игры на уроках по трудовому обучению (швейное дело)
материал по технологии по теме
игры применяемые на уроках по швейному делу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_urokakh_shveynogo_dela.docx | 48.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на уроках швейного дела.
Задание. Собери пословицы из частей «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбца подбери окончание из правого столбца.
За двумя зайцами погонишься, | 1.не суйся воду. 2.ни одного не поймаешь. 3.полезай в кузов. |
Взявши за гуж, | 1) как его малюют |
Как волка не корми, | 2)будешь дуть на воду |
Не говори «гоп», | 3)а он все в лес глядит |
Обжегшись на молоке, | 4)не говори, что не дюж |
Не так страшен черт, | 5)пока не перепрыгнешь |
Курочка по зернышку клюет | 1)люби и саночки возить |
Готовь сани летом, | 2)а телегу зимой |
Любишь кататься, | 3) ни одного не поймаешь |
Сколько веревочке не виться. | 4)да не укусишь |
Близок локоть, | 5)да сыта бывает |
Задание. Подбери к технологическому термину и содержанию работы правильные примеры применения.
Сметать-это значит соединить временно сметочными стежками две детали или два среза одной детали. | Сметать две одинаковые по размеру детали, стежками временного назначения. Например: сметать детали мешочка. |
Закрепить подогнутый край среза стежками временного назначения. Например: закрепить подогнутый срез платка. | |
Закрепить срез ткани от осыпания обметочными стежками. Например: обметать срезы мешочка.
|
Заметать - это значит закрепить временно подогнутые срезы детали сметочными стежками. | Соединить временно две одинаковые по размеру детали строчкой временного назначения. Например: соединить детали мешочка. |
Закрепить подогнутый срез детали строчкой временного назначения. Например: закрепить подогнутый срез платка строчкой временного назначения. | |
Обработать срез детали обметочными стежками от осыпания среза. |
Стачать-это значит соединить две примерно одинаковые детали машинной строчкой. | Соединить временно две одинаковые по размеру детали строчкой временного назначения. Например: соединить детали мешочка. |
Закрепить подогнутый срез детали строчкой временного назначения. Например: закрепить подогнутый срез платка строчкой временного назначения. | |
Соединить две детали одинаково размера машинной строчкой. |
Притачать-это значит соединить две детали, когда одна деталь значительно меньше другой. | Соединить две детали одинаково размера машинной строчкой. |
Закрепить подогнутый срез детали строчкой временного назначения. Например: закрепить подогнутый срез платка строчкой временного назначения. | |
Соединить две детали машинной строчкой, когда одна деталь значительно больше другой. Например: Соединить обтачку с основной деталью. |
Отутюжить-это значит удалить замины на готовом изделии или отдельных деталях. | Закрепить подогнутый край детали машинной строчкой. Например: закрепить подогнутый край платка. |
Соединить две детали машинной строчкой, когда одна деталь значительно больше другой. Например: Соединить обтачку с основной деталью. | |
Удалить с помощью утюга замины на готовом изделии. Например: отутюжить платье. |
Разутюжить-это значит разложить припуск шва на две стороны и закрепить их в таком положении. | Удалить с помощью утюга замины на готовом изделии. Например: отутюжить платье. |
Разложить припуски шва в одну сторону и закрепить их в таком положении. Например: Закрепить припуски стачного шва в одном направлении с помощью утюга. | |
Разложить припуски шва в разные стороны и закрепить их в таком положении с помощью утюга. Например: Разутюжить припуск стачного шва. |
Задание. Учащиеся должны дать общее понятие из набора слов.
1.Шатун, кривошип, пусковое колесо, приводной ремень, шкив главного вала.
( Устройство ножного привода).
2.Механизм иглы. Механизм челнока. Механизм нитепритягивателя. Механизм двигателя ткани.
( Рабочие механизмы швейной машины).
3.Шкала деления. Длина стежка. Рычаг регулятора. Машинная закрепка.
(Регулятор строчки).
4.Колба. Лезвие. Острие иглы. Ушко. Лыско. Желобок. Номер иглы.
(Машинная игла)
5 Корпус. Защелка. Установочный палец Пластинчатая пружина. Винт.
(Шпульный колпачок).
6.Катушечный стержень. Нитенаправитель. Шайбы натяжения верхней нитки. Нутепритягиватель. Ушко иглы.
(Заправка верхней нити).
7.Лицевая и изнаночная сторона. Долевая нить. Поперечная нить. Переплетения нитей. Кромка. (Ткань).
«ДОМИНО».
Задание формы игры. Последовательность обработки швейного изделия это может быть или последовательность обработки, какого- то узла швейного изделия.
Учащимся раздаю карточки этапами обработки швейного изделия или узла.
Например: выполнение стачного шва.
