Рабочая программа основного общего образования по технологии 7 класс. 2021 уч. г..
рабочая программа по технологии (7 класс)
Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф». Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности, примерной программой по предмету «Технология» составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii_7_klass.docx | 84.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основного общего образования
по технологии 7 класс.
Пояснительная записка.
Цели и задачи изучения технологии в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве, о распространенных в нем технологиях и готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет следующие задачи учебного предмета «Технология»:
- Формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
- Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники.
- Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
- Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
- Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
- Формирование у обучающих здоровьесберегающих навыков.
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности.
- Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф». Программа учебного предмета «Технология» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта их трудовой деятельности, примерной программой по предмету «Технология» составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования второго поколения. Москва «Просвещение» 2010. Содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
В ходе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В программе предусмотрены вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями, с культурным наследием нашей страны.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Технология. Индустриальная технология. Учебник для 7-го класса.
Рабочая программа по технологии тесно связана с программой воспитания и социализации, так как ее реализация формирует у обучающихся приоритетные для общества ценностные ориентации и качества личности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа направлена на профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Рабочая программа включает в себя. В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов.
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.
Предмет Информатика, в отличие от раздела «Информационные технологии» выступает как область знаний, формирующая принципы и закономерности поведения информационных систем, которые используются при построении информационных технологий в обеспечение различных сфер человеческой деятельности.
Второй блок содержания позволяет обучающемуся получить опыт персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.
Содержание блока 2 организовано таким образом, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь, регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).
Базовыми образовательными технологиями, обеспечивающими работу с содержанием блока 2, являются технологии проектной деятельности.
Блок 2 реализуется в следующих организационных формах:
- теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности – в рамках урочной деятельности;
- практические работы в средах моделирования и конструирования – в рамках урочной деятельности;
- проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий; производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социально-профессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.
Содержание блока 3 организовано таким образом, чтобы позволить формировать универсальные учебные действия обучающихся, в первую очередь личностные (оценка внутренних ресурсов, принятие ответственного решения, планирование собственного продвижения) и учебные (обработка информации: анализ и прогнозирование, извлечение информации из первичных источников), включает общие вопросы планирования профессионального образования и профессиональной карьеры, анализа территориального рынка труда, а также индивидуальные программы образовательных путешествий и широкую номенклатуру краткосрочных курсов, призванных стать для обучающихся ситуацией пробы в определенных видах деятельности и / или в оперировании с определенными объектами воздействия.
современным требованиям обучения и воспитания школьников. Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности учреждения инновационных методик и технологий.
При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности образовательного учреждения. На базе ОУ открыта областная экспериментальная площадка по вопросам апробации ФГОС.
Образовательный процесс МБОУ «Никифоровская СОШ №1» соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников. Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности учреждения инновационных методик и технологий.
При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности образовательного учреждения. На базе ОУ открыта областная экспериментальная площадка по вопросам апробации ФГОС.
В соответствии с требованиями ФГОС рабочая программа по технологии реализует новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Что способствует формированию у обучающихся более ответственного отношения к своему здоровью. При изучении направления «технология ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
В ходе организации образовательного процесса большое внимание уделяется использованию проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Что способствует актуализации познавательной активности и решения жизненно-практических задач.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов. Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Индустриальные технологии», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов», «Технологии художественно-прикладной обработки материалов», «Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов», «Технологии домашнего хозяйства», а к концу учебного года — комплексный творческий проект.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности, взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования базисным учебным (образовательным) планом образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5,6 и 7 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 8 классе - 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. В данной рабочей программе на 7 класс отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 9 классе могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: коммуникативных, социокультурные, ценностно–смысловые, информационные, культуроведческие и природоведческие, здоровьесберегающие, учебно-познавательные.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
– соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы «Технология», направление «Технический труд», являются:
- В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
- В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
- экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
- В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
- В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование технического изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
- В психофизической сфере
- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание рабочей программы учебного курса «Технология»
Раздел 1. Аграрные технологии.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Направления растениеводства. Технологии производства продукции растениеводства. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Понятие об экологической чистоте продукции растениеводства. Механизация растениеводства. Современные профессии в растениеводстве. Понятия трудового ресурса, рынка труда в сельскохозяйственной сфере. Характеристики современного рынка труда. Стратегия профессиональной карьеры. Возможности построения карьеры в сельскохозяйственной сфере. Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений, их основные и сорта в своем регионе. Технологии выращивания ягодных кустарников, плодовых растений. Понятие об организации и планировании технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Источники информации по растениеводству. Расчет основных экономических показателей в растениеводстве. Понятие о предпринимательстве, маркетинге. Выявление и формулирование проблем в технологиях производства сельскохозяйственной продукции на учебно–опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, местных фермерских хозяйствах. Выбор и обоснование темы опыта. Выявление и формулирование проблем в технологиях производства сельскохозяйственной продукции на учебно – опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, местных фермерских хозяйствах. Выбор и обоснование темы опыта.
