РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ 8КЛАССЕ (национально-региональный компонент)
рабочая программа по технологии (8 класс) на тему

Филатов Сергей Валерьевич

 

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.

В достижении этой важной для российской школы педагогической цели ведущую роль традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий. Накопленный в общем образовании опыт трудового обучения, сложившаяся материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания подготовки молодежи к труду средствами образовательной области "Технология", которая в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики. Эта область качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовки школьников в новых социально-экономических условиях с учетом тенденций технико-технологического развития современного общества и мирового опыта технологического образования.

В процессе должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

- становление активной гуманистической природа сообразной жизненной позиции, ответственного отношения к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;

- формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы, необходимых для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культурно - деятельностного досуга;

- расширение политехнического кругозора, применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

- развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

- развитие графической грамотности;

- формирование умений самостоятельной индивидуальной и согласованной коллективной работы, развитие способностей делового общения;

- обучение элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;

- ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;

- воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

Исходя из необходимости учета познавательных интересов личности школьника, его семьи и потребностей общества, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания для образовательной области "Технология" строится на следующих принципах:

- распространенность предполагаемых для изучения технологий в сфере производства, сервиса и домашнего быта и наличие в них современных научно-технических достижений;

- политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;

- четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся;

- семантическая согласованность и подчиненность проф. ориентационной, экономической, предпринимательской, информационной и экологической составляющих содержания изучаемым технологиям и видам труда.

Согласно Закону  Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ
«Об образовании в Кемеровской области» в  Кемеровской области действует государственный образовательный стандарт, который включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов (далее также - национально-региональный компонент) обеспечивает особые потребности и часть содержания образования, в которой отражены региональные и социально-культурные особенности и традиции, а также вопросы обеспечения безопасности.  Программа составлена используя национально-региональный компонент.   Мариинск называют музеем под открытым небом, город издавна славится своей деревянной резьбой.  В настоящее время остро стоит вопрос профессиональной ориентации учащихся. В среде молодежи сложилось пренебрежительное отношение к рабочим специальностям. Данная программа знакомит учащихся с профессией резчика по дереву, основой которой являются народные ремесла. Народное творчество создавало, воспитывало человека как творческую личность, учило любить труд и видеть мир глазами художника, одухотворяло человека любовью к людям, к природе, к Родине. Поэтому очень важно сохранить и приумножить народное творчество. Занятия курса характеризуются направленностью на овладение знаниями, умениями и навыками, на трудовое и эстетическое воспитание. На занятиях воспитанники развивают волевые качества, необходимые в труде, целенаправленность, ответственность, потребность обогащать себя новыми знаниями и навыками в работе. В процессе создания изделий учащиеся на практике применяют знания, полученные   на уроках изобразительного искусства,  литературы, истории, биологии. На занятиях происходит становление, воспитание и развитие в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личности, творческих способностей. Предлагаемая программа “Художественная обработка дерева” разработана с учётом профессиональной ориентации учащихся  по направлению “Художественная обработка дерева”, и обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащихся конкретной профессии. Программа включает занятия по введению в профессию резчика по дереву, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определенных профессиональных навыков и умений.                                      Цель: профессиональная ориентация обучающихся на профессии, связанные с художественной обработкой дерева, ознакомление с народными промыслами, обучение основным приемам и правилам выполнения резьбы по дереву, приемам переработки природных форм в декоративные образы, принципам разработки сюжетной композиции. Содержание данного курса позволяет решить следующие

задачи:                      познакомить обучающихся с профессиями, связанных с обработкой дерева, с декоративно-прикладным искусством;  выявить способности учащихся к художественной обработке дерева; развить у школьников интерес к художественной обработке дерева; освоить правила и приёмы резьбы по дереву; освоить технологические процессы и последовательность выполнения контурной, рельефной резьбы. Программа рассчитана на 34 часов. Недельная норма 1 часа. Возрастная категория – обучающихся восьмого классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nacionalnogo_komponenta.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №1

                                _/Сурикова Н.Ю./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

        / Нехорошкина А.Ф../

«        »        _2012г.

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей информационно-технологического профиля

                                 /Дегтерёва О.Г./

Протокол №        от «        »        2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ  8КЛАССЕ (национально-региональный компонент) на 2012-2013 учебный год (34 учебных часа)

                                                     Автор - составитель:  

                                     Филатов Сергей Валерьевич,                                                         учитель технологии,                                                             высшая квалификационная                         категория

Мариинск 2012

Пояснительная записка

Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.

