Технологическая карта урока Профессионально-трудовое обучение швейное дело
план-конспект урока по технологии (9 класс)

Коваленко Надежда Ивановна

Технологическая карта урока, направленного на формирование (развитие) профессиональной ориентации и (или) самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

«Изготовление стилизованного женского головного убора – повойник»

Профориентация – профессия швея

Цели урока: познакомить учащихся с технологией изготовления повойника.

Формировать навыки работы с технологической картой, отработать навыки и скорость работы на производственном оборудовании необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии.

Задачи: развивать творческий потенциал, внимание, самоконтроль, навыки работы по плану; обогащать словарный запас учащихся.

Прогнозируемые результаты: испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Развивать самостоятельную познавательную деятельность, определение последовательностью выполнения работы, соблюдать правила безопасной работы. Формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) № 7 г. Челябинска»

Технологическая карта урока

Учитель: Коваленко Надежда Ивановна

Предмет: Профессионально-трудовое обучение швейное дело

Класс: 9

Тип урока: Комбинированный

(урок рассчитан на 90 мин)

Тема занятия: Изготовление стилизованного женского головного убора – повойник

Профориентация – профессия швея

Цели урока: Познакомить учащихся с технологией изготовления повойника;

формировать навыки работы с технологической картой;

развивать творческий потенциал, внимание, самоконтроль, навыки работы по плану; обогащать словарный запас учащихся.

Образовательные ресурсы: памятки, карточки, инструкционная карта.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, образец изделия, инструменты.                                                                                                          

Прогнозируемые результаты:

Личностные: испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;

уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность; определение последовательностью выполнения работы, соблюдать правила безопасной работы.

Предметные: формирование умений выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

отвечать на поставленные вопросы, умение формулировать учебную проблему.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Цель этапа

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Словесные  

Проверяет готовность обучающихся к уроку:

- проверка присутствующих по журналу;

- проверка наличие спец. одежды; Сближение детей для дальнейшей работы

-Здравствуйте, рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга. Поделимся хорошим настроением.

Подготовка класса к работе.                

Развитие речи, навыки коммуникативного общения.

Хороший настрой на успех.

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учащиеся учатся вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации деятельности  

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Слайд 1.

-Хочу начать наш разговор с такой фразы: - Одежда не только удобство и стиль.  Одежда - состоянием Души. Это отражение человека, а национальный костюм – это отражение всего народа. Русский народный костюм - уникальный памятник народного искусства.

Слайд 2.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с Русский народный костюм и с традиционными женскими головными уборами.

Игра «Страна мастеров» Учащиеся отвечают на вопрос. Каждый оценивает себя сам, сравнивая свои ответы с ответами на слайдах. За каждый правильный ответ ученик получает волшебную булавку с жемчужинкой и вставляет в свою игольницу.

Слайд 3-4

Вопросы:

Назовите, элементы женского костюма изображенных на слайдах?

- Правильно молодцы!

- Костюм содержит в себе различные виды прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения, ювелирного дела, вышивки, орнамента и др.

Слайд 5

Какие виды прикладного искусства вы видите в женском костюме на слайде?

Слайд 6-8

 - Молодцы!

- Важнейшая и обязательная часть повседневной и праздничной русской одежды – женские головные уборы.

Слайд 9

Давайте повторим название традиционных женских головных уборов?

Слайд 10-11

- Особенно подробно мы с вами рассмотрели традиционный головной убор повойник.

Слайд 12

Мы узнали что сейчас в моде похожие головные уборы, который тоже можно назвать повойником. 

Слайд 13

Назовите основные детали повойника.

Слайд 14

- Все вы большие молодцы, настоящие мастера!

Подводит итоги, набравшему наибольшее количество волшебных булавок вручается сертификат «Страна мастеров»

Взаимодействие детей друг с другом, называют элементы женского народного костюма по картинкам слайдов.

Рассматривают слайды, отвечают на вопрос.

Познавательные: анализ информации, сравнение;

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: контроль эмоциональных проявлений, познавательная мотивация, знакомство с историей костюма.

Учащиеся учатся осуществлять диалоговое общение.

Проверка домашнего задания

Цель: Закрепление пройденного материала

Словесные, демонстрационные (использование презентации).

Проверяет выполнение домашнего задания. Домашнее задание – составить схему блоков в технике лоскутного шитья.

- Я вам задавала составить схему блоков в технике лоскутного шитья для изготовления очелья.

- Предлагаю вам повторить порядок технологической последовательности изготовления повойника.

Работа с технологическими картами.

Учащиеся показывают свои схемы.

Рассказывают почему они выбрали именно такое цветовое сочетание.