Стачной шов относиться к машинным швам. |
Он относится к соединительным швам. |
Для выполнения стачного шва нужны две детали. |
Детали складываем лицевой стороной внутрь, сметываем. |
Стачиваем, ширина шва 1см-1см5мм. |
Удаляем нитки временного назначения. |
Проверяем правильность выполнения машинной работы. |
Шов проутюживаем. |
Срезы обметываем. |
Собрать текст последовательности обработки стачного шва.
На каждой карточке написано слово, но буквы в нем переставлены, учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано.
А Л Г И (игла).
ШИНАМА (машина).
РТУКФА (фартук).
ЕЯШВ (швея).
ТКНИА (нитка).
ДОЖХУНИК (Художник)
КРОЙЗАЩИК (закройщик).
РВАПО (провар).
ЛЯРМА (маляр).
НОЛОГТЕХ (технолог).
Игра» Отгадай пословицы».
Предлагаю командам собрать пословицы. (Пословицы разделаны на части командам предлагается собрать их, какая команда быстрее соберет).
Без туда -…………………….. не выловишь рыбку из пруда.
Без охоты - ……………………. нет работы.
Без ремесла – ………………… как без рук.
Без дела жить -………………. только небо коптить.
Без топора не плотник -………….. без иглы не портной.
Люби дело -………………….. мастером будешь.
Дело мастера -……………… боится.
Семь раз отмерь -………………. один раз отрежь.
Была бы охота -………………….. заладится всякая работа.
Игра - головоломка.
Прочтите название инструментов. Читать можно по горизонтали и вертикали.
Н | А | П. | С | Н | О | Д | |
Г | Л | А | Е | П. | Н | Ж | А |
О | Т | С | Р. | И | И | Ц. | Ы |
К | Б | У | Л | Ц | А | К | Р |
А | К | В | А | К | О | Ч | ю |
Загадки
---Конь стальной, хвост льняной. (Игла)
.---Маленькая головка на пальце сидит.
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Наперсток)
.---Инструмент бывалый - не большой, не малый.
У него полно забот - он и режет и стрижет. (Ножницы).
---Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить неполадки
И навести на брюках складки. (Утюг).
---Древесину ест едок,
Сто зубов в один рядок. (Пила).
---И сияет, и блестит, никому оно не льстит.
А любому правду скажет - все как есть, ему покажет. (Зеркало).
---Начертить без меня что-нибудь сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья, кто же я? (Линейка).
Конкурс-эстафета.
Участвуют все игроки команды. На столе против каждой команды лежат инструменты и материалы; Шаблон, линейка, ножницы, мел, игла, нитки, наперсток, швейная машина, утюг.
Задание. Выполнить командой стачной шов взаутюжу. (Капитанам распределить обязанности между членами команды последующей схеме).
- Чертежница. (Чертит на ткани с помощью шаблона будущую деталь для выполнения машинного шва).
- Закройщица. (Раскраивает детали по намеченным линиям).
- Оператор ручных работ. (Сметывает детали).
- Оператор машинных работ. (Стачивает детали).
- Утюжильщица.
6. Контролер ОТК.
«Клуб Почемучек».
Цель: развитие словесно-логического мышления, диалогической речи, увеличение объема долговременной памяти.
На этапе закрепления пройденного на уроке материала ученицам предлагается задавать друг другу вопросы. Вопрос должен быть поставлен четко, ясно. Предложение ответа должно быть составлено правильно, грамотно. Непременное условие: ученица, задавая вопрос должна знать ответ на него, т.к. в случае, если ответа не последует, ей надо будет самой ответить на свой вопрос.
«Модельер».
Цель: развитие умения сравнивать и анализировать, развитие мыслительной и творческой деятельности, полноты восприятия, эстетического и художественного вкуса.
Сделать альбом из 5-6 листов белой бумаги. На все страницы альбома перевести шаблон изделия, причем линия талии везде должна совпадать (для этого через все страницы альбома сделать проколы. Разрезать листы по проколам). Нарисовать модели, раскрасить их. Цвет ткани во всех моделях один и тот же, а отделка разная. Листая разрезанные страницы, и совмещая их верхние и нижние части, можно создавать новые модели.
В верхнем правом углу каждой страницы поставить буквы А, Б, В, Г… Внизу справа страницы пронумеровать 1, 2, 3, 4… Оставив верхнюю часть страницы А неподвижной, перелистывать нижнюю часть – 1, 2, 3…Так же поступать со страницами Б, В, Г…
Заполни таблицу 1, отметив знаком «+»соответствие в отделке
верхней и нижней частей изделия и знаком «-» - несоответствие. Поясни свой выбор.
Нижняя часть стр. | Верхняя часть страницы | ||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | |||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
«Опиши Фасон».
Цель: развитие креативности мышления, процессов сравнения; точности, полноты восприятия.