Практические работы. Исследование экологического состояния поселка. Ознакомление с профессиями растениеводства. Оценка своих склонностей и способностей. Обсуждение профессиональных планов. Уход за земляникой и ягодными кустарниками, оценка их состояния, выбраковка, подготовка к зиме, выбор экземпляров и заготовка материала для размножения, подготовка участка и осенние посадки розеток земляники. Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников. Определение примерного объема производства продукции и расчет площади под культуры с учетом потребностей семьи с использованием справочной литературы. Определение планируемого дохода, прибыли. Составление плана размещения культур на участке с учетом севооборотов. Поиск информации, составление плана опыта, подготовка посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений, уборка и учет урожая, анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций. Поиск информации, составление плана опыта, подготовка посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений, уборка и учет урожая, анализ результатов, формулирование выводов и рекомендаций.
Раздел 2. Компьютерная графика, черчение.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Технический рисунок плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях на графических изображениях. Правила чтения графической документации по плоскостным деталям.
Практические работы
Чтение технического рисунка плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Раздел 3. Технология ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Экология заготовки и обработки древесины.
Практические работы
Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре.
Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).
Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Плоскостные игрушки, игры, кухонные и бытовые принадлежности, декоративно-прикладные изделия.
Раздел 4. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Металлы, их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения.
Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения графической документации для деталей.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка.
Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России (работы с листовым металлом и проволокой).
Практические работы
Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами).
Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базового угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия.
Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Соблюдение правил безопасности труда.
Уборка рабочего места.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Головоломки, цепочки, крепежные детали, изделия декоративного и бытового назначения, садово-огородный инвентарь.
Раздел 5. Технология художественно-прикладной обработке материалов.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства.
Понятия о композиции.
Виды и правила построения орнаментов. Технологии художественной резьбы и точения.
Практические работы
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративное оформление (по одному из направлений художественной обработки материалов).
Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов.
Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия.
Соблюдение правил безопасности труда.
Варианты объектов труда
Предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения, бижутерия.
Раздел 6 . Современные информационные технологии, «3D-моделирование» -9 ч.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Понятие «информационные технологии». Области применения информационных технологий. Электронные документы, цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность. Компьютерное трёхмерное проектирование. Компьютерная графика. 3D-моделирование. Редакторы компьютерного трёхмерного проектирования (3D-редакторы). Профессии в сфере информационных технологий: сетевой администратор, системный аналитик, вебразработчик, сеоспециалист, администратор баз данных, аналитик по информационной безопасности.
Обработка изделий на станках (фрезерных, сверлильных, токарных, шлифовальных и др.) с ЧПУ CAM-системы — системы технологической подготовки производства. Создание трёхмерной модели в CAD-системе. Обрабатывающие центры с ЧПУ.
Самостоятельная работа. Поиск информации о технологиях передачи информации в XIX в.
Практическая работа. Компьютерное трёхмерное. Разработка и создание изделия средствами учебного станка.
Раздел 7: Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-строительных работ.
Ремонтно-отделочные работы
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Способы размещения декоративных элементов в интерьере.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Практические работы
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев.
Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.
Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Варианты объектов труда
Учебные стенды, стены с дефектами в классных комнатах и рекреациях школы. Образцы обоев. Проспекты клеев и красок. Справочники и рекламные буклеты строительных и отделочных материалов.
Ремонт элементов систем водоснабжения и канализации
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Система канализации в доме.
Виды инструментов и приспособлений для санитарно-технических работ. Их назначение, способы и приемы работы с ними.
Устройство водоразборных кранов и вентилей. Способы монтажа кранов, вентилей и смесителей. Устройство сливных бачков различных типов.
Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта.
Утилизация бытовых отходов. Экологические проблемы, связанные с утилизацией бытовых отходов.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ.
Практические работы
Ознакомление с системой водоснабжения и канализации в школе и дома. Ознакомление с сантехническими инструментами и приспособлениями. Изготовление троса для чистки канализационных труб. Изготовление резиновых шайб и прокладок к вентилям и кранам.
