«Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия»
презентация к уроку по теме
Доклад на методическом совете о видах мотивации и способах ее формирования, о сходстве и различиях понятий "мотивация" и "педтехнология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_motivacii.doc | 293.5 КБ |
k_dokladu_o_motivacii.odp | 96.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на методическом совете
на тему: «Виды мотивации и способы формирования мотивации. Методика и технология: сходства и различия» учителя высшей квалификационной категории Захарченко О.А.
План.
- Мотив и мотивация.
- Мотив и мотивация.
- Виды мотивации.
- Способы (пути) формирования мотивации.
II. Методика и технология.
- Определение методики и технологии.
- Методика предметного преподавания и технология: сходства и различия.
- В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. К регуляционной относятся такие психологические процессы, явления и состояния, как ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае учитываются психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. Таким образом, существуют внутренняя мотивация, проявляющаяся в потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п. личности, и внешняя, исходящая из сложившейся ситуации и проявляющаяся в стимуляции.
Обе мотивации важны и находятся в зависимости между собой: внутренняя мотивация может актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация мотивов и потребностей, например, приводит к изменению ситуации.
Отсюда следует, что актуальное поведение человека есть результат непрерывного взаимодействия его внутренней мотивации с ситуацией.
Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив же — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций (потребностей, целей, интересов и т.п.).
Среди наиболее значительных мотивов следует выделить:
- потребности;
- цели
- интересы.
Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Потребность угасает лишь тогда, когда состояние нужды будет полностью удовлетворено.
Чем больше потребностей, тем выше уровень организации личности (меньше всего потребностей у растений). У человека, кроме физических, есть еще духовные, социальные (связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом) потребности.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
Дополнительная характеристика – предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель.
Цель — непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.
Кроме потребностей и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.
Интерес — особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства.
Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
Вывод:
Роль учителя в формировании мотивации (он может изучать внутренние мотивы и стимулировать ее развитие):
- выявление познавательных потребностей;
- их периодическая сменность;
- целеполагание (выдвижение долгосрочных и частных целей).
Дополнительно:
- поддержание интереса путем воздействия на слуховые, зрительные анализаторы или вовлечение в нестандартную деятельность (в частности, поисковую).
Кроме того, у учащихся может и должна быть сформирована мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений.
Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, т.е. стать более успешными. Выделяют четыре группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
- Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
- Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-развивающаяся кооперация.
- Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
- Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
II. Напоминаем, что методика – это система научного обоснованных методов, правил, приемов обучения предмету.
Педтехнология же – это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (впрочем, существуют и другие определения).
Как видно, понятие «методика обучения (воспитания)» имеет большое сходство с «технологией».
Общее: «технология» и «методика» выступают в 3-х четко выраженных областях:
- как теория;
- как регламент (алгоритм) деятельности;
- как педагогическая практика.
Методика преподавания и технология преподавания конкретной дисциплины часто употребляется как синонимичные понятия: разница лишь в расстановке акцентов.
а) В технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчетная компоненты, а в методике – содержательная, качественная и вариативная стороны.
Приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально».
б) Методика преподавания учебной дисциплины так же, как и технология, - часть педагогической науки, исследует закономерности процесса обучения, но она рассматривает передачу (изложение и усвоение учеником) содержания определенной дисциплины. Оно характеризуется отношением «преподавание – предметное содержание – учение».
Педтехнология разрабатывает более общие закономерности формирования личности обучающихся, рассматривает отношение «преподавание – учение».
Технологии обучения данной дисциплине от соответствующих частных методик отличают:
а) большая степень обобщенности, более широкая область применения;
б) чёткость формулировки целей, их диагностичностъ;
в) более глубокая теоретическая разработанность;
г) высокий уровень системного проектирования (наличие концепции, проработанность методологического, инструментального и личностного аспектов);
д) более высокий уровень регламентации, алгоритмизации;
е) более высокий уровень воспроизводимости;
ж) более высокая степень устойчивости (гарантированности) результатов.
