ЦОР:
- Иллюстрация. Боксит
- Иллюстрация.Каолин
- Мультимедийная презентация «Соединения алюминия»
- Иллюстрация.Рубин
Задачи:
Образовательные:
- применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;
- контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
- уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».
Развивающие:
- развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
Воспитательные:
- формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
- воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
- воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
общеучебные:
- а) учебно – организационные: составлять таблицы.
- б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
- в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.
План урока
1.Организационный момент.
- Промежуточный контроль знаний.
- Изучение новой темы.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
Этап урока | Формируемые результаты обучения | Действия учителя | Действия учащегося | Используемый ресурс (ссылки, скриншоты) | Объем затраченного времени |
I. Организационный момент | Проверяется готовность к уроку | Раздает листы с тестом, инструкции для выполнения лабораторной работы, лотки с реактивами, конструктивный тест (Приложение №1), таблица «Природные соединения алюминия» (приложение 2), инструкция лабораторной работы (приложение №3), объявляет этапы урока. | Дети внимательно слушают учителя | Слайд 1 презентации «Соединения алюминия» | 2 минуты |
II. Промежуточный контроль | Проверка полноты усвоения знаний прошлого урока, подготовка к восприятию нового материала | Ребята на прошлом уроке мы познакомились с алюминием. Возьмите конструктивный тест по теме «Амфотерность»,«Алюминий,физические и химический свойства» и пользуясь инструкцией, выполните его. Прошу поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. | Учащиеся выполняют конструктивный тест – 5 минут (Приложение №1). После того, как учащиеся выполнили тест, обмениваются вариантами, проверяют работу соседа и выставляют оценку, затем тесты передают на проверку учителю. | Слайд 2 презентации «Соединения алюминия» появляется на интерактивной доске и учитель дает правильные ответы, дети проверяют | 5 минут |
III. Изучение новой темы | Объяснение учителя с опорой на знания учеников.( Весь материал разбит на три блока, каждый включает актуализацию темы, объяснение нового материала, закрепление.) Актуализация знаний | Объяснение учителя. В повседневной жизни нас окружает множество металлических изделий. Мы с вами познакомились с физическими, химическими свойствами металлов, а также со сплавами, которые образуют эти металлы. Изучили свойства щелочных и щелочноземельных металлов. На прошлом уроке предметом нашего изучения стали физические и химические свойства алюминия, но до сих пор нам ничего неизвестно в каком виде встречается алюминий в природе, как его получают в чистом виде и какие соединения алюминия особенно важны для человека. На этом уроке мы непосредственно переходим к рассмотрению вышеперечисленных вопросов. Цель урока сегодня – узнать в каком виде встречается алюминий в природе, как получают чистый алюминий, какими свойствами обладают соединения алюминия. 1. Распространенность алюминия в природе (беседа с учениками) 1.Где располагается алюминий в электрохимическом ряду напряжений, насколько это активный металл? 2.Можно ли предположить в каком виде в природе встречается алюминий? Новый материал. Во время рассмотрения темы «Металлы в природе» мы действительно выяснили, что алюминий замыкает группу активных металлов, и поэтому в природе он может находиться только в виде соединений. По распространенности в земной коре алюминий занимает первое место среди металлов и третье (после кислорода и кремния) среди всех элементов. | Дети слушают объяснения учителя Ответы детей: 1.Алюминий в электрохимическом ряду напряжений металлов находится сразу после щелочноземельных металлов и является очень активным металлом.) 2. Так как алюминий очень активный металл, можно предположить, что в природе он встречается в виде соединений. Составление схемы на доске и в тетрадях. | Слайд 3 презентации | 7 мин |
Активизация познавательной активности детей | Рассмотрите коллекции «Руды алюминия», заполните пропущенные ячейки в таблице (Приложение 3). | Работа в группах –п.1,2,3 в колонке «Внешний вид» заполняются учениками, после рассмотрения образцов коллекции Коллективное устное обсуждение таблицы с классом | Демонстрация боксита, каолина,нефелина из коллекции. Рубина http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469b0-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75820/7 Раздел №22 «Соединения алюминия» Демонстрация слайдов №4 | 6 мин | |
