Виды пиловочного сырья. Способы раскроя, постав, баланс.
план-конспект по технологии

Виды пиловочного сырья. Способы раскроя, постав, баланс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_spets_tehnologiya_ramshchik_bilet_no_5_2020-2021.docx232.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рамщик

Предмет: «Специальная технология рамщик»

Конспект урока № 5

Виды пиловочного сырья. Способы раскроя, постав, баланс.

Цели урока: 1)Познакомить учащихся с видами пиловочного сырья; способами раскроя,

                          поставом, балансом.

                       2) Воспитание

                       3)Развитие познавательного интереса при обучении.

Тип занятия: комбинированный.

Материально-техническое оснащение: учебник С.Н. Рыкунин «Технология

                                                                 деревообработки».

Наглядные пособия: плакат «Виды пиловочного сырья»;

                                      Видео материалы: «Станок Барс (для получения специальных способов

                                                                        распиловки)»

Ход урока

1. Организационная часть

       1.1 Визуальный контроль посещаемости.

       1.2 Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих занятиях (фронтальная беседа).

       2.1 Из какой стали изготавливают рамные пилы?

       2.2  На что влияет угол резания?

       2.3 Почему не всю пилу, а только на зубья пилы выполняют напайки из твёрдого сплава?  

3. Формирование новых знаний.

           При выработке пиломатериалов бревна распиливаются в продольном направлении. По числу пил, одновременно участвующих в процессе, различают индивидуальный и групповой виды раскроя (распиловки) бревен.

          Индивидуальная распиловка осуществляется последовательно одной пилой; каждый рез назначается с учетом особенностей распиливаемого бревна.

          При групповой распиловке бревна раскраиваются несколькими пилами одновременно. Данный вид распиловки имеет широкое применение и является более производительным.

        Способы раскроя бревен обусловлены размером и качеством продукции, а также техническими требованиями к ней. Различают распиловку с ориентацией пропила относительно годичных слоев: радиальную — по радиусам годичных слоев, тангенциальную — по касательным к ним, а также распиловку параллельно образующей бревен для получения пиломатериалов с минимальным наклоном волокон, что необходимо при производстве лыж.

        В условиях массовой выработки пиломатериалов используют два основных способа распиловки бревен — вразвал и с брусовкой. При распиловке вразвал бревно пропускается один раз так, что плоскости всех пропилов параллельны между собой. В результате получаются необрезные доски и два горбыля. Данным способом распиливают почти все сырье лиственных пород и часть хвойных пород — тонкомерные бревна диаметром 14... 16 см.

       Распиловка с брусовкой осуществляется в два этапа (прохода). Сначала из бревна получают двухкантный брус, необрезные доски и два горбыля (первый проход). Затем брус распиливается в продольном направлении перпендикулярно его пропиленным пластям на обрезные и необрезные доски (второй проход). При распиловке толстомерных бревен диаметром 40 см и более на первом проходе возможна выпиловка нескольких брусьев. С брусовкой распиливается почти 60 % всего сырья, в основном хвойного, диаметром 18 см и более (рис. 10.1).

        Преимущества распиловки с брусовкой перед распиловкой вразвал заключаются в том, что она увеличивает процент выход спецификационных обрезных пиломатериалов, позволяет получать обрезные доски одной ширины и лучшего сорта за счет использования качественных зон бревна. Недостатком является необходимость двух лесопильных станков, что увеличивает площадь цеха.

              444-1 001

         444-1 002

        Кроме данных способов распиловки бревен существуют специальные. Секторный — характеризуется тем, что бревна диаметром 26 см и более распиливаются на секторы, а затем каждый сектор в отдельности раскраивается на радиальные или тангенциальные пиломатериалы. Число секторов может быть от 4 до 8, в зависимости от диаметра бревна.

        При развально-сегментном способе распиловки из средней части бревен диаметром 26 см и более получают два сегмента и несколько необрезных досок. Затем каждый сегмент раскраивается на радиальные полуобрезные доски.

      Брусово-сегментный способ распиловки бревен отличается от предыдущего тем, что из средней части бревна выпиливается брус. спецификационных обрезных пиломатериалов, позволяет получать обрезные доски одной ширины и лучшего сорта за счет использования качественных зон бревна. Недостатком является необходимость двух лесопильных станков, что увеличивает площадь цеха.

    Кроме данных способов распиловки бревен существуют специальные. Секторный — характеризуется тем, что бревна диаметром 26 см и более распиливаются на секторы, а затем каждый сектор в отдельности раскраивается на радиальные или тангенциальные пиломатериалы. Число секторов может быть от 4 до 8, в зависимости от диаметра бревна.

         При развально-сегментном способе распиловки из средней части бревен диаметром 26 см и более получают два сегмента и несколько необрезных досок. Затем каждый сегмент раскраивается на радиальные полуобрезные доски.