Ученицам предлагается рассмотреть модели, найти сходство и различия между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видов отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей, пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Учитель предлагает им подумать и придумать новые фасоны, зарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают лучшую модель.
«Разыскивается».
Цель: развитие операции анализа и синтеза, умение выделять их общего частное, формирование связных высказываний, развитие внимания.
В соответствии с темой урока ученицам предлагаются различные модели, изображающие одно и то же изделие, имеющее небольшие отличия. Учитель читает описание модели изделия, а ученицы ищут соответствующее изделие, свой выбор обосновывают.
«Логический поезд».
Цель: развитие вариативного мышления, операций анализа и синтеза, связной устной речи.
Для игры берутся карточки единого формата с изображениями разных
предметов и изделий, относящихся к швейному делу. Выкладывается первая карточка – «паровоз». Затем ученицы по очереди выбирают карточки – «вагоны». Присоединить вагон к составу можно, объяснив, что общего у данного изображения с предыдущим. Например:
«Примите заказ».
Цель: развитие процессов анализа и сравнения развитие полноты, точности восприятия, развитие внимания, творческого воображения.
К доске вызывается одна ученица. Ей дается карточка с моделью изделия (например, платья). Она должна описать это изделие, а все остальные ученицы по этому описанию должны выполнить эскизы. Изображения исходное и полученные в результате игры сравниваются. Можно предложить ученицам рассказать, чем отличаются рисунки, и подумать, почему возникли отличия (не точно или не совсем точно передана информация, не точно ее отобразили).
«Пазлы».
Цель: развитие умения восстановления целого из частей, развитие целенаправленности в работе, развитие зрительной пространственной памяти и ориентации, развитие внимания, усидчивости.
Эту игру можно использовать для проверки знаний учащихся, умения строить чертеж швейного изделия. Для этого чертеж изделия разрезается на части, перемешивается. Ученицы должны собрать чертеж. Работа осуществляется без образца.
«Лото».
Цель: развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, развитие внимания, памяти.
На середине листа карты рисуется изделие, которое изучается, вокруг в клетках карты пишутся вопросы, или понятия, или незаконченные предложения. На маленьких карточках-фишках - ответы, названия, определения или продолжения предложений. Ученицам необходимо найти правильный ответ на карточке-фишке и накрыть ею соответствующую клетку большой карты. При правильном выполнении задания из карточек-фишек складывается общая картинка (такая же как и на большой карте – в центре), что значительно облегчает работу учителя.
«Исключение понятий».
Цель: развитие процессов обобщения и исключения, развитие внимания, речи, восприятия.
Из пяти предложенных слов, четыре сходны между собой, и их можно
объединить одним названием. Надо найти неподходящее слово и сказать, как можно назвать остальные четыре. Например, обтачать, стачать, застрочить, сметать, втачать.
«Что не подходит».
Цель: развитие умения исключать лишнее, устанавливать логические связи.
Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Справа сверху написано одно слово, а внизу - три слова. Нужно выбрать из этих трех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словами было аналогично отношению двух слов слева. Например:
нитка | рука | |
игла | ворот, рукав, платье |
«Найди пару».
Цель: развитие способности устанавливать логическую связь, умение группировать предметы, делать словесно-логическое обобщение.
На листе бумаги в столбце слева написаны первые слова
словосочетаний. Каждое слово обозначено своей буквой. В столбце справа написаны вторые слова словосочетаний. Каждое слово обозначено цифрой. Необходимо найти пару каждому слову из первого столбика во втором, составить словосочетание и записать его. Каждой паре словосочетаний дать свое объяснение.
А – шерстяная | 1 – воротник |
Б – условные | 2 – обтачка |
В – отложной | 3 – ткань |
Г - подкройная | 4 – линии |
«Прибавь свое слово».
Цель: развитие логических связей, произвольной кратковременно памяти, внимания, речи, работа над пониманием нового правила или понятия.
Задается определенная тема. Первый ученик придумывает свое слово. Второй повторяет это слово и придумывает свое. Следующий повторяет слова, сказанные до него, и прибавляет свое к цепочке слов. Так можно закреплять любое понятие, правило, признаки, свойства.
«Объедини в группы».
Цель: развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, развитие внимания.
На листе бумаги нарисованы (наклеены) различные виды одежды (верхняя одежда, легкое платье, головные уборы, нижнее белье). Необходимо разделить одежду на четыре группы двумя линиями, назвать каждую группу. Необходимо найти сходства и различия в одежде, сравнить одежду на основе выявленных признаков, сделать обобщение, умозаключение.
«Технолог».
Цель: развитие логического мышления через создание проблемной ситуации, развитие умения анализировать свои действия, давая словесный отчет о выполнении задания.
