Методическая разработка Тема: «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования»
методическая разработка по технологии (9 класс)

Полякова Оксана Евгеньевна

 «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования» на примере студии «Модница» ОДОД «Фабрика профессий «На Васильевском».

Методическая разработка составлена для участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направление «Культура дома, дизайн и технологии», практическая часть «Механическая обработка швейного изделия или узла» и «Моделирование швейных изделий», далее в тексте указано сокращенно: практическая часть ВСОШ по технологии.

Приоритетным направлением на пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии является специфика целеполагания: смысл организуемой деятельности заключается не только в достижении каких-либо конкретных результатов (победа в районном, региональном этапе ВСОШ по технологии, достижение высоких результатов в предметной деятельности и т.д.), а еще и в том, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их к участию в различных формах творческой деятельности. Основной результат деятельности педагога определяется, на мой взгляд, как профессиональное участие детей в деятельности, позитивно воздействующей на процесс их самоутверждения и самореализации, самоопределение (личностное, социальное, профессиональное), общую и досуговую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа №5 Василеостровского района

 Санкт- Петербурга имени Карла Мая

ОДОД «Фабрика профессий «На Васильевском»

Методическая разработка

Тема: «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования»

   

                                                             Автор: Полякова Оксана Евгеньевна

                                                             Педагог дополнительного образования

                                                             Студия «Модница»

Санкт – Петербург

2022


 «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования» на примере студии «Модница» ОДОД «Фабрика профессий «На Васильевском».

Методическая разработка составлена для участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направление «Культура дома, дизайн и технологии», практическая часть «Механическая обработка швейного изделия или узла» и «Моделирование швейных изделий», далее в тексте указано сокращенно: практическая часть ВСОШ по технологии.

Приоритетным направлением на пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии является специфика целеполагания: смысл организуемой деятельности заключается не только в достижении каких-либо конкретных результатов (победа в районном, региональном этапе ВСОШ по технологии, достижение высоких результатов в предметной деятельности и т.д.), а еще и в том, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их к участию в различных формах творческой деятельности. Основной результат деятельности педагога определяется, на мой взгляд, как профессиональное участие детей в деятельности, позитивно воздействующей на процесс их самоутверждения и самореализации, самоопределение (личностное, социальное, профессиональное), общую и досуговую культуру.

Для реализации программы по подготовке к практической части ВСОШ особенно актуальным становится вопрос о применении малозатратных, но при этом педагогически  эффективных форм. Среди наиболее оптимальных (имеется в виду оптимальность в соотношении малозатратности и эффективности) используются на занятиях следующие формы:

1.Интегрированное занятие - это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Его могут проводить как один педагог, так и несколько человек.

Интегрированные занятия предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся, развивают потенциал, побуждают к активному познанию особенностей кроя и пошива, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей той или иной швейной операции, к развитию личности как молодого специалиста. Требования к структуре интегрированных занятий - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия, большая информативная емкость материала.

Преимущества многопредметного интегрированного занятия перед традиционным монопредметным очевидны. Здесь можно создать более благоприятные условия для развития разных практических умений обучающихся, научить применению теоретических знаний в практической части ВСОШ по технологии, в конкретных профессиональных и научных ситуациях. Один из ярких примеров интегрирования – это совмещенные занятия по технологии обработки изделий (практическая часть ВСОШ по технологии), по изобразительному искусству и по математике. Практический этап ВСОШ по технологии включает в себя обработку узла или небольшого изделия с декоративной отделкой, зачастую симметричной и логично расположенной. Таким образом, проводя интегрированное занятие, включающее 3 предмета (изо, технологию и математику), мы развиваем логическое и эстетическое мышление обучающегося, показываем разные методики изготовления декора для швейного узла, формируем глазомер и чувство симметрии при выборе расположения декора.

2.Бинарные занятия – это одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид занятий, которые ведут несколько педагогов. Бинарные занятия требуют очень большой подготовки, как педагогов, так и обучающихся.

Цель бинарного занятия – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Бинарное занятие по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный  краткосрочный проект, позволяющий интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике.

