РАБОЧАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Я кадет»
материал (8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   социально-педагогической направленности

«Я кадет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_kadet.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

                                                                                       

«__»_______20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   социально-педагогической направленности

«Я кадет»

Поло\возрастная группа обучающихся: девочки,12-18 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Приложение к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе социально-педагогической направленности

«РАСТИ И РАЗВИВАЙСЯ»

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Разработала:

Малащенко Валентина Васильевна, воспитатель.

г. Белгород,  2019г.

Оглавление:

  1. Титульный лист…………………………………………………………….1
  2. Оглавление……………………………………………………………….…2
  3. Пояснительная записка…………………………………………………..3-9
  1. Актуальность………………………………………………………………3
  2. Педагогическая целесообразность………………………………………..3
  3. Новизна……………………………………………………………………..4
  4. Цель и задачи………………………………………………………………4
  5. Отличительная особенность………………………………………………4
  6. Принципы…………………………………………………………………..4
  7. Реализация программы……………………………………………………5
  8.  Продолжительность учебной недели……………………………………5
  9. Общие сведения об учебной группе……………………………………...5
  10. Построение конспектов занятий……………………………………5
  11. Формы и режим занятий…………………………………………….5
  12. Структура и содержание программы………………………………6
  13. Формы оценки результативности обучения……………………….6
  14. Планируемые результаты программы……………………………..6
  15. Воспитанник должен знать………………………………………….7
  16. Воспитанник должен уметь…………………………………………7
  17. Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра…………………………………………………..8
  18. Материально-техническое обеспечение…………………………...8
  19. Мероприятия, в которых планируется участие детей…………….8
  1. Список используемой литературы………………………..……………..10
  2. Приложение………………………………………….……...…………11-33
  1. Учебно-тематический план……………………………………………...11
  2. Календарно-тематический план…………………………………………12
  3. Мероприятия с детьми в течение учебного года……………………….28
  4. Диагностический материал……………………………………………...29

Пояснительная записка

Жизнь ребенка в социальном учреждении связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги), где каждый наделен своими индивидуальными особенностями, а все вместе образуют социальную общность, в которой каждому ребенку предстоит наладить взаимоотношения. Помочь подросткам почувствовать свою принадлежность к роду человеческому, формировать у детей представление мира в его развитии, расширить границы внутреннего мира – задача педагогов.

Программа «Я кадет» посвящена актуальной теме – духовно-нравственному воспитанию детей подросткового возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра.

История развития кадетства имеет славную историю. Многие выпускники кадетских корпусов с годами становились не только военачальниками, но и великими музыкантами, исследователями, художниками, писателями и поэтами. Это всегда был цвет нации, её гордость. В кадетских корпусах учились: Сеченов, Достоевский, Лермонтов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Крузенштерн, Даль, Нахимов и многие другие.

Начало государственного патриотического воспитания в России было положено Петром I, как особая подготовка и воспитание молодых кадров. Пройдя сквозь столетия, эта работа ведется по настоящее время.

В России накоплен практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 90-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем преобразовались в кадетские классы. Деятельность данных коллективов не только способствует подготовке учащихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадетские формирования помогают так же  решать проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Я кадет».

Новизна программы «Я кадет», состоит в том, что в последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетской группы в учреждении социального обслуживания, позволит повысить реализацию воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.

Цель программы: повысить реализацию образовательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Воспитание духовно-нравственного и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края.
  2. Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни.
  3. Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.
  4. Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.
  5. Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих,  является  создание модели кадетской группы в учреждении социального обслуживания

Принципы:

- принцип развивающего образования;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип интеграции;

- комплексно-тематический принцип;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;

- принцип культуросообразности.

Реализация программы «Я кадет» осуществляется из расчёта:

 1 учебный год, 36 недель, 72 часа, один раз в неделю, длительность занятия – 80 мин. (2 академических часа), с последующим обучением при обновлении состава обучаемых.

Продолжительность учебной недели: 6 дней.

Общие сведения об учебной группе:

-половозрастная группа обучающихся: девочки 12-18 лет;

  • вид учебной группы: группа с переменным составом;
  • количество обучающихся до 15 детей.

        Построение конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учетом возрастной группы детей.

        Имеет следующую структуру:

-организационный момент, отличительной особенностью при составлении конспекта является разминка в виде построения;

-основная часть;

-заключительная часть.