Разборка, сборка, установка запорных устройств системы водоснабжения. Учебные работы по замене прокладок и установке новых герметизирующих колец в запорных устройствах (за исключением шаровых конструкций).
Сборка учебных демонстрационных конструкций (вариантов соединений и ответвлений) из стальных, пластиковых и металло-пластиковых труб.
Регулировка уровня воды в сливных бачках системы канализации
Варианты объектов труда
Трос для чистки канализационных труб, резиновые шайбы и прокладки для санитарно-технических устройств, запорных устройств системы водоснабжения, демонстрационные стенды и наборы раздаточного материала.
Учебно-тематический план: 7 класс.
№ п/п | Темы разделов | Кол. час | Тема и содержание урока. | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Аграрные технологии. | 16 |
| Планировать весенние и осенние работы ,на учебно-опотном участке и в личном подсобном хозяйстве, выбирать культуры, планировать их размещение на участке с учётом севооборотов, выбирать технологию, инструменты орудия и выполнять основные технологические приёмы выращивания растений и уборки урожая с учётом правил безопасности труда и охраны окружающей среды, проводить опыты и фенологические наблюдения. Оценивать урожайность основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализировать допущенные ошибки. Профессиональное самоопределение. | |
1-2 | 2 | Технологии сельского хозяйства. | ||
3-4 | 2 | Профессиональное образование и профессиональная карьера. | ||
5-8 | 4 | Технологии выращивания плодовых и ягодных культур. | ||
9-12 | 4 | Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. | ||
13-16 | 4 | Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. | ||
17-18 | Вводное занятие. (Технический труд). | 2 | Инструктаж по охране труда. Этапы творческого проекта. | |
Раздел 2. Компьютерная графика, черчение. | Рассчитывать предельные отклонения размеров. Рассчитывать предельные отклонения размеров детали. Вычислять наибольший и наименьший Рассчитывать предельные отклонения размеров допустимые размеры детали. Подсчитывать допуски на размер детали. Определять вид посадки (с зазором или с натягом) в соединении вала с отверстием. Знакомиться с конструкторской документацией. Вычерчивать чертежи деталей из древесины и металла. Разрабатывать конструкцию и выполнять чертёж детали творческого проекта. Использовать компьютер для подготовки конструкторской документации. Знакомиться с технологической документацией. Разрабатывать технологические и операционные карты на изготовление изделий из древесины и металла. Использовать компьютер для подготовки технологической документации. | |||
19-20 | 2 | Конструкторская документация. Чертежи деталей. | ||
21-22 | 2 | Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины и стали. | ||
Раздел 3 : Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов -14. | Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Составлять последовательность выполнения работ. Организовывать рабочие место. Выполнять измерения. Выполнять упражнения с ручными инструментами. Соблюдать правила безопасности труда. | |||
23-24 | 2 | Заточка и настройка деревообрабатывающих инструментов. | ||
25-26 | 2 | Отклонение и допуски на размеры детали. | ||
27-28 | 2 | Столярные шиповые соединения. | ||
29-30 | 2 | Технология шипового соединения деталей. | ||
31-32 | 2 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. | ||
33-34 | 2 | Технология обработки наружных поверхностей деталей из древесины. | ||
35-36 | 2 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. | ||
Раздел 4: Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов -16. | Распознавать виды материалов. Оценивать их технологические возможности. Читать техническую документацию. Составлять и выполнять по нормативам последовательность операций. Выполнять действия на основе технологической документации. Контролировать качество результатов деятельности. Выявлять дефекты и устранять их. Оформлять и предоставлять презентацию результатов труда. Соблюдать правила безопасности труда. Оценивать экологическую безопасность. Профессиональное определение. | |||
37-38 | 2 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | ||
39-40 | 2 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | ||
41-42 | 2 | Виды и назначение токарных резцов. | ||
43-44 | 2 | Управление токарно-винторезным станком. | ||
45-46 | 2 | Приёмы работы на токарно-винторезном станке. | ||
47-48 | 2 | Технологическая документация для изготовления изделий на станках. | ||
49-50 | 2 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. | ||
51-52 | 2 | Нарезание резьбы. | ||
Раздел 5: Технологии художественно-прикладной обработки материалов-5. | Анализировать особенности разных видов декоративно прикладного творчества. Формировать техническое задание на изделие. Моделировать, макетировать, графически и документально оформлять проект. Выбирать материалы и средства для выполнения технологического процесса. Планировать технологические операции. Оптимизировать приёмы выполнения работ. Соблюдать правила безопасности труда. Профессиональное самоопределение. | |||
53 | 1 | Художественная обработка древесины. Мозаика. | ||
54 | 1 | Технология изготовления мозаичных наборов. | ||
55 | 1 | Мозаика с металлическим контуром. | ||
56-57 | 2 | Технология резьбы по дереву. | ||
Раздел 6 . Современные информационные технологии, «3D-моделирование» -9 ч. | Характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии. Выполнять базовые операции редактора компьютерного трёхмерного проектирования (на выбор образовательной организации). Характеризовать профессии в сфере информационных технологий. Знакомиться с информацией об обработке изделий на станках с ЧПУ. Разрабатывать и анализировать процесс создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трёхмерного проектирования. | |||
58 | 1 | Понятие информационных технологий. | ||
59-60 | 2 | Компьютерное трёхмерное проектирование. | ||
61-62 | 2 | Трёхмерное проектирование в 3D- редакторе. | ||
63-64 | 2 | Обработка изделий на станках с ЧПУ. | ||
65-66 | 2 | Разработка и создание изделия. | ||
