РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Я кадет»
материал (8 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Я кадет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_kadet.docx | 54.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«__»_______20__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«Я кадет»
Поло\возрастная группа обучающихся: девочки,12-18 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности
«РАСТИ И РАЗВИВАЙСЯ»
Возраст обучающихся: 12-18 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Разработала:
Малащенко Валентина Васильевна, воспитатель.
г. Белгород, 2019г.
Оглавление:
- Титульный лист…………………………………………………………….1
- Оглавление……………………………………………………………….…2
- Пояснительная записка…………………………………………………..3-9
- Актуальность………………………………………………………………3
- Педагогическая целесообразность………………………………………..3
- Новизна……………………………………………………………………..4
- Цель и задачи………………………………………………………………4
- Отличительная особенность………………………………………………4
- Принципы…………………………………………………………………..4
- Реализация программы……………………………………………………5
- Продолжительность учебной недели……………………………………5
- Общие сведения об учебной группе……………………………………...5
- Построение конспектов занятий……………………………………5
- Формы и режим занятий…………………………………………….5
- Структура и содержание программы………………………………6
- Формы оценки результативности обучения……………………….6
- Планируемые результаты программы……………………………..6
- Воспитанник должен знать………………………………………….7
- Воспитанник должен уметь…………………………………………7
- Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра…………………………………………………..8
- Материально-техническое обеспечение…………………………...8
- Мероприятия, в которых планируется участие детей…………….8
- Список используемой литературы………………………..……………..10
- Приложение………………………………………….……...…………11-33
- Учебно-тематический план……………………………………………...11
- Календарно-тематический план…………………………………………12
- Мероприятия с детьми в течение учебного года……………………….28
- Диагностический материал……………………………………………...29
Пояснительная записка
Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделен своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребенку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.
Программа «Я кадет» посвящена актуальной теме – духовно-нравственному воспитанию детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра.
История развития кадетства имеет славную историю. Многие выпускники кадетских корпусов с годами становились не только военачальниками, но и великими музыкантами, исследователями, художниками, писателями и поэтами. Это всегда был цвет нации, её гордость. В кадетских корпусах учились: Сеченов, Достоевский, Лермонтов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Крузенштерн, Даль, Нахимов и многие другие.
Начало государственного патриотического воспитания в России было положено Петром I, как особая подготовка и воспитание молодых кадров. Пройдя сквозь столетия, эта работа ведется по настоящее время.
В России накоплен практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 90-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем преобразовались в кадетские классы. Деятельность данных коллективов не только способствует подготовке учащихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадетские формирования помогают так же решать проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Я кадет».
Новизна программы «Я кадет», состоит в том, что в последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетской группы в учреждении социального обслуживания, позволит повысить реализацию воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Цель программы: повысить реализацию образовательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Воспитание духовно-нравственного и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края.
- Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни.
- Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.
- Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.
- Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является создание модели кадетской группы в учреждении социального обслуживания
Принципы:
- принцип развивающего образования;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип интеграции;
- комплексно-тематический принцип;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- принцип культуросообразности.
Реализация программы «Я кадет» осуществляется из расчёта:
1 учебный год, 36 недель, 72 часа, один раз в неделю, длительность занятия – 80 мин. (2 академических часа), с последующим обучением при обновлении состава обучаемых.
Продолжительность учебной недели: 6 дней.
Общие сведения об учебной группе:
-половозрастная группа обучающихся: девочки 12-18 лет;
- вид учебной группы: группа с переменным составом;
- количество обучающихся до 15 детей.
Построение конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учетом возрастной группы детей.
Имеет следующую структуру:
-организационный момент, отличительной особенностью при составлении конспекта является разминка в виде построения;
-основная часть;
-заключительная часть.
Формы и режим занятий.
Занятия рассчитаны на следующие формы работы:
-коллективную;
-групповую;
-индивидуальную.
Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Формы занятий и методы, планируемых по каждой теме различны: могут проводиться в форме теоретических и практических занятий, экскурсий, бесед, дискуссий, решение ситуативных задач, конкурсы, фотоотчеты, игры, викторины, презентации, работы над проектами.
Структура и содержание программы.
Рабочая программа состоит из трех разделов:
- «История кадетского движения». Изучив этот раздел у учащихся появится осознание главных составляющих современного кадетского образования, его целей и ведущих идей, ценностей и особенностей, его традиционных и инновационных аспектов, а также места в общей системе российского образования.
- «Азбука нравственности кадета». После изучения данного раздела у детей появляются знания не только об этических нормах взаимоотношений, но и учатся их применять в повседневной жизни, в учебе, дома. Знания правил этикета позволит кадетам уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.
- «Строевая подготовка». После изучения данного раздела дети овладевают основами строевой подготовки. Реализация данного раздела проходит в течении всего учебного периода.
Формы оценки результативности обучения:
- Текущий контроль: в течении всего учебного года
Форма контроля: теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (опрос) и анализа проделанной работы. В ходе реализации программы контроль и оценка результатов освоения осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения воспитанниками индивидуальных заданий, проектов.
- Промежуточная аттестация: в конце первого полугодия учебного года.
Форма контроля: квест-игра.
- Итоговая аттестация: в конце учебного года
Форма контроля: брейн-ринг.
Планируемые результаты программы.
- усвоение учащимися основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетской группе.
- готовность воспитанников стать достойными кадетами, усвоение кадетами ценностей на примере истории кадетского движения.
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
Воспитанник должен знать:
- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;
- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;
- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.
Воспитанник должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
- критически анализировать источники исторической информации;
- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах доклада, презентации, проекта.
Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:
- тематические родительские собрания/ часы (в течение года);
- совместные проекты с родителями (октябрь, март);
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории реабилитационного центра (осень, весна);
- привлечение родителей для участия в досуговых мероприятиях (в течение года).
Дидактический материал:
- наличие наглядного материала (эмблемы, дневники кадетов, выставочные стенды);
- медицинские атрибуты (косынки, сумки, бинты);
- наличие демонстрационного материала (видеопрезентации, фильмы);
-конспекты занятий.
Материально-технический материал:
- помещение для занятий;
- спортивная площадка;
- фотоаппарат.
Мероприятия, в которых планируется участие детей:
- участие в концертах к праздникам, планируемых в течение учебного года;
- организация экскурсий в музеи, храмы города, на парад кадетских отрядов;
- организация встреч с ветеранами и действующими сотрудниками ОВД, ВЧ, ОМОН, МЧС и др.;
- совместные мероприятия с кадетскими классами образовательных учреждений города и области.
Список используемой литературы:
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
- Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
- Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.
- Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России//Воспитание школьников. – 2006. - № 3
- Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 3
- Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах//-М.,2000
- Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. - 1998 г. - № 2.
- Коркунова Е.Ю. История кадетского движения http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
- Петреченко В.Г. Азбука кадетской жизни http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
Приложение №1
Образовательная программа «Я кадет»
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем | Всего | Количество часов, в том числе | Формы аттестации/контроля | |
Теоретических | Практических | ||||
1 | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2 | Основы кадетства | 16 | 8 | 8 | Защита проектов |
3 | Азбука нравственности кадета | 41 | 15 | 26 | Концерт-постановка |
4 | Строевая подготовка (в течении года) | 11 | - | 11 | Смотр-конкурс |
5 | Итоговое мероприятие Итого | 2 72 | - 24 | 2 48 | Брейн-ринг |
Приложение №3
Образовательная программа «Я кадет»
Мероприятия с детьми в течение учебного года
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
1 квартал (октябрь) | Участие в торжественном мероприятии, посвященное принятию присяги кадетства 11 школы | Тимченко Е.В. |
2 квартал (февраль) | Посещение ДОУ. Спортивно-развлекательное мероприятие «День защитника отечества». Шефы – кадеты Центра. | Путилова Т.Г. |
3 квартал (май) | Центр досуга. Участие в праздничном концерте к 9 мая. | Малащенко В.В. |
Приложение №4
Образовательная программа «Я кадет»
Диагностический материал
Опрос-анкета для воспитанников кадетов
Необходимо дать ответ на вопрос и обосновать выбор своего ответа.
1.Как вы считаете какой вы кадет?
Целеустремленный, дисциплинированный, всесторонне развитый и просто образец для подражания
Просто воспитанник, который носит кадетскую форму
Я еще расту и развиваюсь, чтобы стать настоящим кадетом
___________________________________________________________________________
2.Какими качествами вы должны обладать?
самостоятельность;
интеллектуальное совершенствование;
общительность;
доброта;
трудолюбие;
честность;
целеустремлённость;
ответственность;
уважение;
доверие;
дисциплинированность;
гуманность;
милосердие;
любознательность;
объективность;
что-то ещё (указать)__________________________________________________________
3. Получив плохую оценку вы?
Приложите все усилия, чтобы исправить её в кратчайшие сроки
Будете ждать следующего урока, когда можно будет исправить.
Не будете исправлять, пока учитель не спросит.
_______________________________________________________________________
4. Готовы ли вы закалять свой организм?
Да
Не знаю
Мне это не пригодиться
________________________________________________________________________
5. Как Вы считаете, нормативы по физкультуре у кадета должны быть…
Наравне со всеми воспитанниками.
Выше на один, два раза.
На много выше, потому что кадет России-защитник Отечества с юных лет.
6. Форма одежды кадета должна быть…
Принятого образца, опрятной и красивой, так как форма кадета — это его честь и гордость
Удобной, модной и стильной
Мне без разницы
_____________________________________________________________________
7. Что Вы предпочтёте?
Заниматься военным делом, пока все остальные будут играть и резвиться.
Играть в планшет, компьютер или телефон
Ничего не делать
______________________________________________________________________
8. Вернувшись домой и увидев беспорядок, немытую посуду, что вы сделаете?
Переоденусь и приступлю к наведению порядка
Переоденусь, сделаю свои дела и потом может быть наведу порядок
_______________________________________________________________________
9. Если надо пришить пуговицу на рубашке, погладить форму, приготовить завтрак, то…
Буду так ходить, пока кто-нибудь не пришьет
Самостоятельно сделаю
10. Если у вас что-то не получается, как вы поступите
Отложите дело
Попросите помощи товарища
Будете до последнего добиваться нужного вам результата
_______________________________________________________________________
11. Вам сделали замечание...
Извинюсь и исправлюсь, устраню замечание
Буду слушать и думать про себя, что я все равно прав
Извинюсь и сделаю по-своему
______________________________________________________________________
12. Вы бы хотели узнать?
То, что преподают в дополнительном образовании
Дополнительные сведения по предметам
Все на что хватит сил
______________________________________________________________________
13.Чему бы вы хотели, чтобы Вас подготовили в кадетах?
к продолжению образования
к трудовой жизни
к самостоятельной деловой жизни
к семейной жизни
к профессиональной карьере
к общественно – политической деятельности
к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности
к бережному отношению к своему здоровью
к сотрудничеству с другими людьми
действиям в экстремальной ситуации и помощи другим, оказавшимся в таких ситуациях
Защите своего Отечества
___________________________________________________________________
14. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
_____________________________________________________________________________
15. Кем бы вы хотели стать в будущем?
_________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по направлению «Органическая химия» 10 КЛАСС
Рабочая программа по химии создана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по химии среднего (полного) общего образования. Она разработана в целях конкретиза...
Рабочая программа по направлению «Общая химия» 11 КЛАСС
Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея ...
Рабочая программа художественной направленности "Цветочные фантазии"
Эта программа расчитана на два года обучения...
Рабочая программа казачьей направленности 5 - 8 классы
Данная рабочая программа разработана мною и будет полезна классным руководителям, а также учителям, ведущим класс казачьей направленности....
Программа класса кадет патриотической направленности "Я - Кадет"
laquo; Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент - это патриотизм» В.В.Путин...
Рабочая программа "Бальные танцы для кадетов"
Программа для хореографов, педагогов дополнительного образования, работающих в кадетских классах....
Инновации в реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности «Арт-кадет@
Фундаментальным положением новой философии образования является установка на саморазвитие личности, формирование компетенций, целостное и ценностное восприятие мира, становление умений познавательной ...