В достижении этой важной для российской школы педагогической цели ведущую роль традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий. Накопленный в общем образовании опыт трудового обучения, сложившаяся материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания подготовки молодежи к труду средствами образовательной области "Технология", которая в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики. Эта область качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовки школьников в новых социально-экономических условиях с учетом тенденций технико-технологического развития современного общества и мирового опыта технологического образования.

В процессе должны решаться следующие задачи воспитания и обучения:

- становление активной гуманистической природа сообразной жизненной позиции, ответственного отношения к результатам своего труда, воспитание технологической дисциплины, трудолюбия и культуры труда;

- формирование технологических знаний, практических умений и навыков безопасной работы, необходимых для активного участия в созидательной и преобразовательной деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и обеспечение культурно - деятельностного досуга;

- расширение политехнического кругозора, применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

- развитие навыков проектной, конструкторской и художественно-прикладной деятельности в сочетании с формированием готовности к исполнительской деятельности;

- развитие графической грамотности;

- формирование умений самостоятельной индивидуальной и согласованной коллективной работы, развитие способностей делового общения;

- обучение элементам прикладных экономических знаний и началам предпринимательской деятельности;

- ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;

- воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.

Исходя из необходимости учета познавательных интересов личности школьника, его семьи и потребностей общества, достижений педагогической науки, отбор и построение содержания для образовательной области "Технология" строится на следующих принципах:

- распространенность предполагаемых для изучения технологий в сфере производства, сервиса и домашнего быта и наличие в них современных научно-технических достижений;

- политехническая и практическая направленность обучения, наглядность представления методов и средств осуществления технологических процессов;

- четкая конкретизация объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся;

- семантическая согласованность и подчиненность проф. ориентационной, экономической, предпринимательской, информационной и экологической составляющих содержания изучаемым технологиям и видам труда.

Согласно Закону  Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ
«Об образовании в Кемеровской области» в  Кемеровской области действует государственный образовательный стандарт, который включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов (далее также - национально-региональный компонент) обеспечивает особые потребности и часть содержания образования, в которой отражены региональные и социально-культурные особенности и традиции, а также вопросы обеспечения безопасности.  Программа составлена используя национально-региональный компонент.
   Мариинск называют музеем под открытым небом, город издавна славится своей деревянной резьбой.  В настоящее время остро стоит вопрос профессиональной ориентации учащихся. В среде молодежи сложилось пренебрежительное отношение к рабочим специальностям. Данная программа знакомит учащихся с профессией резчика по дереву, основой которой являются народные ремесла. Народное творчество создавало, воспитывало человека как творческую личность, учило любить труд и видеть мир глазами художника, одухотворяло человека любовью к людям, к природе, к Родине. Поэтому очень важно сохранить и приумножить народное творчество. Занятия курса характеризуются направленностью на овладение знаниями, умениями и навыками, на трудовое и эстетическое воспитание. На занятиях воспитанники развивают волевые качества, необходимые в труде, целенаправленность, ответственность, потребность обогащать себя новыми знаниями и навыками в работе. В процессе создания изделий учащиеся на практике применяют знания, полученные   на уроках изобразительного искусства,  литературы, истории, биологии. На занятиях происходит становление, воспитание и развитие в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личности, творческих способностей. Предлагаемая программа “Художественная обработка дерева” разработана с учётом профессиональной ориентации учащихся  по направлению “Художественная обработка дерева”, и обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащихся конкретной профессии. Программа включает занятия по введению в профессию резчика по дереву, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определенных профессиональных навыков и умений.                                      Цель: профессиональная ориентация обучающихся на профессии, связанные с художественной обработкой дерева, ознакомление с народными промыслами, обучение основным приемам и правилам выполнения резьбы по дереву, приемам переработки природных форм в декоративные образы, принципам разработки сюжетной композиции. Содержание данного курса позволяет решить следующие

задачи:                      познакомить обучающихся с профессиями, связанных с обработкой дерева, с декоративно-прикладным искусством;  выявить способности учащихся к художественной обработке дерева; развить у школьников интерес к художественной обработке дерева; освоить правила и приёмы резьбы по дереву; освоить технологические процессы и последовательность выполнения контурной, рельефной резьбы. Программа рассчитана на 34 часов. Недельная норма 1 часа. Возрастная категория – обучающихся восьмого классов.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1.