Раздел 7: Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-строительных работ -2 ч. | Осуществлять оптимальную подготовку рабочего места для эффективной деятельности. Подбирать инструменты. Выбирать краски по каталогам. Подбирать информацию о материалах по каталогам и образцам. Выбирать средства для трудового процесса. Выполнять эскизы оформления стен декоративными элементами. Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Осваивать приёмы пользования инструментами и приспособлениями. Проектировать и изготовлять простые инструменты и полуфабрикаты. Разбирать и собирать элементы изучаемой системы. Тренироваться в выполнении технологических операций. Профессиональное самоопределение. | |||
67 | 1 | Основы технологии малярных работ. | ||
68 | 1 | Основы технологии плиточных работ. Творческий проект «Полезный для дома инструмент» |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- УМК. Учебник: А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии. 7 класс.
- Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Стандарты второго поколения.
К техническим средствам обучения, которые используются на уроках технологии, относятся компьютер, проектор.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате обучения учащиеся овладеют:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии,
информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии сих предполагаемыми функциональными
и эстетическими показателями;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов;
- планирования бюджета домашнего хозяйства;
- культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате обучения учащиеся ознакомятся:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- технологическими свойствами и назначением материалов;
- назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
- видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам трудовые операции и работы:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
- выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или по лучения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и по вседневной жизни в целях:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
- выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства. Результаты, заявленные образовательной программой «Технология» по блокам содержания
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
- называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
- называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
- объясняеть на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой ихтехнологическойчистоты;
- проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
- следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
- оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
- прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
- в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
- проводить оценку и испытание полученного продукта;
- проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
- описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- проводить и анализироватьразработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
- изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
- модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
- определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
- встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
- изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
- проводить и анализироватьразработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
- оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
- обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
- разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
- проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
- планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
- планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
- разработку плана продвижения продукта;
- проводить и анализироватьконструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
- Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
- модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
- технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
- оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
- характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
- характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
- разъяснтьяет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
- характеризовать группы предприятий региона проживания,
- характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
- анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
- анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
- анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
- получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
- получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
- анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
По завершении учебного года обучающийся:
- называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания;
- называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере информационных технологий;
- характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
- перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
- объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
- объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
- осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
- осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с поставленной задачей;
- выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
- конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
- следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
- получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки;
- получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
- получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
Календарно-тематический план 7 класс.
№ п/п | Тема разделов и уроков | Кол час | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата факт. | |||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||||
Раздел 1. Аграрные технологии-8ч. | ||||||||||||||||
1-2 | Технологии сельского хозяйства.