Повторяют последовательность пошива изделия.

Познавательные: выполнение действий по предложенному условию;

Коммуникативные: мотивация, инициативное сотрудничество в поиске  смыслообразование;

Регулятивные:

логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Учащиеся ответственно подходить к выполнению домашнего задания. Анализировать выполнение домашнего задания.

Физкультминутка. Выполнять действия и движения в соответствии с видео.

Практическая работа «Изготовление стилизованного женского головного убора – повойник» с самопроверкой, ой по эталону и проверкой учителем.

Цель: Применять полученные знания в разных учебных ситуациях

и практической деятельности.

Словесные (объяснение), демонстрационные (использование презентации), наглядная,

практическая (пошив изделия)

Научить использовать теоретические и  практические навыки, умения.

Проводит инструктаж по технике безопасности на уроках технологии. Слайд 15

Разъяснение учащимся задач практической работы;

ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;

Слайд 16

ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

-ознакомление учащихся с учебно-технической документацией.

- У вас на рабочих столах разложены детали кроя изделия, и дополнительные детали для изготовления очелья.

Проверим наличие всех деталей кроя.        Очелье – состоит из девяти деталей;        Донышко – одна деталь;        Эластичная тесьма.        Очелье – состоит из девяти деталей;        Донышко – одна деталь        Эластичная тесьма.

- Используя готовые детали кроя, приступаем к изготовлению стилизованной косынки-повойника.

Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

Выполняют практическую работу в соответствии с технологической картой.

Познавательные: анализ  информации, постановка и решение проблем, отработка навыков;

Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулировать собственное высказывание, осуществлять самоконтроль;

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, самостоятельность. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учащиеся учатся самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом,  планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.

Рефлексия (Итог урока)

Цель: Организация проведения самооценки

Словесный (опрос), подведение итогов.

Организует рефлексию «Незаконченное предложение».

Слайд 17

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на экране:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Слайд 18

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: умение сформировать алгоритм деятельности, выявление допущенных ошибок и обоснование способа их исправления. Личностные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Учащиеся осознают потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

Учатся  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.




Предварительный просмотр:

Учебно-методическое обеспечение

Литература для педагога

  1. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-11022019-n-05-108-o-professionalnom/ 
  2. Новые учебные программы: Трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. / ред. А.М. Щербаковой – М.: Просвещение,2011 -  300с.
  3. Полянская, Л.И. Об организации инновационной деятельности в специальной коррекционной школе - интернате 8 вида / Л.И. Полянская //Дефектология.-№2.-2005
  4. Методическое пособие по изучению курса "Искусство кройки и шитья" [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-izucheniyu-kursa-iskusstvo-kroyki-i-shitya-3938995.html 
  5. Семибратова-Г.-Н.-Основы-щвейного-производства.pdf [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://sakhgu.ru/wp-content/uploads/page/recordpdf
  6. Технологическая карта урока по ФГОС образец 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://dogovor-obrazets.ru/образец/Карта/Технологическая_карта_урока_по_фгос
  7. Физкультминутка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/13334660161841793515
  8. Особенности национальной русской женской одежды Исследовательская работа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/4202212/post405171527/
  9. «Школа и производство» № 05-2020 19/07/20 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pressa.ru/ru/magazines/shkola-i-proizvodstvo-#/ 
  10. Доклад по технологии Головные уборы на Руси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shareslide.ru/tehnologiya/prezentatsiya-po-tehnologii-golovnye-ubory-na 
  11. Сшить повойники своими руками [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://domnz.ru/sshit-povoyniki-svoimi-rukami/ 
  12. «Ярмарка мастеров» мастер-класс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/2874757-shem-starinnyj-golovnoj-ubor-povojnik 
  13. Готовые выкройки и порядок пошива повойников собственноручно [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vikroyki.jofo.me/1956085.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологической карты урока по технологии"Подготовка швейной машинки к работе" 5 класс" раздел машиноведение

Цель  урока :Изучение подготовки  швейной машинки  к работе Задачи:- обучающие: закрепить знания учащихся об устройстве  швейной машины   -развивающие: сп...

игры на уроках по трудовому обучению (швейное дело)

игры применяемые на уроках по швейному делу...

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" в 5 классе

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом"  в 5 классе. Цель урока: научить учащихся обрабатывать верхний срез мешочка...

технологическая карта урока технологии по теме "Швейная машина"

Подробная разработка урока по ФГОС в форме технологической карты...

Урок по трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе Тема: «Обработка аппликации».

Урок по трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе. Тема: «Обработка аппликации». Проводиться с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) «Проектная деятельность. Этапы выполнения проекта»

Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело)«Проектная деятельность. Этапы выполнения проекта»...