Урок технологии "Шиповые соединения и их применение" 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему
Урок по теме "Шиповые соединения и их применение" знакомит учащихся с особенностями этого типа столярного соединения, а также основными ошибками при работе с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_tehnologii_shipovye_soedineniya_i_ih_primenenie._7_kl.docx | 519.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к презентации
Презентация по теме "Столярные шиповые соединения" знакомит учащихся с особенностями этого типа столярного соединения, а также основными ошибками при работе с ним.
Краткое содержание
- Материально-техническая база
- Дидактическое обеспечение
- Элементы шипового соединения
- Выбор числа шипов на заготовке
- Практическая работа
- Техника безопасности при работе с режущими инструментами
- Многократные шиповые соединения
Урок на тему: « Шиповые соединения и их применение» 7-й класс
Выполнил: учитель технологии Порфирьев В.П
"Шиповые столярные соединения"
Цели:
Познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины;
Совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;
Способствовать развитию технического мышления.
Тип урока:
Комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения:
Устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий (использование презентации выполненной в программе PowerPoint), практическая работа.
Ход урока:
I. Организационно-подготовительная часть
Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
II. Теоретическая часть
Повторение пройденного материала:
Вопросы:
- Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов?
- Что называют доводкой и правкой лезвия?
- Для чего нужна прифуговка зубьев пил?
- Как затачивают зубья пил для поперечной распиловки?
- Как затачивают зубья пил для продольной и смешанной распиловки?
- Как производят развод зубьев пил?
- Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?
- Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодой?
- Как настраивают и крепят нож на стругах с металлической колодой?
- Для чего служит стружколоматель?
- Как прочищают засорившийся леток?
- Перечислите правила безопасности при очистки лотка.
Изложение нового материала:
Учитель свое объяснение сопровождает показом призентации.
План рассказа учителя:
Виды столярных соединений
Разметка и запиливание шипов и проушин
Долбление проушин и гнезд. Сборка шипового соединения.
Основные виды столярных соединений
Столярные соединения бывают неразъемные и разъемные. К первым относятся соединения на гвоздях, ко вторым - на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют сравнительно быстро, но соединения не
обеспечивают высокой прочности.
Шиповые соединения деревянных изделий.
В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.
Шип - выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.
Гнездо - отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.
Проушина - гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.
В немецком языке слово "шифф", переводится как "средняя часть чего-либо", термин "шип" как средняя часть соединения детали.
Из клеевых соединений распространены шиповые. Они разделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор количества шипов на зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40..80 мм - двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм - тройными многократными.
Правила определения размеров шипов и проушин:
Размеры угловых концевых
и угловых серединных соединений определяют по формулам: S= 0.4So; S1 = S3 = 0.5(So - S1)
Углового ящичного соединения:
S1 = S3 = 6,8,10,12,14,16 мм;
l = So; S2, не менее 0,3So
Изделия с шиповым соединением деталей изготавливают по сборным чертежам.
2. Разметка и запиливание шипов и проушин
Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и
проушины с обеих сторон заготовки. На той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х).
Сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусомпо торцу икромкам продольными линиями.
После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 и делают запил.
Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.
Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части , не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины ("щечек") для получения шипа. "Щечки" спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем - с другой.
На производстве шипы и проушины получают станочники шипорезного станка. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, уметь выполнять все станочные операции, затачивать инструмент, настраивать станки.
Долбление проушин и гнезд
Долбление является обработкой древесины резанием резцом в вертикальном направлении.
Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок.
Долото предназначено для долбления гнезд и проушин. По его ручке наносят удары киянкой. Для предохранения ручки от раскалывания на нее насаживают еще одно металлическое кольцо. Рабочая часть долота иметь форму клина с углом 35º.
Стамеска применяется для зачистки шипов, гнезд и проушин, срезания фасок, подрезки подгоняемых деталей. Рабочую часть стамески затачивают под углом 20°.
Термины "долото" и "стамеска" от немецкого языка переводятся как "долбящее железо".
Долбят деталь на подкладной доске. Лезвие долота ставят параллельно линии поперечной разметки на расстоянии примерно 1 см от торца и фаской в сторону дна проушины.
Удерживая долото строго вертикально, по нему наносят удары киянкой. Затем отступают от торца на 5 -7 мм, ударяют по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины.