Но картина взаимосвязи терминов «методика» и «технология» осложняется тем, что термин «методика» имеет множество значений, отличающихся по уровню и области применения (что, впрочем, можно отнести и к «технологии»).
Пример: есть модульные и локальные технологии (проведения различных форм занятий и мероприятий, формирования ЗУН, СУД и др.); методика = микротехнология – алгоритмы, инструкции… для получения результата (решения задач, написания сочинений, проведения опытов и т.д.).
Все это существующее разнообразие приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
Пример: методика расчета погрешности входит в состав технологии лабораторных работ, а технология лабораторных работ – часть методики преподавания предмета.
У Селевко: методика рассматривается как совокупность характерных особенностей, применяемых в данной технологии методов и средств, локальных и микротехнологий, методик и методических приемов.
Педтехнология относится к макротехнологии или отраслевой технологии (охватывает определенную образовательную отрасль, область, направление обучения, воспитания, учебную дисциплину).
Приложение 1
Памятка «Как достичь цели»
- Управление временем.
Упражнения «Замри», «Прогулка», «Книга», «Телевизор», «Зарядка», «Будильник», «Письменный стол».
- Планирование:
учет и контроль выполнения упражнений; анализ неудач.
- Работа по плану:
выполнение плана; внесение изменений; - окончательное выполнение плана.
Занятие: РБОТА С ЦЕЛЯМИ
Цель: научить школьников выдвигать конкретные цели и достигать их реализации.
Опыт работы показывает, что учащиеся не умеют ставить четкие, легко проверяемые цели.
Формулировки целей должны быть краткими, предельно конкретными и фиксироваться письменно.
Для достижения результатов в обучении ставить цели, целесообразно использовать методику одноминутных целей американского психолога С.Джонсона (Джонсон С., Джонсон, К. Одноминутный учитель / пер. с англ. Е. Г. Генделя. - Ми.: ООО «Попурри», 2002).
Инструкция по работе с одноминутнымп целями |
1, Я спокойно обдумываю, чего хочу (достичь, научиться, каким быть и г. и.) |
2. Я записываю свои цели от первого лица, в настоящем времени. Пример: «Я лучше слушаю объяснения в классе, и теперь быстрее выполняю домашние задания» |
3. Я излагаю цели кратко чтобы прочесть их всего за одну минуту |
4. Я стараюсь описать хорошие чувства, которые связаны с достижением цели. Пример: «Я с радостью получаю четверку по математике» |
5. Я устанавливаю срок, когда цель будет достигнута. Пример: «Я спокойно получаю «5» 13 декабря на контрольной работе по физике» |
6. Перечитывая цель, стараюсь пережить тс хорошие чувства, которые связаны с ее достижением |
7. Я несколько раз в день выделяю 1 минуту, чтобы перечитать свои цели и чтобы попять, в чем мое поведение соответствует их достижению (что я реально делаю для их достижения) |
8. Если мои действия помогают достичь цели (отлично!), я тут же проговариваю себе, что именно делаю правильно (или почти правильно), запоминаю свои хорошие чувства но этому поводу - продолжаю с успехом, ставлю новые цели |
9, Если мои действия не соответствуют целям (внимание!), я честно и конкретно говорю себе, что именно сделано неверно, я чувствую свой промах. Чем хуже я себя чувствую, тем лучше усвою, что мне совсем не нужны такие действия. Я хозяин своему поведению, я выбираю, как мне поступать, перенацеливаю свое поведение, уточняю цели |
Приложение 2
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
Анкета
Дата Ф. И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
- Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали: к) я больше знал и умел.
- Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
- Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не буду т наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
- Если и получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь. Спасибо за ответы!
Обработка результатов.
