Технологическая карта урока по технологии для учащихся 5 класса «Кулинарная страничка. Блюда из яиц»
план-конспект занятия по технологии (5 класс)
Цель урока: познакомить обучающихся с яйцами, как ценным продуктом питания.
Задачи урока.
Образовательные:
1. Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце, его пищевой ценности, разнообразии блюд и яиц.
2. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц.
Развивающие:
1.Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся при проверке знаний и выполнении лабораторно-практической работы.
2. Способствовать развитию речи обучающихся.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.
2.Способствовать формированию культуры труда, культуры взаимодействия в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_uroka.docx | 62.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Технологическая карта урока
по технологии
для учащихся 5 класса
«Кулинарная страничка. Блюда из яиц»
Разработала:
Гомзякова Е.П.,
учитель технологии
Братск, 2021 г
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Гомзякова Е.П. , учитель технологии МБОУ «СОШ № 8»
Предмет: технология
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: «Кулинарная страничка. Блюда из яиц»
Продолжительность урока: 40 мин
Цель урока: познакомить обучающихся с яйцами, как ценным продуктом питания.
Задачи урока.
Образовательные:
1. Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце, его пищевой ценности, разнообразии блюд и яиц.
2. Сформировать навыки по определению доброкачественности яиц.
Развивающие:
1.Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся при проверке знаний и выполнении лабораторно-практической работы.
2. Способствовать развитию речи обучающихся.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических качеств личности.
2.Способствовать формированию культуры труда, культуры взаимодействия в коллективе.
УУД
ЛичностныеУУД: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, реализация творческого потенциала, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
Познавательные УУД: сопоставление, рассуждение, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации.
Регулятивные УУД: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
Коммуникативные УУД: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: о значении яиц в питании человека, об использовании яиц в кулинарии, о способах определения свежести яиц.
Уметь: определять свежесть яиц.
Метапредметные (УУД):
- регулятивные – целеполагание, технологическая последовательность в выполнении задания; рефлексия, оценка и самооценка;
- коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, разрешать конфликтные ситуации;
- познавательные – сопоставление способов определения свежести яиц, рассуждение, анализ учебной ситуации.
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Основные понятия: яйца диетические и столовые; овоскоп; яйца всмятку, вмешочек, вкрутую; яичница глазунья; омлет натуральный.
Межпредметные связи: история, биология
Ресурсы: основные и дополнительные:
1. Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс, - М: «Вентана-Граф», 2015.
2. Электронный учебный модуль-тест http://fcior.edu.ru/
3. Видеоурок «Блюда из яиц» http://videouroki.net/view_post.php?id=294).
Формы урока индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технология: информационно-коммуникативная, здоровьсберегеющая, технология групповой деятельности.
Необходимое оборудование и материалы.
- Компьютер, проектор, экран.
- Слайдовая презентация.
- Оборудование кухни – лаборатории, инструменты, приспособления, посуда.
- Куриные яйца для лабораторной работы, физкультминутки.
- Инструкционная карта «Определение свежести яиц»
Организационная структура урока
№ этапа | Этап урока | ||||||||||||
1. | Организационный этап. | ||||||||||||
Задачи этапа |
| ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Для кулинаров прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок! Приветствие учащихся. Фиксирование отсутствующих в журнале. Проверка готовности к учебному занятию. |
| Коммуникативные: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве. | |||||||||||
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||||||||||
Задачи этапа | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»). 3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Создание эмоционального настроя Слайд№1.Разминка.
(Да. И был он совсем недавно: Отмечается во вторую пятницу октября.)
(Пасха. «Яйцо – начало всех начал» – так считали и наши предки – славяне, которые называли «божьим яйцом» солнце и верили, что поедание яиц дает силу и здоровье.