        Формы и режим занятий.

Занятия рассчитаны на следующие формы работы:

-коллективную;

-групповую;

-индивидуальную.

        Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

        

Формы занятий и методы, планируемых по каждой теме различны: могут проводиться в форме теоретических и практических занятий, экскурсий, бесед, дискуссий, решение ситуативных задач, конкурсы, фотоотчеты, игры, викторины, презентации, работы над проектами.

Структура и содержание программы.

Рабочая программа состоит из трех разделов:

- «История кадетского движения». Изучив этот раздел у учащихся появится осознание главных составляющих современного кадетского образования, его целей и ведущих идей, ценностей и особенностей, его традиционных и инновационных аспектов, а также места в общей системе российского образования.

- «Азбука нравственности кадета». После изучения данного раздела у детей появляются знания не только об этических нормах взаимоотношений, но и учатся их применять в повседневной жизни, в учебе, дома. Знания правил этикета позволит кадетам уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.  

- «Строевая подготовка». После изучения данного раздела дети овладевают основами строевой подготовки. Реализация данного раздела проходит в течении всего учебного периода.

Формы оценки результативности обучения:

  1. Текущий контроль: в течении всего учебного года

Форма контроля: теоретические знания будут выявляться при помощи зачётных работ (опрос) и анализа проделанной работы. В ходе реализации программы контроль и оценка результатов освоения осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения воспитанниками индивидуальных заданий, проектов.

  1. Промежуточная аттестация: в конце первого полугодия учебного                 года.

Форма контроля: квест-игра.

  1. Итоговая аттестация: в конце учебного года

Форма контроля: брейн-ринг.

Планируемые результаты программы.

- усвоение учащимися основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетской группе.

- готовность воспитанников стать достойными кадетами, усвоение кадетами ценностей на примере истории кадетского движения.

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Воспитанник должен знать:

- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;

- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;

- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.

Воспитанник должен уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;

- критически анализировать источники исторической информации;

- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах доклада, презентации, проекта.

Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:

- тематические родительские собрания/ часы (в течение года);

- совместные проекты с родителями (октябрь, март);

- участие родителей в субботниках по благоустройству территории реабилитационного центра (осень, весна);

- привлечение родителей для участия в досуговых мероприятиях (в течение года).

Дидактический материал:

- наличие наглядного материала (эмблемы, дневники кадетов, выставочные стенды);

- медицинские атрибуты (косынки, сумки, бинты);

- наличие демонстрационного материала (видеопрезентации, фильмы);

-конспекты занятий.

Материально-технический материал:

- помещение для занятий;

- спортивная площадка;

 - фотоаппарат.

Мероприятия, в которых планируется участие детей:

- участие в концертах к праздникам, планируемых в течение учебного года;

- организация экскурсий в музеи, храмы города, на парад кадетских отрядов;

- организация встреч с ветеранами и действующими сотрудниками ОВД, ВЧ, ОМОН, МЧС и др.;

- совместные мероприятия с кадетскими классами образовательных учреждений города и области.

Список используемой литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года
  2. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493
  4. Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
  5. Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.
  6. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России//Воспитание школьников. – 2006. - № 3
  7. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 3
  8. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах//-М.,2000
  9. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. - 1998 г. - № 2.
  10. Коркунова Е.Ю. История кадетского движения  http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php
  11. Петреченко В.Г. Азбука кадетской жизни http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php


Приложение №1

Образовательная программа «Я кадет»

Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Всего

Количество часов, в том числе

Формы аттестации/контроля

Теоретических

Практических

1

Введение в программу

2

1

1

Опрос

2

Основы кадетства

16

8

8

Защита проектов

3

Азбука нравственности кадета

41

15

26

Концерт-постановка

4

Строевая подготовка

(в течении года)

11

-

11

Смотр-конкурс

5

Итоговое мероприятие

Итого

2

72

-

24

2

48

Брейн-ринг

        Приложение №3

Образовательная программа «Я кадет»

Мероприятия с детьми в течение учебного года

Месяц

Мероприятия

Ответственный

1 квартал (октябрь)

Участие в торжественном мероприятии, посвященное принятию присяги кадетства 11 школы

Тимченко Е.В.

2 квартал (февраль)

Посещение ДОУ. Спортивно-развлекательное мероприятие «День защитника отечества». Шефы – кадеты Центра.

Путилова Т.Г.

