Урок "Виды карманов и способы их обработки".
методическая разработка по технологии по теме

В представленном уроке прослеживается познавательная деятельность учащихся при изучении новых понятий и способов действия, выполнении практической работы и при оценивании результатов своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_tehnologii.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок технологии в 9 классе

Дата: 26.01 2013 г.

Класс: 9 «В»

Раздел: «Технология обработки ткани. Поузловая обработка изделия»

Тема урока: « Виды карманов и способы их обработки»

Цель :

- формирование знаний, умений и навыков по обработке карманов;

Задачи урока:         

 - Ознакомить учащихся с группами карманов и их видами;

 - Познакомить с историческими сведениями о кармане;

- Научить правильному выполнению накладного кармана с клапаном с     соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;

- Развивать глазомер, творческие способности, сенсорное мышление и  оперативную память при выполнении работ;

- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимательность при выполнении работ и бережное отношение к инструментам, творческий подход к работе;

- Систематизировать и обобщить знания учащихся.

Тип урока: урок усвоения  новых знаний.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

Наглядные пособия: — презентация, макет кармана;  

Методическое оснащение и оборудование:

- компьютер, проектор, экран;

- шаблоны карманов из ткани, инструкционные карты;

- нитки, ножницы, иглы ручные, игольницы, карандаш, линейка.

Межпредметная связь:

 - история, русский язык, художественная литература, математика;

Место проведения: кабинет технологии.

Литература  учителя: Программа по технологии 5-11 класс, В.Д.Симоненко; Н.И.Лебедева « Женская одежда в деталях»

Характеристика класса:

Урок будет проводиться в 9 «В» классе, который имеет  96% успеваемости,  в подгруппе обучается 12 девочек . Все ученицы имеют «4» и «5», дисциплинированны, любознательны, увлекаются творчеством, пошивом одежды, историей моды, творческие и креативные.

Ход урока

п/п

Этап урока

Текущая задача

Предполагаемый

результат

1

Организационная часть: 

1. Проверка наличия учащихся;

2.Учебные и рабочие принадлежности;

3. Организация рабочего места;

Мотивация учащихся к рабочему процессу

Мотивировать учащихся на работу

2

Актуализация прежних знаний

(беседа «вопрос-ответ»):

1.С каким карманом вы уже знакомы?( простой накладной карман на фартуке).

2. Как обрабатывается верхний срез накладного кармана?

3. Какие карманы применяют при пошиве брючного изделия?

Подготовить учащихся к изучению нового материала для эффективного усвоения знаний

1.Готовность учащихся к изучению новой темы.

2. Выявить и сопоставить полученные ранее знания.

3. Развить самостоятельное мышление.

3

Изучение новых понятий и способов деятельности:

1.Полезные функции кармана

2. Виды карманов

3. Классификация карманов

1.Ознакомить учащихся с историей карманов.

2.Ознакомить с классификацией карманов.

1.Познакомить учащихся

2. Развить мышление у учащихся

4

Учебно-тренировочный этап:

1.Инструктаж по правилам ТБ при выполнении практической работы.

2. Практическая работа по теме

« Технология изготовления накладного кармана с клапаном. Крой деталей.»

3. Текущий инструктаж

1. Технологическая последовательность

выполнения накладного кармана с клапаном

2. Соблюдение ТБ при  работе с инструментами и при раскрое деталей.

3. Требования к раскладке лекал на ткани.

1. Выработка первоначальных знаний и навыков.

2. Ознакомление с особенностями изготовления накладного кармана с клапаном.

5

Заключительный этап:

1.Уборка рабочего места, распределить работу в группе (уборка со стола, складывание инструментов на свои места, подметание пола)

2.Рефлексия

а) что нового узнали на уроке?

б) с какими формами карманов вы познакомились?

в) Где могут располагаться карманы?

г) Какое назначение имеет карман?

1.Привить аккуратность и  самостоятельность, внимательность при выполнении работ и бережное отношение к инструментам, творческий подход к работе.

2. Выявить при помощи рефлексии знания учащихся, полученные на уроке.

1.Активное включение учащихся в подведение итогов урока

2. Закрепление знаний, полученных на уроке.

3. Оценка качества работы учащихся.

Анализ модели урока технологии в 9 «В» классе.

Предложенная модель урока отвечает требованиям обязательного минимума содержания образования по технологии и программы технологической подготовки учащихся в 9 классе.

Согласно характеристики класса цель и задачи урока соответствуют возможностям, способностям учащихся и предполагают ориентацию на развитие каждой ученицы.

Наблюдается связь учебного материала с жизнью, с субъективным опытом учеников. Содержание учебного материала отвечает принципу научности: грамотное оперирование базовыми понятиями.

Характер задания предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся, обучения навыкам самооценочной деятельности, оказанию взаимопомощи. Повторение правил техники безопасности при работе с инструментами учащимися оправдано. Ученицы имеют возможность выбора темпа и вида деятельности в рамках урока.

Модель урока планирует создание комфортных условий для каждого ученика: доброжелательное отношение учителя к учащимся. Характер поставленных вопросов дает возможность ученицам проявить свое отношение к самостоятельной работе.

Таким образом, в представленном уроке четко прослеживается активная познавательная деятельность учащихся во время актуализации прежних знаний, изучении новых понятий и способов действия, выполнении практической работы и при оценивании результатов своего труда.