(На этот вопрос пока нет ответа). Еще древнему человеку были известны птичьи яйца. Пока не было огня, человек их ел сырыми. Когда научились добывать огонь, яйца стали варить и жарить. Сегодня яйца заняли одно из центральных мест в кухне любой страны Почему люди так любят яйца и блюда из яиц? Все ли мы с вами знаем о них? Давайте приступим к уроку получения новых знаний! Слайд№2. Тема урока. Сообщение темы урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Слайд№3. Цели и задачи урока Побуждение к высказыванию своего мнения. Совместная выработка задач урока, постановка проблемы. Из набора слов определите (сформулируйте) задачи, которые будем решать на уроке. Уточнение понимания учащимися задач урока. |
Предполагаемые ответы: -Курица! -Нет, яйцо!
Предполагаемые ответы: - Легко готовить! - Дешевый продукт! - Полезный продукт!
Узнаем…, научимся… | Личностные:. Самоопределение, самоорганизация, Коммуникативные: Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Регулятивные: Способность прогнозировать деятельность на уроке | |||||||||||
3. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | ||||||||||||
Задачи этапа | Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. 2. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 3. Мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»). 4. Организовать выявление учащимися места и причины затруднения. | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Слайд № 4. «Строение яйца». Выдвижение проблемы. Что нам известно о яйцах? Посмотрите на картинку – яйца бывают разные: утиные, гусиные, индюшиные, перепелиные и т.д. и все они очень полезные. Чаще всего мы употребляем в пищу куриные яйца. Предлагаю рассмотреть строение куриного яйца. Яйцо состоит из скорлупы, под которой находятся две подскорлупные оболочки. Между ними – воздушная камера – пуга. Под оболочками - белок, желток, зародышевый диск и градинки, удерживающие желток в центральном положении. |
| Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||||||||||
Слайд № 5. «Питательная ценность яиц». Яйцо ценный продукт питания с высокими вкусовыми качествами. Почему яйцо считается одним из самых полезных продуктов питания? Яйца – это животный белок со всеми незаменимыми аминокислотами. Яйца также источник витаминов А, D, Е, В2, В6, В12 и минеральных веществ: фосфора, серы, железа, цинка, меди. Основная часть полезных веществ сосредоточена в желтке. В желтке кроме белка содержится 30% жира. Одно куриное яйцо заменяет 50г. мяса Интересный факт: В Японии школьники перед занятиями съедают по два перепелиных яйца. Это один из 12 главных законов страны! Может быть, именно поэтому Япония является сейчас одной из наиболее развитых и передовых стран мира? |
| ||||||||||||
Слайд № 6 «Диетические и столовые яйца». Приходилось вам покупать яйца в магазине или на рынке? На что при покупке вы обращали внимание? На яйцах, купленных в магазине, стоит штамп. Какую информацию он содержит? Маркированные яйца с указанной датой называются диетическими (Д). По истечении 7 суток они становятся столовыми (С). Крупные яйца массой 45г. и более маркируют красной краской – это продукт 1-й категории. Яйца массой 40 г. и меньше – синей краской – это продукт 2-й категории. К яичным продуктам относятся меланж (замороженная смесь белка с желтком) и яичный порошок (высушенный меланж). Эти продукты особенно удобны для использования в пищевой промышленности и на предприятиях общественного питания. Срок хранения яиц в холодильнике — 30 суток, при комнатной температуре — 12 суток. Можно ли есть сырые яйца? Сырые продукты птицеводства лучше не есть, поскольку они термически не обработаны. На яйцах могут быть возбудители многих заболеваний, например сальмонеллез — очень опасной для человека инфекции, которая поражает желудочно – кишечный тракт. Поэтому при кулинарной обработке яиц нужно соблюдать санитарно – гигиенические правила. Яйца могут вызвать аллергию. Рекомендуется съедать не больше одного яйца в день. Какие же меры предосторожности при работе с яйцами мы должны соблюдать? |
«Меры предосторожности при работе с яйцами»
| ||||||||||||
Слайд № 7 «Блюда из яиц» Яйца подвергают тепловой обработке. Их можно варить, жарить, запекать. Яйца также входят в состав многих кулинарных блюд. Используют разные свойства яиц. Связывающие свойства яиц используют для приготовления котлет, выпечки. Осветляющие – для приготовления бульона, заливного. Пенообразующие – для приготовления сладостей (зефира, безе, крема). Варка яиц. В зависимости от времени варки получают яйцо разной консистенции. Способы:
Подают вареные яйца в рюмке для яиц – пашотнице, на подставочной тарелке с чайной ложкой. Сваренные яйца должны быть чистыми, целыми должны сохранять свой естественный цвет. Кулинарные советы. Жарение яиц. Из яиц можно приготовить жаренные блюда. Яичница-глазунья, омлет. Перед жарением вымытые яйца разбивают в отдельную посуду. Жарят яйца на разогретой сковороде со сливочным или растительным маслом на слабом огне. Яичница-глазунья должна иметь слегка загустевший белок и сохранивший форму желток. Омлет готовят из взбитых яиц с добавление молока. Жарят на сильном огне. Яичницу и омлет можно приготовить с гарниром: луком, грибами, колбасой, помидорами. Натуральные (или с гарниром) яичницы и омлеты должны быть слегка загустевшими, не подгоревшими, без посторонних привкусов и запахов Из сырых яиц, в доброкачественности которых вы уверены, можно приготовить десерт гоголь-моголь (взбитые желтки с сахаром), белковый крем (взбитые белки с сахаром). Для этого используют венчик, миксер или блендер. |
«Кулинарные советы»
| ||||||||||||
4. | Физкультминутка-конкурс | ||||||||||||
Задачи этапа | Оптимизация функционального состояния организма учащихся.
| ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Организация физкультминутки - конкурса. Задание: 1. Встать на носочки, руки вверх, потянуться, вернуться в исходное положение (2-3 раза). 2.Руки вдоль туловища, выполнить наклоны в сторону (2-3 раза). 3.На скорость почистить по 1 вареному яйцу. Побеждает команда первая выполнившая задание. |
| Метапредметные: Согласование и координация совместной деятельности с другими участниками. | |||||||||||
5. | Выявление места и причины затруднения | ||||||||||||
Задачи этапа | Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. 1.Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 2.Организовать соотнесение своих действий с использованием эталона. 3.На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднений, тех конкретных знаний или умений, которых недостаёт для решения исходной задачи. | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
В приготовлении любых блюд есть очень важный момент: продукты должны быть свежими. Знаете ли вы как определить свежесть яиц? Слайд № 8 «Доброкачественность яиц». Важно, чтобы яйца были свежими, как и все продукты употребляемые в пищу. У свежего яйца желток шаровидный, а белок плотно прилегает к скорлупе (свежее вареное яйцо - плохо чистится). Свежесть яйца можно определить путем его просвечивания в специальном приборе - овоскопе. Свежее яйцо просвечивается лучом света, несвежее - не просвечивается. А если нет овоскопа? Как еще можно проверить свежесть яиц? В домашних условиях можно определить качество яиц различными способами: Способ 1. По внешнему виду и запаху Способ 2. Свернуть плотную бумагу в трубку, поместив между слоями яйцо. Направить трубку на свет и просмотреть через нее яйцо. Способ 3. Путем погружения их в соленую воду. Для этого нужно растворить в 1 стакане воды 1 столовую ложку соли, опустить в воду яйца.
|
| Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: Планирование и прогнозирование Коммуникативные: учёт разных мнений, аргументация своего мнения. | |||||||||||
6. | Построение проекта выхода из затруднения. | ||||||||||||
Задачи этапа | Организация построения проекта выхода из затруднения: 1.Организовать постановку цели проекта; 2. Напомнить и уточнить задачи урока; 3. Определить средства(алгоритм) выхода из затруднений для реализации поставленной цели; | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Побуждение к постановке цели проекта, определения алгоритма выхода из затруднения. Давайте вспомним одну из задач урока: - «Научиться определять свежесть яиц» Предлагаю вам роль научных работников и самим определить качество яиц. Отправляемся в лабораторию. |
| Личностные: самоопределение, смыслообразование, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: планирование, прогнозирование, учёт разных мнений. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учётразных мнений. | |||||||||||
7. | Реализация построенного проекта | ||||||||||||
Задачи этапа | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1.Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий. 2.Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. 3.Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки. | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Формирование рабочей группы для выполнения мини- исследовательского проекта с учетом общности интересов Слайд № 9. Лабораторно-практическая работа «Определение свежести яиц» Организация работы в группах. Проведём опыт и определим качество яиц в подсолённой воде. Контроль выполнения лабораторно-практической работы Что у нас получилось? |
«Определение свежести яиц» Цель работы: исследовать степень свежести яиц путем погружения яиц в соленую воду. Оборудование: ложка столовая, стакан с водой, подставка для яиц.. Ход работы:
1 стакан воды, 1 столовая ложка соли.
| Личностные: смыслообразование, анализ, синтез, обобщение. Познавательные: классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения, оформление коммуникативной документации с учетом действующих норм | |||||||||||
8. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ||||||||||||
Задачи этапа | Применение нового знания в типовых заданиях. 1.Организовать освоение детьми нового способа действия при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Слайд № 10. «Что мы узнали, чему научились?» Давайте вспомним всё, что мы узнали, чему научились на уроке. |
| Познавательные: анализ, синтез, обобщение, классификация. Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения. Личностные: Осознание ответственности за общее дело. | |||||||||||
9. | Включение в систему знаний и повторение. | ||||||||||||
Задачи этапа | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1.Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Организация индивидуальной работы по повторению и закреплению изученного материала Предлагаю повторить и закрепить новые знания. Пройдите за компьютеры и выполните задания электронного модуля «Блюда из яиц». Осуществление выборочного контроля. Какие вопросы вызвали у вас затруднения? |
| Личностные: нравственно-эстетическое оценивание содержания. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия. Коммуникативные: формулирование и аргументация | |||||||||||
10. | Рефлексия учебной деятельности. | ||||||||||||
Задачи этапа | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания. 1.Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 2.Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 3.Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 4. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||
Слайд № 11. Организация анализа учебной деятельности. Мы сегодня не зря открыли кулинарную страничку. Как вы считаете, нам эти знания и умения пригодятся в жизни? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? Предлагаю поделиться мнениями об уроке. Выберите предложение и продолжите его.
А теперь обратимся к нашим друзьям – смайликам. Оцените свой урок. Мы молодцы! Мы выполнили поставленные цели и задачи. Оценки за урок. Слайд № 12. Организация обсуждения и запись домашнего задания. Повторить теоретический материал (смотреть видеоматериал в Интернете по ссылке: http://videouroki.net/view_post.php?id=294. Практическое задание: приготовить блюда из яиц по выбору.
Технология приготовления блюд – учебник стр. 69,70. При работе соблюдать правила санитарии и безопасности труда. Спасибо за урок! |
| Личностные: нравственно-эстетическое оценивание содержания. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия. Коммуникативные: формулирование и аргументация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии 5 класс на тему: "Блюда из яйц".
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология . Технологическая карта....
Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Погода в разных странах"
Данная технологическая карта урока разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. Урок предполагает проведение входного теста, текст теста прилагается....
Технологическая карта урока в 7 классе на тему "Что думают англоговорящие люди о своих странах" к УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English 7"
Тема урока: “What do English-speaking people think about their countries?”/ «Что думают англоязычные люди о своих странах?»Цель урока: Обучающиеся научаться употреблять в речи лексику по теме «Ч...
Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка.Бразилия."
Технологическая карта урока географии 7 класса "Страны востока материка Южная Америка. Бразилия."...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ : «ЗАКАЗ БЛЮД В РЕСТОРАНЕ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАТема: «ЗАКАЗ БЛЮД В РЕСТОРАНЕ»Предмет: английский язык.Дата: 15.03.2017 г.Класс: 5-АЦели: обучающие: освоить новые и повторить знакомые лексические ед...
Технологическая карта урока английского языка " Гулливер в стране Лиллипутов.", 5 класс
Технологическая карта урока английского языка " Гулливер в стране Лиллипутов.", 5 класс p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: lef...
Технологическая карта урокапо русскому языку "Диалог" 5 класс
Разработка урока по русскому языку "Диалог" в 5 классе по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.и др. по ФГОС....