Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 10-11 класс
рабочая программа по технологии

Агапов Александр Сергеевич
Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10b_11b.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  среднего общего образования

по  технологии  МАОУ СОШ №1 города  Когалыма                                                    

на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа среднего общего образования

по технологии

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы Рабочей программы

страницы

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного предмета

5

Описание места учебного предмета в учебном плане

10

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

10

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

12

Содержание учебного  материала:

13

10класс

14

11класс

19

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

26

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

28

Описание учебно-методического и материально-технического  информационного обеспечения рабочей программы

29

Приложения:

Календарно-тематический план

10 класс: 10б

11 класс: 11б

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа среднего  общего образования по технологии (далее – Рабочая программа) является  составной частью образовательной программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2018-2019 и реализует основную ее цель:

Создание образовательной среды, способствующей получению обучающимися качественного образования, воспитанию духовно-нравственного, здорового человека, способного к самореализации в условиях современной жизни.

Цель Рабочей программы: создать условия для планирования, организации и управления учебным процессом по освоению обучающимися курса  технологии основного общего образования в полном объеме.

Задачи: 

  1. Обеспечить получение  всеми участниками образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами технологии

  1. Определить конкретное содержание, объем, примерный порядок изучения тем с учетом особенностей учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39, от 23 июня 2015 г. № 609).
  • Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.
  • Примерная программа среднего общего образования по технологии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.06.2015 № 576, 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677, от 08.06.2017 г. № 535, от 20.06.2017 г. № 581, от 05.07.2017 г. № 629).  
  •  Устав  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2018-2019 учебный год.
  • Положение о рабочей программе учебного предмета, утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 31.12.2015г.  № 711.

    Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).

     Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

      В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

     Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

   Метод творческого проекта, принятый авторами за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

    В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.

    Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы. Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объёме 70 часов, из расчёта 35 часов в год, 1 час в неделю.

    Представленный ниже тематический план предлагает распределение равной учебной нагрузки (по 35 часов) как для 10 класса, так и для выпускного 11 класса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • творческая, проектная деятельность;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

   Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

   Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

   В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

   Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

   При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.  

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;
  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

        Цели

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие  технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Структура  Рабочей программы:

        Рабочая  программа содержит следующие разделы:

  • Пояснительная записка.
  • Общая характеристика учебного предмета.
  • Описание места учебного предмета в учебном плане.
  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
  • Планируемые  результаты  обучения и освоения курса  технологии основного общего образования.
  • Содержание учебного  материала по классам.
  • Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  • Описание учебно-методического  обеспечения Рабочей программы.
  • Приложения.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные.

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:

Формирование знаний: лекция, конференция.

Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг, защита творческих проектов

Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования.

Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, зачет.  

   Типы уроков:

урок изучения нового

урок применения знаний и умений                     

урок обобщения и систематизации знаний        

урок проверки и коррекции знаний и умений   

комбинированный урок    

урок – лекция

     урок – семинар

     урок – зачет

     урок – практикум

   

 Методы обучения:  

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды  и др.); практический (практические работы,  моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
  • методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование). 

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский во внеурочной деятельности.                                                                  

Для достижения целей учитель сам выбирает  учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

          Срок реализации Рабочей программы:  2018-2019 учебный год

          Регламент прав и обязанностей  участников образовательного процесса

     Соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса

является необходимым условием реализации целей образования.

Учащиеся имеют право: на честную и объективную оценку результатов образовательной деятельности; на обеспечение учебными пособиями и другими средствами обучения; на различные виды внеучебной деятельности; на дополнительные занятия,  психолого-педагогическую помощь.                    

Учащиеся обязаны выполнять Правила для учащихся; соблюдать Устав школы.

Родители имеют право: на информирование о существующих учебных                    программах и их содержании; на информирование о результатах                                 выполнения учебной программы; на участие в определении индивидуальной образовательной программы для своего ребенка; на консультативную помощь; на апелляцию в случае несогласия с оценкой образовательных достижений ребенка.                                                                                       Родители обязаны создать условия, необходимые для успешной образовательной деятельности детей.

Учитель имеет право: на выбор учебных пособий; на информационное и методическое обеспечение; на выбор образовательных технологий;        на применение санкций при невыполнении учащимися своих обязанностей, не противоречащих основным принципам и методам педагогики и психологии, Уставу школы.            

 Учитель обязан: создать условия, гарантирующие возможность успешной образовательной деятельности всем учащимся.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится не менее  70 ч.  в год,   из расчета 1 ч в неделю   в 10 - 11  традиционных классах.  Итоговая отметка по предмету  выставляется на основании  Порядка выставления четвертных  (полугодовых), годовых, итоговых отметок обучающимся 5-11 классов Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» по предмету.
     Примерная программа рассчитана на
 70  учебных  часа. При этом в ней      предусмотрены резервные 2 часа свободного учебного времени .

