План конспект урока по технологии на теме: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»
план-конспект урока по технологии (5 класс)
План конспект урока по технологии на теме: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Челюскинская средняя общеобразовательная школа
План конспект урока по технологии
на теме: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»
5 класс.
Разработал: учитель технологии
Шевченко Анна Юрьевна
2021
Класс: 5
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»
Тема: «Декорирование разделочной доски в технике декупаж»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «декорирование», «декупаж», научить простейшим приёмам салфеточной техники “Декупаж” на практике.
Задачи урока:
Обучающие: расширить представление учащихся о виде прикладного творчества «Декупаж», сформировать знания о приемах салфеточной техники “Декупаж”, об особенностях декорирования в данной технике.
Развивающие: развивать воображение, наглядно-образное мышление, познавательный интерес, мелкую моторику, творчество и рациональное использование времени.
Воспитательные: воспитывать творческий подход к работе и художественный вкус, стремление к достижению цели, аккуратность, концентрацию внимания, сознательное соблюдение правил безопасности при работе с режущими предметами и лаком.
Продолжительность урока: 80 минут
Оборудование к уроку: разделочная доска, декоративные салфетки, кисти, клей ПВА, гуашь – для окрашивания фона и нанесения дополнительных элементов в рисунке, канцелярский файл, кленка рабочая, непроливайка, инструкционная карта, образцы готовых работ, губка.
Ход урока.
1 этап: Организационный момент. (2 мин.)
Цель этапа - Настроить учащихся к работе на занятии.
Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все готовы к уроку? Есть ли отсутствующие в классе?
2 этап: Актуализация знаний и умений. (5 мин.)
Цель этапа - Выяснить степень усвоения заданного на дом материала и подготовка к основному этапу занятия.
- На прошлом уроке мы изучали как подготовить деревянную поверхность к декорированию.
Теперь ответьте на несколько вопросов:
- Для чего деревянная заготовка обрабатывается шлифовальной шкуркой?
- Для чего поверхность деревянной заготовкой грунтуется?
- Нужно ли после того как на заготовку нанесли первый слой грунтовки еще раз обработать шлифовальной шкуркой? Если да, то зачем?
Молодцы, все верно!
Определение темы урока:
- Перед вами лежат разделочные доски, которые мы с вами на предыдущем уроке подготовили к декорированию.
- Как вы думаете какими способами их можно декорировать?
- Посмотрите, пожалуйста, на вот эти декорированные доски (показываются образцы досок декорированных в технике декупаж). Как вы думаете в какой технике они декорированы?
- Правильно эта техника называется Декупаж!
- И цель нашего урока познакомиться с понятиями «декор», «декупаж», научить простейшим приёмам салфеточной техники “Декупаж” на практике. Мы с вами сегодня будем декорировать разделочные доски, которые вы подготовили на прошлом уроке.
3 этап: Усвоение новых знаний. (20 мин.)
Цель этапа: Познакомить учащихся с основными сведениями о виде прикладного творчества «Декупаж», о приемах салфеточной технике и этапах подготовки к нему.
Теоретические сведения.
1.Декорирование - это Слово Декор (франц. de'cor, от латинского decoro - украшаю) - совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
Декупаж (фр. découper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
2. Основы техники декупаж. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
Для того чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы.
- Запишите определение "декупаж" в тетрадь.
3. Материалы и аксессуары.
Для работы в технике "Декупаж" вам понадобится:
1. Основа – предмет, который декорируется.
2. Салфетки для декупажа или декупажные карты (бумага для декупажа разной плотности и разного размера, выбор которой зависит от выбранной техники).
3. Ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов).
4. Кисти - удобно использовать плоскую широкую синтетическую кисть. Для нанесения краски и лака используют поролоновую губку.
5. Для дорисовки мелкого рисунка используют акриловые краски (мы будем использовать гуашь, в целях экономии).
6. Декупажный клей - используется для приклеивания вырезанных фрагментов к основе, можно использовать клей ПВА.
7. При завершении работы используется акриловый лак, альтернатива которому, лак строительный на водной основе.
8.Эффекта старения можно добиться с помощью кракелюрного монолака. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин. Они могут быть одно — и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами.
4. Способы приклеивания салфетки.
Существуют различные способы приклеивания салфеток на изделие, рассмотрим основные.
Важное правило: Не забудьте расслоить салфетку! Вам понадобится только верхний слой салфетки с рисунком. При расслоении у вас получится тоненький и полупрозрачный слой.
Для небольших аппликаций подходит способ приклеивания маленьких элементов, вырезанных или вырванных из салфеток. К декорируемой поверхности прикладывается вырезанный элемент яркой стороной к вам. С помощью мягкой широкой кисти от центра к краю сверху промазывается клеем, разглаживая лёгкими движениями, приклеенный элемент, постепенно выгоняя воздух и излишки клея за его границы. Чтобы убрать излишки клея можно использовать, оставшиеся белые слои салфетки или губку.
