Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Бинарный урок
По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бинарный урок
По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы)
Ващелюк Татьяна Михайловна Учитель литературы
Толстунова Лариса Александровна Учитель русского языка
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
Цели урока:
- Образовательные:
- Развитие лингвистической компетенции через умение анализировать текст, создавать вторичное устное высказывание по теме «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения»
- Развивающие:
- Развитие мыслительной и коммуникативной деятельности учащихся на основе технологии сотрудничества
- Воспитательные:
- Воспитание сознательного интереса к родному языку, бережного отношения к слову;
- Воспитание интереса к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;
- Поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Тип урока: комбинированный
Методы:
- Репродуктивный
- Наглядный
- Практический
- Аналитический
Форма работы на уроке: фронтальная, в группах, самостоятельная.
Используемые технологии: технология проблемного обучения; интегративная.
Оборудование:
- Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
13-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.
- Бунин И.А. Легкое дыхание: Рассказы, стихотворения. – Л.: Дет. лит., 1991.-207с. (Школьная библиотека)
- Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8кл М.: Владос, 2006г.
- Интерактивная доска
Ход урока
- Мобилизующий этап
На интерактивной доске запись:
- На дворе холодно, неуютно.
- Но синицы прыгают возле кормушки…
- Синицы – зимние птахи.
- Вот одна из них пытается схватить клювом семечко.
- Смотрю и любуюсь: какая же она красивая, ловкая, сообразительная.
У. р. яз. Прочитайте предложения.
Найдите в них общее. (Учащиеся характеризуют общие синтаксические признаки предложений)
Задание выполняется письменно в парах.
- Актуализация знаний
У. р. яз. Сравните между собой сказуемые записанных вами предложений. Возникли ли у вас сомнения?... Почему? ( Не всегда сказуемое выражено глаголом)
Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нем.
(Учащиеся выделяют простое глагольное сказуемое)
3. Целеполагание
У. р. яз. Назовите сказуемые в остальных предложениях. Обратите внимание, из скольких слов они могут состоять, какой частью речи выражены. В связи с этим скажите, как они могут называться, сформулируйте тему урока. (Учащиеся с помощью учителя выполняют это задание и формулируют тему урока:
Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения).
Тему урока учитель записывает на доске.
У. р. яз. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с видами сказуемого; узнать, чем оно может выражаться; научиться различать сказуемые по составу слов, по способу упражнения лексического и грамматического значения.
У. р. яз. Наша задача – провести небольшое исследование: выявить грамматические особенности сказуемого. Как вы думаете, для чего нужны эти знания? (Совершенствовать свою речь.) Итак, тема урока: Виды сказуемого и способы его выражения.
4. Изучение нового материала
У. р. яз. Знания будете «добывать» самостоятельно ( в группах – 5), работая с учебником.
§14 стр. 49.
Этап погружения учащихся в теоретический материал, чтобы найти ответ на вопросы, предложенные каждой группе. Материалы оформить на листах в виде схем-алгоритмов . (Учитель-помощник.)
Вопросы – задания группам:
1 гр. Что обозначает сказуемое. Виды сказуемых.
2 гр. Особенности простого глагольного сказуемого.
3 гр. Признаки составного глагольного сказуемого.
4 гр. Особенности составного именного сказуемого.
Этап взаимообучения. Обмен приобретенными знаниями обо всех признаках сказуемого.
(учащиеся выбирают одного (сильного) ученика, который подведет итог всей работе).
- Закрепление.
Языковой анализ стихотворения И.А. Бунина.
Уч. литерат. Мы предлагаем вам стихотворение И.А. Бунина.
- Вам всем известно его имя. Родился он в 1870 г. в Воронеже, детство прошло на хуторе Бутырки и в деревне Орловской губернии, а умер он в большой бедности и полузабвении в 1953 г. в Париже.
Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва
А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаться стал я по степи свободной, Вдали от сёл и деревень.
И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья.
- Какова тема и основная мысль стихотворения?
- Что вы можете сказать о настроении лирического героя?
Совпадает ли оно с вашим восприятием содержания? (ученики отвечают. Учитель обобщает.)
Уч. л-ры. Описание природы в стихотворениях И.А. Бунина побуждают нас более внимательно всмотреться в окружающую жизнь и самого себя! И в этом стихотворении унылая пора осени созвучна грустным размышлениям человека: ведь снова часть жизни канула в вечность, а впереди зима и долгие ожидания весны.
Уч. л-ры. В стихотворении есть слова «чахнет». Его значение? (сохнуть) Скитаться? (странствовать без цели, вести бродячий образ жизни).
Уч. рус. яз. Вернемся к исходному тексту.
- Соотнесите поэтический текст с языковым материалом, который мы исследовали.
- Задания группам (каждая группа приводит примеры в соответствии со своими заданиями).
Приведите примеры простого глагольного сказуемого; составного глагольного и составного именного сказуемого.
Уч. л-ры. Подумайте, какова роль их в тексте?
(Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи).
7. Рефлексия.
-Один из авторов учебного пособия по русскому языку произнес фразу «Сказуемое – смысловой центр высказывания». Как вы это объясните?
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Сказуемое – смысловой центр высказывания. Оно чаще, чем подлежащее, выражает «новое».
Resource id #458
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....
Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...
Конспект бинарного урока по русскому языку и производственному обучению Тема " Правописание глаголов». Приготовление щей»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительных Цели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «имя существительное»; формирование...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительныхЦели деятельности учителя: актуализация знаний о числе имени существительного»; формирование умения опре...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...