Закрепление темы Актуализация знаний | ( Беседа с классом0 1. Назовите, в каком виде встречается алюминий в природе? 2. К каким известным химическим классам веществ можно отнести природные соединения алюминия? 3. Какое применение имеют минералы и руды алюминия? 3. Соединения алюминия: оксид алюминия, гидроксид алюминия. ( беседа с классом) 1.Назовите формулу оксида алюминия? 2.Какую химическую формулу имеет гидроксид алюминия? 3.Что такое амфотерность? Новый материал. (Объяснение учителя, демонстрация химических реакций, параллельно запись реакций в тетрадь, на доске учениками с помощью учителя.) | Дети отвечают на вопросы 1.Природные соединения алюминия разнообразны по составу.) 2.Это оксидные руды; соли: сульфаты, силикаты; гидроксид алюминия. 3.Природные соединения алюминия используются в металлургии, при изготовлении часов, шлифовальных инструментов Дети отвечают и пишут в тетради 1.Al2O3 2.Al(OH) 3) 3.Амфотерность – это способность веществ в зависимости от условий проявлять как кислотные, так и основные свойства.) | Слайд №5 | 3 мин | |
Al2O3 – белое вещество с высокой температурой кипения, амфотерный, химически пассивный Получение 2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O3 Эта же реакция используется для определения присутствия ионов алюминия, то есть является качественной реакцией. Химические свойства. (Учитель проводит демонстрацию опытов,) 1. Взаимодействие с кислотами (серная кислота) 2. Взаимодействие с щелочами (гидроксид калия), образование алюминатов | Ученики записывают уравнения реакций в тетради. | Слайд №5,6 | 5 мин | ||
Закрепление темы | (беседа) 2. Какие физические свойства оксида алюминия вы знаете? | 1.Оксид алюминия, гидроксид алюминия 2. Вещество белого цвета, имеет высокую температуру кипения | 2 мин | ||
IV. Закрепление | Провидится лабораторная работа поинструкции (приложение 3). Повторяются правила техники безопасности. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет уравнения реакций и наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты опытов обсуждаются в классе, формулируется вывод по лабораторной работе. | Возьмите Приложение 3 и выполните лабораторную работу (Инструкция) «Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности». Для закрепления материала предлагаю вам выполнить «цепочку превращения» по алюминию. Вывод по уроку. На этом уроке мы рассмотрели нахождение алюминия в природе, его соединения и их амфотерные свойства. | Работа в группах Дети выполняют задания в тетради, а затем на интерактивной доске проверяют правильность выполнения С помощью учителя ученики делается вывод по уроку. | Слайд №6 | 8 мин |
V. Домашнее задание | Проблемный вопрос. Как строение атомов металлов влияет на химические свойства элементов? Параграф 13 «Алюминй», страница 71-74, упражнение 5,6 стр.75 | Дети записывают домашнее задание в тетрадь | 2 мин | ||
VI. Подведение итогов. Рефлексия | Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает листы индивидуальной работы. | Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе. (на столах имеются карточки с баллами). Поднимите руки те, кому было сегодня интересно. Поднимите руки те, кому было сегодня трудно. Поднимите руки те, кому было сегодня легко. Спасибо, урок окончен, все свободны. | Дети поднимают руки |
Приложения
Приложение 1
Конструктивный тест по теме «Амфотерность», «Алюминий, физические и химический свойства».
Время выполнения - 5 минут
I вариант
- Что такое амфотерность?
- Напишите уравнения реакций следующих превращений
Al + HCl =
Al + Br2 =
II вариант
- Что такое алюминаты?
- Напишите уравнения реакций следующих превращений
Al + H2SO4 =
Al + S =
* В одном уравнении реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса – оценка 5 баллов
** Если затрудняетесь , можете посмотреть на образец в рабочей тетради – оценка – 4 балла.
После выполнения теста необходимо обменяться вариантами, проверить работу соседа, поставить оценку. Затем работы передать на проверку учителю.
Приложение 2
Природные соединения алюминия
Заполнить пропущенные ячейки после изучения образцов из коллекции
Название минерала | Химическая формула | Внешний вид | Применение |
Боксит | Al2O3*nH2O | Получение алюминия в чистом виде | |
Корунд | Al2O3 | Мелкозернистый, твердый | Шлифовочный материал |
Глинозем, рубин, сапфиры | Al2O3 | Прозрачные кристаллы синего и красного цвета | Драгоценые камни, лазеры, изготовлениедеталей часов |
Алунит | K2SO4*Al2(SO4)3* Al(OH)3 | Получение алюминия | |
Нефелин (алюмосиликаты) | (Na, K)2* Al2(SiO3)3 | основная масса земной коры |
Приложение 3
Лабораторная работа (Инструкция)
«Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности».
!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.
Опыт №1. Получение алюминия. В 2 пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида алюминия и гидроксида алюминия, запишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты, назовите полученное соединение, запишите наблюдения.
AlCl3 + 3KOH =
Опыт №2.Взаимодействие с кислотами. В 1 пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты, запишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты, назовите полученное соединение, запишите наблюдения.
Al(OH)3 + HCl =
Опыт №3.Взаимодействие со щелочью. В оставшуюся пробирку с гидроксидом алюминия прилейте 1 мл раствора щелочи, запишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты, назовите полученное соединение, запишите наблюдения.