При решении этой задачи используется принцип проблемного обучения. На этапе обработки нижнего среза ночной сорочки учащиеся получают задание обработать низ фигурной формы. Ученицы выполняют известные им способы обработки края изделия и приходят к выводу, что в некоторых моделях он не пригоден. Возникает несоответствие между известными и неизвестными способами действия. Учащиеся ищут варианты выполнения задания и в результате приходят к правильному решению.
«Где мое место?».
Цель: развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, развитие памяти, внимания.
На листе бумаги изображены изделия, которые учащиеся изготавливают на уроках швейного дела. Эти изделия имеют различное количеств деталей кроя (от одной до четырех). В уголках листа расположены домики с цифрами 1, 2, 3, 4. Учащимся необходимо сгруппировать изделия по количеству деталей кроя и «расселить» по домикам. В домике 1 «поселятся» изделия, имеющие 1 деталь кроя (салфетка, сорочка без плечевого шва), в домике 2 - изделия, имеющие две детали кроя (топик) и т.д.
«Сравнение понятий».
Цель: определение степени сформированности процессов анализа и синтеза, умение обобщать.
Необходимо сравнить две модели, указать на их сходство и различия.
Выясняя свойства понятий ученица должна назвать общий существенный признак. Например, пальто и платье.
«Установление последовательности событий».
Цель: развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Картинки по изготовлению какого-либо изделия раскладываются в случайном порядке. Необходимо определить, в каком порядке должны следовать картинки одна за другой, чтобы получилось изделие, и положить их правильно, то есть установить технологическую последовательность изготовления того или иного изделия.
«Закройщица».
Цель: развитие логического мышления.
Ученицам предлагается раскладка деталей выкройки изделия в нескольких вариантах. Необходимо внимательно рассмотреть варианты раскладки изделия, выбрать самый экономный и правильный. Объяснить почему выбран именно этот вариант.
Игровые упражнения направленные на коррекционное развитие психических функций учащихся на уроках швейного дела
Задания на развитие памяти
«Пословица»
Один ученик начинает пословицу о труде, второй заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.
«Запомни»
Прочитать вслух описание фасона изделия, записать по памяти.
«Запиши»
Записать как можно больше слов относящихся например к теме «Плечевые изделия»:
а. халат;
б. блузка;
и др.
«Запомни предметы»
Запомнить разложенные на столе предметы. После изменения определить, что изменилось.
«Зарисуй по памяти»
Зарисовать фасон изделия, зачитанный вслух учителем.
Упражнения на развитие мышления.
«Выдели общее»
Предлагается ряд эскизов изделий. Надо выделить общее, что имеется в этих изделиях.
«Сравни»
Предлагается два ряда изделий, одного фасона, отличающиеся некоторыми незначительными деталями:
а) что общего между первым и вторым рядом;
б) сравни, чем отличаются модели первого и второго ряда;
в) чем отличаются модели первого ряда друг от друга.
«Классификация»
Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены общим
признаком, пятое – лишнее.
Например:
спинка, полочка, подборт, нитки, рукав.
халат, комбинезон, топ, фартук, косынка.
«Заполни пропавшие буквы»
Даны словарные слова с пропущенными буквами.
Например:
в…л…к…о (волокно);
п...я…а (пряжа);
п..л...т..о (полотно).
№ 5 «Кроссворд»
а) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.
б) Кроссворд на закрепление терминологии.
Упражнения на развитие восприятия.
«Восприятие величины предметов»
Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов.
«Найди 10 различий» (объем восприятия)
Предлагаются два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями. Показывать в течение одной минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.
Упражнения на развитие внимания
«Исправь ошибку»
а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.
б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона с ошибкой.
«Найди 10 различий»
Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.
«Найди общее»
Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях.
«Что лишнее?»
Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние детали, которые необходимо найти.
«Найди детали»
Предлагаются несколько эскизов изделий и отдельно нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали на эскизах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида
В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...
Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Изготовление цельнокроеного платья"
1. Учить учащихся выполнять пошив цельнокроеного платья. Закреплять знание технологической последовательности обработки вытачек и плечевых швов.2. Развивать мышление, на основе упражнений на развитие ...
Урок профессионально - трудового обучения (швейное дело) "Строгание широкой и узкой греней с контролем линейкой и угольника"
Конспект урока предназначен для проведения в 5 классе по предмету профессионально-трудовое обучение (столярное дело) по программе В.В. Воронковой...
Календарно-тематическое планирование уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело, 7 класс, 1,2 четверть).
Тематическое планирование разработано на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных уч...
Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" в 5 классе
Конспект урока по трудовому обучению (швейное дело) "Обработка верхнего среза мешочка швом вподгибку с закрытым срезом" в 5 классе. Цель урока: научить учащихся обрабатывать верхний срез мешочка...
Конспект урока профессионально – трудовое обучение (швейное дело) 7 класс.
Тема: «Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом»...
Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и ...