Устанавливают долото у линии поперечной разметки. Гнездо долбят поочередно от обеих линий поперечной разметки.
На производстве механическое долбление древесины проводят станочники цепно-долбежных станков. Они выдалбливают продолговатые отверстия с помощью резцов движущейся долбежной цепи.
4. Сборка шипового соединения
Для сборки шипового соединения шипы и проушины подгоняют до
необходимого размера, подрезают стамеской и зачищают напильником.
Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным , если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. Киянкой следует ударять
не по шипу, а через подкладную доску.
Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.
Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. В зависимости от вида клея изделие выдерживают в сжатом состоянии до 24 ч.
Шиповое соединение после сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках. Строгают, закрепив изделие клиньями на верстаке, с двух сторон на полный размах рук полным движением рубанка.
Затем строгают кромки. Изделие закрепляют в переднем зажиме верстака с подкладной доской. Шиповые соединения строгают поочередно движением рубанка от края к центру соединенной детали.
Контролируют качество работы с помощью линейки и угольника.
На производстве шиповые соединения собирают сборщики изделий из древесины.
III. Практическая часть
Практическая работа "Шиповое соединение деталей изделия из древесины"
Организация рабочего места:
Учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте.
Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, долото, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка или штангенциркуль, клей, кисти, струбцины или тиски, напильник, шлифовальная шкурка.
Вводный инструктаж.
Задания:
1. Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповым соединением;
2. Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины;
3.Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров;
4. По рассчитанным размерам разметьте шиповое соединение для изготовления рамки;
5. Запилите шипы и спилите "щечки";
6. Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;
7. Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля;
8.Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;
9.Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки;
Зачистите выданные учителем склеенные шиповые соединения;
Правила техники безопасности:
1. Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
2. Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
3. Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
4. Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
5. Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
6. Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
7.По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно
проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака;
Текущий инструктаж.
Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.
IV. Итоговая часть
Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему вы научилась на уроке?
- Где вам пригодятся знания и умения полученные на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что не понравилось?
Установка на следующий урок:
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.
Учащиеся получат знания о другом способе соединения деталей из древесины - шкантами и шурупами с нагелями.
Домашнее задание:
1.Прочитать параграф 8 в учебнике;
2.Рассмотреть различные идеи и выполнить эскизы изделий с применением шиповых соединений
Уборка рабочих мест.
Аннотация к презентации
Презентация по теме "Столярные шиповые соединения" знакомит учащихся с особенностями этого типа столярного соединения, а также основными ошибками при работе с ним.
Краткое содержание
- Материально-техническая база
- Дидактическое обеспечение
- Элементы шипового соединения
- Выбор числа шипов на заготовке
- Практическая работа
- Техника безопасности при работе с режущими инструментами
- Многократные шиповые соединения
Список используемой литературы :
1. Бобров, В.А. Справочник по деревообработке /Серия "Справочники", -Ростов н/Д:
Феникс,2003
2. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: учеб. Для учащихся 5-9 кл.
общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение,1995.
3. Самородский, А.Е., Симоненко, В.Д., Тищенко, А.Т. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 кл (вариант для мальчиков) общеобразоват. Шк.
/ под ред. Е.С. Глозман, - М.: Мнемозина,2012.
4. «Мебель своими руками» Клятис Г. Я.
«Лесная промышленность» 1989г.
5. « Столярные работы» Л.Н. Крейндлин
М. Высшая школа 1982 г.
6. Технология 6 класс:
учебник для учащихся общеобразовательных организаций
/ А.Т. Тищенко, В.Д Симоненко. – М : .Вентана- Граф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс
В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных, познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...
Урок обобщения по химии для 8 класса "Классы неорганических соединений"
Урок обобщения "Классы неорганических соединений" направлен на повторение темы. Использованы различные химические игры, позволяющие лучше усвоить материал о классах неорганических соединений: оксидах,...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неоргнических соединений.
Контрольно-зачётный урок по теме "Классификация неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений" предназначен для учащихся 8 класс и рассчитан на 2 спаренн...
Технологическая карта урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений"
Данная технологическая карта содержит цель, задачи и планируемые образовательные результаты урока "Шиповые соединения. Технология изготовления шиповых соединений". Структура технологи...
Важнейшие классы неорганических соединений.(Обобщение знаний по классам неорганических соединений.)
Урок обобщения в занимательной форме.Работа в группах....