Занятие делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов. Выполнение практической части ВСОШ возможно несколькими способами, несмотря на то, что в задании обычно точно прописана вся технология изготовления узла или изделия, бывают моменты, которые трудно реализовать в условиях ВСОШ на фоне стресса обучающегося. Именно бинарные занятия помогают разобраться с особенностями выполнения того иного швейного узла, помогают анализировать практическое задание в целом и правильно распределять время выполнения. На бинарном занятии ставится проблема: например, выполнить карман в рамку. Проблема ставится заранее, обучающиеся и педагоги готовятся к следующему уроку. Обучающиеся самостоятельно изучают тему. К заданию предлагается несколько способов выполнения кармана в рамку, за данный блок отвечает педагог по технологии пошива (педагог-технолог). Также педагог - технолог отвечает за блок выстраивания мышления при выполнении работы в условиях ограниченного количества времени, его задача показать принцип готового изделия, при каких условиях рамки кармана будут ровные, как логическим путем проанализировать работу и выявить недостатки. Третий блок – психологическая устойчивость при выполнении незнакомого задания за определенный отрезок времени. Педагог - психолог показывает практические упражнения, как успокоиться, если понимаете, что сделали ошибку, как начать выполнение заново, если потеряно время и у вас ощущение, что вы не успеете. Бинарные занятия систематизируют знания, развивают навыки самообразования, аналитические способности, изобретательность, активизируют мыслительную деятельность.

Это более высокий уровень сотрудничества двух педагогов, а также педагогов и обучающихся. Главный смысл бинарного урока заключается в подготовке участника ВСОШ к самостоятельной практической деятельности.

3.Занятия по выполнению простых комплексных работ. Цель данного типа занятия – познакомить обучающихся с грамотной организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ. Занятия по выполнению простых комплексных работ усиливают практическую направленность обучения, тесно связанную с изученным материалом, способствуют прочному, неформальному его усвоению. Основной формой проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. При выполнении практического этапа ВСОШ по технологии участники олимпиады должны уметь разделить задание на более простые части. Продумать выполнение каждой части: какие инструменты необходимы, как технологически правильно организовать процесс, какие трудовые приемы и навыки использовать, где применять влажно – тепловую обработку и т.д.

4.Занятия по выполнению сложных комплексных работ. Цель данного типа занятия – сформировать у обучающихся умение самостоятельно планировать технологический процесс, выполнять технологические требования, обеспечивать качество швейных работ. Занятия по выполнению сложных комплексных работ востребованы для подготовки к заключительному этапу ВСОШ по технологии, где уровень сложности заданий практической части высок. Обучающийся за ограниченное время должен не просто выполнить задание, а сделать его с высоким качеством, в соответствии с критериями оценки, а также с соблюдением технологии пошива.

5. Дуальные занятия. Это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте предприятия. Обучающиеся изучают теоретические аспекты изготовления швейных изделий или узлов, выполняют практические работы и лабораторные работы на базе ОДОД «Фабрика профессий «На Васильевском». Далее по приглашению предприятия (мы сотрудничаем с ООО «Леди Шарм») обучающиеся выполняют работу по обработке узла на производстве не только с участием своего педагога, но и с производственным наставником непосредственно на швейной фабрике. Огромный плюс таких занятий в том, что производственные наставники показывают, как упростить ту или иную операцию, какие есть тонкости и сложности при выполнении, как избежать брака в работе.

6. Мастер - классы. Мастер – классы – это занятие своего рода творческая лаборатория, где подробно изучается какая-то узкая тема, взятая из заданий практического этапа ВСОШ по технологии. Для работы в качестве помощников при проведении мастер – классов привлекаем студентов кафедры технологического образования РГПУ им. А.И.Герцена. Например, в сентябре 2022 года молодые педагоги проводили комбинированный урок по методикам окрашивания футболок. Каждый обучающийся узнал, как старой футболке вернуть актуальность, а также покрасил свою футболку. А в октябре 2022 года провели мастер – класс по практическому моделированию юбок с использованием манекенов. В одиночку педагогу сложно провести такой урок, обучающихся много, есть особенности и сложности при проведении комбинированных уроков, а волонтеры – хорошее подспорье: и студентам практика, и обучающимся познавательно.

Кроме различных форм занятий, которые мы применяем в ОДОД «Фабрика профессий «На Васильевском» для достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии очень важна высокая мобильность педагога, а также программы обучения. Эффективно работать могут только те группы, которые способны к гибкому, вариативному, незамедлительному реагированию на изменения в заданиях районного, регионального и заключительного этапов ВСОШ по технологии. Мобильность обусловлена высокой динамикой изменения, совершенствования  и развития заданий практической части ВСОШ по технологии. Таким образом, группы, занимающиеся подготовкой к ВСОШ, не могут эффективно работать по каким-либо типовым программам. Каждый год необходимо программу корректировать под новые требования, критерии оценивания и задания практического этапа ВСОШ по технологии.