Следующий способ — метод канцелярского файла (мультифора) - хорош для больших декорируемых площадей. Напоминает работу с наклейками.
Вырезанный (или вырванный из салфетки) мотив лицевой стороной прикладывается к тонкой прозрачной пленке, вырезанной из мультифоры, и обильно смачивается водой, с помощью широкой мягкой кисти. Салфетка прилипает к пленке. Далее пленка с салфеткой прикладывается к заранее смазанной клеем декорируемой поверхности, пленкой к себе. После чего через пленку с помощью рук или пластиковой карточкой разглаживаем фрагмент, выгоняя из под пленки излишки клея, воды и воздуха, затем аккуратно снимаем пленку, начиная с одного края. Даем изделию высохнуть. Покрываем лаком
Заключительный этап- просушка.
ФИЗМИНУТКА (2минут)
У каждого на столе лежит инструкционная карта и материалы для работы. В ней описаны все этапы работы. Ознакомьтесь с ней и проверьте готовность рабочего места. (2 минут)
Рабочие места готовы, можете приступать к работе.
4 этап. Практическая часть. (35мин.)
Ориентируясь на инструкционную карту, учащиеся оформляют разделочные доски в технике "декупаж" в своем стиле.
Этап – подготовка рисунка (вырезание рисунка салфетки и ее расслоение)
Этап - приклеивание салфетки на доску метод канцелярского файла.
Этап – декорирование готовой доски гуашью.
Этап – покрытые готовой доски лаком (на следующем уроке).
Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает.
5 этап. Подведение итогов урока (5 мин)
Выставка работ:
- Вот ваши разделочные доски готовы. Давайте их внимательно рассмотрим. Что вам нравится в вашей работе, а что бы вы исправили?
- Приближается Праздник день матери – время дарить подарки. А мы с вами знаем, что лучший подарок тот, который приготовлен своими руками. Я думаю, ваши замечательные разделочные доски будут идеальным подарком для ваших мам.
6 этап. Рефлексия (4 мин)
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научился(сь)…
- меня удивило…
- мне захотелось…
7 этап. Домашнее задание – На следующем уроке мы с вами доделаем наши (покроем их лаком).
8 этап. Выставление оценок. (5мин)
Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка). Говорит, сколько баллов поставил себе за проделанную работу и учитель выводит общую оценку.
Инструкционная карта
№ п\п | Наименование этапа | Эскиз | Материалы и инструменты |
1 | Покрытие основы акриловой краской | Акриловая краска, основа (разделочная доска) | |
2. | Расслоение салфетки, она состоит из трех слоев | Салфетка | |
3. | Вырезание или вырывание узора можно использовать целую салфетку | Слой салфетки с рисунком, ножницы | |
4. | вырезанный (или вырванный из салфетки) мотив прикладывается лицевой стороной к тонкому прозрачному файлу | Файл, салфетка | |
5. | Обильно смачиваем водой вырезанный (или вырванный из салфетки) мотив от центра рисунка к краю (либо сам файл смачивается водой и на мокрый файл прикладывается салфетка) | Кисть, вода | |
6. | Декорируемую поверхность покрываем слоем клея | Доска, кисть, клей | |
7. | Салфетка на файле прикладывается на поверхность доски, покрытую клеем | Доска, файл с мотивом | |
8. | Файл разглаживается руками или пластиковой карточкой. | Пластиковая карточка | |
9. | прозрачный файл аккуратно снимается, начиная с одного края. | ||
10. | Покрываем приклеенную поверхность клеем, просушиваем | ||
11 | Дорисовка элементов, просушка | Краски, кисти | |
12. | Покрываем лаком | Кисти, лак |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
План-конспект уроков по лёгкой атлетике. Изучение и совершенствование элементов техники бега. Развитие двигательных качеств.
Блок уроков по лёгкой атлетике в 4 четверти. Рекомендуется каждый урок проводить 4 раза по схеме: ИЗУЧЕНИЕ-ТРЕНИРОВКА-СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ-ЗАЧЁТ.ТАКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДАЁТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИЕ ДВ...
План-конспект урока "Прыжок в длину способом "согнув ноги".Совершенствование техники челночного бега"
Вашему вниманию предлагается план-конспект урока по теме "Прыжок в длину способом "согнув ноги". Совершенствование техники челночного бега"...
план-конспект урока "Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"
план-конспект урока для 8 класса по курсу новой истории...
План-конспект урока по физкультуре в 7 классе. Легкая атлетика. Техника метания малого мяча
План-конспект урока по физкультуре в 7 классе. Легкая атлетика. Техника метания малого мяча...
План-конспект урока для обучающихся 1-го курса "Легкая атлетика" Техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400
Тема урока:«Техника эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400»Цель урока: Обучение технике эстафетного бега. Эстафета 4*100; 4*400.Задачи урока:1.Образовательные: обучение технике перед...
Методическая разработка занятия по теме «Декорирование новогодней свечи в технике декупаж»
В разработке представлены два способа декорирования свечи в технике "Декупаж"(холодный способ)...