Цели и задачи курса обучения. Анкетирование обучающихся Осознанный выбор профессии. Художественная обработка дерева. История происхождения и развития народных промыслов России.

1

0,5

0,5

2.

Мастерская. Правила поведения в мастерской. Инструменты. История происхождения и развития инструментов. Древесина, применяемая в резьбе по дереву, и особенности её обработки. Техника безопасности и первая медицинская помощь.

2

1

1

3.

Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Контурная резьба. Основы композиции. Технология контурной резьбы. Материалы, инструменты.

4

0,5

3,5

4.

Рельефная резьба. Инструменты, материалы. Технология изготовления. Основы композиции.

4

0,5

3,5

5.

Рельефная резьба. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Творческая работа.

5

0,5

4,5

6

Художественные особенности геометрической (трёхгранно-выемчатой) резьбы

4

1

3

7

Технологические особенности геометрической (трёхгранно-выемчатой) резьбы

4

1

3

8

Исходные (“азбучные”) элементы геометрической резьбы

3

1

2

9

Орнамент геометрического характера из “азбучных” элементов

3

1

2

10

Работа по образцам

2

1

1

11

Выставка. Защита работ. Знакомства с образовательными учреждениями по профессии резчика по дереву.

2

2

12

Итого

34

8

26

Содержание курса

Тема 1 (1 час). Цели и задачи курса обучения. Анкетирование обучающихся с целью осознанного выбора профессии. Художественная обработка дерева. История происхождения и развития народных промыслов России.

Тема 2 (2 часа). Мастерская. Правила поведения в мастерской. Инструменты. История происхождения и развития инструментов. Техника безопасности и первая медицинская помощь. Древесина и особенности её обработки. Роль дерева в жизни человека. Охрана природы. Древесина и особенности её обработки. Выбор и подготовка древесины для резьбы.

Техника безопасности.

Практическая работа. Изготовление заготовки (пластины) для резьбы по дереву. Пластина 100х250х10 мм. Кедр.

Тема 3 (4 часа). Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Контурная резьба. Основы композиции. Технология контурной резьбы. Материалы, инструменты.

Практическая работа. Выполнение контурной резьбы по образцу. Резная пластина 100?250?10 мм. Кедр.

Тема 4 (4 часа). Рельефная резьба. Инструменты, материалы. Технология изготовления. Основы композиции. Обучение основным приемам переработки природных форм в декоративные образы, принципам разработки сюжетной композиции.

Практическая работа. Выполнение рельефной резьбы по образцу. Пластина 100?250?20 мм. Кедр.

Тема 5 (5 часов). Рельефная резьба. Декоративная пластина с композицией на произвольную тему. Творческая работа учащихся.

Практическая работа. Изготовление декоративной пластины с композицией на произвольную тему. Кедр. 200?300?200 мм.

Тема 6.(4 часа) Художественная особенность геометрической (трехгранно-выемчатой) резьбы. 

Элементы геометрической резьбы в традициях местных промыслов. Сочетание различных элементов геометрической резьбы. Разнообразие орнаментов геометрической резьбы.

Практическая работа. Подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы.

Объект труда. Учебная дощечка.

Оснащение. Образец подготовленной к резьбе заготовки, технологическая карта, чертежный инструмент.

Тема 7.(4 часа) Технологические особенности геометрической резьбы.

Материалы, инструменты и приспособления. Технология выполнения азбучных элементов.

Практическая работа. Определение направления резания в азбучных элементах геометрической резьбы на заготовках из хвойных и лиственных пород. Приемы работы с ножом-косячком.

Объект труда. Учебная дощечка. 

Оснащение. Образец изделия, инструмент для резьбы по дереву, заготовки, бруски и оселки для ручной заточки и правки режущего инструмента. 

Тема 8.(3 часа) Исходные (азбучные) элементы геометрической резьбы. 

Элементы геометрической резьбы (сколышек, куличок, бусинка, соты, лесенка, треугольник, цепочка, ромбы, витейка, змейка, елочка, звездочка, розетка, “сияние в круге, квадрате, ромбе” и т.д.). Приложение №1

Практическая работа. Выполнение узоров.

Объект труда. Учебная дощечка.