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенiнос количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает. Внешний мотив 0 баллов. Игровой мотив 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла
Социальный мотив 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений |
1 | 2 | 3 | 4 |
а) | 2 | 3 | 5 | 5 |
б) | 3 | 3 | 3 | 2 |
в) | 4 | 0 | 3 | 3 |
г) | 4 | 4 | 3 | 3 |
д) | 3 | 1 | 3 | 3 |
с) | 3 | 3 | 0 | 3 |
ж) | 3 | 5 | 0 | 4 |
3) | 0 | 3 | 4 | 0 |
и) | 0 | 0 |
к) | 5 | - | - |
Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41 48 |
II | 33 40 |
III | 25-32 |
IV | 15 24 |
V | 5-14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
- - очень высокий уровень мотивации учения;
- - высокий уровень мотивации учения;
- - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
- - сниженный уровень мотивации учения;
V - низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Выявление ведущих мотивов у учащихся 5 классов
Варианты ответов | Выбранные мотивы по номерам предложений |
1 | 2 | 3 | 4 |
а) | О | П | У | У |
б) | П | П | П | О |
в) | С | В | П | П |
г) | С | С | П | П |
д) | П | И | П | П |
е) | П | П | В | П |
ж) | П | У | В | С |
3) | В | П | С | В |
и) | В | - | - | В |
к) | У | - | - | - |
Условные обозначения мотивов:
У - учебный мотив;
С - социальный мотив;
П - позиционный мотив;
О - оценочный мотив;
И - игровой мотив;
В - внешний мотив.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборе учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Приложение 3
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
(для учащихся 7 класса)
Анкета
Дата Ф. И. Класс___________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
- Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения хороших отметок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления па работу;
г) того, чтобы получить хорошую профессию;
д) саморазвития, чтобы быть образованным и эрудированным человеком;
е) солидности.
- Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было учебников;
в) не воля родителей;
г) мне не хотелось учи ться;
д) мне не было интересно; с) не мысли о будущем;
ж) не долг перед Родиной;
з) не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.
- Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) приложенные усилия и трудолюбие;
в) мои способности;
г) выполнение домашнего задания;
д) хорошую работу;
е) мои личные качества.
- Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить высшее образование;
б) мне пока неизвестна;
в) стать отличником;
г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести пользу моей Родине.
- Моя цель на уроке...
а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;
б) усвоить материал и понять тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо, как мышка;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить пятерку.
- Когда я планирую свою работу, то...
а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
б) тщательно продумываю все ее аспекты;
в) сначала стараюсь понять се суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыхаю.
III
- Самое интересное на уроке - это...
а) различные игры по изучаемой теме;
б) объяснение учителем нового материала;
в) изучение новой темы;
г) устные задания;
д) классное чтение;
с) общение с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать.
- Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне нравится;
б) он легкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) мне не дают списать;
ж) мне надо исправить двойку.
- Мне нравится делать уроки...
а) когда они несложные;
б) когда остается время погулять;
в) когда они интересные;
г) когда есть настроение;
д) когда нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
- Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) возможная покупка желаемой вещи;
г) низкие оценки;
д) желание получать знания;
е) желание получать высокие оценки.
- Я более активно работаю на занятиях, сели...
а) ожидаю похвалы;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
- Хорошие отметки - это результат...
а) хороших знаний;
б) моего везения;
в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;
г) помощи друзей;
д) моей упорной работы;
е) помощи родителей.
- Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных мной усилий;
д) моего везения;
с) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.
- Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями,
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
- Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
- Ошибившись при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно;
б) теряюсь;
в) нервничаю;
г) исправляю ошибку;
д) отказываюсь от его выполнения;
е) прошу помощи у товарищей.
- Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то и...
а) анализирую его повторно;
б) огорчаюсь;
в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;
г) откладываю его на время;
д) обращаюсь к учебнику;
е) списываю у товарища.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) сложные и большие;
б) легко решаемы;
в) письменные;
г) не требуют усилий;
д) только теоретические или только практические;
с) однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Обработка результатов.
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.
Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.
Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив - 0 баллов.
Игровой мотив - 1 балл.
Получение отметки - 2 балла.