        Брусово-сегментный способ распиловки бревен отличается от предыдущего тем, что из средней части бревна выпиливается брус, а полученные сегменты раскраиваются на тангенциальные пиломатериалы.

        Круговой способ распиловки бревен заключается в последовательном повороте бревна на 90° после отпиливания нескольких параллельных досок. Данный способ относится к индивидуальным и позволяет отделить здоровую древесину от пораженной, особенно в случаях с гнилью и ложным ядром (рис. 10.2).

        Каждый способ распиловки бревна представляется в виде схемы, носящей название постава, на которой показаны порядок и место пропилов, их толщина. А понятие «постав пил» подразумевает набор пил в станке при групповой распиловке. Расстояние между пилами определяется толщиной межпильных прокладок, которая задается с учетом толщины пиломатериала.

        По расположению пропилов относительно оси постава — линии, параллельной линии пропилов и проходящей через центр вершинного торца бревна, — постав может быть симметричным и несимметричным. При симметричном поставе пропилы попарно симметричны относительно его оси, при несимметричном — пропилы несимметричны.

      По числу досок постав может быть четным или нечетным. В нечетных симметричных поставах сердцевина бревна попадает в среднюю доску — сердцевинную, в четных симметричных поставах сердцевина попадает в центральный пропил между двумя центральными досками.

       Постава составляют и рассчитывают до распиловки. Изменяя их, можно изменять размеры, качество и выход пиломатериалов. Поэтому существуют постава максимальный для обеспечения наибольшего объемного выхода пиломатериалов — и оптимальный для наибольшего выхода спецификационных пиломатериалов, которые могут быть одинаковыми при определенных условиях.

      При переработке сырья одной из основных задач является сокращение отходов и потерь, которые зависят от технологических факторов. Для оценки степени и рациональности использования сырья служат объемный, посортный и спецификационный выходы пиломатериалов, посортный состав пиломатериалов, коэффициент комплексного использования сырья, а также баланс древесины.

        

      Объемный выход Р, %, — это отношение объема полученной пилопродукции Vп, м3, к объему распиленного сырья Vс, м3:

                                                    Vп

                                              Р= ---- 100.

                                                                  Vс

      Посортный выход Рс1, %, это выход пиломатериалов по сортам Vп1 м3, к объему распиленного сырья Vc, м3:

                                                    Vп1

                                             Рс1= ------100.

                                                                   Vс

            Спецификационный выход Рсп, %, — это отношение объема спецификационных пиломатериалов Vсп, м3, к общему объему полученной пилопродукции, Vп м3:

                                                  Vсп

                                             Р= ------1ОО.

                                                   Vп

      Посортный состав С1%, это доля каждого сорта и сортимента пиломатериалов в их общем объеме:

                                                                Vп1

                                                       С1, = -----100

                                                                 Vп

          Коэффициент комплексного использования сырья учитывает отношение суммарного объема пиломатериалов, другой пило-продукции, технологических отходов, реализованных на сторону или использованных для выработки тепла и энергии, к объему распиленного сырья.

        Баланс древесины — это распределение древесины при переработке и распиловке по видам продукции, отходов и потерь. Он отражает рациональность использования древесины и зависит от способов распиловки, размеров и качества сырья, назначения пилопродукции и т.д. Расчет баланса — это определение объемов и процентного соотношения пиломатериалов, технологической щепы, опилок, кусковых отходов и усушки.

          К отходам относятся опилки, рейки, горбыли, торцовые срезки, а также вырезки участков с дефектами. Объем древесины в виде опилок зависит от толщины пил, величина остальных отходов зависит от размеров и форм бревен, а также от способа их раскроя.

          К потерям относят припуски на усушку древесины, которая меняет свои поперечные размеры с изменением влажности. Припуски на усушку составляют 5...6% от объема распиливаемого сырья.

4. Проверка усвоения нового материала:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.  В чём отличие индивидуальной и групповой распиловки?

2.  В чём заключается распиловка с брусовкой? На каком оборудовании его выполняют?

3.  В чём заключается круговой способ распиловки? На каком оборудовании его выполняют?

4.  В чём отличие радиальной и тангенциальной доски?

5.  Приведите примеры отходов и потерь при лесопилении.

5. Оценивание работы.

Учитель: Подведем итоги. Чему мы сегодня научились? Оценки за урок.

6. Домашнее задание.  Повторить изученный материал.

7. Уборка рабочих мест. (сдать учебники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»

Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология"....

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

Урок "Виды карманов и способы их обработки".

В представленном уроке прослеживается познавательная деятельность учащихся при изучении новых понятий и способов действия, выполнении практической работы и при оценивании результатов своего труда....

Виды информации и способы её представления

Виды информации по способу восприятия человеком....

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...