Контроль за реализацией Рабочей программы предусматривает:

  • Контроль за выполнением программ
  • Мониторинг результатов обучения  по классам за год;
  • Диагностику,  которая включает в себя промежуточную аттестацию.

Промежуточная аттестация обучающихся  осуществляется через  контрольную работу в форме тестирования.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате обучения учащиеся овладеют:

• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные

интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность: познакомиться:

• с основными технологическими понятиями и характеристиками;

• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

• применять конструкторскую и технологическую документацию;

• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения

продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

• формирования эстетической среды бытия;

•развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников

информации;

• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

• построения планов профессионального образования и трудоустройства.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке  определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.     

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только  заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.  

2.Оценивание защиты проектов учащихся осуществляется по следующим критериям:

1. Аргументированность выбора темы, предлагаемых решений, подходов, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументация воплощения и представления проекта.

3. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество схем, рисунков, наличие презентации к проекту.

4. Коммуникативная компетенция: качество доклада (композиция, логичность, последовательность, аргументация), объем тезауруса; культура речи, глубина знаний по теме, общая эрудиция.

5. Полнота ответов на поставленные вопросы.

Максимальное количество баллов по каждому критерию – 5 баллов.  

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Разделы и темы

Количество часов

10

11

Производство, труд и технологии

Технологии и труд как  части общечеловеческой культуры

15

Влияние технологий на общественное развитие.

2

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

3

Технологическая культура и культура труда

2

Производство и окружающая среда.

4

Рынок потребительских товаров и услуг.

4

Организация производства

                8

Структура современного производства.

4

Нормирование и оплата труда.

2

Научная организация труда.

2

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

20

12

Проектирование в профессиональной деятельности.

4

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

4

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

2

Введение в психологию творческой деятельности.

2

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

4

Функционально - стоимостной анализ.

2

Основные закономерности развития искусственных систем.

4

Защита интеллектуальной собственности.

4

Анализ результатов проектной деятельности

2

Презентация результатов проектной деятельности

2

2

Профессиональное самоопределение и карьера

9

Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования

5

Планирование профессиональной карьеры

4

Творческая проектная деятельность

6

Итого

 35

35

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10 КЛАСС

Производство, труд и технологии

Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (15 часов)

Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

Современные технологии материального производства,

сервиса и социальной сферы (3 часа)

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

Технологическая культура и культура труда (2 часа)

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

Производство и окружающая среда (4 часа)

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.  

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

Рынок потребительских товаров и услуг (4 часа)

Основные теоретические сведения

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения законодательства о правах потребителя и производителя.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.

Электронная коммерция в системе Интернет.

Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие системы страхования в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.

Практические работы.

Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных  товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Варианты объектов труда

Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.

Технологии проектирования и создания материальных

объектов или услуг (20 часов)

Проектирование в профессиональной деятельности (4 часа)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 час)

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности информации. Эксперимент как способ получения новой информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.

Нормативные документы и их роль в проектировании.

Проектная документация (2 часа)

Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.

 Введение в психологию творческой деятельности (4часа)

Основные теоретические сведения

  Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 часа)

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

Анализ результатов проектной деятельности (2 часа)

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной  деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

 Презентация результатов проектной деятельности (2 часа)

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

11 КЛАСС

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА (8 ЧАСОВ)

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (4 ЧАСА)

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.  Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Перспективы экономического развития региона.

Понятие о разделении и специализации труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления. Функции работников вспомогательных подразделений. Основные виды работ и профессий. Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕТКС).

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Практические работы.

Анализ региональной структуры производственной сферы. Анализ форм разделения труда в организации. Анализ требований к образовательному уровню и квалификации работников. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

Варианты объектов труда

Средства массовой информации, электронные источники информации, специальные источники информации.

НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА (2 ЧАСА)

Основные теоретические сведения

 Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА  (2 ЧАСА)

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

Варианты объектов труда

Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ

ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ (12 ЧАСОВ)

ФУНКЦИОНАЛЬНО - СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ (2 ЧАСА)

Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Учебные проектные задания.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННЫХ СИСТЕМ

(4 ЧАСА)

Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире. Выдающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

 Практические работы

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.

ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (4 ЧАСА)

Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий.

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 ЧАС)

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА (9 ЧАСОВ)

ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА ТРУДА, ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (5 ЧАСОВ)

Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Варианты объектов труда

Источники информации о вакансиях рынка труда.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (4 ЧАСА)

Этапы профессионального становления и карьера, 2  ч

Теоретические сведения.

Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

Практические работы.

 Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИЙ, 2  Ч

Теоретические сведения.

 Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.

Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности,  в  общественном питании и в сфере перспективных технологий.

Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализи рованных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.

Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий. Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.

ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  (6 ЧАСОВ)

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (4  ЧАСА)

Теоретические сведения.

Определение жизненных целей и задач. Составление цлана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

Практическая работа.

 Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(2 ЧАСА)

Теоретические сведения

Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Выбор формы презентации. Определение целей презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Формы взаимодействия участников презентации.

Практическая работа.

Проведение презентации и защита проектов.

Океан профессий. Какие профессии Вас привлекают( 10часов)

Профессия и человек, профессия и время, какие бывают профессии  Где и как можно приобрести профессию? Типы учебных заведений. Профессиональный успех и здоровье

Познай себя (25 часа)

Ваши интересы и склонности.  Внимательны ли Вы?  Проверьте Вшу память. Что   помогает Вам познавать мир? Каков Ваш характер? Зачем нужно уметь контролировать своё поведение. Ваши ценности в жизни. Как ваши чувства влияют на Вашу жизнь? Общительны ли ВЫ? Итоговое занятие.  Контрольная работа

11 класс

Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения (20 часов)

          Проверь себя в сфере экологии. Примерьте  будущую профессию на уроке

Выполните профессиональную пробу: человек-природа. Радиоэлектроника – важнейшая составляющая многих профессий. Могу ли я быть инженером? Где и как искать работу? Профессиональные пробы

                 Проектная работа по повышению готовности к выбору направления дальнейшего образования или места работы (15 часов)

                 Консультации по выбору темы проекта.. Составление образов «идеальной» и «реальной» профессий. Самостоятельный поиск информации о путях приобретения профессий. Анализ собранной информации. Подготовка и оформление учебного отчета. Защита проектной работы

               Первый раздел ориентирует в многообразии мира профессий и путей продолжения образования (с учетом преимущественной ориентации старшеклассника на сферы деятельности, требующие естественнонаучного образования).

Перечень творческих работ:

10 класс

  1. Анализ пакета документов при составлении трудового соглашения.
  2. Составление опорных схем технологий деятельности человека.
  3. Структурирование сферы собственной деятельности (модель взаимодействия при демократическом стиле социального общения) с целью формирования собственной управленческой позиции (работа в группах).
  4. Осознание собственной позиции в окружающем мире в разных ситуациях (анализ притчей по предложенному алгоритму).
  5. Построение модели профессионального продвижения с учетом потребностей рынка и собственных склонностей и потребностей.

11 класс

  1. Составить резюме и портфолио для самопрезентации.
  2. Упражнения на формирование навыка телефонного общения и организации диалога.
  3. Построение модели профессиональной карьеры в соответствии с этапами проектирования профессиональной карьеры, учитывая компоненты технологической культуры

Учителю необходимо:

-   охарактеризовать наиболее распространенные способы классификации профессий;

-   показать основные направления приобретения профессии, способы получения и анализа информации о путях продолжения образования;

-  обратить внимание учащегося на возможность возникновения проблем несоответствия вариантов профессионального становления индивидуальным особенностям (в первую очередь – состоянию здоровья).

В ходе изучения второго раздела школьники знакомятся с богатством психологического мира человека, со своими индивидуальными ресурсами (интересами и склонностями, психофизиологическими особенностями, эмоциональными, волевыми, интеллектуальными и коммуникативными качествами).

Главное внимание учителя должно быть обращено на недопустимость жестких и однозначных оценок тех или иных качеств личности ученика. Профессиональный  выбор – за самим учеником, а педагог только сопровождает его на пути к профессиональному выбору.

Третья часть учебника предоставляет возможность старшеклассникам выполнить серию проб, мини-проектов в профессиональных сферах (человек – техника; человек – природа; человек – художественный образ; человек – человек; человек – знаковая система) и получить представление о своих предпочтениях, а главное – соотнести требования профессиональной деятельности со своими возможностями, спланировать действия для достижения успеха.

Методы преподавания могут выбираться преподавателем, исходя из его готовности к деятельности по поддержке профессионального самоопределения школьника в процессе его работы с учебником, а также исходя из обеспеченности данного процесса информационными и методическими ресурсами.

Минимальный уровень такой готовности и обеспеченности может предполагать использование самостоятельной работы старшеклассников с учебником, сопровождающейся комментариями учителя и использованием вопросов для размышления, дополнительной литературы, приведенных в конце каждой главы.

Расширение обеспеченности образовательного процесса информационными и методическими ресурсами позволяет сопровождать использование учебника:

-   работой со справочными материалами (базы данных, профессиографическая информация), представленными как в печатных изданиях, так и в телекоммуникационных сетях;

-  анализом публикаций в средствах массовой информации, отражающих различные аспекты ситуации на рынке труда и профессий;

-  применением в целях создания эвристических образовательных ситуаций видеопродукции или средств мультимедиа с потенциальным  профессиоведческим и профессиографическим содержанием.