Позиционный мотив - 3 балла.
Социальный мотив - 4 балла.
Учебный мотив - 5 баллов.
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели |
а | б | в | г | д | е | ж | з | мотивации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 5 | 4 | 3 | 5 | 0 | - | - | I |
2 | 0 | 0 | 0 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 |
3 | 2 | 5 | 2 | 4 | 5 | 3 | - | - |
4 | 3 | 0 | 2 | 5 | 4 | 4 | - | - | II |
5 | 4 | 5 | 5 | 0 | 3 | 2 | - | - |
6 | 3 | 5 | 5 | 3 | 0 | 1 | - | - |
7 | 1 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 | 3 | - | III |
8 | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | - |
9 | 3 | 1 | 3 | 3 | 0 | 5 | - | - |
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллон итогового уровня мотивации |
I | 11 | III |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | 27-29 | 25-29 | 20-23 | 70-81 |
II | 24-26 | 20-24 | 16-19 | 58-69 |
III | 18-23 | 13-19 | 10-15 | 39-57 |
IV | 10-17 | 6-12 | 4-9 | 18-38 |
V | до 9 | до 5 | до 3 | до 17 |
- - очень высокий уровень мотивации учения;
- - высокий уровень мотивации учения;
- - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
- - сниженный уровень мотивации учения;
- - низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к цслеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выбора всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать, выводы о преобладании тех или иных из них.
Выявление ведущих мотивов у школьников 7 классов
Варианты ответов | Номера предложений |
7 | 8 | 9 |
а) | И | П | П |
б) | С | И | И |
в) | П | П | П |
г) | П | П | П |
д) | У | В | В |
е) | И | В | У |
ж) | П | О | - |
Условные обозначения мотивов:
У - учебный мочив;
С - социальный мотив;
П - позиционный мотив;
О - оценочный мотив;
И - игровой мотив;
В - внешний мотив.
Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.
Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации - стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.
Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).
Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах « +5» и « -5». Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется «+5 баллов». Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в «-5 баллов».
Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации |
а | б | в | г | д | е |
10 | +5 | -5 | -5 | -5 | +5 | +5 | IV |
11 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
12 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 |
13 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | -5 | V |
14 | +5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 |
15 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
16 | +5 | -5 | -5 | +5 | -5 | +5 | VI |
17 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 |
18 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; -10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков - IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; -1.0; -20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:
+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);
если набирает + 10; 0; -10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;
если набирает -20; -30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.
Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.
Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:
количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагапия, а также количество школьников с низким уровнем целеполагапия (определяется процентное соотношение между ними);
количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).
Приложение 4
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ОКОНЧАНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
(для учащихся 9 класса)
Анкета
Дата Ф. И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
- Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения образования;
б) поступления в ВУЗ;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
- Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в) не воля родителей;
г) не получал знания;
д) не жил.
- Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
- Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) закончить школу;
в) доставлять пользу людям;
г) обучение.
- Моя цель на уроке...
а) усвоить что-то повое;
б) пообщаться с друзьями;
в) слушать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать.
- При планировании своей работы я...
а) тщательно обдумываю ее;j
б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена || полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыхаю.
- Самое интересное па уроке - это...
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;j
в) изучение повой темы;
г) объяснение учителем нового материала,
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
- Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) мне не дают списать;
д) мне надо исправить плохую отметку;
- Мне нравится делать уроки...
а) когда ничто меня не отвлекает;
б) когда они несложные;
в) когда остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) когда я хорошо понимаю тему;
д) когда нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
- Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) деньги, которые я заработаю в будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) чувство долга;
г) низкие отметки;
д) желание получать знания;
- Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
- Хорошие отметки - это результат...
а) моей упорной работы;
б) заискивания перед учителем;
в) подготовленности и внимания на уроках;
г) моего везения;
д) получения качественных знаний;
е) помощи родителей или друзей.
- Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий и старания;
д) моего везения;
е) внимания к объяснению учебного материала учителем.
- Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
- Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
- Ошибившись при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
- Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) письменные;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
Обработка результатов.
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков (для 7 класса). Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего.
Ключ для показа гелей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации |
а | б | в | г | д | е |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | - | I |
2 | 0 | 3 | 0 | 5 | 4 | - |
3 | 2 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 |
4 | 3 | 0 | 4 | 5 | -- | - | И |
5 | 5 | 1 | 3 | 2 | 0 | - |
6 | 5 | 3 | 5 | 3 | 0 | 1 |
7 | 1 | 3 | 5 | 4 | 2 | 3 | III |
8 | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 5 |
9 | 0 | 3 | 1 | 3 | 0 | 5 |
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | II | III |
I | 26-28 | 24-27 | 22-25 | 70-80 |
II | 22-25 | 20-23 | 17-21 | 57 69 |
III | 18-21 | 15-19 | 13-16 | 44-56 |
IV | 15-17 | 9-14 | 7-12 | 29-43 |
V | до 14 | до 8 | до 6 | до 28 |
Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7 классов.
Выявление основных мотивов у школьников 9 классов
Варианты ответов | Номера предложений |
7 | 8 | 9 |
а) | И | П | О |
б) | П | И | П |
в) | У | В | И |
г) | С | В | П |
д) | О | О | В |
е) | П | У | У |
Условные обозначения мотивов:
У - учебный мотив;
С - социальный мотив;
П - позиционный мотив;
О - оценочный мотив;
И - игровой мотив;
В - внешний мотив.
Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7 классов.
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации |
а | б | в | г | л | е |
10 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | IV |
11 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
12 | +5 | -5 | +5 | 5 | +5 | -5 |
13 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | V |
14 | +5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 |
15 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
16 | +5 | -5 | -5 | +5 | -5 | +5 | VI |
17 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 |
18 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
(Диагностика представлена из сборника: Лукьянова, М. И. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: критерии и диагностика. М.: ТЦ «Сфера», 2004.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивация - процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотив — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций (потребностей, целей, интересов и т.п.).
Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Цель — непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Интерес — особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Вывод: Роль учителя в формировании мотивации (он может изучать внутренние мотивы и стимулировать ее развитие): выявление познавательных потребностей; их периодическая сменность; целеполагание (выдвижение долгосрочных и частных целей). Дополнительно: поддержание интереса путем воздействия на слуховые, зрительные анализаторы или вовлечение в нестандартную деятельность (в частности, поисковую).
Методика – это система научно обоснованных методов, правил, приемов обучения предмету. Педтехнология – это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса .
Общее: «технология» и «методика» выступают в 3-х четко выраженных областях: как теория; как регламент (алгоритм) деятельности; как педагогическая практика.
Технологии обучения данной дисциплине от соответствующих частных методик отличают: а) большая степень обобщенности, более широкая область применения; б) чёткость формулировки целей, их диагностичностъ; в) более глубокая теоретическая разработанность; г) высокий уровень системного проектирования (наличие концепции, проработанность методологического, инструментального и личностного аспектов); д) более высокий уровень регламентации, алгоритмизации; е) более высокий уровень воспроизводимости; ж) более высокая степень устойчивости (гарантированности) результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат "Способы формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка"
Обобщение опыта работы по теме "Способы формирования мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...
Исследовательская деятельность как способ формирования мотивации к изучению английского языка.
В материале представлен опыт организации исследовательской работы по английскому языку...
Презентация "Виртуальная экскурсия как способ формирования мотивации в обучении английскому языку"
В процессе обучения иностранному языку виртуальная экскурсия позволяет сделать изучение страноведческой информации более интересным и увлекательным, способствует формированию культурологического компо...
Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности
Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....
Способы формирования мотивации к изучению иностранного языка средствами внеурочной деятельности
Проблема мотивации в учении возникает по любому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков....
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы как способ формирования мотивации к чтению.
Данный материал познакомит с ипользованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы....