Формирование умений необходимых для самостоятельной трудовой деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела
учебно-методический материал по технологии

Райх  Светлана Викторовна

Перед современной коррекционной  школой стоит задача максимально подготовить  и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой  и производственной деятельности. Выпускники коррекционных школ в подавляющем большинстве оказываются не полностью подготовлены к трудовой деятельности.   Главным образом,  потому что они не умеют самостоятельно работать, не могут сразу включаться в производственный процесс, долгое время не могут выполнять самостоятельно трудовые операции, не проявляют инициативы, активности.

Именно трудовому обучению открываются большие возможности для развития самостоятельности школьников в виду того, что наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится созидательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа №3»

                    «Формирование умений необходимых

для самостоятельной трудовой деятельности

у учащихся с интеллектуальными нарушениями

на уроках швейного дела»

                                                                  Учитель: Райх Светлана Викторовна

        

                                                   Прокопьевск 2021

Слайд 1

«Формирование умений необходимых для самостоятельной трудовой деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела»

 Перед современной коррекционной  школой стоит задача максимально подготовить  и адаптировать учащихся к условиям социума, к трудовой  и производственной деятельности.

Слайд2

Поэтому современный выпускник коррекционной школы   должен быть способным:

•        работать самостоятельно без помощи руководства,

•        брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,

•        проявлять инициативу, принимать решения,

•        осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде,

•        адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Выпускники коррекционных школ в подавляющем большинстве оказываются не полностью подготовлены к трудовой деятельности.   Главным образом,  потому что они не умеют самостоятельно работать, не могут сразу включаться в производственный процесс, долгое время не могут выполнять самостоятельно трудовые операции, не проявляют инициативы, активности.

      Слайд 3

      Повышение активности и самостоятельности учащихся - главная задача всей учебно-воспитательной работы школы.

В методике преподавания трудового обучения в коррекционной школе Мирский Л.Л. выделяет  следующие этапы в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:

•        вовлечение всех детей в практическую деятельность;

•        воспитание интереса к этой деятельности;

•        постоянное и постепенное усложнение заданий;

•        создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

      Именно трудовому обучению открываются большие возможности для развития самостоятельности школьников в виду того, что наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится созидательной деятельности учащихся.

Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении заданий по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами и образцами, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.

Слайд4

Поэтому работу по формированию и развитию навыков самостоятельности осуществляю именно по этим направлениям:

  • обучение учащихся навыкам планирования работы,
  • обучение составлению отчета о выполненной работе, анализ изделия.
  • работа по инструкционным и технологическим картам
  • работа по образцу изделия.

     

Слайд 5

Усвоение навыков составления плана выполнения задания.

Процесс планирования труден для учащихся с ОВЗ, они не осознают его необходимость, это связано с недостатками мотивации и мышления. Так же это объясняется и низкой способностью действовать во «внутреннем плане», т. е. с помощью воображения строить образы объекта, изменять положение и форму предмета.

 Поэтому умение планировать развиваю постепенно, начиная с 5 класса. В начале обучения дети работают по готовому плану изготовления изделия, периодически обращаясь к нему при планировании темы урока.

   Часто уже после первого урока, на котором происходило ознакомление с изделием, ученики спрашивают: «Мы завтра начнём его шить?» приходится неоднократно разбирать план изготовления изделия, пока дети не поймут, что невозможно начать шить не пройдя предшествующие шитью этапы.

Непосредственно на уроке дети учатся предвидеть последующие 1-2 операции, объясняя при этом приёмы выполнения и технические условия.  Однако есть ребята, для которых и задание такого объёма вызывает трудность, тогда им проще ответить на вопросы, касающиеся одной операции, например: «С чего нужно начать работу?», «Что нужно сделать после того, как выполнили машинную строчку?».

Учитываю здесь и то, что при проведении учителем инструктажа слишком подробные инструкции усваиваются плохо. Поэтому задание даю сжатое и понятное.

       В дальнейшем, изготовив несколько изделий по готовому плану, мы составляем план работы коллективно, в ходе беседы, т. к. некоторые трудовые процессы детям уже знакомы, в ходе планирования они знакомятся с новыми приёмами работы, расширяют свои знания.

Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, используется наглядно - словесный план, т.е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках и ОБРАЗЦЫ ПОЭТАПНОЙ ОБРАБОТКИ.

Наглядность и карточка со словесным описанием должно быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.

Варианты работы по плану:

•        учитель выставляет постепенно весь наглядный план, в коллективной беседе подбираются нужные словесные карточки на каждый пункт плана;

•        наглядный план составляется коллективно, а словесное подтверждение - одним из учеников;

•        один ученик выставляет одновременно наглядность и словесное подтверждение по пунктам плана.

Слайд 6

2 . Следующий этап – это Обучение умению выполнять задания по образцу (готовому изделию и рисунку).

В начале учащиеся проводят анализ образца по вопросам учителя, затем самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи.  Анализируемое изделие, шов, рисунок  дети должны рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то он должен сформировать вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ.

Например, «Как называется изделие? Где оно применяется? Какую форму имеет?» Ответы на вопросы мы оформляем в тетради в виде рассказа об изделии.

 

       Умение самостоятельно выполнять трудовые задания по образцу является одной из основных задач коррекционной школы. Учащиеся овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками через словесное восприятие (это слово учителя или письменное слово учебной книги), непосредственное чувственное восприятие (это демонстрация готового изделия, рисунка, а так же демонстрация приемов работы) и главная роль отводится практической деятельности (это упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся).

Слайд7

Следующее направление -  обучение технологии самостоятельной работы, с использованием письменной инструкции для учащихся. Используются инструкционные карты в учебнике и сделанные учителем.

Сначала работают  по картам поузловой обработки.  

На следующем этапе усложняются цели самостоятельной работы. На этом уровне учащиеся осознанно применяют знания на практике, анализируют задания, сравнивая с ранее выполненными, самостоятельно контролируют ход их выполнения. На данном этапе использую тесты, карточки с неполными данными, карточки с использованием иллюстраций, задания на моделирование, определение стиля, назначения одежды и многие другие.

Слайд 8

 Следующий этап: Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе. 

Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.

Требование от учащихся описания своих трудовых операций, приучает их сознательно подходить к выполнению заданий. Сначала дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания).

Вот пример диалога с учащимися после  выполнения двойного шва.

•        Какой шов мы сегодня выполняли?

•        Как нужно сложить детали?

•        Какой ширины должен быть первый шов?

•        На каком расстоянии прокладывается вторая строчка?

Ученикам, которые испытывают затруднения при отчёте, разрешаю использовать Образцы Поэтапной Обработки и план отчета.

Так же на каждом уроке трудового обучения дети сначала выставляют отметку себе за работу сами, затем оценка деятельности осуществляется учителем.  

Самооценка помогает критически осмысливать собственную деятельность на уроке и правильно реагировать на критику.

Так же на уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся ведется работа по усвоению терминологии, алгоритмы, опорные слова.

   Важное значение в усвоении технологических знаний детей с нарушением интеллекта имеют также различные игры, ребусы, кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль, создает дополнительные стимулы. Во время игры у детей развиваются наблюдательность, память мышление, речь, самостоятельность и инициатива.

      Наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у учащихся коррекционной школы, когда трудовое обучение не ограничивается формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Оно должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д.).

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование умений необходимых для самостоятельной трудовой деятельности у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках швейного дела » Выполнила: Райх Светлана Викторовна, учитель швейного дела МКОУ «Школа №3» Г. Прокопьевска

Слайд 2

С овременный выпускник коррекционной школы должен уметь: • работать самостоятельно без помощи руководства; • брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; • проявлять инициативу, принимать решения; • осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде, ; • адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Слайд 3

Этапы в воспитании активности и самостоятельности учащихся с ОВЗ: • вовлечение всех детей в практическую деятельность; • воспитание интереса к этой деятельности; • постоянное и постепенное усложнение заданий; • создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

Слайд 4

Направления ф ормирования и развития навыков самостоятельности : обучение навыкам планирования работы; обучение составлению отчета о выполненной работе, анализ изделия; работа по инструкционным и технологическим картам; работа по образцу изделия.

Слайд 5

Усвоение навыков составления плана выполнения задания 1.Работа по готовому плану изготовления изделия. 2. Краткие, понятные инструкции. 3. Составление плана работы коллективно, в ходе беседы. 4. Использование наглядно-словестного плана. Варианты работы по плану: • учитель выставляет постепенно весь наглядный план, в коллективной беседе подбираются нужные словесные карточки на каждый пункт плана; • наглядный план составляется коллективно, а словесное подтверждение - одним из учеников; •один ученик выставляет одновременно наглядность и словесное подтверждение по пунктам плана.

Слайд 6

Обучение умению выполнять задания по образцу (готовому изделию и рисунку) Анализ образца изделия Наименование изделия. Назначение. Из какой ткани. Основные детали. Виды отделки. Виды швов и способы обработки деталей..

Слайд 7

Р абота по инструкционно - технологическим картам

Слайд 8

Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе Отчет о выполненной работе Какое изделие изготавливаем? Какие операции выполняли? Что сделали за урок? Какие ошибки допустили? Какой следующий этап обработки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...

Доклад "Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках профессионально-трудового обучения".

В докладе рассмотрены основные направления и приемы развития самостоятельности на уроках профессионально-трудового обучения....

Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках письма, чтения, математики.

Проблема самостоятельности обучающихся коррекционной школы  не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен.Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясн...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...