| 2 | Урок открытия новых знаний. | предварительный | Готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом. | Определять свое отношение к природной среде. | Оценивать условия применимости технологии с позиции экологической защищенности. | |||||||||
3-4 | Профессиональное образование и профессиональная карьера. | 2 | Урок формирования УУД. | Текущий | готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. | Использовать информацию с учетом этических и правовых норм | Характеризовать группы профессий аграрных технологий и ситуацию на региональном рынке труда. Разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда. | |||||||||
5-8 | Технологии выращивания плодовых и ягодных культур. | 4 | Урок применения УУД. | Текущий | Уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения. | Оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности. | |||||||||
9-10 | Вводное занятие. (Технический труд) Инструктаж по охране труда. Этапы творческого проекта. | 2 | Урок открытия новых знаний. | предварительный | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; | рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труд | |||||||||
Раздел 2. Компьютерная графика, черчение. | ||||||||||||||||
11-12 | Конструкторская документация. Чертежи деталей. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Текущий | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; | соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства | распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии | |||||||||
13-14 | Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины и стали. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; | планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; | владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; | |||||||||
Раздел 3: Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов-14ч.. | 2 | . Урок открытия новых знаний. | Текущий | самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации | комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них |
| ||||||||||
15-16 | Заточка и настройка деревообрабатывающих инструментов. | |||||||||||||||
17-18 | Отклонение и допуски на размеры детали. | 2 | Урок формирования УУД. | Текущий | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; | планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; |
| |||||||||
19-20 | Столярные шиповые соединения. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. | оценка технологических свойств материалов и областей их применения; | |||||||||
21-22 | Технология шипового соединения деталей. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; | самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; |
| |||||||||
23-24 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Текущий | самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации | определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
25-26 | Технология обработки наружных поверхностей деталей из древесины. | 2 | Урок формирования УУД. | Текущий | выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; | комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
27-28 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; | самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; | рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труд | |||||||||
Раздел 4: Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов -16 ч.. | ||||||||||||||||
29-30 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Предварительный | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. | самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
31-32 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Текущий | выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; | комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
33-34 | Виды и назначение токарных резцов. | 2 | Урок формирования УУД. | Текущий | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; | определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
35-36 | Управление токарно-винторезным станком. | 2 | Урок формирования УУД. | Текущий | самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации | комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
37-38 | Приёмы работы на токарно-винторезном станке. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; | планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; |
| |||||||||
39-40 | Технологическая документация для изготовления изделий на станках. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации | определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
41-42 | Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Текущий | выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; | самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
43-44 | Нарезание резьбы. | 2 | Урок формирования УУД. | Текущий | самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации | комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них |
| |||||||||
Раздел 5: Технологии художественно-прикладной обработки материалов-12.. | ||||||||||||||||
45 | Художественная обработка древесины. Мозаика. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Предварительный | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности | определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
46 | Технология изготовления мозаичных наборов. | 1 | Урок формирования УУД. | Текущий | самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации | проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; |
| |||||||||
47 | Мозаика с металлическим контуром. | 1 | Урок применения УУД. | Текущий | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; | проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; | оценка технологических свойств материалов и областей их применения; | |||||||||
48-49 | Технология резьбы по дереву. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; | проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
Раздел 6 . Современные информационные технологии, «3D-моделирование» -9 ч. | ||||||||||||||||
50 | Понятие информационных технологий. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Текущий | самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации | комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них | рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труд | |||||||||
51-52 | Компьютерное трёхмерное проектирование. | 2 | Урок открытия новых знаний. | Текущий | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; | проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
53-54 | Трёхмерное проектирование в 3D- редакторе. | 2 | Урок формирования УУД. | Текущий | проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; | определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
55-56 | Обработка изделий на станках с ЧПУ. | 2 | Урок применения УУД. | Текущий | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; | комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них | оценка технологических свойств материалов и областей их применения; | |||||||||
57-58 | Разработка и создание изделия. | 2 | Урок формирования УУД | Текущий | выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; | алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; | ориентация
| |||||||||
Раздел 7: Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-строительных работ- 2. | ||||||||||||||||
59 | Основы технологии малярных работ. | 1 | Урок открытия новых знаний. | Предварительный. | Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; | проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; |
| |||||||||
60 | Основы технологии плиточных работ. | 1 | Урок формирования УУД. | Текущий | развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; | планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; | владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; | |||||||||
Раздел 1:Аграрные технологии (весенний период )-8 ч. | ||||||||||||||||
61-64 | Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. | 4 | Урок открытия новых знаний. | Текущий | Уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. | Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения. | Оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности. | |||||||||
65-68 | Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. | 4 | Урок применения УУД. | Текущий | Формирование понятий об организации и планировании технологической деятельности в растениеводстве. Профессиональное самоопределение. | Оценивать возможности реализации излишков растениеводческой продукции в регионе. | Определять примерный объем производства продукции и рассчитывать площадь под культуры с учетом потребностей семьи, определять планируемый доход, прибыль. Составлять план размещения культур на участке с учетом севооборотов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 8КЛАССЕ (национально-региональный компонент)
Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учр...
Рабочая программа основного общего образования по технологии для 10-11 класса (70 часов)
Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспи...
Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-8 класс
Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-8 класс...
Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 10-11 класс
Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 10-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по технологии
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на за...
Рабочая программа основного общего образования по технологии (технический труд) 8 класс.
Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников,...
2022-2023 Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5 класс
Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5 класс...