Al(OH)3 + NaOH(избыток) =
Вывод: гидроксид алюминия является _____________ соединением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверь себя! I вариант Что такое амфотерность? Напишите уравнения реакций следующих превращений Al + HCl = Al + Br 2 = II вариант Что такое алюминаты? Напишите уравнения реакций следующих превращений Al + H 2 SO 4 = Al + S =
Распространение алюминия в природе
Природные соединения алюминия Боксит Al 2 O 3 розового цвета, легко крошится Получение алюминия в чистом виде Корунд Al 2 O 3 Мелкозернистый, твердый Шлифовочный материал Глинозем, рубин, сапфиры Al 2 O 3 Прозрачные кристаллы синего и красного цвета Драгоценные камни, лазеры, изготовление деталей часов Алунит K 2 SO 4 * Al 2 (SO 4 ) 3 * Al(OH) 3 серого цвета, цветные вкраплениями, твердый Получение алюминия Нефелин (алюмосиликаты) (Na, K) 2 * Al 2 (SiO 3 ) 3 серого цвета, очень твердый основная масса земной коры
Al 2 O 3 – белое вещество с высокой температурой кипения, амфотерный, химически пассивный. Получение 2 Al(OH) 3 = Al 2 O 3 + 3H 2 O 3 Al(OH) 3 – гидроксид алюминия, нерастворимое вещество, в виде бесцветного студенистого осадка. Получение AlCl 3 + 3KOH = Al(OH) 3 + 3KCl
1. Взаимодействие с кислотами (серная кислота) 2. Взаимодействие с щелочами (гидроксид калия), образование алюминатов
Закрепление материала урока. Al Al 2 O 3 AlCl 3 Al (OH) Al 2 (SO 4 ) 3 Al 2 ( SO 4 ) 3 NaAlO 2
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Конструктивный тест по теме «Амфотерность», «Алюминий, физические и химический свойства».
Время выполнения - 5 минут
I вариант
- Что такое амфотерность?
- Напишите уравнения реакций следующих превращений
Al + HCl =
Al + Br2 =
II вариант
- Что такое алюминаты?
- Напишите уравнения реакций следующих превращений
Al + H2SO4 =
Al + S =
* В одном уравнении реакции расставьте коэффициенты методом электронного баланса – оценка 5 баллов
** Если затрудняетесь , можете посмотреть на образец в рабочей тетради – оценка – 4 балла.
После выполнения теста необходимо обменяться вариантами, проверить работу соседа, поставить оценку. Затем работы передать на проверку учителю.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Природные соединения алюминия
Заполнить пропущенные ячейки после изучения образцов из коллекции
Название минерала | Химическая формула | Внешний вид | Применение |
Боксит | Al2O3*nH2O | Получение алюминия в чистом виде | |
Корунд | Al2O3 | Мелкозернистый, твердый | Шлифовочный материал |
Глинозем, рубин, сапфиры | Al2O3 | Прозрачные кристаллы синего и красного цвета | Драгоценые камни, лазеры, изготовлениедеталей часов |
Алунит | K2SO4*Al2(SO4)3* Al(OH)3 | Получение алюминия | |
Нефелин (алюмосиликаты) | (Na, K)2* Al2(SiO3)3 | основная масса земной коры |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Лабораторная работа (Инструкция)
«Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности».
!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.
Опыт №1. Получение алюминия. В 2 пробирки налейте по 1 мл раствора хлорида алюминия и гидроксида алюминия, запишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты, назовите полученное соединение, запишите наблюдения.
AlCl3 + 3KOH =
Опыт №2.Взаимодействие с кислотами. В 1 пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты, запишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты, назовите полученное соединение, запишите наблюдения.
Al(OH)3 + HCl =
Опыт №3.Взаимодействие со щелочью. В оставшуюся пробирку с гидроксидом алюминия прилейте 1 мл раствора щелочи, запишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты, назовите полученное соединение, запишите наблюдения.
Al(OH)3 + NaOH(избыток) =
Вывод: гидроксид алюминия является _____________ соединением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Алюминий"
Урок по теме "Алюминий для 9 класса...
Конспект урока по теме "Алюминий"
Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...
конспект урока по теме "Алюминий" 9 класс
урок взаимообучения, с использованием презентации...
Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ"
Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ". 9 класс...
Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."
Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....
конспект урока по теме "Алюминий"
первый урок в теме "Алюминий"...
конспект урока "Биологическая роль алюминия"
Тема урока: Биологическая и экологическая роль алюминия и его важнейших соединений. Сплавы алюминия и их применение. Производство алюминия и его сплавов в Казахстане.Цель урока: - системат...