Оснащение. Образец изделия, инструмент для резьбы по дереву, заготовки, бруски и оселки для ручной заточки и правки режущего инструмента.

Тема 9.(3 час)  Орнамент геометрического характера из “ азбучных” элементов. 

Орнамент. Закономерности построения орнаментов. Орнаментальные ленты, розеты. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Понятие о композиции.

Практическая работа. Исполнение композиции геометрического орнамента.

Объект труда. Учебная дощечка.

Оснащение. Образец изделия, чертежный инструмент, образцы эскизов геометрических узоров, инструмент для резьбы по дереву, заготовки.

Тема 10.(2 часа) Работа по образцам. 

Практическая работа. Исполнение по образцу декоративной резной пластины с композицией геометрического орнамента.

Объект труда. Учебная дощечка.

Оснащение. Образец изделия, инструмент для резьбы по дереву, заготовки, инструмент для заточки и правки резаков.

Тема11. (2 часа). Итоговая выставка. Защита работ. Знакомство с образовательными учреждениями по профессии резчика по дереву.

Содержание программы способствует решению задач самоопределения ученика и дальнейшего выбора профессиональной деятельности. Виды деятельности и формы проведения занятий: беседы, лекции, практические занятия, деловые игры. Занятия проводятся в школьной мастерской по обработке дерева (столярная мастерская).

Ожидаемые результаты.

обучающихся должны знать:

  1. основные сведения о видах художественной обработки дерева;
  2. особенности и технологию изготовления контурной, рельефной резьбы по дереву;
  3. основы композиции;
  4. виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева, инструменты, оборудование и приспособления;
  5. правила безопасности труда и требования к организации рабочего места, оказание первой медицинской помощи.

обучающихся должны уметь:

  1. различать изделия разных видов обработки дерева;
  2. выполнять простые столярные изделия, владеть инструментом;
  3. делать зарисовки с образцов изделий;
  4. владеть инструментами, применяемыми в художественной обработке дерева;
  5. следить за соблюдением правил культуры труда;
  6. содержать в порядке рабочее место;
  7. экономно использовать материалы;
  8. пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда;
  9. видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы;
  10. затачивать и править инструменты;
  11. владеть приемами резьбы по дереву.

Практическим результатом деятельности обучающихся служит творческая работа в традициях народных промыслов Кузбасса. Формой контроля теоретических знаний служит зачет и творческая защита выполненной на уроках работы.

Список литературы. 

  1. Л.А. Логачева. Основы мастерства резчика по дереву. М.: Издательство “Народное творчество”, 2005.
  2. Г.Я. Федотов. Дерево. Техника резьбы. М.: Издательство “Эксмо-Пресс”, 2001.
  3. А.Ф. Афанасьев. Резьба по дереву. М.: Издательство “Культура и традиции”, 1999.
  4. Б.Нейл. Стильные штучки из дерева. М.: Издательство “Аст-Пресс”, 2006.
  5. Г.Я. Федотов. Деревянная пластика. М.: Издательство “Эксмо-Пресс”, 2004.
  6. А.С.Хворостов, Д.А. Хворостов. Искусство деревянной мозаики. М.: Издательство “Культура и традиции”, 2005.
  7. С.А. Ариарский. Сто удивительных поделок. М.: Издательство “Детская литература”, 2001.
  8. Л.В. Мельникова. Методика трудового обучения. М.: Издательство “Просвещение”, 1995.
  9. А.А. Абросимова. Художественная резьба по дереву. М.: Издательство “Высшая школа”, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8-9 КЛАССЫ

         Примерная программа по химии для 8-9 классов базоваго уровня образования.Программа рассчитага на 102 часа в 8 классе и 68 часов в 9-ом классе. Программа соотве...

Рабочая программа основного общего образования по литературе 7 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7го класса(2 часа в неделю,68 часов в год)...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .

Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...

Рабочая программа основного общего образования по литературе в соответствии с ФГОС на основе авторской программы под ред. В.Я.Коровиной

Рабочая программа основного общего образования по литературе составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ООО (прика...

Примерная рабочая программа основного общего образования по предмету "Физическая культура" ФГОС 2021 год (ДЛЯ КОНСТРУКТОРА ПРОГРАММ)

ФГОС нового поколения 2021 год, используется для создания рабочих программ ЧЕРЕЗ КОНСТРУКТОР...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...