Если выполнение предлагаемых в учебнике профессиональных проб, мини-проектов вызывает у учащихся затруднения, учитель вправе, по своему усмотрению, предложить школьникам аналогичные, более доступные им задания.

Оценка успешности усвоения основного содержания учебника «Технология профессионального успеха» не может быть выполнена формально (опросами, контрольными работами, тестовыми заданиями, зачетами и экзаменами).

Тематическое планирование по технологии с определением основных видов учебной деятельности

10 класс

Номер

главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Производство, труд и технологии

15

знать влияние технологий на общественное развитие;

распознавать составляющие современного производства товаров или услуг;

находить способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

организовывать технологию труда индивидуальной и коллективной работы;

2

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

20

оценивать потребительские качества товаров и услуг;

составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;

проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

выбирать средства и методы реализации проекта;

выполнять изученные технологические операции;

планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

Тематическое планирование по технологии с определением основных видов учебной деятельности

11 класс

Номер главы

Название изучаемой главы

Рекомендуемое количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Производство, труд и технологии

8

знать влияние технологий на общественное развитие;

распознавать составляющие современного производства товаров или услуг;

находить способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

организовывать технологию труда индивидуальной и коллективной работы;

2

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

12

оценивать потребительские качества товаров и услуг;

составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач;

проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

выбирать средства и методы реализации проекта;

выполнять изученные технологические операции;

планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

3

Профессиональное самоопределение и карьера

9

 находить источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

самостоятельно анализировать  рынок образовательных услуг и профессиональной деятельности;

уточнять и корректировать профессиональные намерения.

4

Творческая проектная деятельность

6

изучить основные этапы проектной деятельности;

рассмотреть проектирование материальных объектов или услуг; повысить эффективность своей практической деятельности;

организовать трудовую деятельность  при коллективной форме труда;

решать практические задачи в выбранном направлении технологической подготовки; составлять резюме и проведение самопрезентации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие среднее общее образование, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней  школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг;

составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу;

оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

выбирать средства и методы реализации проекта;

выполнять изученные технологические операции;

планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности  при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Библиотечный фонд

Класс

Автор используемой Программы (кем разработана, кем утверждена) источник программы

Кол-во часов

Используемые учебники

(указать издание)

10

Планирование составлено на основе: Примерной программы основного  общего  образования по направлению

«  Технология»,

   Программы образовательных учреждений  «Технология. Трудовое  обучение» (под рук.   В.Д. Симоненко)

35

Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под  редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.

Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2012 г.

11

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Технические средства обучения,

учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование

      Для обучения предоставлены кабинеты № 103,101,  которые снабжены учебниками, методическими материалами 

Кабинет № 103:

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • компьютер;
  • принтер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран;

Дидактический материал

  • Карточки для проведения тестовых работ по всем темам курса.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.

Кабинет № 101 (слесарная  мастерская)

  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • экран;
  • комплект инструментов классных: линейка, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль;
  • комплекты для моделирования и конструирования;

Дидактический материал

  • Карточки для проведения тестовых работ по всем темам курса.
  • Карточки для проведения контрольных работ.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНИКИ

  1. Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под  редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.
  2. Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2010 г.
  3. Учебник «Технология 11 класс А.М. Кабернюк, А.И. Терещук 2012г.
  4. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.
  3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.
  4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.  
  5. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.
  6. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.
  7. Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград:  Учитель, 2011.-88 с.
  8. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973г.

2. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М.: ДОСААФ, 1980г.

3. Джонс Дж. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986г.

4. Элотин Б., Зусман А. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. - Кишинев: Лумина, 1998г.

5. Кудрявцев ТВ. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1974г.

6. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978г.

7. Толяко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Рад. школа, 1983г.

8. Петрович М.Т., Цуриков В. Путь к изобретению. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

9. Растрагин Л. А. По воле случая. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990г.

11. Тринг, Лейтуэйт. Как - изобретать? - М.: Мир, 1980г.

12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995г.

13. Кламов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990г.

14. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1997г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 8КЛАССЕ (национально-региональный компонент)

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учр...

Рабочая программа основного общего образования по технологии для 10-11 класса (70 часов)

Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспи...

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-8 класс

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-8 класс...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...

Рабочая программа основного общего образования по технологии 7 класс. 2021 уч. г..

Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников,...

Рабочая программа основного общего образования по технологии (технический труд) 8 класс.

Реализация данной программы предполагается в рамках завершенной предметной линии для 5-8 классов подготовленная авторским коллективом А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко в развитие учебников,...

2022-2023 Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5 класс

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5 класс...