Еще хотелось бы отметить, что для получения высокого результата в практической части ВСОШ по технологии необходимы не только систематические занятия, но и занятия сверх установленной программы. Для отработки результата надо многократно повторять одни и те же задания, уметь находить свои недочеты в работе, анализировать их, исправлять, не бояться пробовать выполнить самостоятельно обработку новых узлов. Все обучающиеся знают, что помимо основных занятий, они могут прийти и с другой группой, чтобы дошить своё изделие или задание, получить консультацию, посмотреть технологические, инструкционные карты или сшить повторно изделие (узел) самостоятельно в мастерской студии. Режим работы ориентирован на потребности и возможности обучающихся. Подобный подход к организации занятий позволяет (кроме создания оптимальных условий для разностороннего развития личности) достаточно эффективно осуществлять качественную подготовку к ВСОШ по технологии, а также способствовать раннему профессиональному становлению обучающихся.

Важный момент при подготовке к практической части ВСОШ по технологии – это понимание структуры задания, смысл выполняемой работы, а также критерии оценки. В части выполнения задания по моделированию обучающийся должен внимательно прочитать задание, чтобы не делать лишнее с одной стороны, и сделать всё, что требуется по заданию с другой стороны. Участник олимпиады должен понимать, где лист для разрезания и моделирования (это цветной лист), где он должен наклеить результат моделирования и каким образом подписать свои действия. Негласной проверкой своей практической работы по моделированию служит лист «Критерии оценивания» (последний лист в задании к моделированию), где по каждому пункту есть свой критерий оценки. Выполнил работу и проверяешь, указана ли у тебя долевая нить или припуски по всем срезам и так далее. Что касается практической работы по обработке швейного узла, то принцип аналогичный: понимание структуры работы, критериев оценивания, качества выполненной работы. В обработке узла для участников 9-11 классов всегда есть декорирование, которое зачастую надо придумать и выполнить до изготовления самого узла. Обучающиеся должны понимать, что на данном этапе не следует тратить слишком много времени, декор должен быть красивым, но при этом быстро и качественно выполненным, иначе можно не успеть сшить основное задание. После изготовления изделия обязательно выполнить окончательную влажно – тепловую обработку, иначе изделие не будет иметь товарный вид и получит меньше баллов. Перед выполнением участнику олимпиады надо ознакомиться с критериями оценки работы (последний лист задания), чтобы понимать, на что ему обратить особое внимание при выполнении задания, чтобы получить максимально высокий балл.


Заключение

Приоритетным направлением на пути достижения высоких результатов в практической части ВСОШ по технологии на региональном и заключительном этапах является индивидуальный подход к обучающимся. Педагог, занимающийся подготовкой обучающихся к ВСОШ по технологии должен быть в курсе всех актуальных изменений, касающихся содержания, структуры заданий, чтобы своевременно скорректировать программу занятий для более качественной подготовки участников ВСОШ.

Применение педагогически эффективных форм, таких как: бинарное занятие, интегрированное занятие, занятия по выполнению простых и сложных комплексных работ, дуальные занятия, а также мастер- классы очень важны для подготовки и получения высокого результата в практической части ВСОШ по технологии.

Список литературы

1. Гребенюк Т.Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании: сб. науч. тр. / под ред. Т.Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2018. С. 7– 17.

2. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997.

3. Кропотова , Л.А. Проектирование и анализ современного урока [текст] / Л.А. Кропотова. – Новокузнецк, 2011. – 310с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия в системе дополнительного образования "Поделки в технике Оригами"

занятие кружка в пришкольном лагере в каникулярное время - поделки в технике "Оригами"....

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одна из проблем  в школьном образовании - неуклонное сокращение времени, выделяемого на изучение химии: всего 4 ч в неделю в основной школе (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-...

Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе творческой деятельности в области изобразительного искусства дети под руководством педагога дополнительного образования приобщаются к культурно — историческому наследию общества....

Статья "Изобразительная деятельность обучающихся на уроке и занятии в системе дополнительного образования"

Нравственное воспитание обучающихся - одна из главных задач современной педагогики. Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало, является одним из средств в решении...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования

В статье говорится об использовании здоровьесберегающих технологий на занятиях в детских объединениях дополнительного образования технической направленности.  Будет полезна руководителям объедине...