Новый материал.

Нам известны многие изобретения человека, изменившие мир -  колесо, огонь, одежда.    (слайды)

Многие из изобретений человеку были подсказаны самой природой. Мы видим, что самолет похож на птицу, форма лодки напоминает рыбу, некоторые детали одежды напоминают форму цветов.   (слайды)

- Как вы думаете, а какая подсказка была дана природой по изобретению кармана?        (слайды, ответы учащихся )

- Верно, это карман кенгуру.

Вообще, об истории происхождении кармана существует много версий.

Карман в переводе с «тюрского», где оно звучит как «карма» и означает буквально мешок для денег.

От сюда в народе много разных пословиц и поговорок:

- держи карман шире ( отказ в просьбе)

- За словом в карман не полезешь ( находчивость собеседника)

- набить карман ( разбогатеть)

« КАРМАН» в словаре Даля трактуется как символ материального благосостояния.

Но, карман  как декоративную и функциональную деталь используют очень давно. История одежды показывает, что раньше карман вшивали в виде мешочка в деталь одежды. Известно, что японские женщины использовали широкие рукава кимоно в качестве карманов. Множество карманов пришивали на военную одежду. В докарманную эпоху наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу, или в поясных сумках. Это способствовало росту количества преступлений, создавало нездоровую и нервозную атмосферу на рынках, так как украсть такой кошель в толпе, не представляло особого труда.

 Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV. 

В женской и мужской одежде появились карманы только к концу 18 века, которые изготовлялись вместе с одеждой . В 19 веке карманы широко применяются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.

20 век - век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.

Мода на формы кармана меняется постоянно – НО! Неизменным оставалось одно – карман нес как деталь одежды, ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ НАГРУЗКУ.

Ну вот, историю кармана мы узнали.

Существует большое множество разнообразных карманов. Они отличаются по внешнему виду, конструкции и способам обработки.

*Карманы бывают: прорезные, в швах, накладные м и расположенные между фасонной линией и боковым швом (пример – брючный карман)

* Прорезные карманы могут быть с клапанами, в рамку, с застежкой-молнией, с листочками;

* Накладные карманы выполняют из основного материала, однако в некоторых моделях очень эффектно выглядят накладные карманы из отделочного материала. Накладные  карманы бывают с горизонтальным или наклонным входом, с клапаном или без него. Способов отделки накладных карманов много: рюши, оборки, клапаны, тесьма, вышивка и т.д.

 Впереди у нас с вами будет творческий большой проект – «Пошив брючного изделия», украшением которого всегда являются различные карманы.  И    чтобы правильно  обработать накладной карман, нам нужно сегодня разобраться с технологической последовательностью и раскроить детали кроя кармана.

Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.

И сейчас нам предстоит выполнить практическую работу, цель которой – раскроить сегодня детали кроя кармана и  подробно узнать об обработке накладного кармана.  У вас на столах лежит инструкционная карта, лекала выкройки. Приступаем к работе. 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Накладной карман с клапаном.

Технологическая последовательность:

1.Выкроить детали кроя по лекалу – деталь кармана - 1 дет. + припуск 1 см

деталь клапана  - 2 дет.+ припуск 1см.

2. Наметить место расположения кармана на основной детали (20 на 20 см)

3.Сметать 2 дет. клапана, сложить их лицевыми сторонами вовнуть,

обтачать клапаны, 0,5 – 0,7см срезать излишки шва в углах.

4 .Вывернуть клапан на лицевую сторону, выправить уголки и края,

выметать, образуя кант  шириной 0,1-0,2см. Выполнить

ВТО клапана через влажный проутюжильник с обеих сторон.

5 .Проложить отделочную строчку с лицевой стороны.

6. Обработать верхний срез кармана цельнокроеной обтачкой.

7. Заметать боковые и нижнюю стороны кармана на ширину припуска

1см. Приутюжить.

8. Приметать карман на линию расположения кармана. Настрочить

карман на расстоянии, равном ширине отделочной строчки на

клапане. Закрепить строчку в начале и в конце с помощью закрепки.

9 .Приложить клапан к верхнему входу кармана на расстоянии

0,7см нижней  стороной, приметать и притачать нижний край 

клапана (ширина строчки -  0,5см.)

10. Закрыть клапан и настрочить сверху с лицевой стороны

так, чтобы необработанный край был внутри, а строчка подходила

встык к верху кармана.

11. ВТО кармана.

 Итак, мы разобрались с вами какие бывают карманы и я хочу вам задать вопросы для закрепления:

- С какими формами кармана вы познакомились?                                                - Какие бывают карманы, по способу обработки?                                                 - Где могут располагаться карманы?                                                                         - Домашнее задание: Придумать и нарисовать на альбомном листе накладной карман необычной формы и с необычной отделкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе

Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

План- конспект урока в 8 классе «Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки

конспект урока «Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки" в 8 классе с заданиями на печатной основе...

Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."

Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...

Состав и способы кулинарной обработки продуктов питания

На занятии обучающиеся актуализируют знания о составе продуктов питания и роли белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма человека, узнают о том, что такое калорийность и энегретическая ц...

по ПМ 03 «Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале», тема: «Обработка карманов»

Методическая разработкаПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКАпо ПМ 03 «Технологическая обработка изделий ивыполнение их в материале»по теме: «Обработка кармана в шве»...