3 квартал (май)

Центр досуга. Участие в праздничном концерте к 9 мая.

Малащенко В.В.

Приложение №4

Образовательная программа «Я кадет»

Диагностический материал

Опрос-анкета для воспитанников кадетов

Необходимо дать ответ на вопрос и обосновать выбор своего ответа.

1.Как вы считаете какой вы кадет?

Целеустремленный, дисциплинированный, всесторонне развитый и просто образец для подражания

Просто воспитанник, который носит кадетскую форму

Я еще расту и развиваюсь, чтобы стать настоящим кадетом

___________________________________________________________________________

2.Какими качествами вы должны обладать?

самостоятельность;

интеллектуальное совершенствование;

общительность;

доброта;

трудолюбие;

честность;

целеустремлённость;

ответственность;

уважение;

доверие;

дисциплинированность;

гуманность;

милосердие;

любознательность;

объективность;

что-то ещё (указать)__________________________________________________________

3. Получив плохую оценку вы?

Приложите все усилия, чтобы исправить её в кратчайшие сроки

Будете ждать следующего урока, когда можно будет исправить.

Не будете исправлять, пока учитель не спросит.

_______________________________________________________________________

4. Готовы ли вы закалять свой организм?

Да

Не знаю

Мне это не пригодиться

________________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, нормативы по физкультуре у кадета должны быть…

Наравне со всеми воспитанниками.

 Выше на один, два раза.

На много выше, потому что кадет России-защитник Отечества с юных лет.

6. Форма одежды кадета должна быть…

Принятого образца, опрятной и красивой, так как форма кадета — это его честь и гордость

Удобной, модной и стильной

Мне без разницы

_____________________________________________________________________

7. Что Вы предпочтёте?

Заниматься военным делом, пока все остальные будут играть и резвиться.

Играть в планшет, компьютер или телефон

Ничего не делать

______________________________________________________________________

8. Вернувшись домой и увидев беспорядок, немытую посуду, что вы сделаете?

Переоденусь и приступлю к наведению порядка

Переоденусь, сделаю свои дела и потом может быть наведу порядок

_______________________________________________________________________

9. Если надо пришить пуговицу на рубашке, погладить форму, приготовить завтрак, то…

Буду так ходить, пока кто-нибудь не пришьет

 Самостоятельно сделаю

10. Если у вас что-то не получается, как вы поступите

Отложите дело

Попросите помощи товарища

Будете до последнего добиваться нужного вам результата

_______________________________________________________________________

11. Вам сделали замечание...

Извинюсь и исправлюсь, устраню замечание

Буду слушать и думать про себя, что я все равно прав

Извинюсь и сделаю по-своему

______________________________________________________________________

12. Вы бы хотели узнать?

То, что преподают в дополнительном образовании

Дополнительные сведения по предметам

Все на что хватит сил

______________________________________________________________________

13.Чему бы вы хотели, чтобы Вас подготовили в кадетах?

к продолжению образования

к трудовой жизни

к самостоятельной деловой жизни

к семейной жизни

к профессиональной карьере

к общественно – политической деятельности

к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности

к бережному отношению к своему здоровью

к сотрудничеству с другими людьми

действиям в экстремальной ситуации и помощи другим, оказавшимся в таких ситуациях

Защите своего Отечества

___________________________________________________________________

14. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

_____________________________________________________________________________

15. Кем бы вы хотели стать в будущем?

_________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по направлению «Органическая химия» 10 КЛАСС

Рабочая программа по химии создана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по химии среднего (полного) общего образования. Она разработана в целях конкретиза...

Рабочая программа по направлению «Общая химия» 11 КЛАСС

Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея ...

Рабочая программа художественной направленности "Цветочные фантазии"

Эта программа расчитана  на два года обучения...

Рабочая программа казачьей направленности 5 - 8 классы

Данная рабочая программа разработана мною и будет полезна классным руководителям, а также учителям, ведущим класс казачьей направленности....

Программа класса кадет патриотической направленности "Я - Кадет"

laquo; Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент - это патриотизм» В.В.Путин...

Рабочая программа "Бальные танцы для кадетов"

Программа для хореографов, педагогов дополнительного образования, работающих в кадетских классах....

Инновации в реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности «Арт-кадет@

Фундаментальным положением новой философии образования является установка на саморазвитие личности, формирование компетенций, целостное и ценностное восприятие мира, становление умений познавательной ...